Интернет и автомобиль

Олег Татарников

Продажа автомобилей через Сеть

Электронные услуги в автомобиле

Microsoft Windows для автомобилей

В Интернет из автомобиля

Автомобильные Интернет-технологии

Автомобильные Интернет-ресурсы, или Как найти ответ без длительного серфинга

Околоавтомобильные Интернет-ресурсы

 

Автомобильная промышленность и сфера услуг, связанных с автомобилями, вступают в XXI век и стремительно повышают свою «интерактивность». Причем Интернет-проекты с каждым годом становятся все значительнее.

Недавно компания Autobytel.com, один из старейших в Сети держателей виртуальных магазинов по розничной продаже новых и подержанных автомобилей, приобрела крупнейшего информационного поставщика в области автомобилей и автомобильных технологий — издательство Chilton. Почему эта сделка получила столь значительный резонанс в прессе и привлекла внимание потребителей? Дело в том, что она поднимает виртуальный бизнес на более высокий технологический уровень по сравнению с продажами автомобилей в традиционных салонах. Теперь фактически всю необходимую информацию для покупки, ремонта или диагностики автомобиля, наряду с информационными бюллетенями автомобильных компаний, можно получить в напечатанном или электронном виде непосредственно из Интернета.

В последнее время Autobytel.com различными способами активно развивает сервисный бизнес. Основная идея состоит в том, чтобы предложить потребителям, посещающим этот Web-сайт, возможность подписки на бесплатную услугу: напоминание об обслуживании их автомобилей с длительным информационным сопровождением и направлением в ближайшие сервисные центры. Кроме того, этот сайт поддерживает аккуратное ведение сервисного бюллетеня, помогает найти необходимую информацию и ответы на вопросы пользователей, касающиеся автомобилей. Приобретение автомобильного издательства Chilton позволяет поднять средства Autobytel.com на новую техническую высоту и дает возможность предложить всестороннюю информацию по ремонту, эксплуатации и различные онлайновые технические советы. Разрабатываются и другие интересные проекты, которые станут доступными вследствие подобного объединения возможностей и интересов.

Глобальная стратегия Autobytel.com заключается в сопровождении транспортного средства в течение всего цикла его жизни: от интерактивной покупки до последующего обслуживания и продажи (опять же интерактивной). Ожидается появление интерактивных баз данных, описывающих все процедуры ремонта, а также производящих предварительные вычисления трудовых затрат и стоимости необходимых комплектующих. Таким образом, пользователи получат возможность оградить себя от излишних расходов в связи с недобросовестностью ремонтных работников и разрушат монопольные владения автомобильного бизнеса: сервис, ремонт и запчасти. Посетители таких интерактивных средств, как Autobytel.com, смогут сразу же, на месте, проверить правильность тарификации автомобильных сервисных служб аналогично тому, как сегодня они могут проверять диапазоны цен на то или иное транспортное средство, и в случае обнаружения превышения допустимого предела сразу же покинуть «неправильное» место, имея в запасе десяток-другой альтернативных адресов.

Можно также ожидать, что издательство Chilton приложит значительные усилия в области расширения электронной торговли автомобильными запчастями и аксессуарами, а получение доступа к базе конкретных автомобилей и к информации об их потенциальном спросе позволит заранее планировать спрос и осуществлять предварительную закупку товаров.

Рассматривая возможное подключение клиентов Autobytel.com к будущим базам и экспертным системам знаменитого издательства Chilton, можно прогнозировать зарождение нового способа управления бизнесом в автомобильной промышленности и сервисном обслуживании, причем для сервисных и торговых центров это будет прямая связь с потенциальными клиентами и заказчиками, особенно если они будут иметь интерактивные средства для такого обслуживания непосредственно на своих Web-сайтах. А открывающиеся возможности слишком велики, чтобы пренебречь участием в этих процессах.

Продажа автомобилей через Сеть

Несмотря на то что в онлайновой торговле наблюдается некоторый спад (во всяком случае, нет такого бурного роста, как в прошлые годы), Интернет имеет очень неплохой потенциал на автомобильном рынке. Количество проданных через Сеть машин неуклонно увеличивается, хотя онлайновые продажи и составляют пока всего около 5% от общей доли продаж новых автомобилей. Самым популярным интерактивным автомобильным магазином в мире, на долю которого приходится четверть всех продаж, по-прежнему остается вышеупомянутый Autobytel (http://www.autobytel.com/), на втором месте детище Microsoft — CarPoint (http://www.carpoint.com/), а на третье вышел DriversSeat (http://www.driversseat.com/), созданный Национальной американской ассоциацией автомобильных дилеров (NADA, National Automobile Dealers Association). Очень популярными автомобильными Web-порталами являются также Autoweb и CarsDirect.

Вы можете спросить, зачем российскому пользователю нужны эти ресурсы, если онлайновая продажа автомобилей в нашу страну затруднена, а такие популярные в Америке сайты — интерактивные поставщики информации о проверке автомобилей, как Carfax, с некоторых пор даже закрыли доступ к своим платным ресурсам из других стран? Однако такие меры были предприняты сервером Carfax (http://www.carfax.com/) в целях обеспечения дополнительных гарантий достоверности предоставляемой информации, что, кстати, позволило ему стать партнером крупнейших автомобильных супермаркетов (таких, например, как Warranty Superstore — http://www.warrantysuperstore.com/).

Казалось бы, кому-кому, а нашим автомобилистам такие гарантии особенно нужны!

Однако не все еще потеряно. Так, например, даже на вышеупомянутом сайте DriversSeat можно получить детальную информацию о ценах и комплектации машин, о правильности их идентификационных номеров (VIN-кодов), а также найти региональных автомобильных дилеров. Непосредственно покупку можно сделать уже на месте либо заказать автомобиль на одном из сайтов российских дилеров.

Производители и дилеры тоже создают собственные Web-страницы, на которых покупатели могут выбирать автомобили, изучать цены на них и находить подходящие автомагазины. Эти узлы конкурируют с более ранними Web-сайтами, предоставляющими аналогичную информацию, выполняют посреднические функции или непосредственно продают автомобили. Однако если Web-сайт будет просто выполнять функции справочной службы, а за покупкой по-прежнему надо будет ехать в магазин, то все это не особенно привлечет клиентов.

Деловые узлы (B2B) открывают и сами автомобильные компании, и альянсы производителей автомобильной техники. Такой узел создают, например, компании «большой тройки» производителей американских автомобилей — «Даймлер-Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс» (позже о своем намерении присоединиться к этому проекту объявила и компания «Тойота»). На новой онлайновой торговой площадке будут продаваться запасные части к автомобилям, а также предлагаться различного рода производственные услуги. Технологическую разработку и поддержку работы этого портала взяла на себя компания Bell&Howell (которая владеет частью капитала образованной компании). Новая компания, названная CollisionLink, будет предоставлять концессионерам трех автомобильных компаний возможность приобрести в Интернете все необходимые запчасти и комплектующие. Естественно, в первую очередь портал станет доступным для жителей США и Канады, но затем его деятельность будет расширена и на весь мир.

Кстати, компаниями по продаже автомобилей уже всерьез интересуются антимонопольные комитеты. Дело в том, что в Соединенных Штатах и Европе существуют законодательные ограничения, препятствующие прямым продажам автомобилей от корпорации (продажа разрешается только через дилеров). Поэтому после того, как потенциальный покупатель определяет нужную ему модификацию на подобном сайте и подтверждает свое желание осуществить покупку, он направляется к ближайшему дилеру, где и приобретает автомобиль. При этом, как правило, устанавливаются специальные Интернет-цены, которые примерно на 5% ниже розничных. Для того чтобы заинтересовать дилеров, им выдается фиксированная маржа с каждого проданного через Сеть автомобиля.

По данным российских новостийных агентств (Lenta.Ru и News.Battery.Ru), больше половины покупателей новых легковых автомобилей и грузовиков в 2000 году в Европе и Америке использовали Интернет, чтобы сравнить модели и цены. А 5% всех новых автомобилей покупалось через службы Интернет-торговли. Эти сведения были получены в результате исследования, проведенного фирмой J.D. Power & Associates. Однако эта компания спрогнозировала и замедление роста, поскольку почти все потенциальные покупатели новых транспортных средств уже имеют доступ к Интернету. В России покупки машин через Интернет составляют менее 1% (правда, по прогнозам, эта цифра должна увеличиться). Ожидается, что в будущем году около 8% российских покупателей новых автомобилей будут использовать Всемирную сеть для поиска нужной информации. Число же покупателей подержанных автомобилей, активно использующих Интернет, увеличится еще больше.

В начало В начало

Электронные услуги в автомобиле

Президент Sun Microsystems Скотт Макниали высказал опасение, что автопромышленность слишком медленно вступает в мир «dot-com». Он считает, что автопроизводители должны получать прибыль даже не от продажи автомобилей в Сети, а от абонентской платы за пользование электронными устройствами, установленными в них.

В качестве примера Макниали приводит индустрию сотовых телефонов, которая получает такую колоссальную прибыль от абонентской платы, что может раздавать аппараты бесплатно.

А в будущем, по его предположениям, производители запчастей и комплектующих, а также рекламодатели и провайдеры различных услуг будут буквально бороться за право «добраться» до водителя через различные телематические устройства. В результате может развернуться «настоящая война за регистрацию водителей» и подписку на встроенные в автомобиль информационные и коммуникационные услуги.

И вот уже компании Mercedes-Benz USA и Motorola объявили о заключении соглашения, согласно которому с 2001 года все автомобили Mercedes в стандартной комплектации будут иметь телематическую систему Tele Aid. В течение четырех лет Mercedes закупит оборудование Motorola на общую сумму 225 млн. долл. Среди услуг этой системы — автоматическая передача сигнала тревоги в случае аварии, навигационная информация (получаемая посредством приемника системы глобального позиционирования GPS), справочная служба по автомобилю и доступ к другим беспроводным службам с возможностями передачи речи и данных, предназначенным для автомобилистов, в том числе доступ в Интернет. Самая первая система Tele Aid была разработана компанией Motorola уже довольно давно. Она сообщала водителю информацию о дороге и имела функцию связи с аварийной службой. С тех пор такие системы стали поддерживать гораздо больше функций и служб.

Компания Mercedes заявляет, что станет первой, кто начнет выпуск машин в стандартном исполнении, укомплектованных телематическими системами. В течение первого года клиенты смогут пользоваться этой службой бесплатно.

Motorola вообще проявляет к автовладельцам повышенный интерес. В прошлом году она подписала договор с компанией Audible о создании системы передачи «говорящих книг» клиентам сетей мобильной связи с использованием собственной технологии Motorola iDEN, а недавно представила на суд автомобильной общественности свою новейшую разработку в области Car-Audio — так называемую систему iRadio. С ее помощью у будущих владельцев управляемой голосом аудиосистемы появится возможность скачивать в реальном времени аудиозаписи прямо из Интернета, а также попутно получать информацию о ситуации на дорогах, слушать радио и даже пользоваться электронной почтой. Правда, как утверждают производители новинки, iRadio поступит в серийную продажу не раньше 2002 года.

Справедливости ради надо отметить, что американская компания Motorola является одним из законодателей мод в области автомобильной аудиоаппаратуры. Именно она в 1920-х годах создала первый автомобильный радиоприемник.

Кроме того, специалисты этой компании готовят новый проект — интеграцию в мотоциклы Harley-Davidson противоугонных устройств на основе трансиверов CreataLink. Устройство GPS Vision, созданное компанией Immobilizer, Inc., позволит владельцам мотоциклов дистанционно управлять машиной и отслеживать ее перемещения. Система может автоматически отправлять сигналы тревоги на пейджер владельца в случае угона. Кроме того, владелец может обратиться по телефону в круглосуточную службу контроля, централизованно отслеживающую перемещение этих мотоциклов. Управление такой системой также может осуществляться через Web-интерфейс.

И если уж мы упомянули об угонах, то стоит отметить и отечественный продукт подразделения группы компаний «Формоза» — Formoza Software House, которое занимается созданием программного обеспечения: недавно было объявлено о завершении очередного этапа разработки компьютерной системы «Калина», которая может стать новым элементом системы регистрации транспорта и розыска похищенных автомобилей, используемой сейчас ГИБДД. В настоящее время сотрудник ГИБДД имеет возможность проверить автомобиль на предмет угона по базе данных, которая размещена на его компьютере. Информация по угнанным автомобилям пополняется по факту регистрации заявления потерпевшего об угоне или после получения информации из Интерпола. Однако если у угнанного автомобиля были изменены идентификационные номера (что не представляет проблемы практически для любого автосервиса), то он никогда не будет зафиксирован существующей системой розыска как похищенный. Существенное различие алгоритма действия системы «Калина» заключается в том, что терминалы системы не только проверяют автомобиль по базе данных объявленных в розыск автомобилей, но и в случае обновления данных сообщают серверу номера проверенных автомобилей. Сервер, в свою очередь, проверяет каждый номер на предмет его наличия в базе данных произведенных автомобилей, в базе данных растаможенных автомобилей (для автомобилей иностранного производства), а также уникальность автомобиля, то есть отсутствие автомобиля с совпадающим VIN-кодом, на который выписано и действует другое свидетельство о регистрации. Если обнаруживается, что этот автомобиль либо не производился, либо не пересекал таможенную границу, либо существует два автомобиля с одним VIN-кодом, этот номер попадает в базу подозреваемых, и при следующем обновлении данных все терминалы получат эту информацию. Кроме того, собранная системой информация о ДТП позволяет при проведении техосмотра выявить автомобили с замененным кузовом, которому присвоен VIN разбитого автомобиля. Технологическая новизна системы заключается в том, что благодаря использованию четырехуровневой системы обработки данных и примененным методам сжатия, передачи и обработки данных  становится возможным использовать в качестве терминалов компьютеры, уже имеющиеся у ГИБДД, а в качестве среды передачи данных — обычные телефонные каналы или дискеты. При этом система гарантирует, что угнанный автомобиль неизбежно будет обнаружен при повторной проверке документов. Автоматически запускаемая терминалом при обнаружении угнанного автомобиля  программа документирует событие и передает информацию на центральный сервер. Более того, информация о номерах автомобилей с измененными VIN-кодами может позволить выявить все источники получения официальных документов о регистрации автомобиля. Процесс передачи и обработки данных организован по технологии ТИГР, разработанной Formoza Software House и успешно реализованной в системе RS-2000. Эта технология обеспечивает быструю и надежную передачу информации по коммутируемым каналам связи, высокий уровень защиты данных от несанкционированного доступа и высочайшую скорость их обработки на недорогих компьютерах российского производства.

В начало В начало

Microsoft Windows для автомобилей

По новой задумке Билла Гейтса скоро все бортовые компьютеры легковых и грузовых автомашин будут подключены к Всемирной компьютерной сети. Создана уже третья версия Windows CE, предназначенная специально для компьютеров, встраиваемых в автомобили, — Windows CE for Automotive. Первая версия этой операционной системы использовалась в устройстве Clarion AutoPC. Это было управляемое голосом устройство, соединяющее в себе автомагнитолу, мобильный телефон и персональную электронную записную книжку.

Вторая версия Windows CE будет использована на новых автомобильных компьютерах с выходом в Интернет, которые будут устанавливаться на некоторые модели Cadillac корпорации General Motors.

Третья версия Windows CE может управлять целым рядом стандартных для автомобиля устройств и систем — от магнитолы до навигационной системы и системы доступа в Интернет.

Кроме того, компания Microsoft анонсировала Car.Net — концептуальный набор стандартов, которые производители автомобилей могли бы реализовать в различных автомобильных электронных устройствах. Главная функция новинки — контроль над всеми частями и агрегатами машины, а кроме того, обеспечение многих дополнительных услуг, например управление бортовым компьютером или видеосистемой, которая уже сейчас появляется в некоторых марках автомобилей.

Причем Car.Net включает не только технологии Microsoft, но и разработки других лидеров рынка. Как предполагают аналитики, к 2006 году более 50% всех продаваемых автомобилей будут оснащены доступом в Сеть. А на рынке роскошных и дорогих автомобилей эта доля может достигать и 90%. Десятки производителей автомобилей и электроники спешат занять позиции в новой нише автомобильного рынка. На предложение Гейтса уже откликнулись и Mersedes, и Ford, и FIAT. И естественно, что в этом деле, как и в случае с массовыми персональными компьютерами, Microsoft стремится стать единоличным лидером. Следует отметить, что свой продукт Microsoft впервые представила на автомобильный рынок четыре года назад. Однако в настоящее время количество машин, на которых установлена Windows CE for Automotive, исчисляется всего лишь тысячами. Поэтому уже сейчас группа разработчиков компании трудится над созданием нового программного обеспечения, которое бы дало фирме солидный задел.

В частности, другой известный производитель автомобильной аудиоэлектроники — Blaupunkt — объявил о начале сотрудничества с Microsoft в сфере разработки мультимедиа-продуктов для автомобильной промышленности на базе Microsoft Windows CE. Представители компании Microsoft сообщили о том, что совместная работа будет заключаться в создании единой платформы программного обеспечения для автомобилей. В дальнейшем компании будут создавать готовые продукты для автомобильной навигации, доступа к телепрограммам, Интернету и телефонной связи. Но, как сообщил вице-президент по продажам Microsoft Джоахим Кемпин, первый совместный продукт появится в 2002 году.

По прогнозам аналитиков, в самом ближайшем будущем рынок автомобильных мультимедийных компьютерных систем ожидает бурный рост.

В начало В начало

В Интернет из автомобиля

Недалек тот день, когда доступ к Сети будет возможен не только из офиса или дома, но и из автомобиля. Сетевое автотранспортное средство будет снабжено системой распознавания речи, средствами беспроводных коммуникаций, глобального позиционирования через спутники, головным дисплеем, системами доступа в Интернет и средствами общения по Сети.

