oldi

Основные перспективы развития мобильных устройств
(по материалам Gartner Group )

Первое поколение always on

Движущие силы развития мобильных устройств и мобильного бизнеса

Тенденции в развитии мобильных устройств

От E-Business до Supranet

 

Основные этапы развития мобильной коммерции

Первое поколение always on

По прогнозам Gartner Group1, мы стоим на пороге формирования нового поколения людей, которые будут неразрывно связывать свой быт и отдых с Сетью, получая доступ к ней посредством многочисленных мобильных устройств. Появился даже новый термин always on generation2. Свои прогнозы аналитики подтверждают нижеследующими данными. Так, в странах Европейского Союза (EU) в 2001 году примерно 50% населения имели непостоянный доступ к Интернет-услугам через домашние ПК, интерактивное телевидение, WAP-телефоны или через офисное оборудование (рис. 1). По оценкам Gartner Group, в 2001 году вероятность наличия доступа к Сети в нерабочее время составляла менее 10%. В США примерно 60% населения имели непостоянный доступ к Интернет-услугам, но вероятность наличия доступа к Сети в нерабочее время составляла тоже около 10%.

Gartner Group предсказывает, что мобильные устройства создадут качественно иную потребность обращения к Сети. Доступность и распространенность беспроводных мобильных устройств приведет к тому, что огромное количество людей будет проводить значительную часть своего нерабочего времени в Интернете, пользуясь мгновенным (менее минуты) доступом в Сеть. Эти люди с помощью мобильных устройств будут принимать решения о выборе товаров и услуг в самых разных областях, включая отдых и лечение. Это вызовет существенные изменения во взаимоотношениях продавца и покупателя, врача и пациента и т.д. Например, большинство пациентов смогут использовать мобильные устройства для мониторинга своего здоровья, и эти же устройства смогут постоянно информировать лечащего врача о состоянии пациента.

Одним словом, внедрение мобильных устройств сможет радикально изменить взаимоотношения в так называемой сфере B2C (Business-to-Consumer) и, как отмечает Gartner Group, окажет на эту сферу даже большее влияние, чем само появление Интернета.

По прогнозам Gartner Group, к концу 2003 года в мире будет более 0,5 млрд. карманных устройств доступа к данным. А к 2007 году более 75% граждан ЕС и США в 80 случаях из 100 будут иметь доступ к Сети в нерабочее время за счет использования проводного и беспроводного доступа к Сети посредством домашних ПК, интерактивного телевидения, мобильных телефонов, PDA, электронных игр, цифровых камер и прочих мобильных устройств.

В начало В начало

Движущие силы развития мобильных устройств и мобильного бизнеса

Развитие мобильных устройств и мобильного бизнеса стимулируется четырьмя группами факторов.

Экономические факторы — уменьшение абонентской платы и снижение цен на аппаратную платформу. Через пять лет цена на мобильный телефон (аппаратная часть) будет порядка 35 долл. Bluetooth-чипсет будет стоить менее 5 долл., позволяя с минимальными затратами подключать к Сети любое электронное устройство.

Социальные факторы — мобильные телефоны становятся стилем жизни, особенно для молодежи, и переходят в разряд престижных товаров; к тому же электронные развлечения сейчас в моде.

Технологические факторы — технологии (WAP, J2ME3 , Bluetooth4, распознавание местоположения абонента, 2.5G-, 3G5-сети) делают возможным применение новых услуг, которые прежде были принципиально невозможными. Например, определение координат пользователя делает реальностью такие услуги, как предложение товаров в ближайших к пользователю магазинах.

Бизнес-факторы — бизнес требует новых типов мобильных приложений для создания новых служб под лозунгом «Услуга в любое время в любом месте».

В начало В начало

Тенденции в развитии мобильных устройств

В настоящее время наблюдаются следующие тенденции в развитии мобильных устройств:

  • физическая дивергенция, то есть появление новых типов устройств в плане формфактора, и взрывообразный рост их числа;
  • конвергенция в сфере логики устройств, когда большинство устройств смогут поддерживать стандартный набор: голос + данные + мультимедиа + PIM + распознавание местоположения абонента + безопасность + Bluetooth + беспроводные технологии 2.5G и 3G;
  • многофункциональные решения с использованием Bluetooth; рост объема памяти и процессорной мощности.

Основной вопрос для любой организации при выборе мобильной связи — это вопрос выбора именно мобильных устройств. Как уже было сказано, в скором времени ожидается увеличение многообразия подобных устройств и их быстрое изменение. Персональные помощники постепенно станут столь же широко распространенными, как телефоны. Пейджеры и PDA будут поддерживать голосовое управление посредством наушников и микрофонов. Использование технологии Bluetooth позволит реализовать голосовое управление с помощью беспроводных устройств и наушников с микрофоном. Количество устройств и физических вариаций устройств в плане формфактора стремительно возрастет. Выбор мобильного устройства для бытового и бизнес-применения станет достаточно сложной задачей, где не последнюю роль будет играть мода. Границы между типами устройств, которые сложились на сегодняшний день (бизнес-помощник + персональный помощник, телефон + персональный помощник, игрушка + персональный помощник), станут постепенно стираться. Многофункциональные решения с использованием Bluetooth будут иметь преимущества над узкоспециализированными продуктами.

Наряду с отмеченной дивергенцией в плане формфактора наблюдается и тенденция к конвергенции в сфере логики: большинство устройств смогут проигрывать музыку, отображать графику, использовать мобильную связь 2.5G или 3G и предоставлять PIM6-функциональность.

Современное состояние сферы мобильного бизнеса можно охарактеризовать следующим образом:

  • отсутствует доминирующая софтверная платформа;
  • корпоративные затраты на обслуживание (ТСО) сравнительно велики; техническая поддержка затруднена;
  • существует большое разнообразие архитектур.

С точки зрения развития мобильной коммерции нужно отметить, что организациям будет сложно установить единый тип мобильных устройств, которыми будут пользоваться как сотрудники данных организаций, так и их партнеры. Актуальной станет задача создания структур быстрого перехода на новые устройства и поддержки межплатформенного взаимодействия.

С 70% вероятностью Gartner Group делает стратегический прогноз о том, что определение местоположения пользователя сотового телефона с точностью до 125 м и менее будет возможно в 50% узлов сотовой связи в индустриально развитых странах уже в конце 2005 года. С 80% вероятностью Gartner Group предсказывает, что в течение 2004 года будут наблюдаться наиболее существенные изменения в возможностях персональных мобильных устройств.

Революционные изменения в области мобильной связи будут основываться на развитии целого ряда фундаментальных технологий, включая WAP, опознавание местоположения пользователя (location sensing), Bluetooth, GPRS, 3G-телекоммуникации, Java-телефоны, распознавание речи и WLAN7.

Появятся гибкие дисплеи, которые позволят иметь большие экраны при той же степени мобильности устройства. Размер дисплея перестанет быть критичным для переносных устройств.

Многие технические тенденции проявятся уже в ближайшем будущем, то есть до 2005 года. Прежде всего это касается сокращения жизненного цикла:

  • устройств, которые не будут основаны на последних технических достижениях в области чипсетов и сетевых технологий;
  • конкретных приложений — в том смысле, что высокий уровень технического развития будет предлагать качественное изменение услуги и быстрое ее видоизменение.

В частности, возможность отслеживать координаты пользователя мобильного устройства или появление мобильных видеотелефонов потребует качественно новых служб — все эти новые технические решения будут создавать возможности для новых типов бизнеса.

В начало В начало

От E-Business до Supranet

С точки зрения перспектив мобильного бизнеса технология будет проходить через три фазы:

  • E-Business — процессорная обработка данных является задачей выделенных компьютеров; передача данных идет преимущественно по проводам, а Интернет просто добавляет еще один канал доступа к данным для клиентов и сотрудников. Основная черта этого периода — «выход в Web» без существенных изменений в самом бизнес-процессе.
  • 8 -Business — бизнес осуществляется в среде, насыщенной огромным количеством устройств различных форм и размеров и с разной способностью к обработке информации. При этом основная доля обработки информации выполняется мобильными устройствами, такими как PDA, мобильные телефоны и т.п. Организации используют несколько каналов, и под каналом подразумевается комбинация устройства, способа взаимодействия (например, WAP) и коммерческой принадлежности канала (то есть какие провайдеры предоставляют каналы).
  • Supranet9 — на этой стадии процессорная мощь и доступ к каналам беспроводной связи возможны из многочисленных, самых разных устройств, включая бытовые приборы и игрушки. Наряду с этим происходит глубокая интеграция бизнеса при наличии множественных провайдеров.

С 80% вероятностью Gartner Group предсказывает, что к 2005 году минимум 30% рядовых предприятий, так или иначе оказывающих услуги потребителям, будут использовать беспроводные мобильные технологии.

КомпьютерПресс 5'2002