Звук в сети Интернет*

 

WAV, AIFF и AU

Streaming, или потоковая передача данных

MIDI

Трекерная музыка

 

Определения

Интерактивный звук

MP3-аудио

Встраивание звука

 

Использование звука на Web-сайтах не является сегодня чем-то необычным. Музыка не только повышает привлекательность Web-страниц, но и является важной составляющей их содержания. Данная статья посвящена основам Web-аудио, ключевым форматам и особенностям их применения.

Звучать на Web-страницах могут не только MP3 или Napster. Существует множество обстоятельств, когда звук может положительно повлиять на полезность и привлекательность сайта. Звуки, ассоциирующиеся с определенными разделами сайта, можно использовать как акустические подсказки к системе навигации; характерные звуковые клики создают у посетителей сайта ощущение, что они работают в самом настоящем настольном приложении; соответствующий музыкальный фрагмент может заменить эффекты, которых обычно добиваются при помощи броских заголовков и ярких иллюстраций и скачивание которых отнимает у пользователя так много времени. Хотя поместить звук на страницу относительно несложно, но выбор средства его подачи — будь это команда Embed в языке HTML либо «нестандартный» для Web формат типа Flash или Beatnik — дело не такое уж простое.

В процессе принятия решения об использовании звука в первую очередь следует учитывать эстетические, а затем уже технические аспекты. Точно так же, как при подборе цветовой схемы сайта вы стараетесь, чтобы она не дисгармонировала с его содержанием и назначением, так и в случае со звуком необходимо быть уверенным, что он не будет слишком назойливым. Самое простое решение — включить музыку сразу, как только страница начнет загружаться, но это и самый прямой путь к тому, чтобы быстро надоесть пользователю, особенно если включается слишком большой файл или слишком агрессивный звук. Хотя чаще зацикленный в петлю какой-нибудь простой бытовой звук гораздо более эффективен, чем полностью оркестрованная версия «Полета валькирий», тем не менее выбор репертуара должен четко соответствовать тематике сайта.

Сейчас мы пройдемся по основным форматам и методам использования звука в Интернете. Мы, конечно, можем порекомендовать вам, какие типы файлов лучше подходят для тех или иных целей, однако очень многое здесь зависит также и от ваших личных пристрастий.

WAV, AIFF и AU

Хотя звуковые файлы обрабатываются не самим Web-браузером, а специальными модулями (plug-ins), однако определенные форматы с течением времени уже приобрели статус сетевых стандартов. В большинстве систем звуковые сэмплы (то есть отрывки цифровой записи музыки или диалогов) можно проигрывать в формате Windows WAV. Существуют еще и такие сэмпловые форматы, как AIFF (пришедшие из системы Mac) и AU (Sun Microsystems). Единственная проблема с этими форматами — если вам нужна качественная запись, файлы могут получиться слишком большого размера.

Не стоит злоупотреблять методом «встраивания» звука (команда Embed) для автоматического включения больших аудиофрагментов. Этот метод подходит только для «подзвучки» кнопок, когда используются сэмплы очень небольшой длительности. Большие файлы следует подключать таким образом, чтобы пользователь имел возможность самостоятельно решить, скачивать ли ему данный файл или нет. Хотя все три упомянутых формата допускают компрессию, обычно это приводит к потере качества звучания. Кроме того, в связи с компрессией могут возникнуть проблемы при интерпретации файлов на различных платформах.

В начало В начало

Streaming, или потоковая передача данных

Решением проблемы быстрого доступа к медиа-файлам через Интернет является сочетание агрессивной компрессии с потоковой передачей данных. Проще говоря, потоковая передача — это метод, позволяющий прослушивать (или просматривать) медиа-файл непосредственно в процессе скачивания его по Сети. Сетевые протоколы пересылают файлы «пакетами», то есть фрагментами данных, непригодными для непрерывного проигрывания. Приложения, осуществляющие потоковую передачу медиа-данных, преодолевают эту проблему путем «буферизации» полученных пакетов в памяти, вследствие чего обеспечивается проигрывание файла с постоянной скоростью. Но это все теория. На практике же результаты работы таких приложений по-прежнему очень сильно зависят от быстродействия компьютера и от скорости сетевого соединения, поэтому качество звука — это всегда компромисс.

Пионером в области потоковой передачи медиа-данных в Сети стала компания Real Systems, а их формат RealAudio постепенно завоевал популярность и превратился в общепринятый стандарт, наравне с такими популярными сегодня форматами, как Flash или MP3. В последних версиях RealAudio предусматриваются динамическая компрессия, которая может переключаться в зависимости от качества соединения, а также обработка аудиоданных в реальном времени на стороне клиента (например, очистка и восстановление полученного звука). Последняя версия программы RealPlayer 8 (пробный 30-дневный вариант которой можно скачать по адресу http://www.real.com/) может проигрывать данные не только в формате RealAudio, но и в формате MP3. К сожалению, больше не выходит бесплатная версия RealProducer — программы, позволяющей конвертировать звуковые файлы в RealAudio из других форматов, однако для получения файлов в этом формате можно, например, воспользоваться редактором сэмплов CoolEdit2000 (его можно скачать по адресу http://www.syntrillium.com/).

У аудиоверсий форматов QuickTime и Windows Media имеются особенности, связанные с потоковой передачей данных. Так, при кодировании файлов в формат Windows Media Audio (WMA) используется непосредственно операционная система, вследствие чего при желании файлы можно закодировать так, что открыть их могут только определенные пользователи. Технология DRM (Digital Rights Management, или система управления правами на цифровые данные) позволяет поставщикам данных различного содержания шифровать файлы таким образом, чтобы открыть их можно было лишь при наличии специального ключа (вполне естественно, что эту технологию особенно пылко приветствуют представители музыкальной индустрии). Помимо Windows Media DRM существует и другая, немного отличная от нее система шифрования и дистрибьюции под названием Liquid Audio, которая поддерживается и программой Windows Media Player, и программой RealPlayer.

Все вышеупомянутые форматы, обеспечивающие потоковую передачу аудиоданных, можно напрямую встраивать в Web-страницы. Благодаря своим потоковым возможностям эти форматы можно считать идеальными для ситуаций, когда вам нужна фоновая музыка или другие звуки. Тем не менее по-прежнему разумнее будет свести к минимуму размер исходных файлов, поскольку даже при потоковой передаче напрямую медленное модемное соединение может вызвать скачки и запинки в звучании.

В начало В начало

MIDI

В отличие от MP3 и других сэмпловых форматов, MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — это протокол, который позволяет подключать к компьютеру музыкальные синтезаторы и который вместо реального оцифрованного звука создает так называемый музыкальный рисунок (pattern), готовый к интерпретации посредством совместимого электромузыкального инструмента. Таким образом, в MIDI-файлах хранится что-то вроде партитуры инструмента (нотная запись). Подобным инструментом может стать и простая звуковая карта с MIDI-возможностями, и внешний аудиомодуль, и дорогая MIDI-клавиатура. Возможности MIDI-протокола не ограничиваются воспроизведением звуковых файлов: с помощью MIDI-совместимой клавиатуры можно также посылать данные в компьютер на вход соответствующего программного обеспечения, предназначенного для записи музыки в MIDI-форме. Наиболее распространенное средство для таких работ — MIDI-секвенсеры (MIDI Sequencer), то есть программы, которые в различных формах представляют многодорожечные музыкальные MIDI-записи таким образом, чтобы их можно было напрямую редактировать в удобном графическом интерфейсе. Если же у вас нет возможности самостоятельно сделать свою MIDI-запись, то в Сети существует немало мест, откуда можно скачать файлы с записями, не требующими авторских отчислений.

MIDI-файлы имеют небольшой объем и легко скачиваются по Сети, вследствие чего они идеально встраиваются в Web-страницы для автоматического проигрывания. Однако следует помнить: не давать пользователю возможности отключить звук — это дурной тон.

В начало В начало

Трекерная музыка

Трекер (tracker) — представляет собой программу, посредством которой можно создавать музыку из коротких сэмплов. Для этого не нужны ни клавиатуры, ни MIDI-модули, ни аппаратные сэмплеры. Все, что вам требуется, — это 486-й PC со стандартной 16-битной звуковой картой и операционной системой DOS. Все остальное происходит в программе. Существующие на данный момент трекеры аналогичны программным MIDI-секвенсерам, только для них не нужно ни внешних инструментов, ни MIDI-карт. Результат работы такой программы нередко звучит даже более профессионально, чем автоматически сгенерированный MIDI-файл, хотя это, конечно, зависит от таланта автора. По адресу http://www.modarchive.com/ можно найти множество мелодий, при использовании которых не нужно будет делать авторских отчислений, но не забудьте в таком случае обозначить имя автора.

Единственная проблема данного формата — он не поддерживается основными Web-браузерами по умолчанию, хотя для него существуют специальные plug-in-модули. Кроме того, файлы в этом формате тоже иногда получаются немаленькими, так что, используя его, будьте осторожны. Начните с сайта Shareware Music Machine по адресу http://www.hitsquad.com/smm, где вы найдете огромный выбор программного обеспечения для воспроизведения и редактирования звука.

В статье использованы материалы, подготовленные Карлом Ходжем (Karl Hodge), с которым можно связаться по электронной почте по адресу khodge@dial.pipex.com. По адресу http://www.computerarts.co.uk/flash/ можно скачать коллекцию профессиональных аудиозаписей, не требующих авторских отчислений. Стоимость коллекции — 800 фунтов стерлингов. Дополнительную информацию по данной теме вы найдете по адресу http://www.computerarts.co.uk/tutorials.

КомпьютерПресс 6'2001