Продукты для создания корпоративных Интернет-решений

Наталия Елманова

Средства управления информационным наполнением

Средства создания порталов

Средства создания приложений электронной коммерции

Средства документооборота и управления документами

Перспективы развития

 

Говоря о средствах создания Интернет-решений, очень легко утонуть в море доступной информации на эту тему — как технической, так и маркетинговой. Сегодня практически каждый производитель программного обеспечения предоставляет какие-то инструменты для создания подобных решений или, как минимум, декларирует наличие таковых в своем арсенале.

Поддержка Интернет-технологий в том или ином виде в течение последних пяти лет является обязательным атрибутом маркетинга чуть ли не любого программного продукта, даже просто при наличии в нем средства сохранения документов или данных в формате HTML. Если же речь идет о корпоративных решениях, к лозунгам о поддержке Интернет-технологий добавляются фразы о надежности, доступности, масштабируемости, нередко — о поддержке мобильных устройств, а в последнее время — о возможности интеграции программных продуктов, информационных систем и иных решений различных производителей, базирующихся на разных платформах. В общем, все соответствует маркетинговым лозунгам «Reliability, Availability, Scalability», «Any time, Any place, Any device», «Enterprise Application Integration», которые в том или ином виде можно найти на сайтах и в рекламных листовках практически любого крупного производителя ПО. Впрочем, подобные маркетинговые лозунги обычно вполне соответствуют современным задачам и тенденциям.

Можно попытаться классифицировать по категориям программное обеспечение, предназначенное для создания корпоративных Интернет-решений. Подобная классификация может выглядеть примерно так:

  1. Средства создания инфраструктуры корпоративных Интернет-решений. К ним относятся СУБД и OLAP-средства, серверы приложений, Web-серверы, службы каталогов, средства групповой работы.
  2. Средства, составляющие основу корпоративных Интернет-решений. Нередко подобные средства используют вышеперечисленные продукты для обеспечения инфраструктуры корпоративных решений в качестве составных частей. К ним относятся средства управления информационным наполнением (Content Management Tools), cредства создания корпоративных, вертикальных и горизонтальных порталов, средства создания приложений электронной коммерции, средства документооборота. Именно эту категорию программного обеспечения мы будем рассматривать в настоящей статье.
  3. Средства «внутренней» автоматизации, такие как системы управления предприятием. Подобные продукты могут и не иметь прямого отношения к корпоративным Интернет-решениям, но в последнее время нередко, как минимум, обладают средствами интеграции с последними.
  4. Средства создания решений или их адаптации к нуждам конкретного предприятия. К ним относятся средства разработки приложений, инструменты для бизнес-анализа, моделирования и проектирования данных и приложений, средства описания бизнес-процессов, средства генерации отчетов, средства тестирования и развертывания приложений. Отметим, что подобные инструменты могут как поставляться отдельно, так и входить в состав некоторых инфраструктурных продуктов и средств создания корпоративных решений (например, инструменты для описания бизнес-процессов могут входить в состав систем документооборота, а средства разработки приложений могут включать генераторы отчетов и сами входить в состав СУБД, серверов приложений или решений для электронной коммерции).
  5. Дополнительные продукты, используемые при создании решений. К ним относятся, например, средства персонализации или средства описания документооборота, как приобретаемые отдельно, так и входящие в состав средств создания порталов, приложений электронной коммерции, управления информационным наполнением.

Ниже мы чуть более подробно расскажем о том, что представляют собой средства создания корпоративных решений.

Средства управления информационным наполнением

Средства управления информационным наполнением Web-сайтов и Web-порталов (Content Management Systems, CMS) в последние несколько лет получили достаточно широкое распространение на рынке программного обеспечения благодаря тому, что управление наполнением сайтов, как и управление информацией в целом, стало обязательным условием успеха современного бизнеса.

К CMS-решению обычно предъявляются такие требования, как централизованное управление хранимыми данными (как правило, это фрагменты документов различного типа), отделение содержания от представления, автоматизация документооборота, связанного с жизненным циклом информационного наполнения, возможность совместного и повторного использования информационного наполнения разными пользователями, доставка пользователю нужной информации посредством разных способов (например, с помощью приложений для различных мобильных устройств).

Отметим, что, помимо вышеперечисленных стандартных особенностей CMS-решений, существует ряд дополнительных возможностей, которые нередко присутствуют в подобных решениях, например обработка документов, персонализация, управление каталогами. Как правило, CMS-решения поддерживают различные типы информационного наполнения, нередко довольно сложные, включающие графику и мультимедийные данные.

Обычно CMS-решения включают средства создания и редактирования информационного наполнения, его описания, средства групповой работы над содержимым, управления доступом и защитой, контроля версий, отображения содержимого согласно расписанию и в соответствующем формате, средства предоставления информационного наполнения для отображения на сайтах других компаний, средства персонализации предоставления и отображения информационного наполнения. Кроме того, в состав таких решений нередко входят средства индексирования, поиска по ключевым словам и извлечения данных и документов. Наряду с этим обычно имеются и средства управления жизненным циклом информации и архивами, средства классификации, категоризации, фильтрации данных. Нередко CMS-решения интегрируются с другими приложениями, применяемыми на предприятии (например, с ERP- и CRM-системами), поскольку иногда данные подобных приложений используются при создании наполнения Web-сайта.

Наиболее известными производителями средств управления информационным наполнением сегодня являются Documentum, divine, InterWoven, IBM, Microsoft, Vignette. Более подробный обзор средств управления информационным наполнением вы сможете найти на нашем компакт-диске.

В начало В начало

Средства создания порталов

Средства создания порталов в последние несколько лет тоже стали довольно распространенными на рынке программного обеспечения. Эти средства обычно позволяют осуществить интеграцию имеющихся приложений в рамках единого способа доступа к ним. По своей сути портал — это предназначенный для определенной аудитории (например, для клиентов и сотрудников компании) Web-сайт, осуществляющий анализ, обработку и доставку информации и предоставляющий доступ к различным сервисам и приложениям на основе персонализации пользователей с помощью любого устройства, подключенного к Интернету.

Классифицировать порталы можно по различным признакам, но чаще всего прибегают к классификации по назначению. В настоящее время по этому признаку различают три основных типа порталов:

  1. Общедоступные, или горизонтальные, порталы (называемые иногда мегапорталами) предназначены для самой широкой аудитории. Сфера деятельности таких порталов пересекается со сферой деятельности средств массовой информации.
  2. Вертикальные порталы предназначены для специфических отраслей рынка и обслуживают аудиторию, пользующуюся услугами этого рынка или работающую на нем.
  3. Корпоративные порталы предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия (иногда их называют B2E-порталами — Business to employees). Назначением корпоративного портала является предоставление внешним и внутренним пользователям возможности персонифицированного доступа ко всем корпоративным данным и приложениям.

Согласно исследованиям Gartner Group, современные корпоративные порталы характеризуются такими возможностями, как поиск и индексирование широкого набора информационных ресурсов, категоризация информационного наполнения, наличие средств управления информационным наполнением, средств персонализации, инструментов разработки приложений и средств интеграции с другими приложениями (в том числе с корпоративными информационными системами и информационными системами партнеров), а в последнее время — также поддержкой мобильного доступа к данным.

Как правило, порталы обладают открытой архитектурой, позволяющей расширять их функциональность за счет добавления сторонних приложений или дополнительных компонентов. Отметим также, что одной из основных тенденций развития порталов является применение в них средств управления информационным наполнением, что позволяет реализовать в портале функцию его агрегации.

Наиболее известными производителями средств создания порталов сегодня являются CA, IBM, Microsoft, Oracle, PeopleSoft, Plumtree Software, SAP, Sun, Sybase. Более подробный обзор средств создания порталов вы сможете найти на нашем компакт-диске.

В начало В начало

Средства создания приложений электронной коммерции

Б лагодаря развитию Интернета электронная коммерция стала доступна фирмам любого масштаба, в том числе и небольшим. Самое заметное для обычных пользователей проявление развития электронной коммерции — это рост разнообразных Интернет-услуг, реализующих схему «предприятие—потребитель» (B2C, business-to-consumer), таких как онлайновая продажа товаров, бронирование билетов и мест в гостиницах, услуги страхования и т.д. Однако еще более интенсивно развиваются не столь явные для конечного пользователя Интернет-услуги, реализующие схему «предприятие—предприятие» (B2B, business-to-business), такие, например, как виртуальные торговые площадки, позволяющие заключать торговые сделки между юридическими лицами.

В настоящее время на рынке программного обеспечения, как правило, предлагаются средства электронной коммерции, позволяющие осуществлять не только их внедрение и эксплуатацию, но и создание на их основе решений для конкретной компании. Обычно эти решения позволяют реализовать бизнес-логику приложения для электронной коммерции, предоставляя для этой цели различные программные интерфейсы, а также могут интегрироваться с программным обеспечением для создания Web-порталов и со средствами управления информационным наполнением Web-сайтов. Практически все лидеры индустрии программного обеспечения, включая IBM, Microsoft и Oracle, в настоящее время производят подобные средства для электронной коммерции, при этом нередко по отношению к продуктам такого класса употребляется термин «платформа для электронного бизнеса» (e-business platform). Обзор средств электронной коммерции вышеперечисленных производителей можно найти на нашем компакт-диске.

В начало В начало

Средства документооборота и управления документами

Средства управления документами обеспечивают процессы создания документов, контроля их версий, управления доступом к ним и распространением их в корпоративных сетях, а также осуществляют контроль над потоками документов в организации. Документы могут храниться в специальных хранилищах, в базах данных или просто в виде обычных файлов. В настоящее время понятие документа включает документы, созданные с помощью офисных приложений, мультимедийные данные и иные документы.

Современные системы документооборота обычно применяют распределенную архитектуру управления документами, и в этом случае они должны обладать масштабируемостью, надежностью, поддержкой распределенного управления документами и обращения к ним с помощью как общедоступных приложений (таких как офисные приложения и Web-браузеры), так и мобильных устройств, а также средствами защиты данных от несанкционированного доступа и средствами интеграции с другими приложениями, например со средствами коллективной работы, системами управления предприятием, средствами управления информационным наполнением Web-сайтов, корпоративными порталами. При этом нередко перечисленные категории приложений обладают собственными встроенными средствами документооборота либо средствами, позволяющими создавать приложения для управления документами. Иногда производители перечисленных категорий программного обеспечения создают средства документооборота в качестве дополнения к ним (например, подобные дополнения существуют для Novell GroupWise). При этом сами средства документооборота могут различаться функциональностью и ориентацией на те или иные виды задач: ряд из них ориентирован на реализацию только делопроизводства (в этом случае они обеспечивают работу с электронными версиями документов и их свойствами в соответствии со стандартами делопроизводства, принятыми в данной стране), другие  — на управление бизнес-процессами (иногда в конкретной предметной области), третьи — на управление потоками работ и данных, а четвертые просто обеспечивают корпоративную инфраструктуру для создания документов совместной работы над ними и публикации их внутри компании. Есть продукты, совмещающие в себе несколько перечисленных функций. Кроме того, в ряде источников к средствам документооборота относят и средства управления информационным наполнением Web-сайтов, а также порталы. Иными словами, рынок подобных продуктов весьма многообразен.

Согласно предсказаниям ведущих аналитических компаний, таких как IDC и Gartner Group, в ближайшее время значительную долю рынка могут занять средства документооборота, входящие в качестве составной части в инфраструктурные решения, например в средства обмена сообщениями и коллективной работы (такие как продукты IBM, Microsoft, Novell), за счет более низкой совокупной стоимости владения, обусловленной отсутствием необходимости внедрения отдельных приложений для управления документами. При этом наиболее часто будут применяться корпоративные системы управления документами и средства документооборота, входящие в состав порталов и средств управления информационным наполнением.

Лидерами рынка средств документооборота, согласно данным некоторых аналитических компаний, сегодня являются Documentum, Hummingbird, IBM, Microsoft. Однако на российском рынке широко распространены продукты и решения ряда отечественных компаний. Более подробный обзор средств документооборота, наиболее популярных в нашей стране, можно найти на нашем компакт-диске.

В начало В начало

Перспективы развития

В отношении таких категорий программного обеспечения, как средства управления информационным наполнением, инструменты создания корпоративных порталов, средства создания решений для электронной коммерции, средства управления документами, можно сказать, что у перечисленных категорий продуктов много общего. Как правило, все они предоставляют персонализованный доступ к тому или иному виду информации, нередко содержат средства описания процессов документооборота, индексации, категоризации и агрегации данных. Большинство продуктов, относящихся к перечисленным категориям, используют сходную инфраструктуру (СУБД, серверы приложений, средства групповой работы), обладают средствами доставки данных на мобильные устройства, средствами интеграции с системами управления предприятиями и другими внутренними приложениями компаний. Как правило, на основании всех этих продуктов можно создавать специализированные решения для конкретного предприятия или отрасли. Некоторые из продуктов подобного назначения бывает непросто отнести к конкретной категории из-за совмещения различных функций внутри одного продукта (например, функций, характерных и для средств управления информационным наполнением, и для средств создания порталов).

Согласно отчетам Meta Group, «в течение 2004 года поставщики будут по-прежнему объединять инфраструктуры порталов со средствами управления и автоматизации процессов, Web-сервисами и механизмами поддержки динамичного информационного наполнения. Лидирующими поставщиками платформ к 2005-2006 годам станут те, кто сумеет органично интегрировать все эти средства, — в типичном случае к таковым можно отнести поставщиков, предлагающих наиболее эффективные (или очень близкие к тому) средства в каждой из перечисленных категорий».

Можно предположить, что в ближайшее время с большой долей вероятности перечисленные категории программного обеспечения либо станут еще более комплексными продуктами, совмещающими вышеперечисленные функции, либо приобретут модульный характер, позволяющий выбирать необходимые части продукта для создания решения. Последний путь, например, избран корпорацией Microsoft, анонсировавшей в октябре прошедшего года проект под кодовым названием Jupiter, согласно которому серверы Microsoft для электронного бизнеса будут преобразованы в тесно интегрируемые компоненты. Соответствующий набор технологий будет включать службы автоматизации документооборота и рабочих процессов; средства интеграции со средствами разработки, средства поддержки языка исполнения бизнес-процессов, средства управления информационным наполнением, службы электронной коммерции, службы каталогов, средства управления рекламными кампаниями, средства управления филиалами и анализа их деятельности, специальные настройки для различных целевых аудиторий; средства персонализации, инструменты интеграции со средствами анализа информации. Видимо, в ближайшее время следует ожидать подобных шагов и от других лидирующих производителей программного обеспечения.

КомпьютерПресс 2'2003