Система дистанционного тренинга REDCLASS

Согласно результатам социологического опроса, проведенного группой специалистов по заказу Министерства образования РФ, свыше 35 млн. человек испытывают потребность в повышении своей квалификации. Система государственного образования не может удовлетворить потребности россиян в образовании — об этом свидетельствует тот факт, что в 1999-2000 годах во всех государственных вузах страны обучалось 3728,1 тыс. человек, а в негосударственных — 344,9 тыс. В области среднего профессионального образования наблюдается похожая ситуация.

Для полного удовлетворения образовательных потребностей россиян система образования России должна расширяться за счет развития новых форм обучения, и в первую очередь таких, как дистанционное обучение. Существуют различные взгляды на дистанционное обучение. «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации», утвержденная приказом Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002, определяет, что при дистанционном обучении: «…взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени».

В полной мере реализовать идею дистанционного обучения, заключающуюся в возможности получения качественного образования независимо от места нахождения учащегося и выбранной им образовательной цели, позволяют именно возможности Интернета. При этом становятся очевидными минимальные требования к программному обеспечению, способному решить эту задачу:

  • доступность — отсутствие необходимости в установке специального программного обеспечения на рабочем месте пользователя;
  • надежность — использование надежной технологии доставки данных, обеспечивающей быстроту отклика системы на действия пользователя;
  • расширяемость — возможность наращивания функциональности системы;
  • масштабируемость — увеличение количества пользователей, одновременно работающих в системе, без замены или доработки программного обеспечения;
  • практичность — возможность получения пользователем практических навыков работы с программными продуктами, оборудованием и технологиями;
  • адаптируемость — индивидуальная настройка параметров процесса обучения под пользователя, выдача статистической и рекомендательной информации по прохождению обучения, модульная поставка системы;
  • контроль — осуществление постоянного мониторинга деятельности пользователя в процессе освоения предметной области. 

Программное обеспечение, отвечающее всем этим требованиям, можно с полным правом назвать полнофункциональной системой дистанционного обучения.

Создание такой системы — задача непростая, требующая объединения усилий и опыта специалистов из различных областей. В команду должны войти группа системной интеграции, способная создать качественный программный продукт, группа менеджеров, работающих в области образования, и группа методистов, которые будут разрабатывать нормы в этом абсолютно новом направлении образования.

Одним из удачных решений дистанционного обучения является система дистанционного тренинга REDCLASS. Для того чтобы подробнее ознакомиться с данным продуктом, наш корреспондент встретился с заместителем генерального директора по развитию бизнеса компании REDCENTER Владимиром Меняйло.

КомпьютерПресс: Насколько известно, REDCENTER всегда позиционировался как учебный центр. Почему вы решили заняться разработкой программного обеспечения для дистанционного обучения?

Владимир Меняйло: Наши заказчики — крупные компании, которым нужно подготавливать специалистов по широкому спектру информационных технологий. Большинство из них обладают разветвленной сетью региональных филиалов, отделений, предприятий и, как следствие, имеют проблемы с подготовкой кадров в этих филиалах. Дистанционное обучение — один из способов решения этих проблем, позволяющий сокращать накладные расходы, экономить время и адаптировать программу обучения под конкретные нужды специалистов.

Таким образом, наше решение заняться разработкой системы дистанционного обучения является естественным шагом в направлении развития новых прогрессивных форм обучения. Мы создали комплекс программных средств, учебных материалов и методик обучения, позволяющих обучать слушателей без отрыва от места их постоянного проживания или работы.

КП: Как давно вы начали разработку систем дистанционного обучения?

В.М.: Почти шесть лет назад. Прежде всего был проведен анализ рынка на предмет выяснения, кто и что предлагает в области дистанционного обучения. Исследование показало, что диапазон предложений, мягко говоря, невелик. Причем отношение к дистанционному обучению далеко не однозначно: под ним понимают и распространение учебных материалов на дисках, и видеоконференции. Изучив имеющиеся на рынке предложения, мы выбрали свой путь — дистанционный тренинг. Наше решение называется системой дистанционного тренинга (кратко — СДТ) REDCLASS.

КП: А чем принципиально СДТ отличается от системы дистанционного обучения (СДО)?

В.М.: REDCENTER имеет десятилетний опыт подготовки специалистов в области классического, если можно так выразиться, тренинга — освоения под руководством инструктора практических навыков использования информационных технологий, оборудования, программного обеспечения и пр. Именно этот опыт и был использован нами при создании системы. Главная отличительная особенность тренинга — насыщенность лабораторными работами, с помощью которых вырабатываются практические навыки, — в СДТ REDCLASS реализуется в дистанционном варианте посредством модуля «Виртуальные лаборатории». В одних случаях это удаленный доступ к оборудованию, а в других — эмуляция процессов. При этом студент не чувствует разницы и работает так, как в классе учебного центра.

Кроме того, существенным отличием СДТ REDCLASS является то, что система предоставляет возможность адаптации формы, вида и перечня учебных материалов к нуждам конкретного слушателя, его начальным знаниям и техническим возможностям, обеспечивает постоянный мониторинг качества обучения с помощью гибкой системы контроля и отчетности.

КП: Каковы основные направления работы по созданию курсов?

В.М.: Дистанционные курсы — это самое главное, что интересует заказчиков. REDCENTER работает над созданием дистанционных курсов в области информационных технологий, то есть именно в той области, где имеет многолетний опыт традиционного тренинга: операционные системы, сетевые технологии, СУБД, языки программирования и т.д. Доступ к этим курсам может получить любой желающий пройти обучение в REDCENTER дистанционно. Для этого нужен обыкновенный компьютер средней мощности и доступ в Интернет. Конечно, потребуется решить с нашими менеджерами некоторые организационные вопросы.

Кроме того, СДТ REDCLASS предоставляет пользователю возможность самостоятельно разрабатывать дистанционные курсы. Этот вариант интересен для тех заказчиков, которые приобретают систему и интегрируют ее во внутреннюю сеть своей организации. «Авторская система» — специализированный модуль СДТ REDCLASS, позволяющий пользователю создавать курс в удобном текстовом редакторе, иллюстрировать текст, создавать мультимедийные презентации с использованием аудио- и видеоматериалов.

КП: Кто принимал участие в разработке системы СДТ REDCLASS?

В.М.: В разработке этой системы принимали участие сотрудники различных организаций. На начальном этапе проект велся силами сотрудников факультета ВМиК, которые и заложили основные принципы работы системы; дальнейшая разработка системы проводилась программистами компании REDLAB; исследование существующих методик дистанционного преподавания выполнили сотрудники факультета дополнительного образования МГУ, а инструмент для создания собственных курсов, так же как и первые учебные курсы для СДТ, подготовили инструкторы — преподаватели учебного центра REDCENTER. Высокий авторитет организаций, принявших участие в разработке системы предопределил большой интерес к ней со стороны потенциальных пользователей: системой дистанционного тренинга REDCLASS активно интересуются и коммерческие компании, и государственные организации, и учебные заведения.

КП: Скажите, можно ли получить сертификат, прослушав ваши курсы по системе дистанционного тренинга?

В.М.: Прежде всего давайте уточним, о каких курсах идет речь. Если авторизованный учебный центр проводит фирменный авторизованный курс, то предоставляется сертификат производителя программного обеспечения или оборудования. Если курс авторский, то после его окончания учебный центр может выдать студенту только собственный сертификат. Дистанционные курсы — это авторские курсы. После их окончания наш учебный центр предоставляет сертификат REDCENTER, который является свидетельством качества предоставленного обучения.

КП: Объясните, пожалуйста, как организован курс дистанционного обучения, на каком-нибудь конкретном примере.

В.М.: Дистанционное обучение в REDCENTER выглядит следующим образом. Слушатель выбирает курс или программу курсов сам или с помощью менеджеров учебного центра. Затем решаются все организационные и финансовые вопросы: заключение договора, оплата счета и т.д. После этого слушатель получает по электронной почте информацию, необходимую для доступа к системе, регистрируется и начинает обучение. В процессе обучения слушатель имеет возможность общаться с преподавателем по всем возникающим вопросам, а также с менеджером учебного центра и с другими студентами, которые также проходят этот курс. Программа курса настраивается индивидуально для каждого слушателя с учетом стартового уровня его знаний. Соответственно каждый слушатель имеет свой режим доступа к материалу курса, свое расписание сдачи тестов, свой график проведения лабораторных работ.

Параллельно ведется сбор статистики обучения и тестирования каждого слушателя. В различном объеме эта статистика доступна слушателю, менеджеру и преподавателю-консультанту.

КП: Вы разрабатываете систему для нужд вашего учебного центра или собираетесь тиражировать ее и предоставлять оболочку сторонним организациям?

В.М.: Первый заказчик нашей системы — это наш учебный центр. Менеджеры REDCENTER предлагают заказчикам комплексные программы, в которых гибко сочетаются очная и дистанционная формы подготовки специалистов.

Многие крупные корпоративные заказчики, имеющие сеть разветвленных филиалов, решают проблему подготовки кадров посредством организации собственной системы. С этой целью они покупают СДО и интегрируют ее в интранет. У нас уже есть несколько таких заказчиков. К настоящему времени система используется на факультете ВМК МГУ, она легла в основу корпоративных систем дистанционного обучения, созданных в МПС и ЦБ РФ.

КП: Вы продаете некую типовую оболочку или делаете систему под индивидуальный заказ?

В.М.: Двух одинаковых корпоративных заказчиков не бывает, соответственно и требования заказчиков к системе дистанционного обучения в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Под эти специфические требования и приходится дорабатывать систему.

Наша система построена по модульному принципу, поэтому процесс доработки довольно прост: заказчик выбирает из полного комплекта тот набор функций, который ему необходим.

Поскольку в основу разработки системы изначально было положено требование, что система должна соответствовать основным международным стандартам, — значительно сокращается количество проблем при интеграции СДТ REDCLASS в корпоративную сеть заказчика и стыковке ее с другими системами и программными приложениями.

КП: Какие дистанционные курсы уже существуют? Есть ли примеры использования системы для каких-то других учебных дисциплин?

В.М.: Сегодня уже созданы и используются восемь дистанционных курсов: «Системное администрирование Microsoft SQL Server 7.0», «Реализация баз данных с использованием сервера Microsoft SQL Server 7.0»; «Введение в Oracle PL/SQL»; «Системное администрирование Oracle 8i»; «Системное администрирование UNIX на примере ОС Solaris 8»; «Основы системного администрирования UNIX на примере ОС Solaris»; «Архитектура сетей Cisco»; «Возможности оборудования Cisco».

В настоящее время ведется разработка нескольких новых курсов в области информационных технологий.

Как я уже говорил, наша система позволяет пользователям самостоятельно создавать курсы или использовать курсы, созданные другими организациями. Например, один из наших заказчиков использовал СДТ REDCLASS и ее модуль «Авторская система» для адаптации и последующего использования дистанционных курсов IBM. «Авторская система» позволяет специалисту, не имеющему специальных навыков в области программирования, самостоятельно создавать дистанционные курсы, используя тот материал (контент), который у него для этого есть.

КП: Сможет ли на каком-то этапе ваша система дистанционного обучения заменить очные курсы?

В.М.: Пожалуй, это касается не только нашей системы, но и дистанционной формы обучения вообще. Не думаю, что что-либо подобное произойдет в обозримом будущем. Зарубежный опыт показывает, что благодаря дистанционному обучению можно решить многие проблемы, но далеко не все. Есть курсы, которые востребованы большим количеством территориально распределенных пользователей и могут быть прекрасно реализованы в дистанционном варианте. Но есть сложные технологии, освоение которых требует непосредственного доступа к оборудованию, и этот процесс пока трудно реализовать с помощью дистанционного тренинга. Золотая середина — в рациональном сочетании различных форм подготовки специалистов.

КомпьютерПресс 5'2003

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует