После съемки и первоначального монтажа наш фильм стал принимать более или менее определенные формы. Третья часть нашего мастер-класса по цифровому видео посвящена созданию титров и спецэффектов — одному из самых важных элементов современного кинопроизводства…

Мастер-класс по настольному кинопроизводству. Часть III*. Титры и спецэффекты

Кристиан Даркин

Соблюдайте баланс

Добейтесь эффекта

Поехали титры

Попытка первая: слишком корпоративно

Попытка вторая: слишком много

Попытка третья: слишком научно-фантастично

 

    Вступительные титры

    Общепринятые правила оформления титров

    Свет в глаза

 

Раз уж мы решили монтировать свой фильм на персональном компьютере, грех не воспользоваться открывшимся перед нами морем возможностей по созданию спецэффектов. Здесь мы не ограничены одними лишь заголовками, титрами и элементарными эффектами, доступными в большинстве монтажных комплексов. С другой стороны, нам не потребуются и те дорогостоящие технологии, которыми пользуются в ведущих студиях постобработки.

После того как вы оцифровали отснятый на пленку материал, с ним можно делать все что угодно, начиная с простого прогона через специализированные программы морфинга (или 3D-анимации) и заканчивая экспортом фрагментов фильма в Photoshop для покадрового ретуширования. Возможно, ваше произведение будет не очень похоже на последний голливудский блокбастер, но тем не менее, имея достаточно времени и желания, можно сделать очень даже неплохую попытку.

Главная идея любой сцены с эффектами — это соединение в одной картинке нескольких разных кадров. Когда вы видите, как по ненастному Нью-Йорку меж взрывающихся небоскребов носится взбесившийся Годзилла и пытается зубами ухватить пролетающие мимо него вертолеты, то, скорее всего, и чудовище, и вертолет, и здания, и взрывы, и дождь были отсняты по отдельности (если, конечно, вы видите все это не в реальной жизни, что означало бы наличие у вас серьезных проблем…).

Чтобы свести в единое целое отдельные слои видеоизображения, мы пользовались самыми разными методами. Самый важный из них — это рир-проекция (keying). Именно при помощи этого метода Майкл Фиш (английский комментатор. — Прим. ред.) появляется перед картой погоды в вечерних выпусках новостей. Если говорить по-простому, рир-проекция заключается в следующем: в одном видеоизображении (foreground. — Прим. ред.) вы выбираете какой-либо цвет (или диапазон цветов) и заменяете его другим видеоизображением (background, или так называемым задником. — Прим. ред.). Таким образом, два отдельно отснятых фрагмента сводятся в один.

Вернемся к примеру с прогнозом погоды. В данном случае метеоролога снимают на фоне синего задника (и не разрешают ему надевать ничего синего!). После этого методом рир-проецирования синий цвет «вырезается» и заменяется видеоизображением карты погоды. В фильме «Годзилла» использовались более тонкие технологические процессы и было задействовано гораздо больше слоев, но суть эффекта была точно такой же.

Для построения рир-проекций великолепно подходит программа Adobe Premiere. Щелкнув клип правой кнопкой мыши, вы сможете выбирать различные виды такой проекции: по цвету (когда вы указываете, какой цвет станет прозрачным), по яркости (такой вид рир-проекции называется lumakey, поскольку в нем учитывается порог яркости черно-белой составляющей — luminosity; pир-проецирование по цветовой яркости — brightness keying — применяется очень редко) и по маске (когда второе изображение или видеоклип используется как маска). Последний из названных нами приемов особенно полезен, когда прозрачной нужно сделать очень сложную форму, причем черно-белую маску можно построить в программе Photoshop, а затем импортировать ее в Premiere.

Соблюдайте баланс

Однако есть несколько аспектов, за которыми нужно следить особенно тщательно. Основные виды рир-проецирования позволяют задавать порог допустимости для тех цветов, которые необходимо сделать прозрачными (точно так же, как вы задаете порог допустимости для инструмента «Волшебная палочка» в программе Photoshop). Если установить этот порог слишком низким, вокруг «вырезанного» изображения появятся разноцветные линии, а если порог будет слишком высоким, исчезнут некоторые нужные части объекта (для обработки контура используются специальные алгоритмы. — Прим. ред.).

