DLNA — букварь цифрового дома

Сергей Асмаков

Цифровая неразбериха

Производители объединяются

DLNA от «А» до «Я»

Розы и шипы

 

Устройства с логотипом DLNA присутствуют на рынке уже более пяти лет. В этом обзоре мы расскажем о том, что же означает эта до сих пор остающаяся для многих загадочной аббревиатура.

В эпоху аналоговой техники для каждого типа записей использовались свои носители. Звук записывали на грампластинках, компакт-кассетах и катушках с магнитной лентой; фотографии — на карточках, позитивных и негативных пленках, ну а видео — на кассетах VHS. Соответственно для работы с носителями каждого типа требовался отдельный аппарат.

С переходом на цифровые форматы записи медиаданных всё стало гораздо проще и удобнее. Любую фотографию, звуковую или видеозапись можно представить в виде последовательности цифр, а следовательно, сохранить на любом доступном носителе: CD- и DVD-диске, флэш-карточке или винчестере. Наступила эпоха мультимедиа. Цифровые воспроизводящие устройства стали значительно более универсальными по сравнению с аналоговыми предшественниками. Например, большинство моделей современных DVD-проигрывателей обеспечивают возможность воспроизведения не только видео, но и звуковых записей и графических файлов.

Цифровая неразбериха

Несмотря на то что цифровые форматы записи звука, видео и изображений широко применяются уже не первый десяток лет, до недавнего времени компьютеры и бытовые устройства с функциями воспроизведения цифровых записей представляли собой две обособленные группы устройств. Своеобразными «мостами», обеспечивающими связь компьютеров с бытовыми воспроизводящими устройствами, служили либо аналоговые интерфейсы (линейные звуковые входы и выходы, композитные и компонентные видеовходы и видеовыходы и т.д.), либо физические носители (сначала это были оптические диски, а в последнее время все более широкое распространение получают флэш-карты и USB флэш-диски).

Например, для просмотра на экране телевизора фильма, хранящегося в виде файла на жестком диске компьютера, существовало два варианта. Первый — подключить аналоговый видеовыход графического адаптера ПК к соответствующему входу телевизора. Однако с этим нередко возникали проблемы: во-первых, видеовыход есть не у каждого ПК, а во-вторых, если телевизор находится на значительном удалении от системного блока, то могло просто не хватить длины имеющегося кабеля.

Второй способ — записать видеофайл на физический носитель (например, на DVD-диск) и воспроизвести его посредством бытового DVD-проигрывателя. Но и в этом случае могли возникнуть проблемы: например, выяснялось, что под рукой нет свободного диска или что DVD-проигрыватель не способен воспроизвести видеофайл этого формата.

Возникла парадоксальная ситуация. И ПК, и современные бытовые устройства хранили и воспроизводили медиаданные, представленные в цифровом виде, однако в большинстве случаев для того, чтобы воспроизвести медиафайл с ПК на бытовом устройстве, приходилось либо транслировать сигнал через аналоговые интерфейсы, либо сохранять файл на физическом носителе. Как это ни прискорбно, многие современные устройства в этом плане недалеко ушли от аналоговой техники середины прошлого столетия.

Разумеется, в эпоху цифровых технологий пользователям хотелось бы иметь в своем распоряжении более удобные и гибкие решения, которые позволят интегрировать ПК и бытовые устройства в единую систему и не плодить множество копий одной и той же записи. Отдельные производители предпринимали более или менее успешные попытки предложить собственные варианты, однако на определенном этапе стало очевидно ясно, что справиться с этой проблемой в глобальном масштабе можно только сообща.

Производители объединяются

В июне 2003 года была создана рабочая группа Digital Home Working Group (DHWG), впоследствии переименованная в альянс DLNA (Digital Living Network Alliance). К настоящему времени членами этой организации являются более 240 компаний из числа производителей ПК, бытовой техники и портативных устройств, а также разработчиков электронных компонентов и программного обеспечения. Члены DLNA занимаются поиском решений, позволяющих обеспечить перекрестную совместимость новых продуктов и базирующихся на открытых и наиболее распространенных промышленных стандартах. Результатом напряженной работы специалистов DLNA стал документ под названием Interoperability Guidelines (которое можно перевести как «Руководство по обеспечению возможности взаимодействия»), в котором собраны требования и рекомендации для производителей оборудования.

 

Рисунок

Логотип DLNA

Первая версия DLNA Interoperability Guidelines была опубликована в июне 2004 года. Вскоре в продаже появились и первые устройства, сертифицированные на соответствие требованиям этого документа. Изначально «Руководство» включало требования лишь к стационарным устройствам, для обеспечения связи между которыми используется локальная сеть (проводная Ethernet или беспроводная IEEE 802.11b/g). Однако вскоре стало ясно, что в перспективе мобильные устройства станут полноправными элементами системы цифрового дома наряду со стационарными компонентами. В марте 2006 года был опубликован документ DLNA Interoperability Guidelines версии 1.5, дополненный в октябре того же года. В нем появилось множество нововведений. В частности, была включена категория мобильных устройств и значительно увеличилось количество различных классов. Кроме того, появилась поддержка протокола RTP (Real-time Transport Protocol) для передачи потокового видео и звука и видеокодека AVC (MPEG-4). Список возможных вариантов соединения был дополнен беспроводным интерфейсом Bluetooth.

В конце 2008 года члены альянса DLNA приняли еще ряд дополнений к DLNA Interoperability Guidelines версии 1.5. В список поддерживаемых сетевых соединений была внесена новейшая спецификация Wi-Fi (IEEE 802.11n), а также документирована возможность использования защищенного подключения с шифрованием данных по алгоритму WPA2. Появилась функция Wi-Fi Protected Setup, благодаря которой были упрощены процедуры конфигурирования и подключения к сети новых устройств. Кроме того, стало возможным применение проводного подключения с помощью коаксиального кабеля (MoCA).

DLNA от «А» до «Я»

Согласно положениям DLNA Interoperability Guidelines версии 1.5, все устройства, объединенные в систему цифрового дома, относятся к одной из трех категорий: домашние сетевые (Home Network Devices), мобильные (Mobile Handheld Devices) и элементы домашней инфраструктуры. В свою очередь, устройства каждой из категорий подразделяются на несколько классов.

 

Рисунок

Прототип планшетного медиаконтроллера
Toshiba Journ.E Touch

Категория домашних сетевых устройств включает следующие классы:

  • медиасерверы (Digital Media Server, DMS) — позволяют хранить медиафайлы и обеспечивают доступ к ним для цифровых медиаплееров и DMR-устройств. В роли DMS-устройства может выступать ПК или NAS-накопитель;
  • медиаплееры (Digital Media Player, DMP) — позволяют находить медиафайлы на медиасерверах (DMS) и воспроизводить их. Медиаплеером может быть ЖК-телевизор, система домашнего кинотеатра и пр.;
  • медиарендереры (Digital Media Renderer, DMR) — позволяют воспроизводить медиаконтент с DMC-устройств, которые, в свою очередь, способны находить медиафайлы на DMS-устройствах. В роли медиарендерера может выступать AV-ресивер, телевизор, активная АС и т.д.;
  • медиаконтроллеры (Digital Media Controller, DMC) — позволяют находить медиафайлы на медиасерверах (DMS) и воспроизводить их посредством DMR-устройств. Медиаконтроллером может быть планшетный или карманный ПК, нетбук и пр.;
  • принтеры (Digital Media Printer, DMPr) — позволяют распечатывать изображения с DMP- и DMC-устройств, поддерживающих функцию печати.

В категории мобильных устройств представлены следующие классы:

  • мобильные медиасерверы (Mobile Digital Media Server, M-DMS) — устройства с беспроводным интерфейсом, позволяющие хранить медиафайлы и обеспечивать доступ к ним для мобильных медиаплееров, а также DMR- и DMPr-устройств. В роли мобильного медиасервера может выступать смартфон или портативный цифровой медиаплеер;
  • мобильные медиаплееры (Mobile Digital Media Player, M-DMP) — устройства с беспроводным интерфейсом, позволяющие находить медиафайлы на мобильных и домашних медиасерверах и воспроизводить их. Это может быть планшетный ПК, мобильный телефон и пр.;
  • Mobile Digital Media Uploader (M-DMU) — устройства с беспроводным интерфейсом, обеспечивающие возможность загрузки медиафайлов на мобильные либо домашние медиасерверы. В роли M-DMU может выступать цифровой фотоаппарат или мобильный телефон;
  • Mobile Digital Media Downloader (M-DMD) — устройства с беспроводным интерфейсом, позволяющие находить медиафайлы на домашних и мобильных медиасерверах и загружать их во встроенную память для воспроизведения в автономном режиме. В роли M-DMD может выступать мобильный телефон или портативный цифровой медиаплеер;
  • мобильные медиаконтроллеры (Mobile Digital Media Controller, M-DMC) — беспроводные устройства, обеспечивающие возможность поиска медиафайлов на домашних и мобильных медиасерверах и трансляции их на DMR-устройства.

И наконец, в категории элементов домашней инфраструктуры представлено два класса устройств. Это сетевые мосты (Mobile Network Connectivity Function, M-NCF), которые являются связующим звеном между категориями мобильных и домашних сетевых устройств, и медиаконверторы (Media Interoperability Unit, MIU), обеспечивающие преобразование форматов медиаданных, используемых в мобильных и домашних сетевых устройствах.

Необходимо отметить, что одно и то же устройство может быть сертифицировано на соответствие нескольким классам DLNA. Например, телевизор может выступать в роли как медиаплеера, так и медиарендерера.

Для того чтобы лучше разобраться с приведенной выше классификацией и наглядно проиллюстрировать возможности, которые получает пользователь при использовании устройств, сертифицированных на соответствие требованиям спецификации DLNA, рассмотрим несколько примеров.

 

Рисунок

Sony Ericsson Aino — одна
из новых моделей мобильных
телефонов, сертифицированных
на соответствие требованиям DLNA

Допустим, возникла необходимость загрузить на портативный цифровой медиаплеер новые музыкальные записи, хранящиеся на жестком диске ПК. Для этого плеер подключается к домашней сети по Wi-Fi через беспроводной маршрутизатор. В этом случае компьютер выступает в роли медиасервера (DMS), а плеер — в роли M-DMD-устройства. Управление загрузкой медиафайлов осуществляется через меню плеера.

Переходим к более сложному примеру. К домашней сети подключены ПК, сетевой накопитель (NAS) и система домашнего кинотеатра. Медиафайлы хранятся на жестких дисках ПК и NAS-накопителя. Для поиска и воспроизведения нужных записей применяется программный медиаплеер на ПК, а сигнал транслируется на систему домашнего кинотеатра. В данном случае ПК выполняет функции медиасервера (DMS) и медиаконтроллера (DMC), NAS-накопитель — медиасервера (DMS), а система домашнего кинотеатра выступает в роли медиарендерера (DMR).

И еще один пример: к домашней сети подключены ПК и ЖК-телевизор, а кроме того, имеется КПК со встроенным адаптером Wi-Fi, который подключен к сети через беспроводной маршрутизатор. Пользователь может при помощи приложения, установленного на КПК, осуществлять поиск медиафайлов, хранящихся на жестком диске компьютера, и запускать их воспроизведение на телевизоре. В этом примере компьютер выполняет функцию медиасервера (DMS), КПК — мобильного медиаконтроллера (M-DMC), а телевизор — медиарендерера (DMR).

Розы и шипы

С момента публикации первой версии DLNA Interoperability Guidelines прошло уже более пяти лет. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что спецификация DLNA является не только номинальным, но и фактическим индустриальным стандартом для устройств, способных интегрироваться в единую систему цифрового дома. К настоящему времени сертификаты соответствия требованиям DLNA получили в общей сложности около 6 тыс. моделей устройств. Согласно данным аналитического агентства ABI Research, в 2008 году было продано около 200 млн устройств, сертифицированных на соответствие требованиям DLNA. В их числе — телевизоры, принтеры, фото- и видеокамеры, компьютеры, игровые приставки и пр. За последний год было выпущено немало новых мобильных устройств, получивших сертификаты соответствия требованиям DLNA.

 

Рисунок

Загрузка данных с медиасервера на M-DMD-устройство

Рисунок

Использование медиаконтроллера для воспроизведения файлов
с медиасервера на DMR-устройстве

Рисунок

Использование мобильного медиаконтроллера для воспроизведения файлов
с ПК, выполняющего роль медиасервера, на DMR-устройстве

Вместе с тем нельзя не отметить, что увеличение количества выпускаемых моделей, отвечающих требованиям DLNA, не позволяет решить проблему интеграции более старых устройств в единую систему цифрового дома. В итоге пользователю придется практически полностью обновлять парк домашней (и, возможно, портативной) техники. Вряд ли в нынешних экономических условиях найдется много сторонников столь радикальных мер. Тем более что большинство устройств, получивших право нести на своем корпусе наклейку с логотипом DLNA, относится к категории дорогих продуктов. Впрочем, подобные проблемы возникают при продвижении большинства новых стандартов.

В заключение хотелось бы упомянуть еще об одной важной проблеме — удобстве пользовательского интерфейса. В документе DLNA Interoperability Guidelines регламентированы способы реализации доступа к медиаданным и поддерживаемые кодеки, однако нет ни слова о требованиях к пользовательскому интерфейсу. Таким образом, создание этого важнейшего элемента полностью отдано на откуп производителям оборудования. И, к сожалению, далеко не всегда разработчики подходят к решению этой важной задачи с должной ответственностью. Не каждое устройство, сертифицированное на соответствие требованиям DLNA, обладает удобным графическим интерфейсом с возможностью отображения миниатюр, функциями поиска и сортировки по тем или иным признакам. В итоге пользователь вынужден испытывать серьезные проблемы — например, когда перечень доступных на удаленном устройстве медиафайлов можно просмотреть только в виде списка, который представляет собой хаотичную свалку из фотографий, видео и звуковых записей. Надо ли говорить, что во многих случаях подобные просчеты делают практически невозможным использование ряда имеющихся в устройстве функций. В общем, членам альянса DLNA и производителям оборудования еще есть над чем поработать.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 2'2010


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует