Тенденции развития Интернет-контента

Олег Татарников

Исторически появившийся как закрытая военная сеть с высоким потенциалом выживания, Интернет постепенно вышел «на свет», был «экспроприирован» учеными мужами в университетских кругах и вот, наконец, коммерциализировался и был «захвачен» бизнесменами. И буквально на глазах «вытеснили» сначала тех, кто считал Всемирную сеть сокровищницей полезных программ и важной текстовой информации, а «презренную» графику почитавших бесполезной и никчемной роскошью, засоряющей каналы связи. Затем «вымирали» и вчерашние «новаторы» — адепты текстово-графического контента, пренебрежительно именовавшие анимацию, видео и звук в Сети «мультимедийными излишествами».

Постепенно «съели» и офлайновых почтовых провайдеров, а конференции USENET переживают не лучшие времена (появились даже провайдеры, не поддерживающие трансляцию News-групп и не обслуживающие USENET-конференции). Теперь это презрительно называется Internet/offline и приравнивается к «полуподпольной» Сети FIDO. Сегодня в моде интерактивные «чаты», «аська» и Интернет-телефония (в том числе и видео), а также технологии Flash, MP3, Real Media (Audio и Video) и Microsoft NetShow (Asf и MPEG-4)...

А разве кто-нибудь в начале 90-х годов мог бы представить себе, что кроме важной текстовой информации в этой Сети будет циркулировать и нечто иное, а эта самая информация составит от общего трафика Сети ничтожный процент…

Прошли времена, когда Web-страницы представляли собой только набор слов с одной-двумя невнятными картинками. Сегодня с Web-страниц на нас извергаются потоки звуков и музыки, видеоэффектов и мультимедиа-фокусов...

Естественно, построив онлайновые «финансовые пирамиды», приведшие Всемирную сеть к «взрывным» темпам развития и стимулировавшие глобальную экспансию и мультимедизацию, бизнес не может не привести к неизбежному краху таких «пирамид» (который, по намечающимся тенденциям, уже не за горами), однако пользователи уже «подсели» на означенное удовольствие и даже смирились с тем, что за это иногда приходится платить.

При этом надо учесть, что сегодня примерно половина пользователей Сети — женщины, а если рассматривать этническое соотношение, то лидируют жители азиатского происхождения, а белое население, даже при условии что оно располагается в наиболее технологически развитых странах, составляет всего лишь около трети, тенденции развития Сети не могут не проявить некоторого «приземления».

Понятно, что при ежегодном десятикратном общем росте трафика во Всемирной сети (причем прирост трафика осуществляется в основном благодаря ее мультимедийному контенту, в том числе аудио- и видеопотоков) положительными общемировыми тенденциями развития Интернета стали:

  1. Постепенное повышение скоростей доступа (как максимально возможной, так и среднедоступных). Это обеспечивается и появлением новых высокоскоростных коммуникационных устройств (модемов, роутеров и другого коммуникационного оборудования), и разработкой высокопроизводительного и надежного программного обеспечения, и совершенствованием технической инфраструктуры Интернет-провайдеров, и прокладкой новых высокоскоростных коммуникационных линий.
  2. Предоставление пользователям все более широких возможностей доступа к информационным ресурсам и онлайновым службам различного назначения (IP-телефонии, интерактивным развлечениям и онлайновым играм, интерактивному телевидению и радиовещанию, а также онлайновой рекламе, электронным магазинам и платежным системам).
  3. Упрощение процедур подключения к Сети Интернет (это и продажа популярных карточек, и совершенствование систем оплаты, и отлаженные механизмы работы с новыми пользователями). Поставщики компьютеров заключают соглашения с Интернет-провайдерами о предоставлении покупателям новых компьютеров нескольких часов бесплатного доступа для ознакомления с возможностями Интернета. Да и сама процедура установки модема и дозвона до провайдера в последние годы также существенно упростились.

Очевидно, что дальнейшее развитие технологий передачи данных и методов их сжатия наряду с тенденцией к стремительному удешевлению и улучшению оборудования и сетей для такой передачи приведет нас в конце концов к общедоступной Мировой Суперсети как совершенно невиданной интеллектуальной информационной аудиовизуальной среде с новыми возможностями для человека.

При этом неоспоримыми преимуществами этой среды являются ее высокая интерактивность, избирательность, отсутствие цензуры и всевозможных национально-бюрократических барьеров. Правда, наша бюрократия как раз и считает основной проблемой Сети слишком быстрое развитие Web-технологий. Наше законодательство, видите ли, не поспевает за их развитием, и в сфере правового регулирования существования Интернета в России необходимо срочно разрабатывать совершенно новые законы и вносить изменения и дополнения в уже существующие.

Кроме того, эта новая среда дает возможность осуществлять не только прямую, но и обратную связь с местом транслируемого события независимо от времени и расстояния. И каждый желающий сможет стать полноправным участником этого события и иметь тот же объем аудитории (сейчас, например, уже получают широкое распространение трансляция Интренет-чатов по телевидению и публикация Интернет-рейтингов в прессе и, наоборот, публикации с обсуждениями читателей в онлайновых версиях журналов и газет, а также трансляция телепрограмм в сети Интернет).

Сегодня в Интернете происходит конвергенция не только технологий, но и целых отраслей индустрии. При этом наметившаяся тенденция к конвергенции в настоящее время уже дает свои реальные плоды. TV-компании организуют совместные предприятия с телекоммуникационными фирмами, провайдеры Интернет-услуг объединяются с владельцами кабельных сетей, разработчики и издатели программных продуктов все активнее распространяют софт через Интернет. Особое место занимает тема использования широкополосных сетей вещания. Например, такая компания, как OpenTV, поставляющая комплексные программно-аппаратные решения для сферы цифрового телевидения, ориентируется на разработку и доставку интерактивных услуг потребителям через цифровые спутниковые и кабельные каналы. Развиваются также и массовые потребительские спутниковые сети, предлагающие мультимедиа и видео по заказу (video on demand).

Как самый показательный пример можно привести недавнюю нашумевшую историю со слиянием медиа-империи Time Warner и Internet-гиганта AOL. Существенное место занимают глобальные сети и в планах одного из лидеров рынка игровых консолей, японской компании Sega, выпустившей первую в мире игровую приставку Dreamcast со встроенным модемом и соответственно Интернет-возможностями. При этом, принимая во внимание, что нынешние скорости передачи информации не в состоянии обеспечить нормальный игровой процесс, компания вкладывает большие средства в построение высокоскоростных сетей. Этот проект долгосрочный, а завершение его намечено на 2003 год. Кроме того, Sega разработала также Web-камеру Dreameye, подключаемую к Dreamcast и позволяющую в процессе игры видеть своего оппонента, находящегося за сотни или тысячи километров.

В то же время разработчикам Интернет-контента как воздух необходимы инструментальные средства для облечения материала в соответствующую новым условиям привлекательную форму. В этом смысле одной из самых известных компаний, создающих инструментарий, несомненно, является Macromedia. Ее программные продукты, такие как Flash (о его новой версии читайте в этом номере КомпьютерПресс) или Director Shockwave Studio, позволяющие создавать «магнетически притягательные» Web-сайты и мультимедийные приложения, неизменно находятся в центре внимания от версии к версии.

Сегодня на Web-рынке завоевали прочное положение редакторы с ориентацией на визуальные средства с концептуальным подходом к созданию страниц и узлов, предоставляющие в распоряжение разработчиков богатый набор функций для дизайна, а также мощную поддержку новых Web-технологий (подробнее о развитии контента, инструментария, а также новинках сети Интернет читайте в следующем номере нашего журнала, который будет специально посвящен этой теме).

КомпьютерПресс 1'2001