Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры

Olympus Camedia C-21

Эргономика

Новая портативная камера фирмы Olympus имеет матрицу в 2,1 мегапиксела, что, несомненно, не позволяет относиться к ней свысока, хотя по внешнему виду — это обыкновенная «мыльница», причем с фиксированным фокусным расстоянием. Выполненная в форме пачки от сигарет из серебристого дюралюминевого сплава — она весьма элегантна. А поскольку эта камера имеет не только оптический, но и жидкокристаллический видоискатель, она может быть использована и как «серьезная» электронная «зеркалка».

Что касается удобства управления, C-21 имеет такие миниатюрные кнопки, что их боязно нажимать. Однако здесь они смотрятся к месту, не то что в модели С-1400L. Все кнопки управления расположены достаточно удобно, и фактически можно управлять съемкой, держа камеру только одной рукой (не забыв, однако, перекинуть через нее ремешок, чтобы камера не выскользнула на землю). Она такая маленькая и легкая (190 г), что запросто помещается в нагрудном кармане.

Но внутри «малютки» скрывается широчайший творческий потенциал. Продвинутая система измерения экспозиции, разветвленная система управления, настройки чувствительности в ISO, корректировки контрастности изображения и ручная настройка баланса белого.

Но даже с такими возможностями выбора настроек камера остается легко управляемой. Четырехнаправленная клавиша-джойстик на тыльной стороне камеры упрощает выбор из меню, а скользящая крышка на объективе упрощает включение аппарата, автоматически обеспечивая его готовность к съемке при открытии. Ускоренная запись (1-2 сек) и возможность быстрого просмотра результата на ЖК-дисплее с включенной опцией Quick View еще больше упрощает работу аппарата.

C-21 — это также первая цифровая камера, оборудованная новыми портативными литиевыми источниками питания. Компактная и мощная, она способна произвести приблизительно 200 снимков. Хотя, в принципе, можно работать и с обычными батарейками — для этой камеры их необходимо всего две.

В общем, и для бизнеса и для досуга C-21 предлагает новый уровень качества и удобства. Совершенно «мыльничный» вид и одновременно высокое качество снимков превращают этот аппарат в прекрасного цифрового партнера, который всегда находится в хорошей форме.

Характеристики

Olympus Camedia C-21 снабжена 2,1-мегапиксельной ПЗС-матрицей (эффективных элементов, то есть использующихся для формирования изображения — 2,06 млн.), способной выдать изображение с разрешением в 1600x1200 пикселов. Чувствительность оценивается в 100 ISO, но может быть установлена и в 200 или даже в 400 ISO без серьезного ухудшения качества изображения. Шум в тенях у этого аппарата был уменьшен до беспрецедентно низкого уровня. Однако большая чувствительность приводит к уменьшению числа градаций цвета, воспроизводимых камерой.

Камера обладает великолепным объективом, который состоит из пяти элементов в пяти группах и отличается довольно высокой светосилой — 1:2,4.

Фокусное расстояние — 38 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте) с 2,5-кратным цифровым увеличением. Затвор обеспечивает выдержки от 1/2 до 1/750 сек. Камера имеет также режим макросъемки от 15 см.

Измерение экспозиции осуществляется двумя системами: заданной по умолчанию центровзвешенной и точечной.

Ручной баланс белого позволит вам получать качественные снимки при любой погоде и освещенности.

Контрастный жидкокристаллический 4,5-сантиметровый дисплей можно использовать как в качестве видоискателя, так и для просмотра отснятых изображений. Причем C-21 — это первая цифровая камера, которая использует белый светодиод для задней подсветки ЖК-панели. Наряду со значительным уменьшением расхода энергии это продлевает жизнь ЖК-монитора.

Olympus C-2000 Zoom использует SmartMedia-карточки и продается с картой объемом 8 Мбайт.

Как и некоторые другие камеры фирмы Olympus, C-21 предлагает режим съемки панорамы, который, впрочем, работает не так удобно, как у аппаратов Casio или Canon. Отмеченные на ЖК-экране рамки для перекрытия (которое позже будет использовано в программе изготовления панорам) приходится запоминать.

В зависимости от страны, где приобретена камера, обеспечивается видеовыход форматов NTSC или PAL. Блок питания предусматривается, но в поставку не входит. Подключение к компьютеру возможно только по последовательному порту. Учитывая размеры изображений и тот факт, что камера работает с картами до 32 Мбайт, USB-интерфейс ей бы не помешал. Чтобы устранить неудобства, связанные с длительной передачей, фирма дополнительно предлагает SmartMedia-считыватель с интерфейсом USB (MAUSB-2), или альтернативный переходник-считыватель для привода флоппи-дисков (MAFP-2), или PCMCIA-переходник (MA-2).

Качество снимков

Снимки, полученные на Olympus C-21, выглядят вполне достойно даже в JPEG-режиме, а учитывая возможность сохранения без компрессии в формате TIFF, камера предоставляет просто беспрецедентный уровень качества для аппаратов этой категории. Измерения экспозиции довольно точны, а с ручными регулировками вы можете не беспокоиться при любых условиях съемки.

Camedia C-21 — очень дружественная камера. Предназначенная для использования в автоматическом режиме, она значительно расширяет области применения также за счет возможных ручных настроек. Прекрасно и быстро работает автофокус — вы можете даже не задумываться о скорости его срабатывания.

Интерфейс пользователя

Управление камерой осуществляется с помощью экранного меню, которое позволяет установить ряд параметров, таких как экспокоррекция, баланс белого, режим фокусировки (автофокусировка, автофокусировка для макросъемки и три значения для ручной установки расстояния до объекта: бесконечность; 2,5 м; 20 см), чувствительность матрицы, размер кадра и степень сжатия. При этом для степени сжатия предусмотрен формат как JPEG, так и TIFF. Кроме того, есть возможность воспользоваться цифровым увеличением — до 2,5 раз. На этом режиме стоит остановиться особо. Если вы используете максимально возможное разрешение, то применение цифрового увеличения вам ничего не даст — это будет лишь банальное масштабирование снимка, которое может проделать любой графический редактор. Однако если вы используете меньший формат кадра, то использование цифрового увеличения позволяет вам, не теряя качества, записать только выбранную область.

Интерфейс хорошо разработан, довольно прост и удобен в сочетании с четырехнаправленным джойстиком для навигации и выбора из меню.

Программное обеспечение

Olympus поставляет со своей камерой утилиту Camedia Master и отдельный диск с двумя другими программами: графическим редактором AdobePhotoDeluxe 3.0 и программой Enroute QuickStitch для изготовления панорам. Обычно у цифровых камер есть две возможности для передачи информации в компьютер: через ТWAIN-интерфейс или при помощи специальной программы производителя. Однако на сегодняшний день ни в комплекте с камерой, ни на сайте производителя TWAIN-драйвер не предоставлен. А Camedia Master только перемещает фотографии в компьютер и размещает «миниатюры» снимков в альбоме, сопровождая их бедными комментариями. К сожалению, эта программа не способна считывать точную информацию об условиях съемки каждого изображения. Она отображает только размеры снимков, степень их сжатия, использование макрорежима и режима вспышки (имеются также поля для авторских комментариев). Кроме того, в имеющемся программном обеспечении фактически не реализовано управление камерой с компьютера и нет возможности совершать съемку, не прикасаясь к аппарату. Единственная реализованная возможность — синхронизация часов камеры и компьютера.

Следует отметить еще и то, что режим панорамы работает только на SmartMedia-картах фирмы Olympus с функцией Panorama Composite и Camedia Master может брать для панорамы не более 10 снимков с базовой карты.

Есть еще дополнительные Calendar Card (4 Мбайт), которая обеспечивает изготовление оригинальных календарей, Template Card (4 Мбайт), которая может делать комбинированные снимки с заранее подготовленной картинкой (или рамкой) и Title Card (4 Мбайт), которая может сразу делать поздравительные открытки или визитки. Однако все эти карточки (как, впрочем, и встроенная возможность изготовления панорамы) нужны только для печати на специальном сублимационном принтере CAMEDIA P-330, который подключается непосредственно к камере и, минуя компьютер, делает фотокарточки 10x15 см.

В начало

В начало

Olympus Camedia C-1400L

Эргономика

Совсем недавно цифровые «зеркалки» представляли собой просто модифицированные версии 35-миллиметровых моделей, в которых использовались те же самые объективы, корпус и другие аксессуары. Однако заглядывая в будущее, мы не видим причин, почему цифровые камеры по своей форме и функциям должны и дальше имитировать своих аналоговых «родственников».

Olympus Camedia C-1400L — типичный представитель подобных камер, принявший эстафету у своего пленочного аналога — камеры Olympus IS-100. C-1400L почти полностью сохранил ее дизайн, добавив только ЖК-экран для просмотра изображений и компьютерные интерфейсы. Причем ввиду того, что видоискатель этой камеры работает через объектив и дает вполне адекватное представление о снимаемой сцене, фирма посчитала неразумным использовать для этой цели еще и ЖК-панель.

Одним словом, это цифровая автоматическая «зеркалка» привычного дизайна для любительской съемки, практически без какой бы то ни было возможности хоть как-то контролировать процесс. Причем C-1400L не только не допускает ручных установок экспозиции, но и не показывает (и нигде не записывает) те значения, которые выбрала автоматика. Правда, возможность сразу посмотреть результат на ЖК-экране несколько улучшает ситуацию, но не снимает проблемы получения наивысшего результата.

Характеристики

Про Camedia C-1400L уже довольно много говорилось; в свое время она и по оптическим, и по электронным характеристикам была лучшей цифровой камерой в своем ценовом диапазоне. Число чувствительных элементов 2/3-дюймовой ПЗС-матрицы соответствует числу точек изображения без дополнительной интерполяции (1 410 000 элементов). С другой стороны, возможности этой камеры уж очень любительские, как, впрочем, и возможности ее пленочного аналога, что совсем не характерно для современной цифровой аппаратуры.

C-1400L имеет довольно светлый объектив (1:2,8-3,9) с приличным перепадом фокусного расстояния от 36 до 110 мм в эквиваленте 35-миллиметровой пленки с резьбой для фильтров, бленд и дополнительной оптики. Правда, макрорежим весьма посредственный, с минимальным расстоянием до объекта в 30 см. Замеры экспозиции осуществляются через объектив — как в любой приличной ТТЛ-системе.

Разрешение сохраняемого изображения — 1280x1024 пикселов. Компрессия — JPEG. Возможности сохранять снимки без компрессии нет. За исключением выбора режимов вспышки (есть и подавление эффекта «красных глаз») и автоспуска (12 сек), дополнительных функций нет.

C-1400L продается с 4-мегабайтной картой SmartMedia. Карта помещается в отсек с пластиковой дверкой, расположенный сбоку, и удобно вынимается, так что никаких нареканий по этому поводу быть не может. Время инициализации аппарата довольно велико — примерно 7 секунд, а записи снимка — около 10 секунд.

Для связи с компьютером служит порт RS-232С. Кроме того, имеется еще и специальный разъем для подключения фотопринтера фирмы Olympus. Видеовыход отсутствует. Блок питания в комплект не входит, но поставляется дополнительно.

Качество снимков

Качество снимков у этой камеры до сих пор считается весьма приличным, что обеспечивается двумя факторами: во-первых, хорошим объективом (даже излишне хорошим для такой ПЗС-матрицы) и, во-вторых, TTL-системой измерения экспозиции (через объектив).

Таким образом, даже при использовании полностью автоматического режима съемки (а другого камера и не предусматривает) она выбирает наилучшую экспозицию.

Короче говоря, Olympus Camedia C-1400L — неплохая камера, но, пожалуй, она уже сильно устарела.

Интерфейс пользователя

Поскольку никаких особых функций у этого аппарата нет, то и говорить об этом нечего. Все режимы устанавливаются кнопками напрямую и отображаются на ЖК-экране.

Экран не работает в качестве видоискателя, а навигация в режиме воспроизведения — предельно проста.

Программное обеспечение

Из программного обеспечения с камерой поставляются TWAIN-драйвер и универсальный графический редактор AdobePhotoDeluxe.

Передача изображений в компьютер довольно проста, а управлять съемкой здесь невозможно. Естественно, что по последовательному порту любые манипуляции с данными совершаются удручающе медленно.

В начало

В начало

Sony Mavica MVC-FD83

Эргономика

Sony Digital Mavica MVC-FD83 стоит в длинном ряду весьма популярных «дискеточных» аппаратов серии Mavica далеко не на последнем месте. Оборудованный трехкратным оптическим перепадом фокусного расстояния (Zoom) и четырехкратным ускорением чтения гибких дисков, которые здесь используются в качестве носителя информации, он весьма популярен у «ленивых» граждан, не желающих иметь дела с какими-либо компьютерными устройствами, за исключением привычного флоппи-дисковода.

Модели Mavica различаются, главным образом, только цветом корпусов (темнее или светлее), перепадом фокусного расстояния (до 10х), скоростью чтения со встроенного флоппи-привода (2х или 4х), наличием или отсутствием окошечка Solar Window (которое открывается над ЖК-экраном и служит для дополнительной подсветки панели) и возможностью ручной настройки фокусного расстояния. В остальном они практически идентичны, и такое разнообразие моделей мы не можем объяснить не чем иным, как их высокой популярностью у потребителей. А такая популярность объясняется в первую очередь тем, что в качестве накопителя изображений здесь используется обыкновенная трехдюймовая дискета. Это были первые (и последние) камеры подобного типа, поскольку с ростом разрешения используемых в цифровой фотографии ПЗС-матриц возможность пользоваться дискетами «отмерла» сама собой.

И вообще, мы не разделяем такого пристрастия к этим, в целом неплохим приборам, но однозначно не попадающим, с нашей точки зрения, в традиционную категорию цифровых фотоаппаратов. Однако необходимо отдать должное фирме Sony, которая нисколько не боится отступать от всеобщего стандарта. Однако с приходом 2-3-мегапиксельных цифровых технологий дискета умерла сама собой, и теперь стоит говорить об этих аппаратах только как об определенном этапе развития цифровой фотографии.

Итак, эргономика проекта Mavica остается неизменной. Здесь нет никакого оптического видоискателя, и пользователь должен во всем положиться на 2,5-дюймовый ЖК-экран. Все достоинства и недостатки подобного подхода очевидны и нами уже неоднократно обсуждались. Камера довольно тяжелая, но эргономичный дизайн и обрезиненные насечки облегчают работу с ней. Из достоинств можно отметить практически точное совпадение изображения на дисплее с получаемым в результате съемки кадром (электронная «зеркалка»), а вот недостатков достанет на длинный список:

  • во многих ситуациях неудобно снимать сцену, держа аппарат перед собой на вытянутых руках, как пистолет Макарова (экран большинства этих аппаратов, за исключением FD-91, фиксирован и поворачиваться не может);
  • во время съемок на «пляже-снегу» при ярком солнечном свете, бьющем в спину фотографа, на экране практически ничего не видно, и даже «солнечное окошко» не помогает;
  • расход батарей при использовании ЖК-экранов сильно возрастает (впрочем, при использовании «фирменных» аккумуляторов infoLITHIUM это малоактуально);
  • и, наконец, инерционность ЖК-дисплея несколько осложняет съемки быстро движущихся объектов.

Достаточно крупные кнопки управления хорошо промаркированы и удобно расположены.

За исключением кнопки затвора, которая находится сверху, и переключателя ручного режима фокусировки, расположенного непосредственно на объективе, все прочие средства управления помещены на тыльной стороне — перед глазами фотографа. Кнопка трансфокатора очень удобная и плавно меняет фокус, напоминая о видеокамерах.

Точно так же, как и все камеры Mavica, MVC-FD83 — очень большая и тяжелая (почти полкилограмма с аккумулятором), поэтому держать ее на вытянутых руках, как это предполагает конструкция, — не очень удобно. Впрочем, та же технология SteadyShot, что Sony применяет и в видеокамерах, обеспечивает хорошую стабильность изображения.

Характеристики

Sony Mavica MVC-FD83 получает изображения с 1/3,6-дюймовой ПЗС-матрицы (850 000 элементов), имеющей номинальную чувствительность в 100 ISO, и запоминает на флоппи-диске изображения в максимальном разрешении с последующей интерполяцией — 1216x912 пикселов (реально — 1024x768). Объектив с трехкратным перепадом фокусного расстояния: 37-111 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте) со стартовой апертурой 1:2,0 (и двукратным цифровым). Необходимо отметить наличие на объективе этой камеры резьбы с довольно распространенным диаметром 37 мм, а также возможность ручной настройки фокуса, что позволяет применять не только различные фильтры и насадки, но и сменную оптику. Аппарат имеет автоматическую систему замера экспозиции через объектив (TTL) и полностью электронный CCD-затвор со скоростями срабатывания, лежащими в пределах от 1/60 до 1/4000.

Объектив у этой камеры дает превосходные возможности по фокусировке, причем как в автоматическом, так и в ручном режиме (ручной режим реализован без особых затей — привычным ободом на объективе). В режиме Auto Macro объектив способен фокусироваться от 1 см до бесконечности. Достаточно «светлый» объектив имеет максимальную выдержку, в соответствии с апертурой — F2.0, что дает возможность камере функционировать при довольно скромном освещении, хотя, конечно, за счет получения значительно более «шумных» изображений.

Возможные уровни разрешения камеры серии Mavica обозначают своеобразно: Normal и E-mail. Можно снимать только с компрессией (JPEG). Степень компрессии при записи в JPEG имеет два уровня: Fine и Standard, то есть «хорошее» качество и «не очень».

Есть еще режим Movie, который сохраняет фильмы в формате MPEG-1.

Так как никаких других индикационных панелей здесь нет, то вся служебная информация отображается тут же на большом ЖК-экране: текущие режимы и параметры настройки камеры, значение экспокоррекции, время до окончания срока действия батареи (позволяет технология infoLITHIUM), число фотографий, которые еще могут быть сохранены на дискете, установки качества изображения, параметры вспышки, позиция трансфокатора и т.д.

К опциям меню и параметрам настройки обращаются, нажимая удобную кнопку Control, которая работает подобно джойстику и при нажатии осуществляет выбор.

В общем, тыльная сторона камеры до отказа заполнена различными кнопками и средствами управления, но они очень просты и удобны в использовании, поскольку все специально выделены под определенные функции.

Кнопка вспышки (ON или OFF) при активизации подсвечивается маленьким желтым индикатором. Справа от нее, непосредственно под экраном, расположен переключатель режима воспроизведения/съемки/киносъемки, а ниже — три кнопки включения эффектов (негатив, сепия, перевод черно-белое и соляризация); программные режимы (мягкий портрет, спортивные состязания, пляж и лыжи, закат и луна, ландшафт, панорама); и, наконец, кнопка гашения служебной информации на ЖК-экране.

Судя по объемам продаж и дальнейшему использованию, многим пользователям, вероятно, понравилось именно использование гибкого диска в качестве сменного носителя (их не смутила даже весьма высокая цена изделия, предоставляющего очень посредственное качество снимков). А низкое качество снимков у камер Mavica как раз и является следствием их главного достоинства — дело в том, что при записи изображений (на одну дискету их входит несколько десятков — в зависимости от разрешения) камере приходится использовать очень высокую степень компрессии (в 2-4 раза выше, чем у ближайших конкурентов), а значит, искусственно занижать свои оптические возможности. Но если ваша цель — только один оперативный кадр, то даже использование самого низкого разрешения (640x480) может быть совершенно оправданно. Однако некоторые пользователи упрекают фирму Sony еще и за то, что она применяет технологию непосредственного снятия изображений с элементов матрицы «один в один» даже для низкого разрешения (видимо, для того, чтобы ускорить съемку), а не интерполирует его «вниз» при сохранении, как поступают другие камеры.

Mavica MVC-FD83, как и другие камеры фирмы Sony, использует специальные батареи infoLITHIUM, которые сообщают аппарату точное время, оставшееся до разрядки. Даже при том, что ЖК-экран используется постоянно, батарея обеспечивает беспрецедентную, по сравнению с другими камерами, автономность.

Качество снимков

В ходе наших испытаний аппарата Digital Mavica получались изображения с высокой точностью воспроизведения и хорошей цветовой насыщенностью, особенно в области телесных тонов и в среднем диапазоне яркостей. При неидеальных условиях освещения отмечалась незначительная недодержка. Из-за высокой степени компрессии наблюдались и некоторые дефекты на изображениях, но в целом их качество было вполне приемлемым. Если учесть многофункциональность камеры, качество изображений и уникальную возможность записи на обычные дискеты, то становится очевидной ее популярность.

Полностью автоматическое измерение экспозиции MVC-FD83 является довольно точным в широком диапазоне съемочных ситуаций. Однако, очевидно, что эта камера предпочитает щедрое освещение для получения лучших изображений. При искусственном освещении без использования вспышки фотографии имеют повышенный шум, который выглядит, как сильное зерно.

Интерфейс пользователя

Семь параметров составляют все меню Sony Mavica MVC-FD83. К меню обращаются из специальной опции, которая появляется в нижней части экрана. Навигация в меню осуществляется четырехнаправленным джойстиком, а по выбору любого из семи параметров, открывает вторичное меню, которое предоставляет возможные значения параметров настройки:

  • установка времени;
  • сигнал (вкл. или выкл.);
  • операции с дискетой (форматирование или копирование);
  • уровень яркости вспышки (высокий, нормальный, низкий);
  • степень компрессии (Fine или Standard);
  • режим съемки (многокадровая, для электронной почты, нормальный) и т.д.

Система очень проста и, следовательно, легка в использовании.

Программное обеспечение

В поставке с камерой вы найдете программу ArcSoft PhotoStudio, позволяющую редактировать полученные снимки и добавлять текстовые комментарии.

Впрочем, ничего другого вам и не понадобится, поскольку единственный способ как-то связаться с компьютером у этого аппарата — просто вставить дискету в дисковод (пользователям новых компьютеров Macintosh G4 просьба не беспокоиться!).

КомпьютерПресс 2'2000

Предыдущая страница


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует