oldi

Сравнительное тестирование Creative Graphics Blaster Riva TNT

Олег Денисов, Владимир Богданов

TNT — тротил, он же тринитротолуол, он же тол. Органическое соединение ароматического ряда. Опасная взрывчатка, которая не боится воды. Применительно к nVidia RIVA, аббревиатура TNT происходит от TwiN Texel, что символизирует способность двух 32-битных конвейеров акселератора формировать два пискела за один такт.

 

Поспеть за прогрессом в области 3D-картостроения становится все более проблематичным делом. «Чипсеты-убийцы» возникают быстрее, чем успеваешь в полной мере оценить достоинства их предшественников. В предыдущем тестировании 3D-ускорителей (КомпьютерПресс 8’98, авторы: Т.Голобородько и К.Мартыненко) среди самых ожидаемых графических чипов третьего поколения были упомянуты, в частности, nVidia Riva TNT, 3Dfx Banshee и Matrox MGA-G200. В то время подобные решения еще не были доступны, поэтому их испытания не проводились, а сегодня на полках магазинов уже можно найти множество акселераторов различных производителей на базе перечисленных чипов. Причем различия как по цене, так и по аппаратному исполнению бывают очень существенными (например, одни производители используют активное, а другие ограничиваются пассивным охлаждением одного и того же графического процессора). Абстрагируясь от этих параметров, лаборатория «КомпьютерПресс» провела замеры производительности для графических акселераторов для шины AGP Creative Graphics Blaster Riva TNT (16 Мбайт SDRAM), Asus V3400TNT (16 Мбайт SDRAM) и Matrox MGA-G200 (8 Мбайт SDRAM). Как видно из названий, два первых ускорителя выполнены на чипе Riva TNT, а последний — на базе MGA-G200. Мы считаем тестирование карт с разным объемом памяти вполне корректным, так как при замерах производительности под Windows 98 (с DirectX 6.1) был выбран весьма щадящий видеорежим: 1024x768 при частоте регенерации изображения 85 МГц, что является практически потолком для многих 15-дюймовых моделей мониторов и комфортным режимом для 17-дюймовых дисплеев. Испытания проводились как при 16-, так и при 32-разрядной глубине цвета (HiColor и TrueColor). При такой совокупности условий емкость видеопамяти памяти свыше 4-8 Мбайт в большинстве случаев не является преимуществом. Замеры проводились при помощи стандартных тестовых пакетов Ziff-Davis.

Что показало тестирование? Все карты смело можно отнести к одному классу аппаратной производительности. Правда, два раза в ногу не попадал Matrox G200. При относительной ровности результатов для насыщенных графических приложений (High-End Graphics WinMark 99) Matrox дал осечку на синтетическом тесте Business Graphics WinMark 99, где показал отставание от лидирующего Asus V3400TNT на 46%. И, наконец, в режиме 64 тысячи цветов (глубина 16 бит) конкретный представитель карточного сообщества Matroх упорно «заваливал» тест 3D WinBench 99. Подчеркиваем, что это может быть «особенностью» исключительно данного экземпляра.

Больше сюрпризов не было. За исключением отмеченного случая превосходства графической карты Asus, в остальных тестах бесспорным лидером оказался 2D/3D-акселератор Creative Graphics Blaster Riva TNT (www.soundblaster.com). Впрочем, бесспорным — это громко сказано, так как превосходство Blaster над ближайшим преследователем (Asus V3400TNT сходной конфигурации) не превышало 2%. Эти два акселератора шли «ноздря в ноздрю». Помимо упомянутого казуса отрыв Matroх G200 от лидера в худшем случае составлял 4% (снова на Business Graphics WinMark 99 при 16-битном цвете), так что по большому счету ни одна карта по формальным критериям производительности не подкачала. Business Graphics WinMark 99 — это 32-разрядный синтетический тест, отражающий производительность «изолированной» графической подсистемы компьютера, как бы работающей с самыми продаваемыми деловыми приложениями производства, скажем, Lotus, Microsoft, Netscape, Corel. На общую производительность в тех же областях применения оказывает колоссальное влияние масса сторонних факторов, включая процессорные характеристики, особенности микросхем окружения, резвость дисковой подсистемы и др. Выходит, что более показательным для покупателей является показатель консолидированного теста 3D WinBench 99, который демонстрирует производительность графической подсистемы на реальных приложениях, использующих стандартный интерфейс прикладного программирования Direct 3D (наличие драйверов для этого API — обязательное требование к современным акселераторам). Грубо говоря, суть теста состоит в проигрывании ряда трехмерных сцен по одной схеме и в вычислении скорости визуализации на уровне треугольников — рендеринга в кадрах в секунду, на основе чего выводится консолидированный безразмерный показатель. Помимо этого существуют субъективные методики оценки возможностей акселераторов на основе визуальной оценки прорисовок текстур, смешений, билинейной, трилинейной фильтрации, замеров производительности (число кадров в секунду) на конкретных играх и т.д. Свежие результаты читатели могут почерпнуть по адресу http://ixbt.stack.net/video.

Что можно сказать об особенностях акселератора Creative на базе Riva TNT? В комплект поставки входит самый «полноценный» (в противовес mini-port) и наиболее быстродействующий драйвер OpenGL ICD (Installable Client Driver). Карта содержит разъем дополнительного видеопорта, служащий, скажем, для обмена с дочерней платой MPEG2-декодера. Конвейер графического процессора позволяет производить 36 млрд. операций в секунду. Он имеет 24-разрядный z-буфер (который у предыдущего поколения карт был 16-разрядным), что позволяет насытить 3D-сцены большим количеством цветов. Пиковая ЗD-производительность 128-битного графического процессора составляет 180 млн. обработанных пикселов в секунду (fill rate) и 6 млн. треугольников. Архитектура карты позволяет обрабатывать два пиксела за такт. Естественно, поддерживается джентльменский набор 3D-эффектов, включая наложение рельефа, мультитекстурирование, сглаживание лестничного эффекта (краевой и полный antialiasing) у границ объектов, а также двулинейная, трилинейная и анизотропная фильтрация. Частота RAMDAC описываемого акселератора составляет 250 МГц, что почти в два раза выше, чем у 3Dfx Voodoo2 (135 МГц), но столько же, сколько у Banshee. Такая производительность позволяет карте выдерживать режим 1920x1200 при частоте регенерации изображения 75 Гц. Максимальное 2D-разрешение, поддерживаемое акселератором, — 1920x1200 при глубине цвета в 32 бита, а максимальное 3D-разрешение составляет 1600x1200 при 32-разрядном цвете и 1920x1200 — при 16-битном.

В целом у авторов создалось впечатление, что стремительно приближается момент, когда основными критериями при выборе 3D-карты станет ее цена и соответствие минимальному набору требований (например, поддержка OpenGL, а не только Direct3D, 4-8 Мбайт видеопамяти). На практике различия в производительности графических адаптеров быстро сглаживаются. Почувствовать разницу могут, порой, только специалисты.

Среди особенностей, с которыми могут столкнуться покупатели Graphics Blaster или другого аналогичного акселератора, можно отметить следующие. OpenGL-приложения не поддерживают мультидисплейный режим Windows 98. Практически Windows 98 блокирует любую аппаратную акселерацию при работе в многомониторном режиме. Следствием является сильное торможение всех OpenGL-приложений, и выходом здесь может служить временное отключение Multi-Display Feature. Кроме того, для полного задействования функциональности AGP может потребоваться установка драйвера GART (Graphics Address Remapping Table). Прежде всего это касается системных плат на чипсете Intel LX 440.

Минимальные системные требования для акселератора Creative следующие: процессор Pentium-90, 16 Мбайт оперативной памяти, 24 Мбайта свободного дискового пространства, свободный слот (PCI или AGP в зависимости от исполнения карты) ОС Windows 95/98 или Windows NT 4.0 с Service pack 3. Карты на базе Riva TNT выпускаются для шины AGP (поддерживается режим 2х) или PCI 2.1 Помимо пакета из двух игр (аркады Incoming и «стрелялки» Forsaken) в комплект поставки входит серьезный мультимедийный редактор Scala. Кроме драйверного набора, в поставку включена программа цветокалибровки Sonnetech Colorific/3Deep, приводящая в соответствие цвета на различных мониторах или на мониторе и принтере, а также утилиты BlasterControl и Creative SoftMPEG Player.

Тестирование проводилось на следующей установке:

  • материнская плата: для тестирования под управлением Windows 98 использовалась Asus P2B с чипсетом Intel 440BX;
  • видеокарта: указана в таблице;
  • оперативная память: 128 Мбайт (два SDRAM DIMM-модуля по 64 Мбайт с поддержкой SPD и номинальным временем доступа 7 нс, соответствующие спецификации PC100 SDRAM);
  • накопитель на жестких магнитных дисках: Fujitsu MAC3045SP объемом 4,5 Гбайт с интерфейсом Ultra Wide SCSI;
  • SCSI-адаптер: Adaptec AHA-2940UW с интерфейсом Ultra Wide SCSI и шиной PCI;
  • привод CD-ROM: Asus CD-S340 со скоростью 34x и интерфейсом IDE.

Выражаем особую признательность фирме «Пирит» (тел.: (095) 115-71-01) и Creative Labs за предоставленное для тестирования оборудование.

КомпьютерПресс 3'1999