oldi

Кино — это колоссальный бизнес. Для любого фильма — и для «Истории игрушек», и для «Титаника» — требуется профессиональная режиссура и спецэффекты, что в результате обходится в приличную сумму. В первой части нашего мастер-класса по настольному кинопроизводству мы покажем вам, как запустить в производство свой собственный блокбастер…

Мастер-класс по настольному кинопроизводству*. Часть I

Кристиан Даркин

Цифровой производственный комплекс

Захват видео

Планирование съемок

Итак: «Давным-давно жили-были…»

С пленки на диск

 

Комплект оборудования для post-production

Общепринятые форматы

Общепринятые съемочные планы

Война форматов

Выберите угол

 

Среди множества достопримечательностей Америки, наверное, самой известной является Голливуд. Именно здесь снимаются самые популярные, самые кассовые в мире фильмы. Америка обладает монополией на данную отрасль производства, а также средствами, необходимыми для того, чтобы эту монополию поддерживать. Однако в последние несколько лет киноиндустрия возродилась и на Британских островах: из последних успешных работ можно прежде всего выделить фильмы Sliding Doors, Lock, Stock and Two Smoking Barrels. И у вас тоже есть шанс поучаствовать в этом процессе…

На протяжении следующих выпусков журнала мы собираемся создать коротенький фильм. Всю послесъемочную обработку (так называемый этап post-production), включая монтаж, спецэффекты и титры, мы осуществим на настольном компьютере. Когда фильм будет закончен, мы обсудим, какими способами его можно отрендерить, чтобы добиться наилучших результатов для видео, CD-ROM и Internet. Мы специально установили на свой компьютер комплект программ и оборудования для post-production-обработки (с качеством Super-VHS) и с его помощью оцифровали пленку, отснятую в первый день работы над нашей кинокартиной.

Цифровой производственный комплекс

Большинство современных компьютеров обладает достаточной мощностью для того, чтобы просматривать видео (хотя бы в ограниченном объеме), однако наш проект требует немного большего. Нам нужно собрать такую систему, на которую можно было бы импортировать высококачественную видеозапись и звук, смонтировать их некими, довольно прогрессивными методами, подготовить графику и анимацию и, наконец, вывести конечный результат на видеопленку или CD-ROM.

Первое, что необходимо для такой работы, — мощный процессор и много памяти. Мы, к примеру, пользуемся процессором Pentium Pro Overdrive с 48 Мбайт RAM. Такой конфигурации вполне достаточно — можно было бы даже использовать машину с тактовой частотой 166 МГц. Однако переборщить со скоростью процессора и с объемом RAM в нашем деле никак невозможно. Все, что служит сокращению времени рендеринга, — идет в плюс.

Итак, скорость процессора безусловно важна, но по-настоящему «убийственным» фактором является объем жесткого диска. В своей работе мы пользуемся 6-гигабайтным диском, но, как показывает практика, и этого не достаточно. По самым грубым подсчетам, 15-минутный фильм потребует примерно часа два «сырого» материала. Предположим, оцифровывать мы будем только один час. При объеме информации ~1 Мбайт/с (с компрессией, достаточной для S-VHS) для отснятого материала нам понадобится более 3,5 Мбайт. Кроме того, на машине должен поместиться готовый фильм (еще ~1 Гбайт) и все необходимые программы. Так вот, по этой причине в наш рабочий комплект обязательно должно входить какое-либо устройство для резервного копирования. Мы пользуемся устройством записи на CD-ROM (Yamaha 4260), поскольку в пересчете на один мегабайт хранящейся информации эти носители обходятся дешевле всего и, кроме того, позволяют быстро и легко переносить видео с одного компьютера на другой.

Если у вас не хватает места на диске, всегда можно пойти на компромисс, снизив качество оцифровки (повысив степень компрессии) или просто монтируя фильм небольшими кусками: вы цифруете только то, что нужно конкретно для той сцены, над которой вы в данный момент работаете, а после того как закончите обработку фрагмента, лишний материал удаляете.

В начало

В начало

Захват видео

И последнее, что необходимо для цифрового видео, — это, конечно же, карта захвата (capture card), то есть интерфейс между видео и PC. С ее помощью отснятый материал переводится в цифровую форму и попадает на жесткий диск, а готовая работа пересылается обратно на видео (если, конечно, она позволяет выводить видео). Кроме того, в процессе монтажа фильма карта помогает прокручивать его фрагменты в реальном времени. Сейчас появилось огромное количество таких capture-карт (в следующем номере мы планируем обзор недорогих систем для захвата видео. — Прим. ред.), но ведущие игроки на этом рынке — компании Fast и Pinnacle. Обе фирмы предлагают приличные карты стоимостью около 1000 долл., способные цифровать видеоматериал с качеством S-VHS и выше. На самом деле результат, получаемый вами с карты захвата, является комбинацией качества самой карты и скорости, с которой ваш жесткий диск может сохранять входящий поток информации, и часто главную роль в повышении качества играет именно дисковая подсистема.

Что касается программного обеспечения, то здесь все зависит от ваших целей и задач. Карты захвата обычно продаются в комплекте с довольно неплохими монтажными программами (любимый пакет производителей таких карт — Adobe Premiere), и в следующем номере нашего журнала мы подробнее рассмотрим, чего можно добиться от того или иного программного приложения. Если вы собираете свою систему с нуля, вам, возможно, стоит посоветоваться с представителями какой-нибудь компании, специализирующейся на цифровых видеосистемах (Digital Video Computing). Покупая систему целиком, вы как минимум получите хорошую консультацию относительно того, что вам нужно. А если у вас возникнут проблемы, у вас будет с кем их обсудить…

В начало

В начало

Планирование съемок

Закончив оснастку компьютера, можно приступать к созданию фильма. Дело это хитрое и щекотливое. Нельзя в первый же съемочный день появиться на площадке с одним лишь туманным желанием снять фильм и после этого ожидать грандиозных результатов. Однако нельзя впадать и в противоположную крайность — педантично придерживаться строго выверенного сценария. Насколько хорош будет ваш фильм, зависит, скорее, не от того, как много красивых идей вы выдвинете на этапе планирования съемок, а от того, насколько творчески вы будете действовать, когда все ваши планы пойдут насмарку.

Любое производство начинается с плана действий. В кино подобный план называется сценарием. Написание хорошего сценария — это особое искусство, однако существуют некоторые практические вопросы, над которыми необходимо поразмышлять заранее. К примеру, мы собрались снять простенькую историю с ограниченным количеством персонажей и мест действия. Тем самым мы сократили бюджет фильма и избавились от некоторых серьезных проблем, возникающих во время съемки. Кроме того, мы учли тот факт, что для короткометражного фильма (продолжительностью 10-15 минут) требуется очень компактный, сжатый стиль изложения.

Однако хороший сценарий — это еще не все: его нужно еще трансформировать в так называемый съемочный план, или раскадровку. Режиссер должен попытаться понять, что имел в виду писатель, когда сочинял эту историю (в нашем случае это сделать нетрудно, поскольку автор сценария и режиссер — одно лицо), и представить ее в виде последовательности планов, которые нужно отснять. Обычно на практике многие фрагменты записываются в несколько дублей и в иной последовательности, чем это будет в готовом фильме, но мы попытались свести это до минимума, чтобы актеры осознали, где они находятся и как должны реагировать на происходящее.

В начало

В начало

Итак: «Давным-давно жили-были…»

Вот тут-то и идет в дело съемочный план. В зависимости от стиля и размера вашего произведения он может представлять собой серию полнокрасочных рисунков, запечатлевших каждый кадр фильма, а может свестись всего лишь к нескольким замечаниям на полях литературного сценария. Поскольку в данном фильме мы сами выполняем функции и сценариста, и режиссера, и оператора, мы прекрасно представляем себе, что должно получиться в каждом конкретном эпизоде. Кроме того, мы постараемся не связывать себе руки, заранее жестко выстраивая последовательность кадров в окончательном варианте фильма. Наоборот, мы попытаемся сделать так, чтобы на этапе монтажа получить как можно больше свободы.

В нашей раскадровке предусмотрено, что каждая сцена будет начинаться с «заставки», после чего пойдут крупные планы, прерываемые монтажными склейками. У нас есть несколько серьезных идей относительно того, каким образом будет решена большая часть наших сцен, однако отснимем мы гораздо больше материала, чем нужно, чтобы подстраховаться на всякий случай. Пленка — вещь дешевая, поэтому гораздо проще и быстрее лишний раз отснять всю сцену крупным планом, чем выстраивать и выкраивать только те фрагменты, для которых, как вам кажется, понадобится крупный план.

В своем фильме мы запланировали много так называемых павильонных сцен, то есть сцен внутри помещения, поскольку снимать там легче, чем на улице. В качестве павильона, в принципе, можно использовать любое помещение с достаточной звукоизоляцией. Здесь требуется установить соответствующее освещение и, если нужно, — декорации. При наружной же съемке вам придется постоянно бороться с погодой, с уличным движением, с шумом автомобилей и пролетающих самолетов, с нежелательными зрителями и с абсолютно случайными, неконтролируемыми изменениями уровня освещения. Если можно избежать все эти нежелательные факторы — сделайте это. В противном случае заранее хорошенько продумайте, где лучше проводить съемку. Побывайте в этих местах в разное время суток, оцените освещение, вслушайтесь в фоновые шумы. Не пытайтесь снимать вблизи электростанций, стоянок грузовых автомобилей, школ или судоходных рек.

В начало

В начало

С пленки на диск

Итак, съемки окончены. Вам, наверное, хочется как следует выспаться, однако желание посмотреть, что же вы там наснимали, настолько остро, что вам не до сна и вы спешите приступить к оцифровке отснятого материала. На этом этапе под рукой нужно иметь листок, где ваш ассистент отмечал, в каком месте пленки записан тот или иной эпизод и как его можно использовать. Однако мы живем в реальном мире, и, если вы не работаете на телевидении (или не находитесь там на испытательном сроке), такого протокола съемок у вас наверняка не окажется. Тогда придется просматривать подряд все, что было отснято, и тут же, на месте, принимать решение, что цифровать, а что — нет.

Перенос отснятого материала в компьютер заключается всего-навсего в следующем: вы подключаете видеокамеру к карте захвата, выбираете наилучшие параметры качества оцифровки и нажимаете на камере кнопку Play, а в компьютерной программе — кнопку Capture (или что-то вроде того). По ходу того как камера будет прокручивать пленку, программа оцифрует записанный на ней материал и перенесет его прямо на диск.

Единственная хитрость в этом процессе — выбрать, что оцифровывать и с каким качеством. Для протокола: свою видеозапись мы захватывали со скоростью 1 Мбайт/с с разрешением 720Ѕ×540. При таких условиях получается изображение, в котором «пикселяризация» абсолютно незаметна, зато получасовая видеозапись займет на диске добрых 2 Гбайт.

Старайтесь не цифровать видео крупными кусками просто потому, что так легче (а кроме того, некоторые карты имеют ограничение на объем получаемого видеофайла. — Прим. ред.). Порежьте запись на короткие сцены и дайте конкретным файлам на диске звучные (и, желательно, информативные. — Прим. ред.) имена, раскрывающие их содержание. Тогда в процессе монтажа вы сможете быстро и легко находить то, что вам нужно.

Таким образом, мы подошли к этапу монтажа — теме нашего следующего занятия. Тогда-то мы и узнаем, что натворили за время этих безумных съемок, и подумаем, что можно предпринять, чтобы спасти хоть что-то.

КомпьютерПресс 3'1999