Act Labs RS: игровые манипуляторы класса High-End

Сергей Асмаков

Act Labs RS и Act Labs Force RS

   Базовый комплект

   Рычаг переключения передач RS Shifter

   Дополнительный педальный блок Clutch Performance Pedal System

Заключение

 

На прилавках российских компьютерных магазинов появились джойстики-рули канадской компании Act Labs, способные удовлетворить самых взыскательных поклонников автосимуляторов.

Автомобильная тематика в компьютерной игровой индустрии является одной из старейших — вспомните хотя бы знаменитый симулятор «Формулы-1» под названием Grand Prix, созданный еще во времена ХТ. Конечно, с тех пор многое изменилось. Рост производительности центрального процессора и памяти, а также развитие видео- и звуковой подсистем позволили разработчикам игр значительно улучшить как физическую модель поведения виртуальных автомобилей, так и вид трассы и проплывающих за окном пейзажей.

Однако помимо улучшения аудио- и визуального представления не менее остро для данного класса симуляторов стояла проблема пользовательского интерфейса. Понятно, что управлять виртуальным автомобилем при помощи кнопок клавиатуры, мягко говоря, не очень удобно, особенно если речь идет о выполнении «фигур высшего пилотажа» на приличной скорости. Суть проблемы заключается в том, что кнопка клавиатуры имеет всего два состояния: «включено» и «выключено», а для полноценной имитации органов управления автомобилем необходима возможность плавного изменения их параметров.

Первый качественный скачок в этом направлении произошел с появлением специализированных «автомобильных» джойстиков, состоящих из блока с рулевым колесом и напольной платформы с размещенными на ней двумя педалями. Некоторое время спустя появились модели, оснащенные механизмом обратной связи, что позволило значительно повысить реалистичность игрового процесса.

Сейчас на рынке представлены самые разнообразные модели джойстиков-рулей, и проблемы выбора как будто нет. Но это только на первый взгляд. Спросите любого заядлого компьютерного «гонщика», доволен ли он своим рулем на 100%. Думаю, большинство ваших респондентов выскажут довольно много претензий к конструкции, хотя наверняка оговорятся при этом, что остальные модели еще хуже. Но, как говорится, все познается в сравнении. И сегодня рассказ пойдет о самой настоящей игровой периферии High-End — джойстиках-рулях канадской компании Act Labs.

Act Labs RS и Act Labs Force RS

Базовый комплект

В базовый комплект Act Labs RS входят блок рулевого колеса, устанавливаемый на край стола, и напольная платформа с двумя педалями. Крепление блока руля осуществляется при помощи двух металлических струбцин с резиновыми накладками, расположенными в местах контакта со столешницей. Надо отметить, что сейчас во многих моделях джойстиков-рулей применяются системы «быстрого крепления» (пластиковая струбцина с защелкой). Используемый в Act Labs RS механизм крепления требует больше времени для установки и демонтажа, но при этом отличается гораздо более высокой надежностью.

Выполненное в стиле спортивных автомобилей 60-70-х годов трехспицевое рулевое колесо окрашено под алюминий, а его обод обтянут кожзаменителем. Максимальный угол поворота составляет 280°. На спицах рулевого колеса находятся семь кнопок (по три на правой и левой и одна — на нижней) и восьмипозиционный указатель типа «плоский джойстик», установленный в самом центре — там, где обычно располагается клавиша подачи звукового сигнала. Также предусмотрены два подрулевых рычажка для секвентального переключения передач (вверх/вниз) и три дополнительные кнопки, установленные на корпусе блока руля.

Вообще, блок с рулевым колесом выглядит весьма аскетично. Справедливости ради надо отметить, что внутренняя отделка многих легендарных суперкаров, например Porcshe 959, Ferrari Testarossa или Lamborghini Diablo, выглядит просто спартанской по сравнению с гораздо менее дорогими машинами представительского класса. Ведь для истинного ценителя главное — ходовые качества и мощность двигателя, а не количество натуральной кожи и дерева ценных пород внутри салона. В конце концов, это дело вкуса и личных пристрастий. А может быть, и вполне справедливый намек на то, что рассматривать оформление руля в процессе «езды» будет просто некогда.

Напольная платформа, на которой располагаются педали, имеет весьма внушительные размеры, а ее поверхность покрыта резиновой накладкой. Предусмотрена даже специальная область для перманентно «отдыхающей» при двухпедальном управлении левой ноги. Накладки самих педалей выполнены из пластика.

Как и многие другие изделия подобного типа, джойстики-рули Act Labs выпускаются в двух модификациях: с механизмом обратной связи (модель Force RS) и без нее (модель RS). Такой подход позволяет более полно охватить рынок, поскольку далеко не все виртуальные гонщики могут приобрести устройство, оснащенное механизмом обратной связи.

Теперь переходим к самому интересному. До сих пор все вышесказанное сильно напоминало описание одного из многочисленных представителей современных джойстиков-рулей. В чем же состоит исключительность продуктов Act Labs? Если заглянуть на заднюю панель блока руля, то можно обнаружить там слот для установки картриджа наподобие тех, что используются в игровых приставках. Благодаря примененной здесь революционной технологии RS Engine один и тот же джойстик Act Labs серии RS можно использовать как с компьютером, так и с различными игровыми приставками — для этого нужно лишь приобрести соответствующий картридж. Помимо физического интерфейса в картридже установлен чип с микропрограммой, управляющей работой джойстика. В настоящее время выпускаются картриджи для РС и игровых приставок PlayStation, Nintendo 64 и Dreamcast. В ближайшем будущем ожидается появление картриджей для iMac. Кроме того, технология RS Engine позволит в дальнейшем адаптировать данный джойстик для новых систем.

Но и это еще не все. Еще одной сильной стороной рулей серии RS является возможность расширения функциональности базовой модели путем подключения дополнительных устройств, к рассмотрению которых мы сейчас переходим.

В начало В начало

Рычаг переключения передач RS Shifter

Одним из существенных недостатков подавляющего большинства представленных на рынке джойстиков-рулей является несовершенный механизм переключения передач в ручном режиме. Как правило, для этого используется пара кнопок или подрулевых рычагов, реже — специальный двухпозиционный рычаг, установленный справа от руля. Такая схема вполне соответствует духу «формульных» болидов, оснащенных полуавтоматической КПП, а вот для обычных дорожных машин она подходит гораздо хуже. Во многих ситуациях при использовании ручной КПП бывает необходимо переключиться сразу на несколько передач вниз (например, с 5-й на 2-ю). Для того чтобы выполнить эту операцию при помощи кнопок, необходимо три раза нажать на кнопку включения нижестоящей передачи. Аналогичная проблема возникает и при выполнении разворота на 180° в управляемом заносе, когда необходимо очень быстро переключиться с первой или второй передачи на заднюю. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что для тех, кто предпочитает использовать ручную КПП, весьма полезным приобретением станет рычаг переключения передач RS Shifter. Он прикрепляется справа от блока руля и подключается к базовому комплекту при помощи переходника, вставляющегося между слотом на блоке руля и картриджем RS Engine.

Рычаг имеет девять положений (до семи передач вперед, одну назад и нейтраль), что более чем достаточно для любого современного автосимулятора. Переключение производится по Н-образной схеме, при этом рычаг перемещается по прорезям специальной металлической накладки, вид которой непроизвольно ассоциируется с дорожными автомобилями Ferrari и Lamborghini. Если количество реально используемых передач в вашем любимом автосимуляторе меньше, можно приобрести дополнительные сменные накладки, соответствующие 4- и 5-ступенчатым КПП. Имеется также накладка с одной вертикальной направляющей, при помощи которой RS Shifter можно эксплуатировать в секвентальном режиме; при этом рычаг автоматически возвращается в нейтральное положение после каждого переключения. Набалдашник рычага сделан съемным, и если по каким-либо причинам он вас не устраивает, можно прогуляться до ближайшего магазина автозапчастей и выбрать более подходящий.

Определенная проблема заключается в том, что далеко не все автосимуляторы поддерживают режим переключения передач в произвольном порядке. Однако при помощи специальной утилиты (Act Labs Shifter Utility) рычаг RS Shifter можно использовать даже в тех играх, где предусмотрено только секвентальное переключение — в этом случае при переключении передач программа вычисляет необходимое количество нажатий управляющих кнопок и имитирует их. Кроме того, данная утилита дает возможность перенастроить расположение передач. Полноценное использование RS Shifter гарантируется в более чем 50 играх, полный список которых опубликован на Web-сайте Act Labs.

В начало В начало

Дополнительный педальный блок Clutch Performance Pedal System

Для ценителей бескомпромиссного реализма Act Labs предлагает улучшенный блок педалей под названием Clutch Performance Pedal System. Он имеет несколько иной дизайн, чем аналогичный элемент базового комплекта, — в частности, накладки на педалях выполнены из металла, а на нижней части блока имеются специальные упоры. Предусмотрена также внутренняя полость для заполнения блока балластом (например, свинцовой дробью) в целях более надежной установки. Но самое главное, что педалей на этом блоке не две, а три: проще говоря, имеется возможность управлять сцеплением.

Разумеется, как и в случае с рычагом переключения передач, автосимулятор должен поддерживать данную функцию. Стоит отметить, что в некоторых играх возможно только ступенчатое управление сцеплением — оно может быть либо включено, либо выключено. Зато в тех симуляторах, где поддержка управления сцеплением реализована в полной мере (например, Colin McRae Rally), вы сможете использовать весь арсенал соответствующих водительских приемов.

В отличие от педалей акселератора и тормоза значение параметра оси, соответствующей педали сцепления, обратно пропорционально нажатию: при полностью нажатой педали оно равно нулю (сцепление выключено), а при отпущенной педали оно будет максимальным (сцепление включено).

Все педали нажимаются с разным усилием. Самая «легкая» педаль — это акселератор, несколько большее усилие требуется для нажатия сцепления, а наиболее «тяжелой» является педаль тормоза. Причем последняя обладает прогрессивной характеристикой: противодействующее нажатию усилие возрастает пропорционально расстоянию, которое прошла педаль. В общем, все как в настоящем автомобиле.

Часть подставки, на которой расположена педаль сцепления, выполнена съемной — чтобы использовать этот блок педалей и в тех играх, где управление сцеплением не поддерживается.

Блок Clutch Performance Pedal System может работать как с базовыми комплектами Act Labs RS или Force RS, так и с любым другим рулем. В последнем случае при помощи специального переходника он подключается через порт USB как отдельное периферийное устройство.

В начало В начало

Заключение

Можно с полной уверенностью констатировать, что на российском рынке появился качественно новый продукт, обладающий уникальными характеристиками и пока что не имеющий аналогов. Разумеется, стоимость описанных изделий Act Labs несколько выше, чем продуктов, предлагаемых другими производителями. Так, на начало декабря розничная цена базового комплекта Act Labs Force RS в компьютерных салонах Москвы составляла 210-220 долл., а дополнительного блока переключения передач RS Shifter — порядка 80 долл. Улучшенная версия блока педалей Clutch Performance Pedal System на момент написания этой статьи в розничной торговой сети еще не появилась — скорее всего, российские пользователи смогут приобрести его не раньше конца января — начала февраля 2002 года. Прогнозируемая розничная цена на этот блок — около 100 долл. В итоге стоимость полного набора, включающего в себя базовый комплект, рычаг переключения передач RS Shifter и трехпедальный блок Clutch Performance Pedal System, составит порядка 400 долл. Сумма весьма внушительная, но за эти деньги вы получаете изделие высочайшего класса, по уровню исполнения приближающееся к профессиональным автотренажерам, не говоря уже о том, насколько более увлекательным и реалистичным станет игровой процесс. А поскольку для настоящих ценителей жанра много реализма не бывает, то продукция канадской компании наверняка найдет своих покупателей среди наших сограждан, тем более что, как уже говорилось выше, реальных конкурентов у рулей Act Labs в России пока нет.

 

При подготовке статьи были использованы материалы с Web-сайта компании Act Labs (http://www.act-labs.com/).

КомпьютерПресс 1'2002

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует