Piranesi 2.0*

Как превратить простенькую трехмерную модель в настоящую картину или просто в эскиз, но коммерческого качества и с правильной перспективой? Да легко! Относительно…

Сокращаем количество этапов

Стадия обучения

     Из 3D в 2D

     Piranesi 2.0


Джованни Пиранези жил в XVI веке и прославился своими картинами и рисунками, на которых невероятно подробно, до мельчайших деталей прорисованы элементы зданий, архитектурных сооружений, старинных развалин. Несколько лет назад британская фирма Informatix задалась вопросом: «А можно ли создать аналогичное впечатление подробности и детальности проработки, не моделируя вручную каждый кирпичик в стене, каждую заклепку в конструкции?»

Возможно, вы сразу же предложите простой ответ на этот вопрос: можно построить подробную текстуру и наложить ее на модель, а можно воспользоваться natural media (термин введен фирмой Fractal Design, создавшей популярный пакет для художников — Painter. — Прим. ред.) — программой, имитирующей реальные инструменты художника, — и с их помощью подчеркнуть основные конструктивные элементы модели. Оба эти варианта вполне приемлемы, однако компания Informatix выдвинула гораздо более новаторскую и в результате — более эффективную идею.

Представляем вам последнюю версию программы, которая в корне изменила способ представления дизайнерами и архитекторами своих работ.

В начало В начало

Сокращаем количество этапов

В основе программы Piranesi лежит идея, не будет преувеличением сказать, экстравагантная. Лично мы несколько дней кряду ломали головы, пока не поняли, в чем здесь дело. Разгадка пришла, когда мы решили взглянуть на проблему с позиции архитектора или дизайнера. Представьте, что вам нужно предложить какой-нибудь комиссии либо потенциальному заказчику некоторые наброски нового здания, эскиз паркового ансамбля или схему освещения территории. На этом этапе работы вам нужно что-либо такое, что впечатлило и воодушевило бы клиента, но в то же время не потребовало бы от вас много времени и усилий на моделирование и текстурирование проекта.

Наряду с этим вам хотелось бы иметь возможность подредактировать отрендеренную картинку в каком-нибудь пакете для фоторетуширования, чтобы акцентировать внимание зрителей на отдельных, особо выигрышных деталях своего проекта. В итоге вместо того чтобы строить сложную модель в LightWave, затем долго-долго рендерить ее и в конце концов ретушировать полученную картинку в Photoshop’е, почему бы вам не построить упрощенную модель, а затем выполнять текстурирование и послерендеринговую обработку одновременно, в один этап? При этом, поскольку в данном случае не придется рендерить сложные рельефы и текстуры, вы получите дополнительный выигрыш во времени еще и на этапе рендеринга.

Именно так и поступает Piranesi: он берет предварительно отрендеренную двухмерную растровую картинку и позволяет вам раскрашивать ее как трехмерную сцену. Программа преобразует выходные данные популярных 3D-программ в свой собственный формат. Этот формат содержит в себе информацию о глубине сцены и материале каждого ее пиксела (собственно, это уже не просто картинка с маской, а целая база данных обо всех ее точках. — Прим. ред.), что позволяет выбирать объекты, рисовать на них с учетом глубины, применять различные эффекты (в том числе и трехмерные. — Прим. ред.) и монтировать коллажи с учетом относительного положения объектов в сцене — и все это с полным соблюдением законов перспективы. (В общем, эта технология не нова и активно применялась ранее в таких 3D-пакетах, как TDI Explore. Там подобный модуль назывался IPR — Interactive Photorealistic Render. Однако в этом-то и кроется основное отличие и новаторство пакета Piranesi — он является типичным представителем целой когорты появившихся недавно программ, пропагандирующих нереалистичный рендеринг (Non-Realistic Rendering). За последнее время все подобные программы выделились в отдельное направление, и оно приобретает все большую популярность. — Прим. ред.)

Это первое и главное преимущество Piranesi над Photoshop’ом. Конечно, и в Photoshop’е можно применять фильтры, накладывать тени, но все эти процессы не учитывают глубину сцены. В Piranesi же информация о глубине является интегральной частью обрабатываемых данных, что позволяет применять к ним эффект «исчезания вдали» (3D Distance Fade) и выделять объекты в соответствии с их взаимным расположением в пространстве.

Это значит, что в Piranesi сочетаются перспективный реализм 3D-моделлеров и атрибуты двухмерных пакетов для рисования. Например, с его помощью можно покрыть стены здания текстурой, и текстура будет менять свой масштаб в зависимости от расстояния до точки наблюдения. Кроме того, здесь можно вставлять в сцену двухмерные «обманки» — объекты, трудно реализуемые в 3D, такие как фигуры людей, растительность и тому подобное, причем эти объекты будут автоматически масштабироваться и накладываться (или, наоборот, «подкладываться») в зависимости от информации о глубине сцены и их положения в ней. При этом они даже будут отбрасывать геометрически корректные тени.

В начало В начало

Стадия обучения

Хотя поначалу программа производит впечатление не слишком интуитивной, всего через 15 минут работы с интерактивной обучающей системой вам станут понятны все ее азы, а еще через несколько часов вы будете работать, как многоопытный мастер с большим стажем.

Любые процедуры здесь можно применять как ко всему изображению целиком (например, размытие цветов или фильтр Blur), так и к отдельным объектам, поверхностям или их группам. Возможность выделять определенные группы элементов — одна из самых сильных сторон программы Piranesi. Как и в любом другом 3D-пакете, здесь можно выделять отдельные объекты или модели: стул, здание, стену и т.д. Однако в Piranesi помимо этого можно выделять элементы объектов в зависимости от их расположения в сцене. Например, можно выделить все стены, лежащие по отношению к плоскости Z под углом от 40 до 60 градусов. Или наоборот — можно выделить все видимые точки, лежащие в заданной плоскости. После того как эти объекты будут выделены, их можно легко модифицировать или применять к ним различные эффекты.

Выделяющими инструментами (в программе они называются Locks) можно пользоваться как по отдельности, так и всеми вместе, что дает возможность точнее определять, какие объекты должны попасть в выделенную группу. Затем ко всем элементам, попавшим в выделенную область (то есть удовлетворяющим заданному набору параметров), любой эффект (например, заливку каким-либо цветом) можно применить как глобально, так и фрагментарно. В последнем случае эффект будет применяться только к выделенным точкам, соседствующим с тем местом, где вы щелкнете курсором.

Как и в любом другом уважающем себя графическом пакете, в Piranesi предусмотрены переопределяемые кисти, и их настройки можно сохранять для дальнейшего повторного использования. Одно из новых свойств данной версии — автоматическая ориентация кистей в пространстве в зависимости от плоскости, на которой вы рисуете. Благодаря этому стало значительно проще сохранять перспективу при рисовании.

Поначалу овладеть Piranesi довольно трудно, однако если вам нужно представить трехмерные модели на бумаге или экране и вы хотите подать товар лицом, то есть сделать свой эскиз более ярким, более впечатляющим, то эта программа предлагает вам уникальный способ сделать это, не слишком себя утруждая. Кроме того, она позволяет создавать впечатляющие иллюстрации и рисунки людям, не имеющим каких-либо художественных навыков.

Piranesi — увлекательная, интригующая программа, которая займет достойное место рядом с вашими рисовальными и трехмерными пакетами и станет еще одним ценным инструментом в вашем арсенале художника.

КомпьютерПресс 3'2000