Благодаря средствам распознавания речи водитель и пассажиры автомобиля голосом смогут запросить и прослушать сообщения электронной почты, заказать номер в отеле, выяснить, как лучше проехать в пункт назначения, получить комплекс телефонных услуг по громкой связи, не прерывая при этом управление машиной.

Предполагается, что в автомобиле будет установлен дисплей, изображение с которого проецируется на лобовое стекло, подобно тому как это делается в кабинах боевых самолетов. Это позволит следить за показаниями приборов и схемами навигации, не отрывая глаз от дороги. А возможности пассажиров будут еще богаче: используя расположенные перед ними персональные терминалы, они смогут входить в Интернет, играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Кроме того, можно будет передавать голосовые сообщения, а после распознавания их соответствующими средствами отсылать по электронной почте и факсу.

Кроме того, в систему будут включены противоугонные средства, работающие совместно с подсистемой позиционирования, которые в случае дорожного происшествия автоматически связываются со службой скорой помощи и сообщают точные координаты автомобиля.

Если вы потерялись, компьютер определит, где вы находитесь, и рассчитает кратчайший путь к месту назначения. Он также сам предупредит вас о недостатке горючего и направит к ближайшей заправочной станции.

В случае если вы попали в аварию (например, сработала подушка безопасности), с вами тут же попытаются связаться, а если вы не отвечаете, то к месту аварии будут немедленно высланы все необходимые службы. А уж если ваш автомобиль украли, то его местонахождение с помощью той же системы обнаружат непосредственно правоохранительные органы.

Кроме того, с помощью голоса вы сможете управлять электронным оборудованием автомобиля: не отвлекаясь от управления, например, позвонить, получить или отправить электронную почту, узнать погоду или новости, послушать концерт в прямом эфире и т.д.

Естественно, в автоматическом режиме компьютер постоянно сканирует работоспособность оборудования автомобиля и в случае обнаружения неисправности тут же об этом сообщает.

Причем в настоящее время все эти услуги уже доступны! Правда, в год это обойдется вам в 400 долл., если вы приобрели новый автомобиль компании General Motors (однако первый год обслуживания — бесплатный). В ближайшее время компания General Motors совместно с OnStar telemaics планирует запустить единую европейскую систему оснащения своих автомобилей бортовыми компьютерами, связью с экстренными службами и выходом на серверы электронной почты.

Сегодня эта автомобилестроительная компания, твердо следуя своим планам, внедряет сразу две технологии: «Персональный звонок» и «Виртуальный советник».

Первая технология представляет собой систему сотовой связи для автомобиля, управляемую исключительно голосом его владельца, а вторая — автомобильный Интернет, способный проверять электронную почту и доводить до сведения владельца интересующую его информацию: погоду, биржевые сводки или новости. Кроме того, уже в нынешнем году все автомобили Cadillac Seville и DeVille корпорация снабдит системой Infotainment, включающей систему навигации с цветным дисплеем, радиоприемником и CD-ROM, а также службу проверки электронной почты и голосовой планировщик заданий.

Японцы тоже не отстают — Mazda Motor Co начинает предоставлять навигационную помощь, возможность напоминания о своевременном прохождении техобслуживания и информацию о службах экстренной помощи по Интернету прямо в автомобиль.

Mazda и Ford совместно с Qualcomm, Inc. пытаются догнать своего конкурента General Motors и OnStar telemaics, электронную систему которого, включающую электронную почту, размещение телефонных звонков и получение информации, уже используют более 300 тыс. подписчиков в Северной Америке.

Корпорация Mitsubishi (MMC) обнародовала новый проект SWIFTcomm (Smart Wireless Internet for Field Teamwork), который, по ее утверждению, революционизирует все мобильные IP-технологии. Простая открытая архитектура SWIFTcomm обеспечит мобильных пользователей быстродействующим беспроводным Интернетом со скоростью доступа до 20 Мбит/c и надежным соединением даже на скорости до 100 миль в час (160 км/ч). Автомобилисты получат уникальный irPointer — карманный мобильный маршрутизатор с возможностью работы с любыми другими мобильными устройствами доступа в Интернет в двух режимах: SWIFTcomm N. (narrowband), представляющем собой технологию медленного, но надежного доступа в Сеть из автомобиля, движущегося даже на очень высоких скоростях, и SWIFTcomm W. (wideband) — высокоскоростной доступ (до 20 Мбит/с) по сотовым телефонным сетям.

Honda также объявила о выпуске новой системы (по сообщению агентства Associated Press), позволяющей пользователю входить в Интернет прямо из автомобиля. Новинка, получившая название Internavi, дополняет уже повсеместно встраиваемую систему спутникового позиционирования (GPS) и позволяет воспользоваться Web-сайтом корпорации Honda, на котором расположена полезная для путешественника информация: местоположение ресторанов, больниц, ремонтных мастерских, а также информация о всевозможных развлечениях — всего около 150 тыс. записей различного характера. Одно из главных достоинств новой системы — возможность быстро проложить маршрут с помощью GPS-навигатора: как только нужный объект найден в Интернете, на электронной карте появляется оптимальный маршрут, а электронный голос предупреждает водителя о необходимости повернуть в нужном направлении. Если же водитель отклонился от правильного курса, компьютер прокладывает новый маршрут. Система включает модем, сотовый телефон и программные продукты для обеспечения совместимости с браузером (ее общая цена — 1800 долл.).

Однако привлекательность самой идеи омрачается сложностями, возникающими при пользовании новой системой. Трудности начинаются сразу — из-за отсутствия клавиатуры пользователь вынужден набирать адрес с помощью курсора, выбирая из алфавита нужную букву и вставляя ее в строку.

Вызывает нарекания также скорость соединения, к тому же это очень дорогое удовольствие — ведь приходится платить за пользование мобильным телефоном. В связи с этим корпорация Honda предлагает пользователям сначала найти нужный объект дома, а затем загрузить информацию в бортовой компьютер (все равно доступ в Интернет в этой системе автоматически прерывается, как только машина начинает двигаться).

А тем временем в Америке компания Yahoo! и Medallion Financial Corporation, владеющая 12 187 таксомоторами в одном только Нью-Йорке, решили, что пассажирам нью-йоркского такси просто необходимо выходить в Интернет прямо из салона желтого автомобиля (и их можно понять — пробки в Нью-Йорке хуже московских!). Теперь на улицах крупнейшего американского города появилось 10 машин, оборудованных мини-компьютером Palm VII, с помощью которого как раз и можно бесплатно блуждать по просторам Интернета (платить надо только за проезд). Водителей такси собираются обучать сотрудники Yahoo!.

Эта программа продолжает прошедшую еще в 1999 году акцию Yahoo! по интернетизации такси в Сан-Франциско, где вместо Palm VII тогда использовались ноутбуки. Такие проекты свидетельствуют, по мнению представителей Yahoo!, о способности фирмы продвигать свои услуги «традиционным и нетрадиционным способами». Правда, в том, что они могут мыслить нетрадиционно, наверное, сомневались немногие, особенно после воплощения ими на празднике, посвященном коровам, идеи встроить компьютер в статую коровы и подключить его к Интернету.

А вот берлинские власти пошли еще дальше: одну из автобусных остановок на Потсдамской площади оснастили доступом в Интернет. Теперь, коротая время в ожидании автобуса, любой человек может побродить по Сети. Таким образом власти, видимо, хотят увеличить популярность городского общественного транспорта.

В начало В начало

Автомобильные Интернет-технологии

Баварская компания BMW решила оснастить Интернетом все свои технологии. Для этого при помощи своего подразделения Softlab она создает специальную IT-фирму nexolab. В ее задачу будет входить разработка информационно-технических Интернет-решений, пронизывающих всю структуру, — от заказа на автомобиль, поступающего от дилера в производство, и далее до поставщиков комплектующих и сырья. Одной из конечных целей программы является сокращение до десяти дней срока между заказом автомобиля дилером и его поставкой клиенту.

На специальном сайте компании http://www.bmwusfactory.com/ с помощью разработчиков можно будет взглянуть на технологический процесс создания автомобиля.

Толчком к открытию сайта послужил огромный интерес потенциальных покупателей к устройству типичного производственного цикла. Около 30 тыс. посетителей ежегодно приезжают на завод в Южной Каролине, чтобы ознакомиться с производственным процессом.

На сайте можно будет узнать секреты сборки таких моделей автомобилей, как спортивная Z3 и полноприводная X5 — знаменитая модель BMW 5-й серии. Одна из возможностей, предоставляемых посетителям сайта, — совершить по предприятию виртуальное путешествие, в процессе которого дается панорамный вид цехов компоновки, окраски и сборки автомобилей.

А американское подразделение концерна FHI (Fuji Heavy Industrials), производителя автомобилей марки Subaru, — Subaru of America открыло новую страничку в области персонификации автомобилей: отныне каждый владелец Subaru будет иметь индивидуальный раздел на сайте под названием My.Subaru, где будет храниться вся информация о его автомобиле. Сайт автоматически составляет перечень любого гарантийного обслуживания и график проведенного технического обслуживания автомобиля, сообщает пользователю обо всех новинках, собирает специализированную для конкретной модели информацию и хранит техническую карту работ, которые проводились с автомобилем в течение его срока эксплуатации. Видимо, вскоре при продаже автомобиля марки «Субару» вместе с ключами необходимо будет передавать и пароль на этот Web-узел (а для скручивания пробега понадобятся еще и услуги хакера).

В начало В начало

Автомобильные Интернет-ресурсы, или Как найти ответ без длительного серфинга

Если получение доступа в Интеренет из автомобиля пока еще не слишком актуально (особенно для российского пользователя), то богатейшей торговой и технической информацией, повсюду «разбросанной» в Сети, сегодня уже грех не воспользоваться. В мире всегда найдутся знающие люди и серьезные организации, готовые поделиться своими знаниями и умениями, чтобы помочь вам обучиться чему-либо, узнать интересующие факты, ознакомиться с той или иной технологией. Но если вы не обладаете необходимыми навыками в поиске, то найти и извлечь полезную информацию будет весьма проблематично. Особенно сложно определиться с проблемой, с которой вы столкнулись впервые и не знакомы с ее терминологией, не знаете ни области ее возникновения, ни возможных подходов к ее решению.

В этом случае Интернет не слишком скоро откроет вам свои тайны и начинать вам придется с азов, то есть для начала попытаться найти хорошие технические описания, которые помогут вам понять, как работают подобные вещи.

Многое из того, что было написано инженерами, которые фактически помогали разрабатывать промышленные диагностические системы для автомобилей (типа OBD-II), вы можете легко найти, использовать и, что самое главное, полностью этому доверять. Другая же серьезная информация по автомобилям (особенно по ремонту и диагностике) будет для вас скорее всего недоступной или платной. Существует несколько мест в Сети, где продают подобную информацию (это, как правило, правительственные или корпоративные сайты).

Например, в Америке платный доступ к базам данных с достоверными документами (в том числе и по автомобильной тематике) можно получить на сайте федерального правительства США (http://www.fedworld.gov/) или Service Technicians Society (http://www.sts.sae.org/). Последний сайт, наряду с доступом к книжному магазину STS и официальным публикациям SAE, предлагает ссылки на бесплатно размещенные материалы по обучению и технической информации. Обучение и образование — главная задача этой организации, поэтому все, что касается обучения, знаний и инструктажа, может быть взято оттуда. Информация там группируется по следующим темам: инструкции по эксплуатации, обучающие материалы или информация, диагностическая информация, диаграммы соединительного монтажа, торговая информация и т.д.

Чтобы найти в Сети необходимую автомобильную тематику, вы должны для начала определиться с терминологией, а отправную точку вам поможет найти как раз подобный сайт, даже если его собственные услуги по предоставлению информации вам не по карману (или же сильно затруднены).

Впрочем, доступ к информации по автомобилям непосредственно у самого производителя должен в скором времени значительно упроститься. Во всяком случае, на этом настаивают различные комиссии в правительствах многих стран и агентства по охране окружающей среды.

Возможно, в самом скором будущем будут даже приняты специальные поправки к законодательствам, которые потребуют от изготовителей предоставления полного содержания инструкций по эксплуатации и расширенных технических спецификаций автомобилей непосредственно в сети Интернет. А пока такие инициативы добровольно проявляют сами фирмы-производители: Volvo уже имеет полное руководство в Сети, Hyundai и GM собираются опубликовать его в ближайшее время, не отстают от них Toyota, BMW и другие.

Может быть, для получения какой-то информации потребуется дополнительная регистрация, а что-то будет предоставляться не бесплатно, но, во всяком случае, все так или иначе можно будет получить непосредственно из Интернета.

Конечно, инженеры и представители завода-производителя лучше, чем любой водитель, знают специфику работы своей продукции. Однако на проблему вы с ними смотрите с разных сторон, поэтому найти взаимопонимание иногда бывает трудно.

В реальном мире автомобиль существует зачастую не по тем правилам, которые были выработаны для него в конструкторских бюро. Поэтому вам иногда больше поможет общение с такими же автолюбителями, которые знакомы с подобной проблемой и помогут вам избежать целого ряда «ложных ходов». Такие форумы есть и у нас — в Usenet или на популярном сервере Auto.ru (http://www.auto.ru/wwwboards/). Причем в подобных случаях не только объединяются знания и опыт, но и появляется возможность коллективно разобраться в возникшей проблеме. Однако участие в такой конференции не обещает вам гарантированного и успешного решения, поэтому данный способ не может считаться максимально эффективным, хотя в ряде случаев он бывает единственно возможным.

Более достоверную информацию могут содержать профессиональные ассоциации — типа сервисов iATN (Международная сеть автомобильных техников). Однако этот сервис предоставляется техниками для техников и требует зарегистрированного членства. Ассоциация объединяет примерно два десятка различных форумов, с библиотеками документов и изображений (более 1500 единиц, и это число постоянно увеличивается).

Существуют также и полезные любительские странички автомобилистов-фанатиков, где содержится немало интересной информации и доступ к ней ничем не ограничен. Многие из этих сайтов могут научить вас чему-либо важному или по крайней мере обеспечить полезными ссылками.

Таким образом, мы имеем три различных типа автомобильной информации в Интернете: коммерческая, свободно доступная (бесплатная) и интерактивная (форумы). Последняя обычно гораздо более полезна для решения специфических проблем. Она также обеспечивает возможность связаться непосредственно с «живыми» людьми и уточнить свои вопросы.

В начало В начало

Околоавтомобильные Интернет-ресурсы

К автомобильным ресурсам в Интернете можно отнести и сайт «Правила дорожного движения» (http://www.rules.ru/) , который рассказывает обо всем, что связано с транспортными средствами. Посетители сайта «Правила дорожного движения» имеют возможность прорепетировать сдачу реального экзамена на водительские права.

Помимо самих правил, представленных в соответствующем разделе, вниманию пользователей предложены всевозможные авторазделы: «автосервисы», «автозапчасти», «автозаправки», «автошколы» и «автосалоны». Они представляют собой справочные базы данных по этим областям автобизнеса. Однако на данный момент все эти разделы пустуют. Тем не менее уже сегодня на сайте можно пройти подлинный тест из 20 вопросов в качестве репетиции перед сдачей настоящего экзамена в ГИБДД. Билеты выпадают произвольным образом, так что ситуация максимально приближена к реальной.

Очень любопытна инициатива немецкой страховой компании A&O — на своей домашней страничке она предоставляет возможность произвести виртуальный «краш-тест» вашего автомобиля прямо в Интернете, где вашей жизни ничто не угрожает, даже если автомобиль при этом превратится в груду металлолома. Вы сможете, не подвергая себя ни малейшему риску, провести тесты с пятью компактными автомобилями, нажав на кнопку мыши и посмотрев все в замедленном темпе.

Едва ли найдется человек, который согласился бы находиться в машине в момент «краш-теста», но мало кто откажется посмотреть, что же останется от Audi A3, Renault Megane или Mercedes-Benz класса А, если они врежутся в едущий впереди автомобиль!

Все это стало возможно благодаря «краш-лаборатории» одной из немецких земель, а также наличию высокоскоростной камеры, фиксирующей происходящее со скоростью 1000 кадров в секунду.

В первую очередь снимался тест типа offset, при проведении которого автомобиль на скорости в 64 км/ч врезается в преграду. Частота кадров в Интернете невелика — всего около 15 кадров в секунду, но ускоренная съемка и замедленное воспроизведение позволяют внимательно проследить за тем, что произойдет с водителем и пассажирами. С целью создания большего эффекта достоверности для эксперимента были взяты не новые автомобили, а уже бывшие в употреблении с пробегом до 25 тыс. км. Этот пробег соответствует одно- или двухгодичной норме.

Забавную инициативу проявляют некоторые продавцы автомобилей через Интернет. Если вы заказываете информацию об автомобиле, то можете получить в ответ не совсем обычный e-mail: машина в нем представлена не набором фотографий, а роликом «живого видео».

Возможности этого новшества на рынке информационных услуг не слишком велики. Так, к примеру, если пропускная способность вашей сети не более 56 Кбайт/с (и это в лучшем случае!), то скачивать файл с видеосюжетом вам будет достаточно проблематично и, что самое главное, — довольно долго. Но возможности потоковых видеоформатов позволяют просматривать этот файл в процессе закачивания его на компьютер, что несомненно удобно и экономно (к тому же всегда можно остановить!).

Однако подобные услуги скорее из области интерактивных развлечений, связанных с автомобильной тематикой, хотя вряд ли кто-нибудь сможет с уверенностью утверждать, что ни одна из них не станет в недалеком будущем такой же насущной необходимостью, как сам Интернет сегодня.

КомпьютерПресс 2'2001