oldi

Хроники «зазеркалья»: что год грядущий нам готовит

Сергей Асмаков

Дайджест событий уходящего года

Полный кадр: продолжение банкета

Сезон анонсов: уже скоро

 

Заключительный выпуск «хроник» посвящен подведению итогов года нынешнего и предварительному обзору наиболее ожидаемых новинок 2014-го. Понятно, что производители не раскрывают всех карт. Однако и того, что уже обнародовано, вполне достаточно для предвкушения еще одного ударного года в пока еще недолгой истории незеркальных цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой.

Нынешний год в сегменте незеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой выдался богатым на события. Наряду с эволюционным развитием линеек камер и сменных объективов для них мы увидели целый ряд экстраординарных новинок, свидетельствующих о продолжающемся качественном росте данного сегмента. Производители, взявшие на вооружение народную мудрость «куй железо пока горячо», не планируют останавливаться на достигнутом и готовят к следующему году не менее впечатляющие новинки в еще больших количествах.

Дайджест событий уходящего года

Для начала вспомним наиболее яркие и неординарные премьеры уходящего года. Безусловно, одной из них стал представленный в начале сентября фотоаппарат Olympus OM-D E-M1. Разработчики фотоподразделения японской компании очень тщательно проанализировали рыночную конъюнктуру и сумели создать продукт, максимально полно отвечающий потребностям целевой аудитории как в части технических характеристик и функциональных возможностей, так и в части дизайна. Внешне корпус с довольно большой рукояткой-захватом и выступающей вверх граненой «надстройкой» видоискателя выглядит как своего рода собирательный образ пленочного зеркального фотоаппарата 70-80-х годов, немного уменьшенный в размерах. Сходство усиливают многочисленные кнопки, колесики и рычажки, обеспечивающие быстрый доступ к различным настройкам и функциям.

В противоположность ретро­внешности внутри камеры OM-D E-M1 установлена самая современная цифровая начинка: 16-мегапиксельный КМОП-сенсор Live MOS, высокопроизводительный процессор TruePic VII, 5-осевая система стабилизации изображения, электронный видоискатель высокого разрешения (2,36 млн пикселов) с автоматической регулировкой яркости подсветки, а также ЖК-дисплей с изменяемым углом наклона.

 

Фотоаппарат Olympus OM-D E-M1

Но, пожалуй, наиболее важным техническим новшеством, внедренным в модели OM-D E-M1, стала система автоматической фокусировки Dual Fast AF. Она обеспечивает быструю фокусировку как по контрасту, так и с использованием метода фазовой детекции. Первый способ задействуется при установке объективов системы Micro Four Thirds, второй — при работе с оптикой Four Thirds. Определение типа объектива и выбор соответствующего способа фокусировки производятся автоматически.

Конечно, Olympus не первой реализовала гибридную систему автофокуса. Подобные решения уже применялись в ранее выпущенных фотоаппаратах конкурирующих производителей (в частности, Canon EOS M, Nikon 1 V1, Sony NEX-5R и др.). Однако не секрет, что в большинстве случаев при установке автофокусной оптики от «родственных» зеркальных систем (через соответствующий переходник) скорость срабатывания гибридных систем, переключающихся в данном случае в режим фазовой детекции, зачастую оказывается гораздо ниже по сравнению с зеркальными фотоаппаратами. Заслуга инженеров Olympus заключается в том, что им удалось сделать гибридную систему автофокуса, которая работает с оптикой от зеркальных камер системы Four Thirds в режиме фазовой детекции столь же быстро, как и с объективами Micro Four Thirds. Как утверждают представители Olympus, при установке на аппарат OM-D E-M1 оптики системы Four Thirds автоматическая система фокусировки Dual Fast AF срабатывает с такой же скоростью, как и на зеркальной камере Olympus Е-5.

Некоторые специалисты считают фотокамеру OM-D E-M1 настолько удачной, что прочат ей роль некоего эталона, на который в ближайшее время будут равняться другие производители незеркальной фототехники. Это касается как ретро­дизайна (который в последнее время становится всё более популярным), так и набора технических решений.

Скорее всего, в 2014 году произойдет качественный скачок в развитии гибридных систем автофокуса, которыми оснащаются незеркальные фотоаппараты со сменной оптикой. Во всяком случае, производители кровно заинтересованы в этом. Понятно, что возможность полноценной работы с автофокусной оптикой зеркальных систем позволит расширить аудиторию пользователей незеркальных камер. Также нетрудно предположить, что доля моделей, оснащенных гибридной системой автоматической фокусировки, в ближайшее время будет быстро увеличиваться.

Во второй половине уходящего года ударно выступила Sony. В августе она запустила своего рода пробный шар — модель Sony Alpha 3000 (A3000). Фактически это была первая (с начала выпуска фотокамер семейства NEX) попытка разработчиков Sony кардинально переосмыслить дизайн незеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой. Снаружи камера A3000 выглядит как типичная цифровая зеркалка с массивной рукояткой-захватом и выступающей вверх «надстройкой» видоискателя. Однако функционально это настоящий представитель семейства NEX: помимо ЖК-дисплея есть электронный видоискатель, а оптика устанавливается через байонет E mount. Да и цена A3000 вполне позволяет отнести ее к категории бюджетных моделей.

Спустя всего два месяца Sony анонсировала первые в классе полнокадровые модели A7 и A7R и линейку полнокадровых объективов с байонетом E mount. Несмотря на то что в дизайне корпуса этих камер тема ретро разбавлена современными элементами, многие сразу же обратили внимание на сходство некоторых деталей (в частности, граненой «надстройки», в которой размещен электронный видоискатель) с Olympus OM-D E-M1. Видимо, дизайнеры Sony и Olympus черпали вдохновение из одного и того же источника. Но если абстрагироваться от внешнего сходства отдельных элементов корпуса, придется признать, что OM-D E-M1 и A7/A7R — это аппараты совершенно разных классов, адресованные различным категориям пользователей.

 

Фотокамера Sony A7 первой в классе получила
полнокадровый сенсор

Еще одним заслуживающим внимания событием уходящего года стал анонс фотокамеры Nikon 1 AW1 и серии сменных объективов 1 Nikkor AW, конструкция которых обеспечивает эффективную защиту от попадания внутрь пыли и влаги, а также возможность съемки под водой на глубине до 15 м без использования дополнительных приспособлений.

Конечно, выпуск этих продуктов вряд ли можно объяснить внезапно возникшим спросом на незеркальные фотоаппараты в подводном исполнении. Этот шаг скорее выглядит как отчаянная попытка Nikon привлечь внимание к моделям и оптике системы Nikon 1 и таким образом хоть как­то стимулировать рост их продаж, объем которых в 2013 году оказался гораздо ниже ожидаемого. Свою негативную роль сыграли как значительное опоздание с выпуском подобных продуктов (первые аппараты линейки Nikon 1 были представлены лишь спустя три года после анонса системы Micro Four Thirds), так и выбор в пользу сенсора относительно небольшого (по сравнению с основными конкурентами по данному сегменту) формата.

 

Фотоаппарат Nikon 1 AW1
в паре со сменными объективами серии 1 Nikkor AW
позволяет снимать в сложных погодных условиях
и под водой без использования дополнительных приспособлений

Если оценивать ситуацию в глобальном масштабе, то одним из главных итогов 2013 года стала тенденция к всё более четкому делению производителей цифровых фотокамер со сменной оптикой на два лагеря: приверженцев традиционных зеркальных аппаратов, с одной стороны, и сторонников более новаторских и компактных незеркальных моделей — с другой.

В сентябре одновременно с анонсом фотоаппарата OM-D E-M1 компания Olympus сделала официальное заявление об изменении стратегии развития линейки своих фотокамер со сменной оптикой. Не имея возможности параллельно развивать линейки зеркальных и незеркальных фотоаппаратов, руководство японского производителя сделало выбор в пользу последних.

Партнер Olympus по альянсу Micro Four Thirds — компания Panasonic — пока что подобного заявления не сделала. Однако активное развитие линейки камер Lumix G и оптики стандарта Micro Four Thirds наряду с отсутствием новых моделей зеркальных фотоаппаратов (последний из них — Lumix DMC-L10 — был анонсирован в далеком 2007 году) лучше всяких слов свидетельствует о выбранном курсе.

То же самое можно сказать и о корпорации Sony. Объединение все типов фотоаппаратов со сменной оптикой под единым брендом «альфа» (скорее всего, названия NEX на новых продуктах Sony мы больше не увидим) и выпуск полнокадровых незеркальных моделей красноречиво свидетельствуют о смене стратегии. Возможно, разработка и выпуск зеркальных и SLT-фотоаппаратов семейства «альфа» будут продолжены, однако чем дальше, тем отчетливее акцент смещается в сторону незеркальных моделей.

На противоположном полюсе располагаются столпы сегмента зеркальных фотокамер — Canon и Nikon. В сегменте профессионального фотооборудования их позиции пока выглядят незыблемыми, что позволяет рассчитывать на более­менее стабильный доход — по крайней мере, в ближайшей перспективе. Понятно, что разработка и выпуск незеркальных моделей и оптики (продуктов, в общем­то, любительского класса) для них является лишь одним из второстепенных направлений. Тем более что ни Canon, ни Nikon особыми успехами в этом сегменте похвастаться пока не могут.

Кстати, недавно в интервью для специализированного австралийского журнала Camera председатель Совета директоров компании Leica Альфред Шопф (Alfred Schopf) заявил, что, учитывая быстрый прогресс незеркальных камер со сменной оптикой, он не может быть на 100% уверен в том, что сегмент цифровых зеркальных фотоаппаратов еще будет существовать через 10 лет.

Одним из редких исключений пока остается Pentax, а точнее — Ricoh Pentax Imaging. В минувшем году под брендом Pentax были выпущены как незеркальные, так и зеркальные модели. Кроме того, Ricoh еще до поглощения Pentax начала развивать собственную систему модульных камер GXR. Впрочем, существенного влияния на расстановку сил Pentax (даже будучи теперь под крылом Ricoh) оказать вряд ли сможет в силу весьма скромной доли рынка.

Полный кадр: продолжение банкета

Переходим к информации и слухам о новинках 2014 года. Естественно, после анонса моделей Sony A7 и A7R стали появляться всё новые и новые слухи о разработке других моделей с полнокадровыми сенсорами.

В конце октября на ресурсе Egami (http://www.egami-image.com/) было опубликовано сообщение, согласно которому инженеры Sony уже вовсю работают над фотоаппаратом, по размеру напоминающим модель NEX-5, но при этом оснащенным полнокадровым сенсором. Эта информация была почерпнута из патентной заявки, поданной японской корпорацией.

Спустя месяц на ресурсе Sony Alpha Rumors (http://www.sonyalpharumors.com/) была опубликована новостная заметка о том, что в 2014 году будут выпущены пять полнокадровых объективов Carl Zeiss с байонетом E mount и ручной фокусировкой. Ожидается, что их премьера будет приурочена к выставке Photokina 2014.

Примерно в то же время появилась информация о разработке совершенно нового полнокадрового сенсора для топовых моделей цифровых фотоаппаратов Sony. Его разрешение составит 54 (!) мегапиксела. Кроме того, в сенсоре предусмотрено 2460 специальных ячеек, обеспечивающих работу системы автоматической фокусировки методом фазовой детекции. Правда, появления первых серийных фотокамер с таким сенсором придется подождать, как минимум, еще пару лет.

Сезон анонсов: уже скоро

Череда анонсов продуктов сезона-2014 стартует практически одновременно с наступлением календарного года. В начале января пройдет одна из крупнейших в мире ежегодных выставок бытовой электроники — Consumer Electronics Show (CES 2014), а в середине февраля — специализированный форум CP+ 2014. Вполне естественно, что производители стараются приурочить премьеры более­менее значимых продуктов первого полугодия к одному из этих событий.

Согласно пока не подтвержденной официально информации, в течение двух первых месяцев 2014 года ожидаются анонсы новой камеры системы Micro Four Thirds от компании Olympus (по-видимому, речь идет о следующей модели серии OM-D), а также пары фотоаппаратов Sony. Одним из них, вероятно, станет долгожданный преемник модели NEX-7.

В последнее время появляется всё больше слухов о совместной работе Leica и Panasonic над таинственной незеркальной (и при этом не дальномерной) камерой со сменной оптикой. Судя по всему, эта модель будет оснащена сенсором формата APS-С. Во всяком случае, в своих публичных высказываниях глава Совета директоров компании Leica Альфред Шопф категорически отрицает возможность выпуска модели системы Micro Four Thirds под брендом Leica.

В октябре стал нарастать поток разнообразных слухов, касающихся новой модели Canon, которая должна заменить ныне выпускаемую EOS M. Первоначально анонс этого фотоаппарата (под предполагаемым названием EOS M2) якобы был запланирован на середину ноября, однако затем появилась информация о том, что дебют новинки перенесен на февраль.

В конце на японском ресурсе Digicame Info (http://digicame-info.com/) появились сведения о некоторых технических характеристиках EOS M2. Он будет оборудован 18-мегапиксельным КМОП-сенсором формата APS-C, процессором DIGIC 5 и встроенным адаптером Wi-Fi (с возможностью передачи медиафайлов и дистанционного управления с мобильных устройств). Кроме того, эта камера получит новую гибридную систему автоматической фокусировки, которая работает в два с лишним раза быстрее по сравнению с той, которая используется в EOS M. Также ожидается, что корпус EOS M2 будет немного компактнее, чем у EOS M.

Завершает обзор новость, касающаяся компании Sigma. В конце ноября на ресурсе Sigma Rumors (http://sigma-rumors.com/) появилась заметка о том, что компания Sigma планирует выпустить камеру системы Micro Four Thirds, оборудованную трехслойным сенсором Foveon. Официальный анонс модели ожидается в течение 2014 года.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2013