oldi

«Успех приходит к тем, кто очень хочет и умеет ждать»

Генеральный директор компании «ВЕЛЕС-дата. Компьютерный центр» Николай Котов — руководитель какой-то очень нетипичный. Наверное, неслучайно он увлекается экстремальными видами спорта — методы его руководства тоже стандартными не назовешь. Например, он очень доверяет своим сотрудникам, вплоть до того, что они сами рассчитывают себе зарплату. Кстати, он получает ее вместе со всеми. «Ведь как рассуждают: если я хозяин, значит, и кошелек тоже мой. А это не мой кошелек — это кошелек компании. Я заинтересован в том, чтобы высокой была прежде всего доходность фирмы», — говорит генеральный директор.

Теперь понятно, почему текучесть кадров в «ВЕЛЕС-дате» необычайно низкая? Добавьте сюда такой штрих: вместо дипломов и сертификатов здесь на стенах развешаны художественные полотна, из которых можно собрать неплохую галерею. Привозят из командировок сами сотрудники — такая вот традиция.

И вот этой нетипичной компании под руководством столь необычного человека в декабре 2001 года исполнилось 10 лет. Срок, по меркам российского IT-бизнеса, весьма солидный.

Это каким же терпением надо обладать, чтобы столько лет не только удерживаться на плаву, но и стать одним из ведущих дистрибьюторов российского IT-рынка! Сейчас в числе партнеров компании Fujitsu-Siemens, Canon, Toshiba, IBM, Microsoft, ASPLinux, Epson, 3Com, APC, а в числе клиентов — нефтегазовые компании, силовые структуры, банки, телевидение, радио, рекламные агентства, СМИ, научные центры и проектные институты, промышленные предприятия, общественные, политические и международные организации…

Мы воспользовались юбилейной датой, чтобы выведать у г-на Котова секреты успеха его детища.

— Какой самый сложный и какой самый радостный момент был в жизни компании?

— Конечно, сложных моментов было немало, но дело ведь в том, как к ним относиться — можно и из пустяка раздуть проблему. А самый радостный — это, пожалуй, получение регистрационных документов 24 декабря 1991 года. Тогда стало понятно: в этой жизни что-то можно делать самостоятельно.

— Что вас побудило бросить академический институт, где вы работали, и окунуться в мутные воды постперестроечного бизнеса?

— Только желание основать компанию, попробовать себя в этой сфере. Она не была мне абсолютно чуждой, ведь в институте им. А.Н.Бакулева я занимался примерно тем же — автоматизацией ведения историй болезни; к нам даже американцы приезжали опыт перенимать.

Нас, основателей, тогда было пять человек — теперь я один от того состава в компании остался. Денег не было, вообще ничего не было, кроме огромного желания делать свое дело. Чтобы заработать начальный капитал, занимались чем придется, даже сигареты на рынке продавали. Но это быстро прошло: все-таки мы были специалистами в другой области. Поэтому начали писать и внедрять базы данных и на этом раскручиваться. Но до начала 1995 года «ВЕЛЕС-дата», к тому моменту далеко не последняя в рыночной иерархии компания занимала всего одну комнату, где все сидели друг у друга на головах.

Одним из первых прямых контрактов «ВЕЛЕС-даты» с зарубежными партнерами стало получение статуса авторизованного дилерского центра компании Canon. Потом количество официальных соглашений с вендорами росло стремительно: Hewlett-Packard, Digital Equipment Corporation (DEC), Siemens (ее оборудование «ВЕЛЕС-дата» стала предлагать вместо продукции Digital, когда DEC была куплена Compaq). А потом компанию накрыл августовский кризис 1998 года. И это было серьезным испытанием, особенно учитывая то, что все деньги фирмы лежали в «СБС-Агро».

Но мы ничего не потеряли: ни клиентов, ни сотрудников. Я просто собрал коллектив и сказал: ребята, ситуация плохая, будем выползать. И компания сохранилась.

— За счет чего?

— За счет нашей истории и традиций, за счет порядочности и репутации, позволивших удержать клиентов. Ведь на самом деле не так важен капитал, который есть у компании, как ее доброе имя.

А на чем оно строится? Например, на том, что мы занимаемся брендами, и только брендами. Мы одними из первых в России начали с ними работать. Однажды, в самом начале, по договору на поставку техники мы получили «самосбор» — 40 машин, которые не работали. И тогда я решил, что впредь мы будем работать только с теми компаниями, которые не развалятся в течение трех дней и у которых есть хорошие сервисные центры по всей России. Потому что корпоративному клиенту, с которым мы работаем, нужна такая техника, которая будет решать проблемы, а не создавать их.

— В апреле прошлого года вы запустили программу по выпуску собственных компьютеров под маркой «СМ ЭВМ».

— Мы думали над этим с 1999 года. Дело в том, что те клиенты, которым мы поставляли бренды, постепенно начали подниматься на ноги после кризиса, но денег на развитие информационных технологий у них еще не было. И им требовалось что-то более дешевое, чем brand name, но сопоставимого качества. Мы стали собирать и предлагать такую технику, которая бы соответствовала всем требованиям клиентов — а их за 10 лет работы на рынке мы изучили досконально.

— А почему для своих ПК вы не взяли какое-нибудь более звучное имя?

— Торговой марке «СМ ЭВМ» — 25 лет. Она была известна еще в Советском Союзе и принадлежит Институту электронных управляющих машин, с которым мы заключили договор о возрождении компьютеров СМ ЭВМ на платформе Intel. К тому же это первая и старейшая марка компьютеров в России. Имя СМ ЭВМ известно не только в России, но и в странах СНГ, и в странах бывшего СЭВ. Значит, есть наработанные связи, есть перспективы сотрудничества. К тому же выпуск постоянно растет: в декабре с конвейера сошло около тысячи машин. Хотя мощности позволяют выпускать на порядок больше, однако наша отлаженная система пока работает только под заказ, для конкретного заказчика. У нас разработан модельный ряд, есть определенные конфигурации, а все индивидуальные отличия зависят лишь от пожеланий клиента.

— Полагаю, что на достигнутом вы останавливаться не собираетесь.

— В дальнейшем мы планируем предлагать комплексы на основе наших машин.

Будем открывать новые направления, например софтверное, будем становиться системными интеграторами. Ведь если компанию не развивать, она будет деградировать и в конечном итоге умрет.

Мне часто задают вопрос: не хотелось ли вам все бросить? Я думал над этим и честно скажу: нет, ни разу. А секретов успеха только два — желание и терпение. И иногда терпения должно быть больше, чем желания.

 

Интервью подготовила Анна Артемова

КомпьютерПресс 1'2002