oldi

MetaStream

Андрей Пеленков, Иван Мартынов

 

Технология трехмерной визуализации объектов MetaStream (www.metastream.com) появилась на рекламном рынке Интернета сравнительно недавно, но уже хорошо зарекомендовала себя, в первую очередь благодаря своей простоте и функциональности, в отличие от других систем, предоставляющих возможность просмотра трехмерных объектов прямо на Web-странице. Все чаще мы, загружая страницы тех или иных компаний, получаем на экране радостное сообщение о том, что вся или почти вся продукция, будь то бытовые приборы или пищевые продукты, доступна для просмотра в 3D-режиме. Если вы загружаете страницу, содержащую MetaStream-информацию, впервые, то вам предлагается получить и установить у себя на компьютере программу, которая позволит просматривать MetaStream-объекты. Проще говоря — устанавливается plug-in-вьювер, распространяемый компанией MetaStream бесплатно, и взамен статических картинок среди текста вы получаете «живую» 3D-анимацию, причем главным преимуществом этой технологии является предоставление возможности пользователю вращать 3D-объект в любых плоскостях, увеличивать/уменьшать объект (удерживая нажатой клавишу Ctrl), а также перемещать его в пределах окна просмотра (удерживая клавишу Shift).

Вторым, не менее важным преимуществом технологии MetaStream является простота разработки MetaStream-объектов. Разработчики Web-сайтов получают прекрасную возможность создавать 3D-объекты, используя стандартные средства трехмерного моделирования. Созданный вами в RayDream Studio или RayDream 3D-объект может быть с легкостью сохранен в файл с расширением MTS, который и является исходным файлом MetaStream. Наряду с этим компания выпускает и также бесплатно распространяет «plug-in» для Kinetix 3D-studio MAX версий 2 и 2.5, который позволяет экспортировать практически любой объект, созданный с использованием этой популярной программы, в формат MTS. При этом разработчик имеет возможность указать качество текстур объекта, что напрямую влияет на конечный размер файла, а также вид освещения объекта. После того как вы создали файл MTS, содержащий 3D-объект и текстуру, вы загружаете MTS-файл на сервер и прописываете управляющий HTML-код в вашу страницу. Сам по себе код может быть изменен и является мощным средством настройки различных параметров визуализации вашего 3D-объекта. Кроме стандартных параметров любого HTML-объекта, таких как ALIGN, BGCOLOR, BACKGROUND и т.д, вы можете регулировать многие другие дополнительные параметры, начиная с простых (таких как замена цвета бэкграунда при наведении курсора мыши на объект) и заканчивая такими «наворотами», как регулировка скорости анимации, качество детализации объекта, настройка объектива виртуальной камеры, режима вращения, возможность указания URL, который загрузится при клике, не говоря уже о том, что объект MetaStream имеет свой собственный графический интерфейс. Так, когда вы ссылаетесь непосредственно на MTS-файл, он показывается в специальном графическом интерфейсе с необходимыми элементами управления.

Хороший пример применения этой технологии вы можете увидеть на сайте www.tonus.ru, созданном дизайн-студией X-Project (www.xproject.ru). Согласитесь, приятно покрутить на экране «вкусную» трехмерную картинку продукта, который вы желаете приобрести. Использование подобной технологии на вашем сайте дает много преимуществ. Можно использовать MetaStream-активные страницы с различными целями, например, для привлечения клиентов или с целью дать покупателю визуальное представление о своем продукте, чтобы потом его было легче узнать на прилавках. В целом MetaStream — это новое слово на рынке интерактивной рекламы в Интернете.

Коротко о самой технологии:

Технология MetaStream была разработана группой Real Time Group (RTG), подразделением компании MetaCreations (www.metacreations.com), совместно с Intel и лицензирована Microsoft. Особенностью и новшеством этой технологии является использование трикселов. Трикселы (trixels) чем-то напоминают всем известные пикселы (pixels) и являются элементарной составляющей любого двухмерного цифрового изображения. Триксел характеризуется цветом RGB и тремя координатами: X, Y, Z.

Директор отдела разработки программного обеспечения Intel Стэн Мо (Stan Mo) заявляет: «Качество изображения будет целиком зависеть от скорости вашей системы; оно достаточно высоко на Pentium II, а на будущих процессорах станет еще выше». Алгоритм Metastream устроен так, что предусматривает автоматическое упрощение объекта и текстур, таким образом, MetaStream как бы подстраивается под возможности вашего компьютера, а также под скорость вашей связи по Интернету. Итак, мы получаем вполне приемлемое изображение и скорость анимации даже на достаточно медленных процессорах с частотой 133 МГц и небольшим объемом памяти. Меньше изображение объекта — меньше трикселов, а значит, меньше поступило информации об объекте. Больше изображение — больше трикселов, машина больше «узнала» об объекте, картинка стала еще детальнее: вам видны ее мелкие части. Объект появляется не сразу, а по мере его загрузки. Все это чем-то напоминает interlaced GIF. Более того, существует возможность настройки изображения, то есть разработчик может сам настроить разрешение, выбирая между скоростью и детализацией, так, к примеру, возможно получить отображение только каркаса модели. Со стороны пользователя может быть выбран один из следующих способов визуализации объекта: OpenGL, Direct3D или MetaCreation’овский SreeD.

Таким образом, преимущества MetaStream налицо: маленький размер файла, что очень критично при использовании в Сети; появление объектов на экране по мере загрузки, что характеризует эту технологию как «потоковую» (stream), это безусловно удобно для пользователя, имеющего не настолько быструю скорость соединения. К сожалению, не так уж часто мы с вами можем видеть интерактивную трехмерную анимацию на страницах Интернета. А жаль — потому что технология MetaStream — современное, быстро развивающееся средство интерактивной рекламы в Интернете.

 

КомпьютерПресс 2'2000