oldi

Издательские технологии — год 2000-й

Владимир Дедков

Истекший год знаменателен прошедшей в мае в городе Дюссельдорфе (Германия) выставкой Drupa 2000. Этот год был юбилейным для данной выставки полиграфических достижений. Двери выставочного центра Messe Dusseldorf, расположенного недалеко от аэропорта, на берегу Рейна рядом со спортивной ареной, открылись уже в пятидесятый раз.

Все фирмы и компании, имеющие отношение к производству оборудования для полиграфии, каждые четыре года выставляют на Drupa самые последние свои достижения. И если судить по производителям печатного оборудования, 2000 год стал годом цифровых технологий. Все фирмы, производящие печатную технику, представили на выставке свои разработки в области технологии CTP (computer-to-plate) и DI (digital imaging). Попробуем окинуть быстрым взглядом пространство выставочного комплекса, где было представлено все лучшее из существующего сегодня в мире полиграфии.

Подразделение компании DuPont (DuPont Color Proofing), занимающееся цветопробными устройствами для полиграфии, презентовало целую линейку нового оборудования. Система цифровой цветопробы Cromalin Digital AQ позволяет печатать красками Hexachrome и Pantone, что дает возможность изготавливать пробу для любых целей и с учетом любого дизайна — будь то упаковка или обложка самого модного журнала. Как заявляют представители DuPont, машины серии AQ — это «большие братья» AX-серии пруферов. Еще одна из новинок — ранее анонсированная система Cromalin Art для печати по керамике. Основной отличительной чертой этой системы являются небольшие начальные вложения при покупке и настройке оборудования. С помощью Cromalin Art можно организовать домашнюю студию по печати на керамике, стекле и металле, что весьма актуально для рынка рекламно-сувенирной продукции. Компания Adobe не показала ничего такого, о чем мы еще не знаем, список тот же: Acrobat 4.0, Illustrator 9.0, InDesign 1.5, InProduction 1.0 и, конечно, Photoshop 5.5. К слову сказать, не прошло и полугода после выставки, как на свет появилось очередное детище Adobe — Adobe Photoshop 6.0, которое можно смело считать прорывом. Изменение интерфейса, добавление «векторных элементов» в изначально «растровую» программу и еще целый ряд (порядка десяти) нововведений позволяют назвать Photoshop 6.0 продуктом 2000 года.

Но продолжим прогулку по последней полиграфической выставке второго тысячелетия: стенд Apple Computers был оснащен… как вы думаете, чем? Правильно — машинами iMac. Вообще, было подмечено, что именно эти бестселлеры компании Apple составляли боґльшую часть компьютеров, использовавшихся на Drupa 2000. Кто знает, было ли это задумкой самой Apple или все участники предпочитают работать на таких машинах? Но можно с уверенностью сказать, что Apple готовится опять перевернуть мир, как это было во времена черных DOS-мониторов на РС и чудесного сияния голубых экранов с Mac OS. Грядет Mac OS X (кстати, последний символ означает не «икс», а «десять»); подробнее об этой системе можно узнать из июньского номера нашего журнала. Кроме того, Apple представила на суд посетителей свои решения для издательского рынка: препресс для газет, журналов и книг, cистемы управления цветом и цветокалибрации, PDF Workflow, OPI, Impositioning, Trapping, Print Management, Job Ticket, решения для электронной коммерции, а также для подготовки печати упаковок.

Перейдем к стенду Quark, Inc. Конкуренты уже не дышат в затылок этой компании, они идут рядом. Adobe, о которой уже было сказано, вроде бы успокоилась, выпустив свой полуторный InDesign, Corel разбирается с финансовыми проблемами, а Quark готовит сюрприз. И готовит его обстоятельно, с рекламой — «с шумом и пылью». QuarkXPress 5.0 на подходе. Что нового нам обещают? Создание PDF из публикаций, дизайн и создание Web-страниц (с ролловерами и гиперссылками), слои. До выполнения таких обещаний осталось совсем немного. Компания Pantone презентовала обновленную систему Pantone Matching System с новыми красками, материалами и расширенными возможностями для печати Hi-Fi (Hexachrome). Среди новинок можно назвать также серию книжек Pantone Solid Chips и Pantone Solid to Process Guide.

ECRM Imagimg system представила аппарат для термального очувствления пластин DesertCat 8 на восемь полос, основанный на технологии, использованной в Optronics Aurora (Optronics International Corporation). В развитие серии DesertCat выпущен плейтсеттер с пруфером DesertCat88, формата В1. Имиджсеттеры большого формата были представлены серией Stingray 63.

Экспозиция выставки 2000 года создала впечатление, что фирмы-изготовители сейчас несколько изменили направление работ и стали предлагать больше термальной лазерной техники для изготовления форм.

Компания X-Rite, располагавшаяся в одном павильоне с американской ассоциацией NPES, презентовала новую модель спектроденситометра серии 520. Было также представлено новое поколение цветоизмерительных приборов — QuickCal, предназначенных для автоматической цветокалибровки цветных копировальных устройств и широкоформатных принтеров/плоттеров. Помимо этого X-Rite объявила о выпуске нового программного обеспечения Spectrofiler 2, а также нового поколения ПО для составления формул печатных красок — Ink Formulation Solutions. Было показано и новое программное обеспечение для управления цветом ColorShop 2.6 и ColorMail 2.0.

Отнюдь не маленькой была и экспозиция компании Agfa-Gevaert. Зоны были разделены по направлениям: цифровая печать, решения для печати газет и упаковки, сканеры и цифровые камеры, малый офсет и печать плакатов. Компания объявила о выходе нового сканера Agfa Arcus 1200, в котором используется новая технология MultIPlate, сходная с технологией TwinPlate, применяемой в семействе Duoscan. Формат А4, разрешение 1200×2400 точек на дюйм, глубина цвета 12 бит/цвет, динамический диапазон — минимум 3,2 D. В цветопробной области тоже появились новинки — пополнилась серия пруферов AgfaJet Sherpa. Компания ColorSpan презентовала свою новую разработку — DisplayMaker XII. Широкоформатный струйный принтер с возможностью печати 22 м2/ч в 12 (!!!) цветов. Используются чернила серии EnduraChrome или PermaChrome для печати постеров. Кроме того, на основе этой модели был разработан промышленный принтер для печати на ткани DisplayMaker FabriJet XII. Он может печатать на самых различных материалах (хлопке, полиэстре, шелке), используя чернила TextaChrome восьми цветов.

Посетители экспозиции компании Hewlett-Packard (9-й павильон) могли увидеть новые разработки этой компании в области препресса. Новый принтер HP DesignJet ColorPro GA (формат А3, система чернил Imation Matchprint, RIP от Imation) — это новое решение НР для настольных издательских систем. В качестве альтернативы ему был представлен широкоформатный (А1) пруфер HP DesignJet 488CA (PostScript 3, система ColorSync от компании Apple). Показана серия широкоформатных принтеров HosterJet. UMAX не делала заявлений о новых разработках, были показаны уже известные модели серий Astra: 4000U, MX3, 2100U/S, 2200, 2400S, 2000U/P и Powerlook: 3000, 1100, 2100XL, Powerlook III.

Indigo представила большой спектр цифровых печатных машин, в том числе и абсолютно новых: e-print Pro+, четырехкрасочную машину Publisher 8000, системы класса Omnius WebStream. Недостаточно широко представленное на российском рынке подразделение компании Toshiba показывало свои достижения в области препресс-оборудования, в частности новый цветной лазерный принтер FC 25P со скоростью печати 25 страниц в минуту и разрешением 600×600 точек на дюйм. Максимальная плотность бумаги для этого принтера — 200 граммов, есть возможность печати на пленках. Также были представлены системы печати по запросу (print-on-demand) DP 8070 Document Manager и цветные принтеры FC 15 и FC 22 со скоростью печати 18 страниц формата А3 в минуту с двусторонней печатью.

Достойная внимания лазерная термальная установка системы СТР фирмы Fujifilm (Япония) модели Luxel T-6000 CTP, в которой формная пластина также закрепляется на внешней стороне цилиндра. Максимальный формат пластин — 830×645 мм при толщине 0,15-0,3 мм. Запись изображения осуществляется на негативную (LH-PN) или позитивную (LH-PI) предварительно очувствленную пластину (820 нм) с помощью 32-канальной лазерной головки. Разрешение от 1000 до 4000 dpi. Производительность — до 16 форм в час формата А2 при разрешении 2400 dpi. Аналогичная установка такого же формата предлагается и фирмой Screen (Япония) под маркой PlateRite 4000. Лазерные термальные установки для изготовления форм флексографской печати (также системы СТР) предлагались фирмами Cartomac Fortniture Srl. (Италия), Romaco AG (Швейцария). При их использовании отпадает необходимость в негативных пленках и темных помещениях. Устраняются проблемы, связанные с УФ-излучением осветительных приборов и т.д. Можно получать более «крутой» профиль печатающего элемента, в результате чего повышается четкость изображения. В установке Cosmos 3000 фирмы Cartomac Fortniture Srl. формная пластина закрепляется на наружной стороне вакуумного цилиндра. Максимальный формат пластины 762×1016 мм. Разрешение — от 1016 до 3387 dpi, линиатура 180 lpi/70 lcm. Скорость работы — 1,5 м2/ч при разрешении 2032 dpi. Установка Hapa 500 фирмы Romaco AG максимального формата 510×700 мм обеспечивает разрешение 600-2000 dpi и скорость работы 20,4 см2/мин при 2000 dpi.

Концерн MAN Roland презентовал серию новых цифровых печатных машин DICO (DICOweb, DICOpress и DICOpack).

DICOweb — абсолютно новая цифровая офсетная печатная машина, не имеющая аналогов ни по дизайну (при взгляде на нее вспоминаются кадры из фантастических фильмов), ни по возможностям. Со скоростью более 3 м/с это «чудо техники» может производить 20 тыс. копий в час. Печать в шесть красок, замена форм в течение 8 мин. Остается только надеяться, что в России мы ее увидим хотя бы в течение ближайших пяти лет. Одну печатную секцию этой машины можно было увидеть на выставке «ПолиграфИнтер» в октябре в КВЦ «Сокольники».

DICOpress — плод сотрудничества компаний Agfa и MAN Roland. Четырехкрасочная печать, запечатываемая область 320×500 мм, интегрированный препресс-комплекс, персонификация экземпляров, автоматический доступ к первому оттиску (цветопроба), разрешение при печати 2400 точек на дюйм (170 линий на дюйм), бумага ролевая, автоматическая резка, скорость печати 3900 полос А4 формата с двух сторон. Система спуска полос и контроля печатного процесса DICOstream. Печать через Интернет.

DICOpack — еще одна цифровая машина, но уже использующая флексографской принцип печати. Базой для ее создания послужил AGFA Chromapress. Как заявляет Man Roland, DICOpack — это новое решение для дистанционной (через Интернет) печати упаковки малыми тиражами и с высокой скоростью. Область печати 320×500 мм, контроль первого оттиска, персонификация. Возможна печать на материале длиной более 11 м. Из новинок от Man Roland можно еще отметить полуформатную машину Roland 500. Максимальная скорость 18 тыс. оттисков в час, автоматическая смена формата, автоматическая смывка и загрузка печатных форм. Формат 59×74 см.

Остановимся на новинке японской фирмы Sakurai. Это четырехкрасочная машина Oliver-474 EPII-DI тяжелого типа формата 740×535 мм с максимальной скоростью работы 13 тыс. об./ч. Машина оснащена системой переворота листов, при включении которой максимальная скорость составляет 11 тыс. об./ч. В машине используются печатные пластины Anthem для печати с применением увлажняющего раствора. Запись цветоделенных изображений в каждой печатной секции осуществляется с помощью встроенных термальных лазерных головок фирмы Presstek (США). При разрешении 2540 dpi время изготовления всех форм составляет 5,3 мин. На стенде этой же фирмы была представлена и другая совместная с компанией Screen разработка — цифровая офсетная машина TruePress 74 формата 740×535 мм и максимальной скоростью работы 8 тыс. об./ч при односторонней печати 4+0 и 6 тыс. об./ч при двусторонней печати 2+2. Машина предназначена для печати небольших тиражей и пробной печати, однако на ней можно выпускать продукцию и большими тиражами. В машине используются формы Mitsubishi на полиэстровой основе, известные на рынке уже в течение многих лет.

Две листовые машины цифровой печати показал и завод Adast (Чехия). Это машины Adast 507 DI формата 381×520 мм и Adast Dominant 705C DI формата 485×660 мм, разработанные совместно с фирмой Presstek (США). Печать без увлажнения. Если информация о второй машине уже проходила в прессе, то первая является совершенно новой моделью. Нужно отметить, что цифровые машины Adast — плод сотрудничества с компанией Xerox, которая, приобретя в 2000 году отделение принтеров у компании Tektronix, уже начала самостоятельную разработку и продажу новой серии цветных лазерных и твердочернильных принтеров Xerox для офисов и профессиональных издательств.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что ближайшие пять лет станут для России временем массового вхождения цифровых технологий в полиграфию. Подтверждением этому служат факты организации крупными участниками полиграфического рынка «цифровых» подразделений, специализирующихся на продаже систем цифровой печати и оборудования с технологией (компьютер—печатная форма). Безусловно, все это будет возможно только при условии отсутствия «августовских сюрпризов»…

КомпьютерПресс 1'2001