В тестовой лаборатории журнала «КомпьютерПресс» проведено тестирование 11 моделей современных 3D-ускорителей: ABIT SILURO GF2 MX, AOpen PA256 Deluxe, AOpen PA256MX Deluxe, ASUS AGP-V7100/Pure/32M, ASUS AGP-V7700 Ultra, ATI RADEON 64MB DDR VIVO, Creative 3D Blaster GeForce2 GTS (Model GB0010), Creative 3D Blaster GeForce2 MX (Model GB0030), Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040), ELSA GLADIAC MX и Leadtek WinFast GeForce2 Pro.

Графические 3D-ускорители

Олег Денисов, Сергей Назаров

Методика тестирования

Выбор редакции

Видеокарты на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra

   ASUS AGP-V7700 Ultra

   Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040)

Видеокарты на чипсетах nVIDIA GeForce2 GTS, nVIDIA GeForce2 GTS Pro и ATI RADEON

   AOpen PA256 Deluxe

   ATI RADEON 64MB DDR VIVO

   Creative 3D Blaster GeForce2 GTS (Model GB0010)

   Leadtek WinFast GeForce2 Pro

Видеокарты на чипсете nVIDIA GeForce2 MX

   ABIT SILURO GF2 MX

   AOpen PA256MX Deluxe

   ASUS AGP-V7100/Pure/32M

   Creative 3D Blaster GeForce2 MX (Model GB0030)

   ELSA GLADIAC MX

 

Характеристики тестировавшихся видеокарт и результаты испытаний

Референсные драйверы nVIDIA Detonator 3 версии 6.31

 

За те полгода, что прошли после нашего предыдущего тестирования видеокарт (см. обзор результатов испытаний видеоплат в КомпьютерПресс № 8’2000), ситуация на рынке графических ускорителей довольно сильно изменилась и главным «виновником» всего происшедшего была, конечно же, компания nVIDIA.

Так, карты на чипсете nVIDIA GeForce2 MX, объявленном в конце июня 2000 года, окончательно обосновались на рынке в качестве недорогих видеоплат начального уровня, вытеснив из этой ниши модели на наборе микросхем nVIDIA GeForce 256.

А осенью в продаже появились первые карты на анонсированном в августе 2000 года nVIDIA GeForce2 Ultra — чипсете, который на сегодняшний день не имеет себе равных по скорости работы с 3D-приложениями.

Примерно в тоже время производители видеокарт начали выпускать модели на чипсете nVIDIA GeForce2 Pro, который по производительности занимает промежуточное положение между nVIDIA GeForce2 GTS и nVIDIA GeForce2 Ultra. В общем, у nVIDIA все шло как нельзя лучше, чего не скажешь про ее конкурентов.

Компания 3dfx, окончательно раздавленная бременем технических, финансовых и маркетинговых проблем, сдалась на милость nVIDIA.

ATI, которая так и не смогла в полной мере использовать достоинства чипсета ATI RADEON в соперничестве с nVIDIA GeForce2 GTS, после появления nVIDIA GeForce2 Ultra снова оказалась в отстающих. И пока непохоже, что у ATI есть резервы для решительного рывка вперед.

Matrox, давно уже обещавшая удивить всех своим новым чипсетом G800, до сих пор ничего не выдала и непонятно, выдаст ли вообще.

Таким образом, в настоящий момент nVIDIA очень близка к тому, чтобы установить на рынке 3D-карт свой единоличный контроль - по сути монополию.

Поэтому теперь геймерам только и остается, что либо выложить кругленькую сумму за супермодную карточку на каком-нибудь чипсете от nVIDIA, например на nVIDIA GeForce2 Pro или nVIDIA GeForce2 Ultra, либо запастись терпением и ожидать снижения цен, которые, судя по всему, будут теперь снижаться весьма неспешно. Да и куда теперь торопиться nVIDIA?

Методика тестирования

Для измерения скорости работы графических плат в 2D-приложениях использовался пакет ZD WinBench 99 v1.1. (http://www.zdbop.com), для чего снимались показатели Business Graphics WinMark 99 и High-End Graphics WinMark 99. Все тесты выполнялись в двух видеорежимах — с разрешением 1024 x 768 пикселов, глубиной цвета 16/32 бита и частотой регенерации 85 Гц.

Для измерения производительности видеокарт в 3D-приложениях мы использовали тестовые пакеты 3DMark 2000 Pro 1.1 — Build 335 и Video2000 от MadOnion.com (http://www.madonion.com), а также Tirtanium 1.90 (http://viswiz.gmd.de/~mic). Все тесты из пакета 3DMark 2000 Pro выполнялись в четырех (1024 x 768/1280 x 1024 пикселов x 16/32 бита), из пакета Video2000 — в одном (1024 x 768 пикселов x 32 бита), а из пакета Tirtanium 1.90 — в шести видеорежимах (800 x 600/1024 x 768/1280 x 1024 пикселов x 16/32 бита).

Для измерения производительности адаптеров в 3D-играх, мы воспользовались тестовыми роликами из демоверсий ряда игр: Expendable от Rage Software PLC (http://www.rage.co.uk), скачать которую можно, например, с сайта WWW.GAMERS.ORG (ftp://ftp.gamers.org/pub/3daction/00archives/expendable/releases/expendable.zip); Quake III Arena 1.16 (http://www.idsoftware.com), использовался тестовый ролик demo002; Unreal Tournament 4.36 (http://www.unrealtournament.com) — тестовый ролик был предварительно записан вручную.

Все карты на чипсетах от nVIDIA тестировались как с референсными драйверами nVIDIA Detonator 3 Version 6.31, так и с драйвером от производителя платы.

Что же касается версий драйверов от производителей, то мы всегда использовали самые свежие драйвера, которые можно было загрузить с Web-сайта производителя на момент проведения тестов. Если же нужные драйвера на сайте отсутствовали, то тогда использовались драйвера, прилагавшиеся к карте.

Заметим также, что во время испытаний все настройки драйверов видеокарт оставлялись выставленными по умолчанию за исключением, конечно, разрешения и глубины цвета рабочего видеорежима, а также отключения Vsync в Direct3D- и OpenGL-режимах.

Что же касается тестового ПО, то помимо разрешения и глубины цвета мы также изменяли в нем следующие настройки (при этом установки выбирались так, чтобы тестируемая видеокарта была максимально загружена).

  • Expendable. Use Hardware Texture Compression = On. Use Low Resolution Movies = Off. Use Vertical Sync = Off. Use Triple Buffering = On. Use Hardware Antialiasing = On. Use Stensil Buffering If Available = On.
  • Quake III Arena 1.16. GL Driver = Default. GL Extensions = On. Fullscreen = On. Lighting = Lightmap. Geometric Details = High. Texture Detail = Maximum. Texture Quality = 32 bit. Texture Filter = Trilinear.
  • Unreal Tournament 4.36. Video Driver = Direct3D Support / OpenGL Support. World Texture Detail = High. Min Desired Framerate = 0. Show Decals = On. Use Dynamic Lighting = On.
  • Tirtanium 1.90. MUSIC ON = Off. BIG TEXTURES = On. OPENGL = On / Off.

Все остальные установки в тестовых программах и играх были оставлены по умолчанию.

Кроме тестовых программ и игр мы также использовали вспомогательную утилиту PowerStrip v.2.78 от компании EnTech Taiwan (http://www.entechtaiwan.com) — для определения тактовых частот графического процессора и видеопамяти у адаптеров, а также для отключения Vsync в тех случаях, когда драйвер видеокарты не позволял этого сделать.

Все тесты проводились на испытательном стенде следующей конфигурации:

  • процессор Intel Pentium III 733, тактовая частота ядра — 733 МГц, разъем — Socket 370, частота системной шины x коэффициент умножения частоты процессора — 133 x 5,5;
  • материнская плата ASUS CUSL2 на чипсете Intel 815E;
  • два SDRAM DIMM-модуля по 128 Мбайт, соответствующие спецификации PC133 SDRAM производства Transcend (http://www.transcend.com.tw), официальный дистрибьютор Transcend в России — компания «АК-Цент Микросистемс» (http://www.ak-cent.ru);
  • жесткий диск Fujitsu MPD3064AT с интерфейсом Ultra ATA/66 и емкостью 6,4 Гбайт;
  • CD-ROM дисковод ASUS CD-S400 с интерфейсом Ultra ATA/33;
  • источник бесперебойного питания OPTI-UPS 650ES (http://www.opti-ups.ru);
  • операционная система Windows ME PE с установленным пакетом DirectX 8.0 English.

Всего было испытано 11 моделей 3D-ускорителей.

В начало

В начало

Выбор редакции

По итогам проведенных испытаний мы отметили знаком «Выбор редакции КомпьютерПресс» по одной видеокарте в каждом классе.

Среди плат на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra победила ASUS AGP-V7700 Ultra, у которой были не только высокие результаты в тестах, но и отличная комплектация наряду с качественными драйверами.

В классе видеокарт на чипсетах nVIDIA GeForce2 GTS, nVIDIA GeForce2 GTS Pro и ATI RADEON мы отметили модель Leadtek WinFast GeForce2 Pro, которая на сегодняшний день, по нашему мнению, будет оптимальным выбором для любителей компьютерных игр: уступая картам на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra по производительности, Leadtek WinFast GeForce2 Pro при этом заметно выигрывает у них благодаря более низкой цене.

И наконец, среди недорогих карт на чипсете nVIDIA GeForce2 MX победила AOpen PA256MX Deluxe, выгодно отличавшаяся от своих конкурентов благодаря использованию в ней оригинальной технологии OpenBIOS, которая позволяет управлять BIOS этой платы, и наличию интегрированной подсистемы мониторинга состояния видеокарты.

В начало

В начало

Видеокарты на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra

ASUS AGP-V7700 Ultra

Эта плата на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra показала прекрасные результаты во всех тестах, проведенных во время испытаний, а также управляется качественно сделанными драйверами от ASUSTeK и поставляется в отличной Retail-комплектации, за что и была отмечена нами знаком «Выбор редакции КомпьютерПресс».

ASUS AGP-V7700 Ultra имеет дизайн, типичный для карт на графических процессорах от nVIDIA. В центре на лицевой стороне PCB платы впаян чип графического процессора (штатная рабочая тактовая частота, измеренная во время испытаний, — 250,0 МГц), закрытый активным радиатором с вентилятором.

Слева от него на PCB платы расположен разъем для подключения дочерней карты TV-выхода, а чуть выше находится разводка для распайки цифрового DVI-выхода. У протестированной же нами карты был только один единственный аналоговый VGA-выход.

Сверху и справа от графического процессора на лицевой стороне PCB платы расположены два ряда микросхем DDR SDRAM-памяти — в каждом ряду по 4 чипа — с общей емкостью в 64 Мбайт. При этом каждый ряд микросхем памяти закрыт сверху пассивным металлическим радиатором, что очень кстати, так как память у этой карты в штатном режиме работает на физической частоте примерно в 230 МГц (измеренная во время испытаний результирующая частота была, естественно, в два раза больше и составила 458,2 МГц) и довольно сильно разогревается.

Заметим, однако, что как радиатор на графическом процессоре, так и радиаторы на чипах памяти во время прогона тестов нагревались незначительно — соответственно примерно до 40 °C и 45-50 °C. Так что с теплоотводом у ASUS AGP-V7700 Ultra все в порядке и проблем с перегревом карты при разгоне возникать не должно.

В комплект Retail-поставки ASUS AGP-V7700 Ultra помимо самой видеокарты входят: отлично сделанное печатное руководство пользователя на английском языке; CD-диск с программным DVD-плейером ASUSDVD 2.2; CD-диск с пакетом 3Deep, предназначенным для цветокалибровки монитора; CD-диск с игрой Soldier of Fortune; а также инсталляционный CD-диск с драйверами и утилитой ASUS Tweak Utility 3.13.

После установки «родных» драйверов к этой плате от ASUSTeK в панели настройки графической подсистемы появляется четыре новых вкладки: Information, Color, System и Advanced.

На вкладке Information выводится краткая информация о графической подсистеме с указанием чипсета видеокарты, объема и типа видеопамяти, рабочего AGP-режима, номера IRQ и версии BIOS графического адаптера, версии DirectX, названия используемых драйверов видеокарты и монитора, общего и используемого объема AGP-памяти.

Вкладка Information в драйвере ASUS AGP-V7700 Ultra v6.31 Beta 5

С помощью вкладки Color производится настройка цветопередачи как при выводе изображения на TV-приемник (субвкладка Video позволяет регулировать параметры Brightness, Contrast, Hue и Saturation), что в случае протестированного нами экземпляра ASUS AGP-V7700 Ultra является неактуальным ввиду отсутствия TV-выхода, так и в Desktop-, Direct3D- и OpenGL- режимах (на соответствующих субвкладках — Desktop, D3D/Game и OpenGL — можно установить необходимую яркость (Brightness), контрастность (Contrast) и гамму (Gamma) как для суммарного видеосигнала, так и для каждого RGB-цвета в отдельности — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue)).

Вкладка Display предназначена для переключения выходного видеосигнала между VGA- и TV-выходами (что опять же не могло быть использовано при тестировании карты ASUS AGP-V7700 Ultra из-за отсутствия TV-выхода), а также для настройки рабочих параметров VGA- и, при наличии TV-выхода, TV-видеорежимов.

Для текущего VGA-режима можно подобрать нужные размеры и положение изображения по горизонтали/вертикали, переключить режим горизонтальной/вертикальной синхронизации («+» или «-»), выбрать частоту регенерации изображения (очень удобно, что это можно делать с шагом в 1 Гц), а также настроить частоты регенерации изображения по умолчанию для видеорежимов с фиксированными значениями глубины цвета и разрешения, причем не только при работе в GDI- (на вкладке GDI), но и, что бывает очень полезно, в DirectDraw-режимах (на вкладке DirectDraw).

C помощью вкладки Advanced можно выставить настройки для работы с Direct3D- и OpenGL-приложениями.

Вместе с драйвером также устанавливается утилита ASUS Control Panel, иконка которой появляется в System Tray (область состояния, расположенная справа на панели задач). Эта программа позволяет быстро сменить рабочий видеорежим — изменить частоту регенерации изображения или разрешение вместе с глубиной цвета. ASUS Control Panel также запоминает несколько последних использовавшихся видеорежимов (разрешение + глубина цвета + частота регенерации) и позволяет быстро переключиться между ними.

В комплект ПО, поставляемого вместе с ASUS AGP-V7700 Ultra, входит еще одна весьма полезная программа — ASUS Tweak Utility. Эта утилита предназначена для разгона видеокарты и позволяет изменять рабочую тактовую частоту графического процессора (Engine) и видеопамяти (Memory).

Вместе с ASUS AGP-V7700 Ultra также поставляется софтверный DVD-плейер ASUSDVD 2.2, предназначенный для проигрывания DVD-дисков и видеофайлов.

Что касается производительности ASUS AGP-V7700 Ultra, то она с солидным запасом определила всех участников тестирования, кроме Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040), с которой соперничала на равных. Причем у этих двух карт на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra показатели в тестах были настолько близки, что выделить из них более быструю не представлялось возможным.

И все было бы просто замечательно, если бы не цена ASUS AGP-V7700 Ultra — в среднем 480 долл. на начало января 2001 года в Retail-комплектации, что по меркам большинства российских пользователей пока тянет на целое состояние.

В начало

В начало

Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040)

Это вторая карта на чипсете nVIDIA GeForce2 Ultra, испытанная нами, и по своему дизайну она очень похожа на предыдущую модель ASUS AGP-V7700 Ultra.

Так, в центре на лицевой стороне PCB платы расположен закрытый активным кулером чип графического процессора (штатная рабочая тактовая частота, измеренная во время испытаний, — 250,0 МГц); слева от него — разъем для подключения дочерней карты TV-выхода, а чуть выше — разводка для распайки цифрового DVI-выхода (сама же карта имеет только аналоговый VGA-выход); сверху и справа от графического процессора — по ряду из 4 микросхем DDR SDRAM-памяти, закрытых пассивными радиаторами (общая емкость видеопамяти — 64 Мбайт; штатная результирующая тактовая частота, измеренная во время испытаний, — 458,2 МГц, физическая — около 230 МГц).

Как и в случае с ASUS AGP-V7700 Ultra, радиаторы на графическом процессоре и чипах памяти во время прогона тестов нагревались незначительно, так что проблем с перегревом карты при разгоне Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040) возникать не должно.

К нам на тестирование поступил опытный образец Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040) без какого-либо программного обеспечения, документации и аксессуаров, так что ничего определенного о комплектации этой карты в Retail-поставке мы сказать не можем.

Что же касается драйверов, то для испытания Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040) мы использовали драйверы от Creative, сделанные на базе референсных драйверов nVIDIA версии 6.34, в комплекте с утилитой BlasterControl 4.0, которые были взяты с европейского сайта Creative.

Заметим, что драйверы и утилита BlasterControl 4.0 закачиваются и ставятся отдельно: сначала — драйверы, потом — BlasterControl 4.0. При этом после установки только драйверов управлять их работой невозможно, так как в панели настройки графической подсистемы никаких новых вкладок не появляется. И единственная возможность добраться до рабочих параметров драйверов «цивилизованным» способом — это поставить BlasterControl 4.0.

Доступ ко всем опциям этой утилиты обеспечивается через ее диспетчер, иконка которого появляется в System Tray при запуске BlasterControl 4.0. После щелчка мышью по иконке диспетчера раскрывается меню, с помощью которого можно быстро сменить частоту регенерации изображения, разрешение вместе с глубиной цвета, режим цветокоррекции и войти в BlasterControl Display Center — это не что иное как часть BlasterControl 4.0, отвечающая за изменение настроек драйверов.

В основном окне BlasterControl Display Center выводится краткая справочная информация о видеоподсистеме, а именно: о модели и производителе карты, чипсете карты, объеме и типе видеопамяти, версии драйверов карты, версии BIOS карты, версии DirectX и версии OpenGL-драйвера. Тут же имеются две кнопки — Diagnostics и Tweak. При нажатии на них пользователь попадает соответственно в разделы BlasterControl Display Diagnostics и BlasterControl Tweak Center.

BlasterControl 4.0 — основное окно BlasterControl Display Center

Раздел BlasterControl Display Diagnostics состоит из вкладок Info, System, Display, Monitor, DirectX и OpenGL, на которых выводится подробная справочная информация о видеоподсистеме.

Раздел BlasterControl Tweak Center предназначен для изменения настроек драйверов и включает в себя вкладки Adapter, Direct3D, OpenGL и Video. Вкладка Adapter позволяет изменять тактовую частоту видеопамяти (но не графического процессора, так что для его разгона нужно использовать утилиту PowerStrip), менять формулу тайминга монитора (Windows Auto-detect/General Timing Formula (GTF)/Discrete Monitor Timing (GMT)), изменять скорость работы AGP-шины (1x/2x/4x) и включать/выключать поддержку режимов Side Band Addressing и Fast Write на AGP-шине. Вкладки Direct3D, OpenGL и Video предназначены соответственно для настройки работы в Direct3D-, OpenGL-режиме и для управления цветопередачей и позволяют делать все то же самое, что и референсные драйверы от nVIDIA, так что на их детальном рассмотрении мы останавливаться не будем.

Производительность Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040) в тестах была точно такой же, как и у ASUS AGP-V7700 Ultra, так что эта плата оставила далеко позади все остальные модели. Несомненно, на сегодняшний день Creative 3D Blaster GeForce2 Ultra (Model GB0040) является одной из самых быстрых 3D-карт и станет отличным приобретением для геймера. При этом существует, правда, одно «но» — пока еще слишком высокая цена (в среднем 470 долл. на начало января 2001 года), поэтому позволить себе такое дорогое удовольствие смогут далеко не все.

В начало

В начало


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует