Мастер-класс по домашнему видеопроизводству

Системы нелинейного монтажа

Олег Татарников

Программы для работы с видео

Adobe Premiere 6

   Функции редактирования

   Грубая нарезка

   After Effects

   Редактирование звука

   Запись финального результата

 

«Нарубить» и «замесить»

Видеофильтры и спецэффекты

Аудиомикшер

Идеальный компьютер для монтажа и редактирования видео

 

В настоящее время все большую популярность приобретает цифровая обработка видео на персональном компьютере. Мы уже неоднократно рассказывали вам, какой компьютер нужно купить или собрать для того, чтобы обеспечить домашний процесс кино/видеопроизводства (см. врезку «Идеальный компьютер для монтажа и редактирования видео»).

Если вы хотите испортить отношения с друзьями, возьмите с собой в путешествие видеокамеру, снимайте все подряд, а потом показывайте приятелям кассету за кассетой. Если же вы желаете сохранить с ними добрые отношения, все должно быть совсем иначе.

Имея хотя бы минимальные способности, вы сможете даже без специальной техники самостоятельно смонтировать приличный видеофильм. Все, что для этого нужно, — подключить видеокамеру к видеомагнитофону и пройтись «ножницами» по отснятому материалу, то есть переписать с камеры отдельные фрагменты записи в определенном порядке. Однако домашнее видео станет не в пример интереснее, если к нему приложить руку, «вооруженную» компьютером. Мы вовсе не имеем в виду приобретение настоящего видеомонтажного комплекса — цифровой монтаж на обычном настольном компьютере дешевле, проще и вполне пригоден для изготовления продукта, близкого по качеству к профессиональному. Итак, начальный вариант вашей настольной видеомонтажной системы составят камера, компьютер с видеокартой, способной вводить и выводить аналоговое видео или карту с интерфейсом IEEE-1394 (FireWire) для работы с цифровым видео, и, конечно же, необходимое программное обеспечение.

Программы для работы с видео

Раз вы проявили интерес к этой статье, то, скорее всего, у вас уже есть большая часть оборудования, необходимого для домашнего видеопроизводства.

Но если вы вложили деньги в комплект видеоаппаратуры и на этом основании полагаете, что готовы к созданию шедевра, то вы излишне торопитесь! Теперь вам необходимо приступить к изучению программного обеспечения.

Сегодня довольно много продуктов носят название «программы нелинейного монтажа». Их большое разнообразие, особенно при отсутствии квалифицированной консультации, ставит будущих пользователей в затруднительное положение при выборе подходящей программы и часто приводит к неоправданно большим денежным затратам.

Программное обеспечение для монтажа и редактирования видео определяют следующие характеристики:

  • интуитивность интерфейса и, следовательно, скорость и удобство работы;
  • наличие необходимого монтажного инструментария;
  • количество слоев видео;
  • экспорт/импорт графики различных форматов;
  • различные спецэффекты (причем важно не их количество, а их полезность для решения определенных задач);
  • возможности обработки звука.

Особое внимание нужно обратить именно на интуитивность интерфейса и удобство в работе. Очень важно иметь такой интерфейс, который легко изучить и на котором можно быстро увидеть изменения в структуре фильма после совершения той или иной операции, а затем соответствующим образом на эти изменения отреагировать.

Монтаж любого фильма начинается с организации проекта. В рамках конкретного проекта необходимо создать наиболее удобную конфигурацию рабочего стола. Только после этого можно приступать к оцифровке исходного материала (называть процесс записи материала на диски компьютера «оцифровкой» начали во времена аналогового видео, и, хотя при работе с цифровым форматом преобразование сигналов не происходит, этот термин продолжает употребляться).

Оцифровка может производиться без предварительного просмотра и отбора материала либо по предварительно составленному плану (монтажному листу). Оцифровка кассеты целиком может производиться с любого источника, а вводить видео фрагментами по плану можно только с управляемого видеоисточника по специальному коду (из бытовых устройств это позволяют делать только цифровые камеры). Надо отметить, что работа по листу оцифровки позволяет существенно ускорить этот довольно нудный процесс и значительно сэкономить дисковое пространство.

После оцифровки фрагменты изображения и звука обычно размещаются в специальных окнах. Здесь же можно тщательно систематизировать материал и информативно «обозвать» фрагменты, что позволит сберечь время при последующем поиске необходимого. Особенно ощутима такая экономия при монтаже фильмов с большим количеством исходных материалов.

Следующим после оцифровки этапом является монтаж, для которого в программах для нелинейного монтажа придуман чрезвычайно удобный инструмент — временная шкала (Time Line). На шкале времени монтируемый фильм представлен в виде цепочки последовательно расположенных фрагментов: это одновременно как бы план и развертка всей работы. В задачи такой шкалы входят: быстрое и понятное отражение всех изменений в структуре фильма, показ расстановки спецэффектов, наложение титров, микширование звука и отображение реакции этой структуры на все изменения, производимые вашими монтажными действиями. В специальном окне предварительного просмотра можно увидеть полученный результат сразу же после любой монтажной операции. При этом можно сделать несколько вариантов монтажа, а затем выбрать лучший.

При первичной сборке все необходимые фрагменты изображения и звука последовательно перемещаются из рабочего окна исходных материалов на шкалу времени, и все дальнейшие действия по изменению собранной ранее последовательности происходят именно там. Со шкалы должен быть прямой доступ к любому фрагменту видео или звука — чем больше монтажных операций можно выполнить непосредственно на временной шкале, тем быстрее будет смонтирован фильм.

Однако в одной программе иногда бывает сложно сделать всю работу целиком. И если требуется дополнительная сложная обработка видеоряда или звука, то придется передать какой-либо фрагмент в другую программу, более приспособленную для тех или иных задач. Очень хорошо, когда есть возможность изучить и собрать в единый комплекс несколько таких программ.

Сегодня существует огромное множество разнообразных инструментов для работы с изображением и звуком: ускорение и замедление движения, многослойный монтаж, добавление компьютерной графики и редактирование звука. Пользуясь ими, мы можем решать практически любые задачи. И какой бы невыполнимой ни казалась на первый взгляд ваша идея, единственными препятствиями для ее реализации будут только ваше незнание и неумение пользоваться соответствующим инструментарием. Реализованный в программах монтажный инструментарий становится все более и более изощренным, поэтому для свободной и творческой работы на компьютере вам следует овладеть достаточно мощным арсеналом изобразительных и технических приемов.

В начало В начало

Adobe Premiere 6

Наиболее популярной программой для создания мультимедийных продуктов и домашнего видео является Adobe Premiere, пользователь которой одновременно получает цифровой «видеомагнитофон» (а точнее, дисковый рекордер), видео/аудиомикшер с 2D- и 3D-эффектами и переходами и мощный видеоредактор с возможностью наложения практически неограниченного количества слоев видео, титров и компьютерной графики в любом сочетании. Здесь же вы сможете применять и такие сложные приемы, как «рир-проецирование» с заданием прозрачности по яркости, цвету и альфа-каналу, накладывать графические фильтры на изображение, а также ускорять или замедлять воспроизведение и делать еще многое другое. Правда, следует заметить, что платой за такую универсальность является необходимость рендеринга готового видеофильма, на что может уйти довольно много времени.

В 6-й версии пакета Premiere компания Adobe предлагает много новых возможностей, а старые элементы, уже знакомые пользователям, стали более удобными и интерактивными.

Ввод видео (Capture) теперь полностью переделан. Вместо того чтобы, как раньше, работать через программное обеспечение и драйверы платы ввода, новая версия Premiere оцифровывает видео непосредственно. Другими словами, теперь нужно просто подключить цифровую камеру к интерфейсу IEEE-1394 и вызвать эту программу.

Цифровать можно как из потока, так и по составленному заранее монтажному листу. Для использования последней, более эффективной возможности вы должны лишь проставить во время предварительного просмотра метки In и Out для каждого интересующего вас фрагмента. После того как все выбранные фрагменты помечены, вам останется только запустить модуль оцифровки. Монтажный лист может быть сохранен, и если вы хотите возвратиться к проекту позже, то вам достаточно вставить соответствующую кассету. Если же в процессе работы некоторые материалы будут удалены, то, имея монтажный лист, вы сможете все восстановить одним щелчком мыши.

В начало В начало

Функции редактирования

В Premiere 6 введена новая команда Edit Original, при помощи которой можно редактировать отдельные элементы внутри той программы, которая их создала. Так, например, если вы вставили картинку, которая была сделана в Adobe Photoshop, то все необходимые изменения можно сделать непосредственно в этом редакторе, а результаты будут немедленно отображены на временной шкале внутри вашего Premiere-проекта.

Базовое редактирование фрагментов в Adobe Premiere тоже стало намного проще. Фирма Adobe ввела много новых инструментальных средств, ускоряющих решение простых и часто встречающихся задач, а также рационализировала вид и расположение многих хорошо знакомых окон. Окно Monitor теперь более интерактивно, а вставка фрагментов значительно упростилась. С новым инструментом Spit-Cut вы можете легко создавать сложные врезки типа L-cut, когда звук из одного фрагмента появляется раньше, чем изображение.

Кроме того, теперь можно сохранить всю компоновку экрана и после загрузки проекта всякий раз возвращаться к той схеме расположения окон, которую вы однажды выбрали, или установить одну из схем расположения, предлагаемых самой программой. Появился выбор — традиционный Timeline, где эффекты и переходы помещаются на отдельную дорожку для того, чтобы видеть, как они работают, и иметь возможность непосредственного управления, или же переход к Tidier-стилю в Timeline, где фрагменты размещены на одной дорожке со всеми переходами между ними.

Пакет Adobe Premiere оснащен богатой библиотекой разнообразных эффектов и переходов, тщательно отсортированных по типам.

В начало В начало

Грубая нарезка

Наиболее интересна начинающим пользователям новая опция, реализованная в окне Storyboard. Она дает вам возможность быстрого переноса фрагментов из окна Project в правильном порядке и их грубого редактирования. Здесь же вы можете установить точки входа и выхода, подрезав начало и конец фрагмента, и быстро проиграть полученное. Позже, для более тонкого редактирования, полученную таким образом нарезку можно перенести на шкалу времени, воспользовавшись функцией Automate to Timeline, и уже там приступить к расстановке переходов и спецэффектов. Такой подход особенно пригодится и тем, кто хочет побыстрее управиться с работой, и тем, кто плохо знаком с тонкостями редактирования видео. Однако и многие профессиональные пользователи сочтут Storyboard исключительно полезным инструментом — хотя бы для упорядочивания своих идей (а те, кто привык работать по старинке, вероятно, просто проигнорируют эту необязательную опцию). Впрочем, функция Automate to Timeline из нового инструментария может также использоваться прямо из окна Project как средство для переноса набора импортируемых файлов на шкалу времени.

Automate to Timeline учитывает и все маркеры, которые вы разместили на временной шкале. Так, например, можно привязать тот или иной фрагмент к музыкальному акценту. Все, что вы должны сделать, — это верно расставить маркеры, выбрать фрагмент или набор клипов в правильном порядке и нажать кнопку Automate to Timeline. Они будут автоматически врезаны по маркерам, а музыкальный фрагмент будет согласован с видеорядом.

Кроме того, если вы создаете ролик для Web-странички, то можете также ставить по маркерам HTML-тэги. Они будут внедрены в выходной файл (если, конечно, он будет соответствующего формата), а поскольку видео в Интернете проигрывается интерактивно, то в других окнах в фоновом режиме в это время могут загружаться другие Web-страницы.

В начало В начало

After Effects

Если вы достаточно преуспеете в монтаже, то со временем вам, вероятно, понадобятся и более сложные спецэффекты. В Premiere 6 эффекты подверглись серьезной модификации. Простые диалоги фильтров ушли, а с ними пропал и довольно сложный способ расстановки эффектов по ключевым кадрам. Теперь их место заняла более продвинутая схема, заимствованная из популярной программы Adobe After Effects.

Все фильтры из After Effects (включая и те, которые были изготовлены сторонними компаниями) теперь работают и в Premiere, а набор базовых эффектов из After Effects включен в стандартную поставку. Впрочем, многие из них — это только улучшенные версии стандартных фильтров типа размывания (Blur). Однако есть и более серьезные дополнения, в частности эффекты генерации теней (Drop Shadow) или сдвига (Bevel). Добавьте к этому ранее недоступные модули, специально написанные для программы After Effects, и вы поймете, что обращений к другим программам из Adobe Premiere теперь станет значительно меньше. Пожалуй, самыми необходимыми функциями из «наследия» After Effects станут фильтры Channel Mixer и другие средства для работы с цветом, которые позволят делать самую сложную цветокоррекцию.

Конечно, если вы уже знаете After Effects, то предпочтете делать редактирование видео в этом пакете, зато новым пользователям Premiere не нужно будет изучать другую программу и они смогут просто подключать все ее средства к Adobe Premiere.

К эффектам обращаются теперь через новую палитру Effects, которая вызывается из окна переходов (Transitions), — вы можете просто зацепить мышью любой эффект и перетащить его на любой фрагмент на временной шкале. Как только вы это сделаете, появляется окно управления Effect Control, которое позволит настроить и скорректировать эффект и тут же увидеть результаты в окне Monitor. Новое окно управления работает практически так же, как и одноименное средство в After Effects. Вы можете быстро посмотреть, какие эффекты приложены к тому или иному фрагменту, и редактировать каждый из них индивидуально. Помимо этого можно включать или выключать возможность анимации, и, таким образом, эффект может изменяться со временем или оставаться статичным.

Кардинальным изменением здесь является то, что вы сможете не только видеть ключевые кадры, которые установлены для фильтров и эффектов на шкале времени, но и перемещать или удалять их. Это дает возможность взять под свой контроль всю тонкую настройку. Правда, реализация данной возможности пока еще несовершенна: эффекты привязываются к конкретным кускам видео, и потому (без дополнительной работы) невозможно сделать групповой эффект, работающий по ходу нескольких фрагментов. Есть и такое неудобство: если имеется много эффектов, приложенных к одному и тому же фрагменту, то невозможно увидеть одновременно все ключевые кадры и синхронизировать их между собой. Это делает трудным, например, решение такой весьма часто встречающейся задачи, как постепенная фокусировка (улучшение резкости) предмета, попадающего в определенную точку. Да и многие другие более или менее сложные комбинации решаются без этого весьма непросто.

Теперь вы можете «вырезать» эффекты движения и параметры настройки прозрачности из одного фрагмента и передавать их другому, причем полностью, со всеми ключевыми кадрами, чтобы уменьшить работу по использованию фильтров для создания необходимой целостности общей картины. С новыми возможностями установки вы можете изменять длину фрагмента без потери синхронизации примененного к нему анимированного эффекта. Ключевые кадры остаются привязанными к прежним местам.

В начало В начало

Редактирование звука

В новой версии возможности редактирования звука значительно расширены, появился интерактивный аудиомикшер Channel Mixer. Таким образом, вы можете управлять громкостью и балансом каждого звукового канала в реальном времени. Звуковое сопровождение каждого фрагмента может правиться отдельно, или объединяться с другими для согласованного управления, или смешиваться со звуками из других фрагментов. Более того, теперь можно контролировать результаты по наборам VU-измерений для каждой дорожки в целях более профессионального сведения. В новом пакете есть и поддержка для звуковых фильтров DirectX, так что если для редактирования звука вы используете SoundForge или иной популярный пакет для создания аудиоэффектов, то можете загружать оттуда необходимые фильтры и использовать их прямо в Adobe Premiere.

В начало В начало

Запись финального результата

После того как отснятый материал будет окончательно смонтирован, перед вами встанет вопрос о хранении полученного видео.

Можно, конечно, сбросить его обратно на видеоленту (для DV- или Digital8-камер можно вписывать куски с точностью до кадра) и показывать с той же камеры. Можно, используя цифровую камеру как цифро-аналоговый перекодировщик, переписать видео на VHS-кассету (естественно, со значительной потерей качества), а можно и записать полученное видео на CD.

В последнем случае существует несколько возможных вариантов сохранения в разных форматах:

  1. VideoCD (поток — 1,15 Мбит/с);
  2. MPEG-1 (поток — 1,7 Мбит/с);
  3. MPEG-2 (поток не ограничен);
  4. DVD (поток не ограничен).

При первом и втором варианте хранения фильмы можно будет крутить на компьютере непосредственно с CD-ROM, а в случае с VideoCD — и на VideoCD- или DVD-плейерах (если, конечно, последний позволяет читать записанные диски, то есть имеет дополнительный лазер). Однако качество видео при этом весьма посредственное (в лучшем случае — сравнимое с VHS).

При записи в формате MPEG-2 (DVD) на CD-R или CD-RW-диске не поместится больше 10-12 минут видео, и даже самый быстрый современный CD-ROM-привод не сможет прокрутить его без подрывов. А DVD-R-приводы пока еще очень дороги, и, кроме того, их область применения ограничивается только компьютером (DVD-диск для проигрывания на DVD-плейере в домашних условиях изготовить невозможно).

Где же выход? Дело в том, что не так давно появился «промежуточный» формат, так называемый Super VideoCD (SVCD) — новый стандарт, находящийся в процессе IEC-стандартизации и уже широко используемый в Китае, на Тайване, в Малайзии, Сингапуре и Индии (см. статью ниже «Конвертируем DVD в Super VideoCD»).

Кроме того, можно подготовить видеоролик для публикации на Web-страницах, используя технологии RealMedia — тот же MPEG, QuickTime или форматы Windows Media. В качестве альтернативы вы можете воспользоваться для этого средствами самого Adobe Premiere — встроенным инструментарием Advanced Export Tools.

Таким образом, в целом, Premiere 6 — вполне «самодостаточный» пакет для любых работ в области монтажа и редактирования видео. Он хорошо работает с DV-устройствами, имеет поддержку Интернета и экспортирует видеоролики в форматы RealMedia и ASF для интерактивной трансляции.

Capture Tools, который работает теперь со всеми платами IEEE-1394, предоставляет вам возможность покупать недорогие аппаратные средства и исключает потребность в дополнительном программном обеспечении (обзор дешевых плат для работы с цифровым видео читайте в следующем номере).

Модифицируемые видеофильтры After Effects — прекрасное подспорье для продвинутых пользователей, особенно при создании анимированных эффектов, цветокоррекции или других сложных преобразований. Audio Mixer поможет вам с настройкой звука. В общем, теперь те, кто работает в Premiere, практически не испытывают потребности в обращении к другим инструментальным средствам.

 

Редакция выражает благодарность за предоставленный компьютер компании «ВЕЛЕС-дата» (http://www.veles.ru/, тел.: (095) 455-55-71, 455-55-81, 455-50-11, 455-84-93, 455-56-91).

КомпьютерПресс 4'2001