Страсти по защищенным дискам

Внедрение защищенных компакт-дисков: панацея от пиратства или новая головная боль для пользователей?

Сергей Асмаков

Предыстория

Секретные материалы… уже в продаже

Туманная перспектива

 

О том, что многие производители платного программного обеспечения используют для предотвращения нелегального копирования и распространения своих продуктов различные системы защиты, знает практически каждый пользователь персонального компьютера. Однако этот процесс уже начал распространяться и на обычные аудиодиски. Как вы отнесетесь к тому, что в один прекрасный день почему-то не получится изготовить МР3-файлы из треков свежеприобретенного аудиодиска?

Предыстория

Первые признаки беспокойства издатели компакт-дисков аудиоформата начали проявлять довольно давно — во времена появления первых записываемых CD. Но тогда цены как на сами «болванки», так и на приводы для их записи были столь высоки, что их копирование вряд ли можно было признать экономически целесообразным.

Ситуация резко изменилась с появлением доступных средств более-менее эффективного сжатия звуковых файлов, в первую очередь кодека MPEG I Layer 3 (МР3) и многочисленных программ и утилит для создания файлов компрессированных форматов, которые позволили сделать реальным свободный обмен композициями через Всемирную паутину. Лавинообразный процесс распространения нелегально изготовленных МР3-файлов не на шутку обеспокоил музыкальных издателей. Это вам не кустарное копирование дисков на домашнем компьютере — за один день МР3-файл с Web-странички могут скачать сотни пользователей Сети! Дело дошло до того, что в Интернете стали появляться МР3-файлы композиций с еще не поступивших в продажу компакт-дисков. Вполне понятно, что издатели долго терпеть подобного положения вещей не смогли и инициировали работы по модернизации формата аудиодисков, чтобы пресечь их безжалостное «потрошение» многочисленными «рипперами»1 и кодерами.

Сложность задачи заключается в том, что защищенный диск должен беспрепятственно проигрываться на обычном стационарном или портативном плейере, но при этом не должен «грабиться»2 и воспроизводиться в компьютерных приводах CD-ROM. Разумеется, в первую очередь принятые меры должны преградить путь процессу преобразования CD-треков в файлы сжатых форматов и распространения последних через Всемирную паутину.

Решение данной проблемы усложняется по той причине, что формат AudioCD, разработанный почти двадцать лет назад, не предусматривает дифференцированного подхода к различным проигрывателям — он был создан для того, чтобы его содержимое одинаково хорошо воспроизводилось на любом считывающем устройстве. А поскольку создание защищенного компакт-диска неизбежно влечет за собой изменения и нарушения базового стандарта, то, строго говоря, новый продукт уже не будет являться компакт-диском. Кроме того, потребуется большое искусство, чтобы избежать нежелательных побочных эффектов.

В начало В начало

Секретные материалы… уже в продаже

На пути к созданию формата компакт-диска, обладающего высокой степенью защищенности, звукозаписывающие компании испробовали множество различных методов. Многие технологии были протестированы в «боевых» условиях посредством выпуска на локальных рынках экспериментальных партий в несколько сотен или тысяч защищенных каким-либо способом дисков. Ежедневно люди покупали нестандартные CD, оставаясь в полном неведении относительного того, что на самом деле они испытывают новые схемы защиты компакт-дисков.

Один из первых таких тиражей, защищенный по технологии Cactus3 компании Midbar, был распространен в Германии (есть также сведения о продаже нескольких тысяч подобных дисков, выпущенных Sony Music и распространенных через розничные сети Чехии и Словакии). В магазины было возвращено в среднем по четыре диска из каждой сотни, причем во всех случаях потребители жаловались на то, что диски не воспроизводятся на обычных плейерах. Конечно, 4% — довольно большая цифра, особенно в ситуации, когда множество потребителей могут столкнуться с тем, что купленный диск нормально воспроизводится на одном плейере, но не считывается в другом. Но кто же из неискушенных пользователей догадается, что проблема заключается в самом диске и не имеет никакого отношения к плейеру?

Но это еще не все. Работа многих защитных систем основана на изменении контрольных сумм кодов коррекции ошибок, при помощи которых реализуется защита от физических повреждений (например, царапин), неизбежно возникающих на поверхности диска в процессе его эксплуатации. Система коррекции ошибок позволяет восстанавливать данные, утраченные из-за дефектов поверхности. В ходе работ по созданию защищенных дисков выяснилось, что изменение корректирующих кодов по определенному алгоритму позволяет достичь желаемой цели: компьютерные приводы CD-ROM считать диск не смогут, а обычные плейеры его воспроизводят без проблем. Оборотной стороной медали в данном случае является худшая защищенность такого диска от механических повреждений его поверхности. Но, к сожалению, многих издателей это пока не беспокоит — они продолжают развивать системы защиты и тестировать их непосредственно на потребителях, не удосуживаясь даже упомянуть об этом на обложке диска или делая подобные упоминания настолько туманными, что догадаться, о чем именно идет речь, зачастую просто невозможно. Между тем проблемы с воспроизведением модифицированных компакт-дисков стали обнаруживаться на DVD-плейерах, автомобильных аудиосистемах, игровых приставках…

Видимо, в конце концов потребители все же начнут замечать, что диски того или иного издателя подозрительно часто ведут себя странным образом. Стоит ли говорить, что подобные наблюдения вряд ли будут способствовать увеличению популярности продукции «подозрительных» лейблов. Тем не менее некоторые звукозаписывающие компании уже определились со своей стратегией и готовы и дальше следовать по этому пути. Например, один из крупнейших в мире музыкальных издателей — компания Universal — объявил о планах сделать в самое ближайшее время все (!) выпускаемые аудиодиски защищенными от копирования.

Не так давно компания Macrovision, известный разработчик систем защиты от несанкционированного копирования, обнародовала сведения о широкомасштабных испытаниях своей системы SafeAudio. За шесть месяцев было продано как минимум 200 тыс. компакт-дисков и, по словам представителя компании, процент возврата не превысил обычного значения. Правда, при этом он категорически отказался перечислить не только названия альбомов, при производстве которых была использована система SafeAudio, но и выпустившие их лейблы.

В начало В начало

Туманная перспектива

Итак, тенденция налицо: внедрение систем защиты аудиодисков идет полным ходом. Смогут ли принятые меры если не устранить, то хотя бы существенно снизить активность пиратов или от этого пострадают ни в чем не повинные пользователи?

Даже если удастся создать диски, которые нельзя будет не только «сграбить», но и проигрывать во всех моделях компьютерных приводов CD-ROM, то защищенность все равно нельзя будет назвать 100-процентной. Многие независимые эксперты довольно скептически относятся к заявлениям о создании «совершенной системы защиты», справедливо полагая, что разработка методов взлома — лишь вопрос времени, обычно измеряемого несколькими неделями. Кроме того, ничто не мешает использовать цифровой аудиовыход S/PDIF, имеющийся сегодня на многих бытовых CD-плейерах, для беспрепятственного и, что самое главное, идеально точного копирования содержимого защищенных дисков. Конечно, при этом несколько усложняется технология, требуется дополнительное оборудование (в частности, звуковая карта с цифровым входом) и снижается производительность (копирование подобным способом можно осуществлять только со скоростью воспроизведения), но наивно считать, что такие препятствия остановят заядлых пиратов. Увы, рядовой потребитель, желающий создать МР3-файл для своего портативного плейера из композиции легально приобретенного лицензионного диска, сделать этого в большинстве случаев не сможет.

Еще один аспект: по действующему во многих государствах законодательству, изготовитель любой продукции обязан сообщать потребителю о ее качествах и свойствах. Несколько крупнейших издателей открыто продемонстрировали полное неуважение к своим клиентам, не поставив их в известность о внесенных в формат дисков изменениях. Можно долго дискутировать о правомерности выпуска защищенных дисков вообще, но в любом случае такие изделия должны быть обязательно соответствующим образом маркированы, а на их упаковке должен быть приведен полный список как поддерживаемых, так и «недружественных» устройств.

Под воздействием шума, поднятого средствами массовой информации вокруг выпуска защищенных от копирования дисков, многие потребители станут прислушиваться к их звучанию более тщательно. И в случае выявления каких-либо недостатков издатели, злоупотребляющие использованием несовершенных или плохо отлаженных механизмов защиты, рискуют очень быстро потерять кредит доверия своих постоянных покупателей. Некоторые производители хорошо это понимают и придерживаются более взвешенного подхода к данной проблеме. Например, EMI всерьез считает, что широкомасштабное и агрессивное внедрение систем защиты может привести к заметному сокращению объема продаж. «Мы стараемся придерживаться разумного подхода, — говорит вице-президент EMI Джей Сэймит (Jay Samit), — и работаем над тем, чтобы сделать копирование музыки более сложным процессом». Не так давно концерн EMI приобрел крупный пакет акций компании Roxio, разрабатывающей Easy CD Creator — популярный программный продукт для записи компакт-дисков. Используя свое влияние, EMI настоял на внесение изменений в выпускаемое Roxio программное обеспечение: теперь музыкальные фрагменты, принадлежащие EMI, можно скопировать, только приобретя специальную лицензию.

Довольно интересный вариант решения проблемы предложила корпорация Microsoft, рекомендовавшая издателям изготавливать гибридные диски, включающие как обычные аудиотреки, так и их сжатые копии в виде файлов формата Windows Media Audio (WMA). Напомним, что WMA изначально обладает встроенной системой защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Как видите, сегодня существует множество самых различных мнений как по поводу необходимости массового внедрения систем защиты, так и относительно их конкретной реализации. Хочется надеяться, что у крупнейших издателей хватит благоразумия и в пылу яростной борьбы с пиратством они не доведут формат AudioCD до полного вырождения. Впрочем, некоторые меломаны до сих предпочитают не столь «кристально чистое», но гораздо более живое и теплое звучание «винила»…

КомпьютерПресс 3'2002