oldi

XBox и другие игровые компьютеры

Обзор игровых консолей Microsoft XBox, Sony PlayStation 2, Nintendo 64/GameCube и других

Владимир Богданов

ПК — не игровая площадка

XBox — сыграем с Microsoft?

PlayStation 2 — современная DVD-консоль с 3D-звуком

Nintendo 64 и GameCube

Догмы и выводы

 

Эпитафия консоли Sega Dreamcast

ПК — не игровая площадка

Эффективность производства основана на разделении труда. Английская ткацкая мануфактура XVII века и конвейер Генри Форда XX столетия помимо рабочих эксплуатировали еще и простой принцип: каждый должен заниматься своим делом и достигать в нем высокого мастерства. Современный же персональный компьютер — это «и швец, и жнец, и на дуде игрец». К сожалению, на развитие способности игры на дуде у ПК исторически не было ни времени, ни соответствующей наследственности, ибо все его предки были потомственными «жнецами» и «швецами», в чем, впрочем, преуспели. Все эти образы — к тому, что архитектура персонального компьютера, унаследованная от 80-х годов, никогда не оптимизировалась для воспроизведения игр. Персональный компьютер — это универсальный инструмент для творчества и бизнеса. Играть на ПК в игры — все равно что возить сотни кирпичей в багажнике «ниссана», то есть теоретически можно, конечно, но не для того он сделан. Приходится выжимать из современного японского двигателя максимум, а недорогой грузовичок класса «Газель», на технологиях 30-летней давности, все равно справится с этой задачей намного эффективнее. Так и с компьютерами: специализированные игровые консоли-«газели» в своей стихии оказываются полезнее универсальных ПК-«ниссанов». В чем тут дело — понятно: разработчики игровых консолей обычно не могут раcсчитывать на «большие мегагерцы», но у них есть одно радикальное преимущество перед разработчиками ПК — фиксированная конфигурация аппаратной платформы. Другими словами, софт игровой консоли оптимизируется под вполне конкретное железо, оттачивается до идеальной совместимости и задействует потенциал аппаратной платформы на все 100%. Конфигураций же ПК — не меньше, чем в Китае велосипедистов. Поэтому разработчикам операционных систем и приложений для ПК приходится жертвовать производительностью ради совместимости с десятками типов процессоров, графических акселераторов, чипсетов и оперативной памяти. Требовать от них какой-то оптимизации было бы крайне наивно. Скажите спасибо за то, что все это вообще работает, хотя бы время от времени.

Основные платформы, упоминаемые в этом обзоре, очень разные, поэтому я намеренно не стал приводить подробную сравнительную таблицу параметров XBox, PlayStation 2, Nintendo 64 и Nintendo GameCube. Такие сравнения просто некорректны — все равно что сравнивать по аппаратным характеристикам карманные компьютеры на базе Microsoft Pocket PC и Palm OS. Ведь то, что тактовая частота процессоров в Pocket PC в 7-10 раз выше, чем у Palm, еще не означает, что Pocket PС быстрее распознает рукописные символы (граффити).

В начало В начало

XBox — сыграем с Microsoft?

Первый в практике Microsoft игровой компьютер XBox (http://www.xbox.com/) должен поступить на прилавки осенью 2001 года. Но шум вокруг анонсированной год назад консоли уже давно стоит нешуточный. И немудрено, ведь по обещаниям разработчика и ожиданиям общественности XBox должен быть по меньшей мере в три раза производительнее лучших игровых консолей сегодняшнего дня (читай — втрое быстрее Sony PlayStation 2 и вдвое быстрее Nintendo GameCube). Доводы в пользу некорректности таких сравнений я еще приведу, а пока можно спокойно насладиться описанием аппаратной мощи XBox. Помимо внушительного процессора Intel Pentium III 733 МГц компьютер будет оборудован уникальной по возможностям графической подсистемой на основе nVidia. Производительность специально спроектированного графического 3D-процессора nVIDIA NV2A (X-Chip) 250 МГц — 1 трлн. операций в секунду (125 млн. многоугольников в секунду, одновременно четыре текстуры). Максимальное экранное разрешение — 1920×1080 (такого нет ни у одной консоли!). Размер жесткого диска — 8 Гбайт, 64 Мбайт общей памяти, 3D-звуковой (256-канальный плюс 64 канала на 3D-звук), широкополосный доступ в Интернет, API — Microsoft Direct X 8.

Подсистема памяти XBox построена не на «инженерно совершенной» RDRAM, а на базе фаворита дня сегодняшнего — DDR (Double Data Rate) SDRAM, которую для Microsoft поставляет американская Micron (http://www.micron.com/). 64 Мбайт (32 чипа по 2 Мбайт) DDR работают на тактовой частоте 200 МГц, а пропускная способность подсистемы памяти составляет 6,4 Гбайт в секунду. Это непревзойденный показатель — у современных ПК пропускная способность подсистемы памяти вдвое меньше.

Через сетевой 10/100 Мбит/с Ethernet-концентратор приставки XBox могут обмениваться данными для одновременной игры между несколькими участниками. Четыре USB-контроллера, хорошо различимые на лицевой панели игрового компьютера, по предварительным данным, поддерживают только манипуляторы Microsoft, а не любую USB-периферию. Это и понятно: иначе операционная система, обретя обширную базу драйверов, стала бы неповоротливой и нестабильной.

Игры для XBox будут поставляться на DVD (впрочем, могут и на CD-ROM). Для этого консоль оборудована проигрывателем DVD 5X. К тому же приставка имеет все аппаратные (аудио- и видео-) средства для воспроизведения DVD-фильмов и может стать основой домашнего кинотеатра.

Дизайн XBox долгое время трепетно хранился в тайне, даже «пиратских» фотографий в Сети было не сыскать. На счастье, Биллу Гейтсу захотелось чем-то похвастаться на выставке CES, и консоль попала в десятки объективов фотокамер. Свою первую реакцию на коробку (Box) с перекрещенными декоративными «ребрами» помню как сейчас: «Черт, я это уже где-то видел!» Этим «где-то» был славный город Палм-Спрингс в Калифорнии, где на форуме Интел для разработчиков (IDF) дизайнерское бюро Palo Alto (http://www.paloaltoproducts.com/) демонстрировало концептуальный ПК eXo. Главной его изюминкой был экзоскелет — внешняя усиливающая рама из двух перекрещенных ребер. Впрочем, взгляните на картинку, и все поймете. Воистину все новое — хорошо забытое старое. (Отвлекаясь от темы, напомню, что бюро Palo Alto давным-давно разработало дизайн всемирно известных органайзеров Palm.)

Не успев появиться, XBox уже вляпался в историю. Оказывается, заявку на точно такое же название незадолго до Microsoft зарегистрировала маленькая флоридская фирма XBox Technologies, которая вчинила ведомству Билла Гейтса иск о нарушении прав на использование товарного знака. Пока по-хорошему Microsoft договориться не смогла, а теперь рискует столкнуться с неприятным судебным разбирательством (впрочем, юристов на них сейчас работает, наверное, не меньше, чем программистов). Исходом может стать решение суда сменить название, а до того момента задержать поставки. Чудаки — не могли назвать как-нибудь типа WinBox, тем более что игровой компьютер Microsoft будет управляться значительно сокращенной и оптимизированной под конкретное железо версией Windows 2000. Ожидается, что ядро операционной системы будет занимать всего лишь около 500 Кбайт, а интерфейс будет сведен до примитивной панели управления.

Еще один курьез связан с защитой приставки XBox от недобросовестных покупателей. Не секрет, что Microsoft будет продавать XBox по цене значительно ниже себестоимости входящих в нее компонентов. Называется сумма около 300 долл. Конечно, это не благотворительность. Цель — стремительно увеличить число пользователей и начать «доить» разработчиков игр, которые, в свою очередь, заложат издержки на «дойку» в цену дисков с играми и продадут их пользователям. Однако ходят слухи, что Microsoft всерьез опасается, что ее приставки станут просто выгодно разбирать на запчасти и устанавливать компоненты XBox на ПК. Поэтому во всех «вкусных» компонентах XBox слегка изменен дизайн, что делает их формально несовместимыми с ПК. Финансисты Microsoft обрели спокойствие, а служба технической поддержки — головную и прочие виды боли.

В начало В начало

PlayStation 2 — современная DVD-консоль с 3D-звуком

Об игровом компьютере Sony PlayStation 2 Computer Entertainment System (http://www.playstation.com/, http://www.scea.com/) уже сложили множество легенд. По всему эфиру (включая радио, Интернет и телевидение) прошла информация, что инженеры Саддама Хусейна используют компоненты этой игровой консоли для систем навигации боевых ракет, а то и вовсе кластеры на консолях строят для сложных математических расчетов. Дескать, экспорт высокотехнологичных ПК-компонентов (включая Pentium III) в Ирак запрещен, вот и приходится местным ученым выкручиваться. Сам я практически уверен, что эта байка — хорошо просчитанная акция, выгодная в первую очередь маркетинговому департаменту Sony. Если правительство ни одной страны мира не способно перекрыть многотонный транзит героина, то кто может остановить «людей с рюкзаками», ведущих нелегальный импорт процессоров и других компонентов? В Ираке, уверен, всего этого завались, просто стоит чуть подороже, чем в Амстердаме. Зато звучит красиво — прямо-таки «космические технологии» Sony PlayStation 2…

С другой стороны, дыма без огня не бывает, ведь Sony PlayStation 2 — самая мощная на сегодняшний день игровая консоль, реально доступная в продаже. По сути, до конца года Sony PlayStation 2 будет конкурировать только сама с собой, и лишь потом мы увидим, как Microsoft начнет решать свои проблемы с поставками. Что же такого революционного есть в PS2 (так принято называть PlayStation 2 для краткости)?

Во-первых, PlayStation 2, с учетом репутации производителя, фактически позиционируется как элемент домашнего кинотеатра. На борту она несет проигрыватель DVD 4X, мощную звуковую подсистему и аудио/видео-интерфейсы, включая USB и i-LINK (фирменный IEEE-1394/Firewire, только от Sony).

Для приставки Sony разработала специализированный 128-разрядный RISC-процессор с тактовой частотой 294,912 МГц (именно такой, а не 300 МГц), который без выкрутасов назвали Emotion Engine (генератор эмоций). Емкость кэша инструкций — 16 Кбайт, а общая емкость кэша данных — 24 Кбайт (8+16 ScrP). В своем компьютере Sony традиционно использует распределенную архитектуру, в которой ключевые функции усилены специализированными сопроцессорами. Конкретно в PlayStation 2 используются векторные сопроцессоры и сопроцессор FPU для отработки операций с плавающей точкой (что критично для 3D-графики). В результате производительность подсистемы операций с плавающей точкой достигает 6,3 GFLOPS. Производительность 3D-подсистемы с обсчетом геометрии составляет 66 млн. многоугольников в секунду. Подсистема памяти построена на Direct RDRAM. Объем ОЗУ — 32 Мбайт. Напомним в связи с этим, что у Microsoft подсистема памяти построена не на технологии Direct Rambus, а на чуть менее производительной DDR SDRAM, зато объем — 64 Мбайт ОЗУ.

Аппаратная реализация графической подсистемы PS2 тоже впечатляет. Ее ядро — графический процессор Sony Graphics Synthesizer с тактовой частотой 147,456 МГц, оперирующий 4 Мбайт собственной видеопамяти DRAM. Полоса пропускания шины видеопамяти составляет 48 Мбайт/с. Скорость прорисовки многоугольников (полигонов) — 75 млн. многоугольников в секунду. Графическая подсистема поддерживает множество режимов экранного разрешения — от 256×224 до 1280×1024 экранных пикселов. И наконец, реализована поддержка декодирования MPEG 2 (важно для воспроизведения DVD, например).

Система кодирования сигналов в звуковой подсистеме PS2 — ADPCM, 48 каналов для аппаратной полифонии на звуковом процессоре SPU2 плюс динамически назначаемые программным способом голоса. Звуковой процессор оперирует 2 Мбайт отдельной памяти, а на выходе генерируется сигнал с частотой выборки вплоть до 48 КГц (DAT-качество).

Особенно примечательна подсистема ввода-вывода PS2, у которой тоже имеются в распоряжении отдельные 2 Мбайт памяти и процессор. Разрядность шины ввода-вывода — 32 бит, частота — 33,9-36,9 МГц. Помимо традиционных двух портов для подключения игровых манипуляторов и пары слотов для специальных карт памяти в PS2 интегрированы два интерфейса USB и один IEEE-1394 i-LINK. Последний — признанный стандарт для обмена цифровым видео и другими плотными потоками мультимедийной информации. Завершает «ансамбль» слот PCMCIA Type III.

Производительность DVD-привода, включенного в архитектуру приставки, составляет 4х (CD считываются на скорости 24х). Излишне говорить, что приставка PlayStation 2 способна воспроизводить музыкальные компакт-диски, DVD-фильмы и CD-ROM для PlayStation 1. Небывалый успех PlayStation 2 обусловлен еще и тем, что приставка полностью совместима с играми своей предшественницы — бестселлера Sony Playstaion 1 (Консоль 9000), для которой во всем мире были выпущены миллионы CD-ROM с сотнями наименований игр, а число наименований официальных игр уже приблизилось к тысяче. Если же учесть еще немереное количество «контрафактных» копий, над которыми трудится пол-Китая... Сегодня пиратский компакт-диск с любой «рейтинговой» игрушкой для PlayStation стоит в России около 40 руб. А большинство приставок продаются «разблокированными», то есть способными читать не только фирменные диски с черным отражателем, но и «алюминиевые» пиратские. А потом еще спрашивают: почему современные игровые компьютеры не спешат отгружать в Россию по официальным каналам?

Критики PlayStation 2 сравнивают эту приставку с Microsoft XBox, имея в виду отсутствие у PS2 жесткого диска и невозможность воспроизводить DVD-фильмы без специальной программки, поставляемой на фирменной карте памяти. Однако у Sony — мгновенная реакция, и в американской версии приставки появились важные изменения:

  1. добавлен отсек для установки 3,5-дюймового жесткого диска;
  2. предусмотрен блок расширения с сетевым интерфейсом. А маркетологи Sony уже прочат этой консоли место семейной платформы для электронной коммерции и доступа в Интернет;
  3. аппаратно реализована поддержка воспроизведения видеофильмов с DVD-носителя, отпала необходимость установки специальной Memory Card.

В итоге выходит, что уже сегодня реально доступная Sony PlayStation 2 в своем американском варианте даже по формальным (необъективным) признакам мало чем уступает все еще «лабораторной» консоли Microsoft XBox. А игр для PS2 больше в сотни раз. К тому же Microsoft придется «бороться» еще и с психологией сотен тысяч пользователей, ведь сегодня PlayStation (как первая, так и вторая) — уже своего рода культовая консоль. Один пример: в Брайтоне владельцы гостиницы Pelirocco очень быстро превратились в состоятельных людей, поскольку в каждой комнате имелась приставка PlayStation. Всего-то и делов.

PS2 была представлена на американском рынке в конце октября прошлого года (в Японии — на полгода раньше), а к марту будет продано уже 3 млн. этих консолей. Прошло почти полгода, а компания до сих пор не справляется с заказами и на консоли существует острый дефицит. И немудрено, ведь в Штатах PS2 раскупали со скоростью 100 тыс. штук в неделю. Чтобы удовлетворить спрос на консоль в Европе, PlayStation 2 будут доставлять из Японии самыми грузоподъемными самолетами «Руслан» (морем — слишком долго). Сколько будет стоить консоль PS2 и когда она официально появится в России — можно только гадать. Но зато можно оценить порядок по американским ценам — 300 и 450 долл. в зависимости от комплектации. Дополнительный аналоговый манипулятор DualShock 2 стоит около 35 долл., карта памяти на 8 Мбайт со встроенным механизмом аутентификации и шифрования — еще 35 долл. Концентратор MultiTap для подключения до четырех манипуляторов к одной приставке — 35 долл. Кстати, таких концентраторов можно подключить не один, а два, расширив количество одновременно играющих на одной консоли пользователей до восьми. Пластиковые подставки для вертикальной и горизонтальной установки приставки продаются соответственно за 15 и 10 долл. Но от аксессуаров можно запросто отказаться, а купить навороченный DVD-плейер с возможностью установки винчестера за 300 долл. — очень заманчиво. Надеюсь, никто не считает, что себестоимость PlayStation приближается к 300 долл.? Конечно, она обходится производителю гораздо дороже. Но, как и все игровые консоли, PS2 дотируется производителем. Sony выгодно продать как можно больше консолей по заниженной цене, чтобы потом «отбить» свои деньги сторицей на лицензионных отчислениях, поступающих от продавцов игр для этой консоли.

Коль скоро PlayStation 2 — это компьютер, хотелось бы знать о его взаимоотношениях с Интернетом. Сегодня известно, что таковые планируются. В Японии уже выпущены браузер Planetweb Web Browser для PS2 и средства доступа в Интернет (и не только широкополосные). Особенность браузера для телевизионной приставки — поддержка тонированных шрифтов, которые сглаживают эффект дрожания и мерцания на экране обычного телевизора. Впрочем, для Японии вполне могут считаться обычными такие вещи, как вертикальная развертка в 100 Гц (у большинства телевизоров — 50 Гц).

В начало В начало

Nintendo 64 и GameCube

Еще совсем недавно рынок игровых консолей был четко поделен между двумя японскими производителями: Sega и Nintendo. О незавидной судьбе первой — читайте на врезке, да и Nintendo (http://www.nintendo.com/) пока приходится несладко. Компания Nintendo известна своим суперпопулярным карманным игровым компьютером GameBoy. Флагманской же телевизионной консолью компании на сегодняшний день остается компьютер Nintendo 64, разработанный при участии Silicon Graphics. В отличие от Sony PS2/one и Microsoft XBox консоль Nintendo 64 не имеет привода оптических дисков и использует для загрузки игр специальные картриджи. Следовательно, претендовать на роль компонента домашнего театра приставка не может, да и не нужно ей это. Консоль Nintendo 64 является ценовым лидером, обеспечивая довольно высокую зрелищность игр. Приставка Nintendo 64 имеет распределенную аппаратную архитектуру, чем-то напоминающую PlayStation. Центральный микропроцессор Nintendo 64 представляет собой специальную версию MIPS R4000 — 64-разрядного RISC-процессора архитектуры MIPS. Тактовая частота процессора R4000 — 93,75 МГц. Почти такие же процессоры ранее использовались в рабочих станциях Silicon Graphics. Оперативная память, как ни странно, — Rambus DRAM, размером 4 Мбайт и с пропускной способностью более 500 Мбайт/с. Кроме оперативной памяти Nintendo 64 использует 4-16 Мбайт постоянной памяти (ROM). Вкупе с центральным используется сопроцессор RCP (Reality Co-processor), оптимизирующий вывод звука (CD-качество, волновой синтез) и прорисовку пикселов. Тактовая частота сопроцессора — 62,5 МГц. Графическая подсистема обеспечивает многие современные 3D-эффекты: управление Z-координатами (глубиной изображения), anti-aliasing (сглаживание контуров), трилинейную фильтрацию, коррекцию проекции, MIP-map-интерполяцию и environment mapping (генерацию отражений). Печаль навевает лишь невысокое экранное разрешение, в диапазоне 256×224 ~ 640×45 точек. Видео воспроизводится с 21-битной глубиной цвета, а RGBA-сигнал — 32-битный.

В Японии для Nintendo 64 выпускается специальный привод с магнитным диском емкостью 64 Мбайт. Это не винчестер, а скорее флоппи, диаметром 3,5 дюйма, только гораздо тоньше. Конструкция и принцип действия настолько оригинальны, что их трудно четко классифицировать. Известно, что на диске Nintendo 64 Disk Drive часть емкости можно выделять под оперативную память, а часть — для данных (частично только для чтения, и частично под запись). Однако воспроизводить с него ни музыку, ни видео нельзя — из-за принципа действия: диск использует пакетную передачу, поэтому потоковые данные выводить не может.

Консоль Nintendo 64 весьма компактна (26×19×7 см), весит 1,1 кг и имеет привлекательный дизайн. Может, поэтому она нравится детям. А их родителям нравится цена — менее 100 долл.

Наверное, читатели согласятся, что консоль Nintendo 64 — работоспособная технология… вчерашнего дня. С таким разрешением сегодня на рынке долго не протянешь. Но Nintendo припасла в рукаве хороший козырь — мощную консоль на оптических дисках GameCube. Она буквально умещается на ладони, снабжена забавной ручкой для переноски и действительно имеет форму кубика. Консоль спроектирован на базе RISC-процессора IBM Power PC «Gekko» (специальная игровая версия макинтошевского процессора). Gekko, кстати, выпускается по 0,18-микронной технологии с медными межсоединениями и имеет тактовую частоту 405 МГц. Судя по предварительной спецификации на сайте http://www.nintendo.com/, у процессора имеются 32-разрядный блок целочисленных операций и 64-битный блок операций с плавающей точкой (пиковая производительность — 13 GFLOPS). Кэш первого уровня — 32 Кбайт, а L2 — 256 Кбайт. Графический процессор GameCube будет иметь тактовую частоту 202,5 МГц, текстурный кэш емкостью 1 Мбайт и 2 Мбайт фрейм-буфер со среднем временем реакции 5 наносекунд. Пропускная способность оперативной памяти — 3,2 Гбайт/с. Приставка оснащена 24 Мбайт основной оперативной памяти архитектуры NEC плюс 16 Мбайт дополнительной памяти DRAM 100 МГц. Графическая и звуковая подсистемы отличаются отменной мощью. Производительность графического 3D-движка — до 12 млн. многоугольников в секунду. Звуковая подсистема контролируется 16-разрядным цифровым сигнальным процессором с тактовой частотой 101,25 Мгц (больше, чем у центрального процессора Nintendo 64). Технология сжатия звука — ADPCM 48 КГц. Используется 64-канальный 3D-звук.

Но самое интересное в GameCube — оптический дисковод, разработанный Matsushita. Вместо традиционных компакт-дисков диаметром 12 см он спроектирован только для чтения 8-сантиметровых дисков Matsushita емкостью аж 1,5 Гбайт. Короче, вещь нестандартная. Однако, похоже, что этой нестандартностью, как кнутом, Nintendo сама себя высекла. Конечно, нестандартный формат носителя — лучшая защита от пиратов, но покупателям Nintendo придется забыть о воспроизведении на приставке обычных DVD и CD. Впрочем, спецификация пока предварительная и не дает четкого ответа на вопрос, будет ли у дисковода Nintendo cовместимость с DVD/CD. Габариты приставки (15×11×16 см) в принципе этого не исключают. Поживем — увидим.

На передней панели GameCube расположены четыре порта для подключения игровых контроллеров, два слота для карт памяти Digicard, цифровой и аналоговый видеовходы, два последовательных порта и один параллельный. Винчестера для GemeCube не предусмотрено, а наращивание памяти можно вести при помощи флэш-карт формата SD (дизайн Matsushita).

Пока доподлинно неизвестно, поддерживается ли Интернет приставкой Nintendo, но в списке аксессуаров для GameCube уже заявлены модем V.90 и карта для широкополосного доступа. Из других интересных «прибамбасов» можно отметить радиоадаптеры, позволяющие управлять приставкой посредством свободного от шнура гемпада с расстояния до 10 метров.

Nintendo CameCube поступит в продажу уже в июле этого года, то есть за несколько месяцев до выхода Microsoft XBox. Популярности этой приставки может помешать только истерия вокруг XBox и связанные с нею ожидания. В остальном — это очень мощная по аппаратным характеристикам приставка. А на программах (играх) для нее Nintendo (в отличие от Microsoft) собаку съела.

В начало В начало

Догмы и выводы

Sega Dreamcast ушла, Nintendo 64 — картриджная консоль, которая не составляет прямой конкуренции CD/DVD-игровым приставкам. Кто же остался на трубе сегодня? Правильно, одна лишь Sony PlayStation (PS2, PS1 и PS One). Microsoft XBox вместе с Nintendo GameCube только карабкаются на эту трубу, и по пути они могут так сильно измазаться в саже, что растеряют значительную часть своей привлекательности. Сегодня приходится слышать, что XBox будет быстрее PS2 в три раза. Откуда взялась эта «догма» — ума не приложу. Такое ощущение, что кто-то просто поделил частоту процессора XBox на частоту чипа PS2 и получил «соотношение производительностей». Это так же нелепо, как если поделить четырехлитровый объем двигателя джипа на двухлитровый объем двигателя какой-нибудь «субару» и на этом основании утверждать, что джип будет иметь над «субару» двухкратное преимущество в скорости, то есть не 200 миль в час, а 400? Мало того, что уже чисто на аппаратном уровне не существует прямо пропорциональной зависимости производительности процессора и его частоты (Pentium III 1 ГГц быстрее PIII 500 МГц, но не вдвое), так еще и нужно учитывать такие особенности игровой платформы, как децентрализованность, степень оптимизации софта и многие другие. Единственным же значимым критерием преимущества той или иной игровой платформы останется субъективная оценка пользователей, которые будут голосовать долларами. А до этого надо потерпеть еще по меньшей мере полгода (дождаться XBox и GameCube). Ажиотаж вокруг XBox заставляет говорить о скором переделе рынка, где PlayStation 2 уже ничего не светит, но я в это нисколечко не верю. Во-первых, Microsoft уже поговаривает, что XBox появится не в конце 2001 года, а в начале 2002-го (к тому времени они успеют выпустить достаточное количество приставок). Во-вторых, несмотря на многомиллиардные инвестиции, Microsoft и партнерским разработчикам не создать тысячи игр для XBox за отведенное время. В-третьих, первый блин обязательно будет комом. Вспомним, что первые игры для PlayStation тоже долгое время разочаровывали пользователей, пока разработчики не научились реализовывать весь потенциал, заложенный в приставке. Кто сказал, что с XBox будет по-другому?

А вообще, в мире наметилась очень правильная тенденция: работать, учиться и общаться надо при помощи ПК, фильмы смотреть — на хорошем телевизоре с DVD (а не на компьютере), а играть — на специализированной игровой консоли.

 

Фотографии приставок Sony PlayStation PSOne/2 любезно предоставлены ЗАО «Сони СНГ» (http://www.sony.ru/).

КомпьютерПресс 3'2001