oldi

Развитие концепции цифрового дома

Сергей Пахомов

 

Реализация концепции цифрового дома предполагает одновременные действия в нескольких направлениях. Одним из главных направлений является совместная деятельность лидеров отраслей ПК и бытовой электроники по разработке рекомендаций и спецификаций, обеспечивающих взаимосовместимость устройств. Эти две отрасли традиционно развивались разными путями, а поскольку различные виды их продукции основаны на разных технологиях, то обычно они несовместимы друг с другом.

ДДля решения проблемы совместимости различных устройств при участии корпорации Intel была создана межотраслевая группа, перед которой была поставлена задача выработки стандартов и спецификаций, способных ускорить разработку совместимой продукции. Сформированная рабочая группа Digital Home Working Group (DHWG, недавно переименованная в Digital Living Network Alliance, DLNA) работает над техническими рекомендациями производителям, которые следует учитывать при разработке цифровых решений для распространения информации по проводным и беспроводным домашним сетям. Эти рекомендации относятся к ПК, телевизорам, домашним кинотеатрам, принтерам, стереосистемам, мобильным телефонам, карманным ПК, DVD-проигрывателям, цифровым проекторам и другим устройствам.

Роль корпорации Intel в реализации концепции цифрового дома состоит также в том, что она снабжает производителей бытовой электроники масштабируемыми платформами, обеспечивающие пользователям удобство применения и интегрированный доступ к цифровым материалам. Intel прежде всего занимается разработкой полупроводниковых компонентов, шаблонов проектов и наборов программного обеспечения для устройств бытовой электроники, например для домашних кинотеатров, цифровых телевизоров и цифровых видеокамер. В частности, в Intel был создан шаблон проекта домашнего кинотеатра с мощной и гибкой платформой программного декодирования. Данный шаблон проекта позволяет OEM-компаниям производить недорогие, быстро выходящие на рынок решения для передачи видеофильмов по требованию с использованием каналов широкополосного доступа. Данный шаблон помогает поставщикам услуг предлагать и другие услуги по мере их продвижения в новые сегменты рынка, в том числе в сегменты IP-телефонии, компьютерных игр и шлюзов/точек доступа в жилых домах.

Цифровой дом представляет собой не просто набор аппаратного обеспечения или устройств — во многом зависит от непрерывности потока качественной цифровой информации: игр, музыки и видео, что побуждает пользователей приобретать соответствующие новые мощные цифровые устройства. Без адекватной защиты создатели информационных материалов не смогут самостоятельно распространять их в цифровых сетях. В связи с этим корпорация Intel особое внимание уделяет технологиям, обеспечивающим максимальную безопасность передачи данных. В число указанных технологий входит спецификация Digital Transmission Content Protection (DTCP) over IP, разработанная корпорацией Intel совместно с такими крупными производителями бытовой электроники, как Hitachi, Matsushita (Panasonic), Sony и Toshiba. При интеграции в конкретные модели спецификация DTCP over IP позволяет пользователям, в частности, загружать защищенные фильмы на ПК или на цифровую телеприставку и копировать их, сохраняя защиту прав доступа, на другие домашние устройства, например на широкоэкранные телевизоры.

Концепция цифрового дома Intel, основанная на наиболее значительных инновациях платформы ПК, которые были и разработаны и реализованы в последнее десятилетие, наконец была реализована в России и в других странах СНГ. Ведущие российские производители ПК — Depo Computers, iRU, Kraftway, K-Systems, Rover Computers и R-Style Computers — представили модели персональных компьютерных устройств, являющихся оптимальной аппаратной базой для развития концепции цифрового дома в этом регионе. Продукция для цифрового дома от лидеров российского рынка ПК, а также от некоторых ведущих мировых производителей (таких как Acer и ASUS) уже появилась либо появится в ближайшее время в отечественных компьютерных магазинах и салонах. В рамках собственных маркетинговых инициатив и при поддержке корпорации Intel фирмы-производители планируют развернуть активную кампанию по продвижению устройств для цифрового дома на российском рынке. При этом пользователи, при приобретении новейших моделей ПК, предназначенных для цифрового дома, смогут одновременно воспользоваться преимуществами технологий широкополосного доступа и онлайновыми контент-сервисами: загрузка музыкальных произведений и кинофильмов, совместное удаленное использование ресурсов, дистанционное обучение и т.д. Подобные услуги уже предлагаются отечественными сервис-провайдерами, в частности компанией «МТУ-Интел» (торговая марка «Точка Ру»).

Особый интерес потребители проявляют к технологиям работы с цифровым мультимедийным контентом. Объемы онлайнового медиаконтента сегодня огромны и продолжают стремительно увеличиваться. К 2006 году продажи услуг по загрузке музыки из Интернета составят примерно 10% от общего оборота на рынке музыкальной индустрии (12,8 млрд. долл.), а к 2008 году их доля возрастет до одной трети. Большая часть произведений киноиндустрии переведена в цифровую форму и составляет основу услуги «видео по требованию». Уместно напомнить, что за время существования кинематографа было снято более 370 тыс. кинофильмов, а их просмотр в непрерывном режиме занял бы более 100 лет. В соответствии с аналитическим обзором компании Yankee Group, 31% домашних пользователей в США сегодня уже скачивают музыку в режиме онлайн, 32% регулярно обмениваются цифровыми фотоснимками, а к 2007 году эти показатели составят 43 и 56% соответственно. Как отмечает Forrester Research, 20% европейцев скачивают из Интернета музыкальные файлы, 2% — видеофильмы, а 10% — и то и другое.

По данным Forester Research, европейцы активно стремятся оцифровывать доступный им контент: в Европе стремительно растет популярность DVD-плееров и DVD-приводов для ПК. В настоящее время уже 57% европейских домашних пользователей могут просматривать и записывать DVD-фильмы. Быстро растет и популярность цифровых фотокамер: по сравнению с 2003 годом число цифровых камер в Европе увеличилось на 12%.

Максимальные показатели роста в Европе за последние четыре года демонстрирует рынок домашних ПК, обладающих возможностью объединения всей совокупности цифровых устройств в единое функциональное пространство за счет организации домашних сетей, а также располагающих очевидными преимуществами при работе с цифровым мультимедиаконтентом. Все большее значение пользователи придают внедрению домашних сетей, которые расширяют возможности различных устройств и приложений в доме. Проводные домашние сети, по сведениям Forrester Research, развернуты у 13% европейцев (беспроводные домашние сети — у 3%), причем примерно половина населения знает, что это такое, 9% европейцев высказывают заинтересованность в скорейшей организации проводной домашней сети, а 13% — беспроводной. По прогнозам Forrester Research, к 2008 году свыше 25 млн. семей в Европе будут охвачены домашними сетями, тогда как в США к этому времени домашние сети будут иметься у 37% домовладельцев.

Позитивная динамика характерна и для и распространения технологий широкополосного доступа. В конце 2003 года, по данным Forester Research, в США из 107 млн. домашних хозяйств 21 млн. обладали возможностью высокоскоростного доступа в Интернет. В странах Европейского Союза в настоящее время около 16% семей обеспечены технологиями широкополосного доступа, при этом еще 31% располагают иными технологиями доступа в Сеть. В Нидерландах и Швеции, где из-за высокой конкуренции на рынке цены на услуги широкополосного доступа за последнее время значительно снизились, высокоскоростным доступом в Интернет из дома пользуются 38 и 31% жителей соответственно. В других странах Европы этот показатель несколько ниже: Великобритания — 17%, Франция — 16%, Германия — 14%, Италия — 12%, Эстония — 9%, но достаточно быстро растет. Две трети европейских пользователей, которые хотят сменить провайдера, в качестве основного побудительного мотива называют желание получить широкополосный доступ.

Разумеется, показатели российского рынка в области технологий для цифрового дома намного скромнее, но и здесь позитивные тенденции налицо. Яркий пример — разработка и выпуск на отечественный рынок новейших моделей персональных компьютерных устройств, способных в полной мере реализовать преимущества технологий цифрового дома, а также все более широкое распространение технологий высокоскоростного доступа в Интернет и появление онлайновых сервисов по работе с мультимедиаконтентом.

Сразу три российские компании представили устройства класса Entertainment PC. Так, компания Kraftway разработала и выпустила модель медиацентра Kraftway Popular MCE, представляющего собой домашний центр развлечений и организации семейного досуга и сочетающего в себе возможности мощного персонального компьютера, многих устройств бытовой электроники (DVD-проигрывателя, цифрового видеомагнитофона, теле- и радиоприемника, MP3- и CD-плеера), а также хранилища цифрового контента. Дебют медиацентра Kraftway состоялся в рамках Третьего Форума Intel для разработчиков в Москве. Сердцем системы является мощный процессор Intel Pentium 4 с технологией Hyper-Threading (НТ); система оснащена объемным жестким диском, большой оперативной памятью, встроенным ТВ-тюнером для приема эфирного телевещания и приводом для воспроизведения и записи DVD-дисков.

Компания Rover Computers предложила домашний мультимедиацентр Centro T960/T760 — высокопроизводительный компьютер, совмещенный с ЖК-экраном и созданный на базе процессора Intel Pentium 4 с технологией HТ. Богатейший набор портов позволяет подключить к Centro T960/T760 любое периферийное оборудование. Встроенный факс-модем, средства Gigabit Ethernet и Wi-Fi, интегрированный ТВ-тюнер, сабвуфер, а также декодер звука 5.1 позволяют в полной мере использовать все мультимедийные возможности Centro, функциональность которого выходит далеко за рамки обычного компьютера, а дизайн обладает характерными чертами бытовых устройств класса Hi-End.

Компания R-Style Computers выпустила информационно-развлекательный центр R-Style Proxima MC-e на базе процессора Intel Pentium 4 с технологией HТ. DVD-проигрыватель с возможностью записи телевизионных передач и видео, караоке, музыкальный центр, игровая приставка, библиотека фото- и видеоматериалов, компьютер, Интернет-приставка — всеми этими функциями обладает модель R-Style Proxima MC-e. Встроенный звуковой процессор, поддерживающий одновременное воспроизведение нескольких звуковых потоков, а также звуковые форматы, необходимые для организации домашнего кинотеатра (Dolby Digital и др.), оценят любители аудиооборудования класса Hi-Fi, а встроенное устройство для чтения карт памяти, используемых в современных цифровых фотоаппаратах, — для любителей цифрового фото. Наличие порта i-1394 будет полезным для стандарта mini-DV и Hi8.

Не меньший интерес у пользователей вызывают мобильные ПК для цифрового дома, поставляемые на российский рынок отечественными и зарубежными производителями.

Компания ASUS предлагает мобильный ПК W1Na — широкоэкранный ноутбук, оснащенный сабвуфером, обеспечивающим высококачественное объемное звучание, мощной графикой, TВ-тюнером, сверхтонким пультом дистанционного управления. Ноутбук поддерживает как DVD-, так и HDTV-формат для передачи видеоизображения. Эксклюзивная технология энергосбережения ASUS Power4 Gear+ позволяет регулировать быстродействие процессора, чтобы максимально — до 20% — увеличить время работы от батареи.

Российский ноутбук iRU Stilo 6154 на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК фактически может полностью заменить домашний кинотеатр, поскольку является гибкой мультифункциональной платформой, способной с успехом выполнять широчайший спектр задач. Среднее время работы iRU Stilo 6154 от аккумуляторной батареи составляет до 5 часов в офисном режиме и почти 2,5 часа в режиме просмотра DVD-фильмов.

Компания Rover Computers выпускает ноутбук RoverBook Navigator W500/W500+ на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК, соединяющий в себе целый ряд устройств: DVD-проигрыватель, телевизор, музыкальный центр, цифровой фотоальбом. Благодаря технологии Instant-on достаточно нажать на одну кнопку, чтобы с помощью пульта дистанционного управления получить доступ ко всем развлекательным возможностям ноутбука без загрузки операционной системы.

КомпьютерПресс 1'2005