В программе Premiere предусмотрено несколько инструментов, помогающих справиться с этой проблемой. Для большинства приложений они вполне годятся, однако, если необходимо построить абсолютно незаметную рир-проекцию на не очень качественном изображении, ничто не сравнится с программой After Effects. Эта программа позволяет более тонко управлять рир-проецированием при помощи многочисленных параметров, позволяющих избавиться от ненужных линий, дырок и «распылений» цвета.

Следующая проблема рир-проецирования, связанная абсолютно со всеми случаями, когда в одной сцене объединяется несколько элементов, — это проблема перемещения камеры. Если все планы, участвующие в эффекте, отсняты неподвижной камерой, поставленной на штатив, то при их комбинировании никаких проблем не возникает. Если же хотя бы один план был снят движущейся камерой, то все остальные слои этого эффекта должны быть сняты камерой, которая в точности повторяет то же самое движение, и его необходимо каким-либо образом скопировать. Если этого не сделать, то на экране все слои будут «отваливаться» друг от друга и весь эффект пойдет насмарку. (Вспомните фильм «Доктор Ху» — и вы поймете, что мы имеем в виду.) (Для точного повторения движения камеры используется специальное и весьма дорогостоящее оборудование — Motion Control. Это обычно либо головка для камеры, либо автоматизированный кран для съемки. — Прим. ред.)

В начало

В начало

Добейтесь эффекта

Иногда можно обойтись и без гладкого перемещения камеры — если ваши слои не соприкасаются друг с другом. Пример такого изображения — летящий над городом Супермен. Однако же в основном вам придется отказаться от наложений в кадрах, снятых движущейся камерой. Единственная альтернатива тому — использовать другой инструмент программы After Effects — систему слежения за перемещениями motion tracking (она входит только в профессиональный комплект Production Bundle), но для этого вам понадобится профессиональная камера с захватом движения по технологии motion capture (которую вы вряд ли сможете себе позволить, если только вы не Джордж Лукас).

Отслеживание перемещений — очень хитрая штука. В двух словах идея состоит в следующем: вы указываете несколько точек в кадре, а программа просматривает кадр за кадром весь видеофрагмент и прослеживает, как эти точки перемещаются друг относительно друга и движутся в кадре. В результате строятся траектории движения таких точек, которые можно применить к другому видеофрагменту.

Это означает, например, что мы можем взять фрагмент, отснятый переносной камерой на улицах Нью-Йорка, отследить перемещение изображения в кадре, а затем применить полученную траекторию к видеофрагменту с изображением Годзиллы, снятого на синем фоне. При помощи рир-проекции синий цвет можно отрезать, и чудовище окажется стоящим прямо посреди улицы. Ту же самую траекторию можно применить и к любому другому слою. Таким образом, в изображение можно добавить все что угодно. Постепенно у вас получится настоящий блокбастер.

Единственное ограничение системы motion tracking — это невозможность работать в трехмерном пространстве. Программа может отслеживать смещение камеры влево и вправо, однако не может вычислять изменение перспективы или изменение размеров изображения. (Впрочем, существуют разработки и для таких эффектов.)

Возможно, вы думаете, что подобные спецэффекты реально используются только в крупнобюджетных научно-фантастических картинах, но на самом деле это не так. Просто успешные эффекты остаются совершенно незаметными для зрителя. Например, с помощью рир-проецирования и программы Photoshop «вычищаются» фоны в исторических фильмах: из кадров удаляются ненужные детали зданий и сооружений, телевизионные антенны, линии электропередач и тому подобные «приметы времени».

В начало

В начало

Поехали титры

Очень часто хороший фильм можно идентифицировать по стилю его титров. Когда мы думаем о «Звездных войнах», то сразу вспоминаем жирный шрифт, возвышающийся на фоне космической бездны, и уносящийся вдаль голос диктора за кадром. Когда вспоминаем фильм «Se7en», в памяти всплывает пронзительно мерцающая анимация, составленная из вспыхивающих и скачущих по экрану печатных и рукописных слов. И, конечно же, ни один фильм о Джеймсе Бонде не был бы полным без привычного «взгляда через дуло пистолета», когда герой резко оборачивается и стреляет прямо в зрительный зал.

Работая над своим собственным фильмом, мы пробовали оформлять титры несколькими различными способами. Результаты этих экспериментов отражены на врезке «Вступительные титры».

В начало

В начало

Попытка первая: слишком корпоративно

Наша первая попытка с самого начала не должна была получиться удачной. Мы решили воспользоваться программой 3D Studio и смоделировать название фильма жирным шрифтом хромированными буквами. Затем мы собирались протащить камеру вдоль этих букв по нескольким изогнутым траекториям. Идея была такая: зритель не должен до конца понимать, что изображено на экране, до тех пор, пока камера не отъедет и не покажет все название целиком.

На самом деле мы держали камеру неподвижной, а двигали перед ней само название, но эффект получился тот же самый. В программе 3D Studio создать текст и полетать вокруг него очень просто. Чтобы подготовить всю эту анимацию, нам потребовалось всего несколько часов.

Результат получился очень даже неплохой — в том смысле, что мы считаем его вполне приемлемым образчиком того, что должно было получиться. Если бы мы решили воспользоваться этим вариантом, нам оставалось бы лишь еще чуть-чуть подчистить перемещения камеры и установить более драматичное освещение. Однако мы все же решили от него отказаться. Проблема заключалась в том, что он был не до конца продуман: у нас получилась простая анимация корпоративного логотипа, которая ничего не говорит о самом фильме.

В начало

В начало

Попытка вторая: слишком много

В следующей попытке мы использовали примерно ту же самую идею — сначала «проехать» камерой над названием, дав его по частям крупным планом, а затем в конце «отъехать» и показать название целиком. На сей раз мы проделывали все это с заголовком, написанным от руки на мятом клочке бумаги, что, как нам показалось, отвечает духу фильма.

Рукописный заголовок мы отсняли обычным планшетным сканером с высоким разрешением, а затем в программе Photoshop повысили насыщенность цвета, чтобы сделать более отчетливыми тени. После этого мы импортировали графический файл (огромного размера) в программу After Effects и построили траекторию движения (motion path), в соответствии с которой изображение увеличивается, поворачивается и плавно перемещается в кадре.

Готовая анимация смотрится хорошо — возможно, даже слишком. Но на этот раз заставка получилась чрезмерно затянутой. Весь фильм длится каких-то 15 минут, так что такой длинный вступительный кусок показался нам слишком тягучим.

В начало

В начало

Попытка третья: слишком научно-фантастично

Чтобы сделать третий вариант заставки, мы вернулись в Premiere и построили текст при помощи функции титрирования, встроенной непосредственно в программу. Никакой суеты, просто белый текст на черном фоне. Гарнитура Courier была выбрана не случайно, а с неким особым художественным смыслом.

Все начинается с пустого черного экрана. Чтобы ввести в кадр название фильма, мы воспользовались одним из переходов, в огромном количестве предлагаемых программой Premiere. В данном случае мы использовали переход «Slash Slide», при котором второе изображение диагональными полосами наплывает на первое и заменяет его в кадре. Поскольку наш заголовок тоже лежит на черном фоне, этот переход выглядит просто как медленное течение белых полос, постепенно образующих буквы. Очень эффектно.

Чтобы убрать название с экрана, был выбран другой эффект. На этот раз мы воспользовались опцией Filters и построили анимированную вспышку света. Она начинается с очень маленького пятна в верхней части экрана, которое постепенно наплывает на заголовок и потом вырастает в яркий блик, затмевающий все изображение на экране.

Этот вариант получился очень динамичным, и, уж конечно, он был вполне в духе нашего фильма, но производил слишком шокирующее впечатление. Пошаговое описание использованного нами метода подготовки титров смотрите на врезке.

После того как мы включили в наш фильм необходимые спецэффекты и титры, осталось только сделать концовку, и… можно показывать зрителям. В следующем номере мы посмотрим на наше произведение как на единое целое и внесем в него заключительные штрихи — сократим монтаж, вырежем ненужные сцены и, конечно же, вставим в фильм подходящую музыку, которая должна быть написана или аранжирована специально для этого фильма. Кроме того, мы рассмотрим различные способы записи готового фильма на видеопленку и на CD-ROM и методы подготовки фильмов к публикации в Internet.

КомпьютерПресс 5'1999