Перезапись звука с аналоговых носителей на CD

Евгений Музыченко

Распространенные форматы записи звука на CD

Компьютер и звуковая карта

Настройки системы для работы со звуком

Программа оцифровки (звукозаписи)

Запись фонограммы

Обработка фонограммы

Сжатие фонограмм

Записывающий привод CD-R или CD-RW

Программа записи CD

Выбор матрицы для записи

Запись программы на CD

Хранение записанных дисков

Другие варианты перезаписи

 

Проигрыватель компакт-дисков сейчас есть уже во многих домах — если и не качественный стационарный, то переносной, карманный или просто компьютерный привод CD-ROM. Однако у каждого любителя музыки до сих пор наверняка найдутся оставшиеся «со времен туманной юности» катушки, кассеты или винилитовые пластинки с любимой музыкой, звук на которых, что самое обидное, с течением времени портится. Если винилитовые диски портятся в основном при проигрывании, то высыхание, осыпание, копир-эффект и естественное размагничивание слоя магнитной ленты медленно, но верно уничтожают запись, восстановить которую можно только одним способом — записать заново.

Почти у любого коллекционера, как правило, хранятся весьма редкие записи. Поэтому, пока не стало совсем поздно, лучше зафиксировать эти фонограммы на CD, где они, при условии правильного хранения и профилактической перезаписи, могут храниться вечно без малейшей потери качества. Производители утверждают, что продолжительность жизни современных CD-R-дисков составляет не менее 50 лет при рабочем слое из цианина (Сyanine) и около 100 лет при рабочем слое из более современного материала фталоцианина (Phtalocyanine), подтверждая это многочисленными тестами. К тому же технология их изготовления постоянно совершенствуется. Естественно, подтверждения этому пока нет, а злые языки в свое время устроили большой шум по поводу перехода производителей на цианиновые технологии, предрекая, что это может снизить срок службы носителей до 3-5 лет. — Прим. ред.)

Справедливости ради надо сказать, что не всякая аналоговая фонограмма поддается переносу на CD без заметного ухудшения качества. Полезный (при котором сохраняется декларированное качество сигнала) динамический диапазон хорошей кассеты в сочетании с хорошей декой или хорошей пластинки с качественным проигрывателем заметно шире, чем у любого CD, и даже при значительно большем уровне шумов лент и пластинок многие ценители музыки предпочитают компакт-дискам кассеты и «винил». Кроме того, недорогие компьютерные звуковые карты, с помощью которых звук переносится на CD, часто не обеспечивают качества даже хорошего магнитофона, не говоря уже об «аудиофильской» аппаратуре. Поэтому владельцам очень качественных записей потребуются не менее качественные звуковые карты, которые в ряде случаев все равно могут не обеспечить надлежащего уровня перезаписи из-за недостатков цифрового формата CD. Поэтому советую в таких случаях не спешить с приобретением карты и CD-рекордера и, не пожалев времени на поиск, самим проверить их в деле и оценить полученные результаты. Тем же, кто пользуется аппаратурой массового производства, вполне достаточно и обычной звуковой карты.

Распространенные форматы записи звука на CD

Традиционным форматом хранения звука на CD является CD-DA — обычный звуковой компакт-диск, воспринимаемый бытовыми проигрывателями. Его достоинствами являются универсальность и достаточно высокое качество звука, однако один диск вмещает всего 74-80 мин звучания. Впрочем, достойно использовать качество основного формата CD можно лишь в случае, если имеешь хорошую звуковую карту и качественный источник звука, а при перезаписи с обычной бытовой аппаратуры среднего класса оно останется невостребованным.

Если вместимость диска для вас важнее качества фонограммы или исходные аналоговые записи не отличаются кристальной чистотой, можно пойти по более распространенному сегодня пути и преобразовать произведения в один из сжатых форматов — MP3, VQF, AAC или WMA, а полученные файлы, объем которых при сжатии уменьшится в 5-10 раз, записать уже в формате компьютерного CD-ROM. Однако в этом случае есть риск заметной потери качества, особенно при низких скоростях потока (ниже 128 Кбит/с), а самое главное — все сжатые фонограммы вначале придется прослушать полностью, поскольку «заметность» появляющихся при сжатии искажений сильно зависит от структуры звука. Кроме того, для воспроизведения сжатых фонограмм понадобится компьютер со звуковой картой либо специальный автономный проигрыватель, поддерживающий сжатый формат (обычно это только MP3).

В начало В начало

Компьютер и звуковая карта

Прежде всего для переноса звука из аналоговой формы, в которой он представлен на магнитной ленте или винилитовой пластинке, в компьютерный цифровой файл, пригодный для записи на CD, необходима звуковая карта. Карты широкого применения в ценовом диапазоне порядка 10 долл., устанавливаемые сейчас практически в каждый компьютер, обладают вполне приемлемыми параметрами, сравнимыми с качеством среднего переносного магнитофона. Такая карта подойдет для переноса самодеятельной песни, речевых программ, спектаклей и живых концертов, записанных на несложной бытовой аппаратуре. Основной недостаток таких карт — высокий уровень шума и фона (–60…–70 дБ).

Сложно рекомендовать какую-либо конкретную дешевую карту, так как подчас они даже не имеют собственных названий, а продаются под названием центральной микросхемы — ESS, Crystal Semiconductor (CS), Yamaha (YMF), Aureal Vortex (AU) и т.п. Сами микросхемы выпускаются вполне уважаемыми фирмами, однако на их основе безымянные китайские заводы выпускают целые серии карт, одни из которых являются почти точными копиями хороших фирменных карт — тех же Crystal, Yamaha и др., а другие — весьма низкокачественными поделками, не выдерживающими никакой критики.

Однако купить дешевую карту с приличными параметрами все-таки можно. Во-первых, она должна быть выполнена на «уважаемой» микросхеме — CS, YMF или AU; а вот ESS, к сожалению, никогда не отличался качеством. Во-вторых, крайне важно, чтобы карта имела раздельные «земли» — аналоговую и цифровую; на такой карте имеется четкая граница между участками сплошной металлизации, которая проходит под одной из микросхем так, что часть выводов находится на одном «берегу», а остальные — на другом. Такое разделение «земли» заметно улучшает шумовые характеристики карты. И в-третьих, следует обратить внимание на фильтрующие конденсаторы: должно быть по возможности меньше пустых участков, обозначенных буквой «C» с числом, под детали с двумя выводами, у которых хотя бы один вывод припаивается к сплошной металлизации («земле»). Китайцы очень любят копировать популярные карты известных производителей — Yamaha, Turtle Beach и др., удаляя из схемы все детали, кроме самых необходимых. В первую очередь страдают элементы фильтрации питания — дроссели и конденсаторы.

И все же такой карты может оказаться недостаточно для качественного переноса записей, сделанных промышленным способом. К следующему уровню качества можно отнести Creative Sound Blaster Live!, заметно превосходящую многие другие карты в этом ценовом классе (порядка 50 долл.). SB Live! вполне можно сравнить со стационарным магнитофоном первого класса. Для нашей задачи достаточно модели Value; модель Pro с цифровым интерфейсом в этом случае будет избыточной. Примерно такими же характеристиками обладают карты Turtle Beach Montego.

За последние два года схема SB Live! несколько раз подвергалась упрощениям с целью снижения цены, поэтому советую выбирать карты более ранних выпусков, ориентируясь на код модели карты (CTxxxx). У более новых выпусков этот код обычно больше. Несколько особняком стоит модель Platinum, к более высокому качеству звука которой прилагается «нагрузка» в виде цифрового интерфейса и других не всегда полезных «наворотов».

И наконец, для совсем уж качественного переноса аудиофильских записей можно рекомендовать профессиональные карты — Turtle Beach Tahiti/Fiji (сняты с производства, цена около 100-200 долл.), Terratec EWX 24/96 (250 долл.), Echo Mia (300 долл.), SeaSound Soloist (500 долл.).

Для цифровой записи желательно использовать относительно быстрый компьютер. Для наших задач вполне годится любой Pentium и даже быстрый 486-й (порядка 100 МГц) с не самым медленным жестким диском и объемом памяти порядка 16 Мбайт. Однако один проход обработки 3-5-минутной фонограммы на Pentium-266 займет несколько минут, в то время как на Celeron или Pentium II с аналогичной частотой — менее минуты.

Во время записи со входа карты в файл и из файлов на диск лучше не нагружать компьютер ресурсоемкими программами, особенно такими, которые интенсивно используют диск, иначе возможны сбои и запись придется повторять заново. Лучше вначале определить экспериментально на тестовых примерах, насколько возможно спокойно загрузить компьютер в процессе записи.

В начало В начало

Настройки системы для работы со звуком

В Windows 95/98 для более стабильной работы дисковой подсистемы желательно зафиксировать размер файлового кэша путем добавления в секцию [vcache] файла system.ini следующих строк:

MinFileCache=xxxx
MaxFileCache=xxxx

где xxxx — объем кэша в килобайтах (эти числа должны быть одинаковыми в обеих строках). Для объема памяти 16 Мбайт лучше всего поставить 1024, для 32 Мбайт — 2048-3072, для большего — 4096 или более. Кроме того, фиксация объема кэша повышает устойчивость работы с рекордером. Разумеется, после внесения изменений необходимо будет перезагрузить систему.

В начало В начало

Программа оцифровки (звукозаписи)

Следующее, что понадобится для решения нашей задачи, — это программа звукозаписи. Стандартный фонограф от Windows не годится — он может записывать только одну минуту звучания и к тому же не позволяет обработать записанный звук. Очень удобен звуковой редактор Cool Edit Pro версий 1.0, 1.1 или 1.2; по сравнению с более популярным Sound Forge он гораздо более плавно использует жесткий диск при записи, что снижает вероятность возникновения сбоев. Можно также рекомендовать WaveLab и Gold Wave; мы же рассмотрим процесс с применением Cool Edit Pro (http://www.syntrillium.com/).

Итак, подключите линейный выход магнитофона или проигрывателя к линейному входу карты. Если источник звука не имеет линейного выхода — это плохо, поскольку звук на выходе для наушников имеет высокую амплитуду, которую придется ослаблять, и в нем гораздо больше шума и искажений, чем на линейном выходе. Возможно, в таком случае имеет смысл взять на время аппарат с линейным выходом или напрямую подключиться к нужному месту схемы внутри аппарата.

Запретите звуковой карте запись со всех источников сигнала, кроме линейного входа. Это делается в микшере карты, который вызывается двойным щелчком на иконке громкоговорителя в панели задач (Taskbar). Откройте меню Options и выберите Properties, в открывшемся окне выберите пункт Recording, а в списке ниже него отметьте все без исключения источники, после чего нажмите Оk. Windows отобразит панель микшера записи, в котором вам нужно отметить (Select) только один канал — линейного входа (Line In). Не закрывайте микшер — он понадобится вам для регулировки уровня записи.

Теперь запустите Cool Edit и, выбрав пункты меню File а New, создайте пустой файл, в который затем будет записываться звук. На компакт-дисках звук хранится с частотой дискретизации 44 100 Гц, в 16-разрядных отсчетах и стереофоническом виде; этот же формат нужно выбирать при создании нового файла. Объем звуковых данных в этом формате — около 10 Мбайт на одну минуту звучания.

В нижней части окна Cool Edit расположен индикатор уровня с градуировкой в децибелах, а справа от него — индикаторы перегрузки (Clip). Слово Clip означает, что при превышении уровня 0 дБ происходит не просто «мягкая» перегрузка тракта с небольшим искажением звука, а жесткое обрезание звуковой волны на уровне 0 дБ, вызывающее крайне неприятные призвуки. Цифровая запись с хотя бы одной точкой обрезания однозначно признается некачественной, поэтому следите, чтобы в течение всего процесса поля Clip оставались чистыми. Если в процессе записи поля были закрашены красным цветом, это значит, что уровень записи необходимо несколько уменьшить, после чего повторить запись заново.

Поведение индикатора уровня можно настраивать; для этого служит его контекстное меню, открываемое правой кнопкой мыши. Отметьте в меню пункты 90 dB Range (диапазон измерения в 90 дБ) и Show on Play and Record (показывать во время записи и воспроизведения). Затем отметьте пункт Start/Stop Meter — это режим имитации записи, когда карта записывает входной сигнал, а программа лишь отображает его уровень на индикаторе. По положению индикатора можно судить об уровне шума в паузе; если он слишком велик — попробуйте локализовать источник шума, отключая кабели. Может оказаться, что уровень шума самой карты гораздо выше, чем магнитофона/проигрывателя; в таком случае придется поменять карту.

В начало В начало

Запись фонограммы

Запустите воспроизведение с источника сигнала и отрегулируйте уровень записи и стереобаланс в микшере при помощи движка линейного входа. Обычно CD записываются с уровнем –3 или –6 дБ; выбирайте уровень в этих же пределах. Уровень можно немного занизить — это не страшно, впоследствии его можно будет нормализовать уже в цифровом формате. Затем нажатием на кнопку записи Cool Edit отключите холостое измерение уровня, установите кассету/пластинку на начало записи, оставив паузу в несколько секунд, повторным нажатием на кнопку записи Cool Edit включите режим записи и запустите воспроизведение с магнитофона/проигрывателя. Не бойтесь оставлять слишком большие паузы в начале и конце записи — в Cool Edit они удаляются за несколько секунд и к тому же могут сослужить хорошую службу при чистке фонограммы от шумов.

Если мощности процессора недостаточно для плавной записи, можно несколько снизить нагрузку во время записи в Cool Edit, отключив синхронное обновление экрана. Сделать это можно в меню Options а Settings а General, пункты Live update during record, Auto scroll during Play and Record.

По окончании фонограммы остановите запись в Cool Edit — редактор отобразит в своем окне осциллограмму записанного звукового фрагмента. Поля View и Sel справа внизу показывают соответственно длительность фрагментов — отображенного на экране и выделенного для операции; после записи на экране показана вся записанная фонограмма.

Вы без труда увидите, где начинается и где кончается звук, а также характерные амплитудные пульсации в фонограмме. Теперь при желании можно немного обработать фонограмму: обрезать лишние участки в начале и конце, убрать шумы и щелчки, сделать плавное нарастание или затухание, поднять или снизить уровень. Все эти операции выполняются над выделенными фрагментами звука; чтобы выделить фрагмент, достаточно провести по нему мышью с нажатой левой кнопкой, после чего можно подровнять левую или правую границы при помощи правой кнопки. Положение и длительность выделенного фрагмента отображаются в полях Sel. При необходимости можно изменить масштаб при помощи кнопок со значками «+» и «–».

В начало В начало

Обработка фонограммы

Чтобы ослабить шумы, вначале нужно «обучить» Cool Edit, указав ему небольшой фрагмент паузы, из которой он сможет извлечь параметры «чистого шума». Выделите участок паузы, затем откройте панель шумоподавителя Transform а Noise Reduction а Noise Reduction и нажмите в ней кнопку Get Profile from Selection. Если эта кнопка неактивна, то длительность паузы слишком мала и вам придется либо выделить более длинную паузу либо уменьшить число в поле FFT size (дробность преобразования Фурье).

После обработки профиля в окне шумоподавителя будет сформирована статистическая кривая, по которой впоследствии будет работать фильтр. Теперь закройте панель шумоподавителя кнопкой Close, выделите тот фрагмент фонограммы, в котором будут ослабляться шумы, вновь откройте панель, установите желаемую степень (глубину) шумоподавления (Noise Reduction Level) и нажмите Ok. Cool Edit будет пытаться удалить из фонограммы те шумы, статистические параметры которых совпадают с параметрами эталонного фрагмента; таким образом хорошо удаляются рокот проигрывателя, сетевой фон и прочие периодические помехи.

Имейте в виду, что любое шумоподавление не проходит даром, и чем больше его глубина, тем сильнее будет искажен полезный сигнал в фонограмме. Как правило, в результате такой чистки страдают высокочастотные звуки, поэтому поэкспериментируйте на каком-нибудь достаточно прозрачном участке звука с разной глубиной шумоподавления, «откатываясь» после каждого раза к прежнему варианту с помощью операции Edit а Undo.

Вырезать выделенный участок фонограммы можно посредством операции Edit а Delete Selection, усилить/ослабить — Transform а Amplitude а Amplify. Операция Amplify доступна как с одинаковым усилением/ослаблением на протяжении всего фрагмента (Constant Amplification), так и с изменяющимся (Fade). Последнее позволяет сделать плавное нарастание громкости в начале фрагмента или затухание — в конце. В режиме Fade рекомендуется выбрать логарифмическую (Logarithmic) кривую громкости, сблокировать левый и правый регуляторы (Lock Left/Right) и выбрать нижней границей уровня –40…–50 дБ, где звук уже практически не слышен. Если выбрать нижней границей истинно нулевой уровень (–96 дБ) или даже порядка –80, то изрядная часть обрабатываемого участка будет практически не слышна. В качестве верхнего уровня следует выбирать 0 дБ — собственный уровень фрагмента.

В разделе Amplitude имеется также операция Normalize, в результате которой максимальный уровень фрагмента приводится к заданному значению. Нормализацию до уровня порядка 90% рекомендуется выполнить после завершения всех обработок, непосредственно перед окончательным сохранением звука.

После всех косметических обработок полученную фонограмму следует сохранить в формате PCM (тип файла — WAV); каждый такой файл будет прообразом соответствующей «звуковой дорожки» компакт-диска. Записав достаточный объем звука (максимальная вместимость типового CD — 74 мин), можно приступать собственно к записи диска.

В начало В начало

Сжатие фонограмм

Если вы решили записывать фонограммы на CD в сжатом формате, то на этом этапе нужно будет преобразовать файлы стандартного формата PCM в выбранный сжатый формат. Делается это при помощи множества программ, которые в избытке можно найти на любом программном сайте — http://www.mp3.vom/, http://www.mp3.ru/ и им подобных, а также на сайтах свободно распространяемых программ — http://www.tucows.rinet.ru/, http://www.shareware.com/ и т.п. Попробуйте несколько различных программ: одни работают быстрее, но дают худшее качество, другие — наоборот, третьи не отличаются ни скоростью, ни качеством, зато в процессе работы переливаются всеми цветами радуги.

Я обычно пользуюсь для сжатия в формат MP3 программой Fraunhofer IIS MP3 Producer (http://www.iis.fhg.de/). Она не перегружена украшениями — скорее даже аскетична, однако обеспечивает весьма хорошее качество сжатия. Программа имеет режим Prelisten (сжатие и автоматическое проигрывание начального 5-секундного фрагмента фонограммы), позволяющий быстро оценить качество полученного результата.

Другие рекомендуемые программы сжатия — BladeEnc и Lame. Последняя интересна тем, что позволяет сжимать фонограммы с переменной скоростью потока (Variable Bitrate), при которой каждый кадр сжатого звука кодируется с минимально достаточной для выбранного качества скоростью потока. При сжатии фонограмм с меняющейся структурой — речи или музыки с преобладанием низкочастотных звуков — переменная скорость позволяет существенно сэкономить пространство без заметной потери качества звучания.

В начало В начало

Записывающий привод CD-R или CD-RW

Теперь несколько слов о выборе рекордера. В различных источниках вам могут встретиться сетования на то, что необходим рекордер с интерфейсом SCSI и что рекордеры с интерфейсом IDE якобы создают много проблем. На самом же деле чаще всего проблемы создают неправильная настройка системы, обилие постоянно работающих программ, отнимающих ресурсы, неграмотное использование устройств и лишь в редких случаях — несовместимость или неисправность самих рекордеров. Я пользуюсь рекордером Teac W54E, до этого — рекордерами HP 7100 & 7200 (оригинальный Philips) с интерфейсом IDE, и никаких сложностей или неудобств при их грамотном использовании не возникало. Например, даже на компьютере с процессором Pentuim-266 и 32 Мбайт памяти я свободно мог в процессе записи диска в этих рекордерах разговаривать по ICQ и писать статью в MS Word, постоянно переключаясь между разными окнами, а при желании — и поиграть во что-нибудь вроде Doom или Duke3D.

В качестве хороших рекордеров следует также отметить Yamaha, Plextor, Philips, Panasonic. Для записи в файловом формате годится любой рекордер, даже недорогой Mitsumi, но для записи в формате CD-DA советую выбрать рекордер получше.

Единственное универсальное пожелание к установке рекордера — его желательно подключить к свободному каналу IDE-интерфейса. Если свободного канала нет, подключите рекордер параллельно к наименее используемому устройству (например, CD-ROM или архивному винчестеру). Впрочем, если у вас быстрый системный диск, то и параллельно с ним рекордер будет работать вполне приемлемо.

В начало В начало

Программа записи CD

Для записи CD существует несколько программ, наиболее популярными из которых являются Adaptec Easy CD Creator, CDRWin, WinOnCD. Я пользуюсь первой (вариант Deluxe, версия 3.5с), она вполне справляется со всеми необходимыми действиями и показывает неплохую надежность, поэтому и здесь будет описан процесс с использованием именно этой программы.

Итак, запустите CD Creator и выберите закладку Audio CD Layout — для формата CD-DA либо Data CD Layout — для формата CD-ROM. В двух верхних окнах, организованных подобно проводнику Explorer Windows, откройте каталог (папку) с ранее сформированными файлами WAV или MP3 и начинайте (по одному или группами) перетаскивать эти файлы в нижнее окно, которое является своего рода картой будущего CD.

При необходимости получившиеся дорожки формата CD-DA можно поменять местами, просто перетаскивая их мышью. Одновременно следите за полем Estimated Time Available в строке состояния окна CD Creator — оно показывает объем диска, доступный для размещения дополнительных дорожек.

Для формата CD-ROM в нижнем окне отображается обычная файловая структура. В этом формате звуковые файлы обычно группируют в папках — по авторам, исполнителям, альбомам, тематике и т.п.

В начало В начало

Выбор матрицы для записи

Материалы, которые вы собираетесь хранить хотя бы несколько лет, нужно записывать на качественные матрицы — TDK, Verbatim, BASF/Emtec, Mitsui (не Mitsumi!) и т.п. Дешевые технологические матрицы, продаваемые без упаковки или в целлофановых/бумажных пакетиках, годятся разве что для тренировочных целей и вряд ли проживут даже год, после чего надежность считывания информации с них станет быстро снижаться. Диски формата CD-ROM за счет избыточного кодирования могут прожить дольше, однако их деградация носит ступенчатый характер: в один прекрасный день диск или отдельные файлы перестают читаться на нормальной скорости или в приводах рядового качества. Диски же формата CD-DA деградируют более плавно вследствие того, что в проигрывателях заложена возможность коррекции и пропуска отдельных ошибок без заметной потери качества звучания.

Всего на стандартном диске-матрице можно разместить 74 мин звучания, включая 2-секундные паузы между дорожками. Если при размещении очередной дорожки не хватает всего нескольких секунд, в большинстве случаев можно не жертвовать всей дорожкой, поскольку на основной части записываемых матриц реально чуть больше свободных блоков, чем на 74 мин. Чтобы определить вместимость матрицы, вставьте ее в рекордер и выберите Disc а Disc Information — CD Creator покажет количество доступных блоков; каждые 75 блоков образуют одну секунду звучания, и для записи 74 мин необходимо 333 тыс. блоков. Из показанного программой числа блоков нужно вычесть 300 с небольшим (например, 330) блоков на накладные расходы, оставшееся пространство будет полностью доступно для записи звуковой программы.

Можно определить объем программы в блоках, нажав значок записи и выбрав закладку Summary, — нужное число будет показано в поле User Data to be Recorded. Если вы еще не готовы начать запись, откажитесь от этого окна, нажав на кнопку Cancel.

В случае необходимости можно воспользоваться матрицами увеличенного объема (80 мин), однако для этого ваш рекордер должен поддерживать такие матрицы, о чем должно быть упомянуто в его паспорте или на сайте производителя. При воспроизведении 80-минутных дисков в стандартных проигрывателях проблем не возникает; многие штампованные диски имеют длительность чуть более 74 мин.

При наличии перезаписывающего рекордера (CD-RW) можно тренироваться на перезаписываемых же матрицах, однако их параметры не совсем совместимы со стандартными проигрывателями. Например, в моих экспериментах переносной проигрыватель Panasonic SL-S120 великолепно проигрывал записанные матрицы HP, а матрицы TDK с более темным покрытием отказывался даже опознавать. Однако компьютерный CD-ROM, поддерживающий CD-RW-матрицы (функция MultiRead), будет надежно проигрывать их и в режиме звукового диска (CD-DA). Перед каждой записью звука матрицу CD-RW нужно стирать при помощи пункта меню Disc а Erase Disc а Quick.

В начало В начало

Запись программы на CD

Когда программа полностью готова, можно запускать собственно процесс записи. На тот случай, если вы в чем-то не уверены (например, в запасе быстродействия своего компьютера или в том, что заполненная «под завязку» программа войдет на диск), почти все современные рекордеры имеют режим тестирования, в котором возможна полная имитация записи, при этом диск остается нетронутым. Все ошибки, которые могут возникнуть при записи, с такой же вероятностью возникнут и в ходе тестирования. Так что во избежание риска прогоните сначала полный цикл тестирования, а затем приступите к записи.

Перед запуском процесса записи, чтобы не рисковать, все же рекомендуется закрыть все активные программы, в том числе и те, иконки которых отображены в правой части панели задач (кроме стандартных системных). Однако если ваш компьютер имеет достаточный запас быстродействия и вы не боитесь испортить матрицу, попробуйте запустить процесс записи параллельно с работой в какой-либо другой программе. Но имейте в виду, что обмен по сети в Windows реализован не совсем корректно и при перегрузке сетевого сегмента система может подвисать на несколько секунд, а этого вполне достаточно, чтобы испортить матрицу. Прерывается запись и при ошибках гибких и компакт-дисков, когда система высвечивает «синий экран». Вообще, в процессе записи лучше не обращаться к гибким и компакт-дискам, а также минимизировать обмен через сеть.

Режимы записи выбираются в окне, отображаемом при нажатии кнопки записи, либо через меню File а Create CD. В закладке General выбирается скорость (Write Speed) — одно-, двух-, четырехкратная и т.д.; повышение скорости записи ускоряет процесс, однако снижает надежность и увеличивает вероятность сбоя в процессе. Ниже выбирается режим: тестовый (Test only), рабочий (Create CD) либо их последовательность (Test and Create). В закладке Advanced выбирается вид программы: обычная, с 2-секундными паузами между дорожками — Close Disc (группа Track-at-Once) либо непрерывная, без пауз — Disc-at-Once.

Режимом Disc-at-Once удобно пользоваться, когда все звуковые фрагменты в файлах плавно, без резких стыков переходят друг в друга. Для записи обычных песен им пользоваться не стоит, иначе песни будут «слеплены» вместе — вслед за каждой песней без интервала будет начинаться следующая. В режиме Track-at-Once между дорожками автоматически вставляются 2-секундные паузы.

По нажатии Ok начинается собственно процесс записи, прерывание которого (если это не тестовый режим) скорее всего приведет к необратимому повреждению матрицы. Конечно, это относится только к однократным матрицам — перезаписываемую можно просто стереть и записать заново. Поэтому, если вы обнаружили, что неправильно скомпоновали программу, дождитесь завершения записи; пусть у вас будет «неправильный» диск, зато пригодный к использованию, ведь выбросить его можно будет в любой момент. Впрочем, при сегодняшнем уровне цен на матрицы это уже не так существенно, как два-три года назад.

Пагубно влияют на качество записи толчки и вибрация рекордера. Если вы, вставая в процессе записи со стула, случайно толкнете стол, на котором стоит компьютер, то может статься, что этот толчок приведет к искажению формы дорожки и в этом месте диск впоследствии будет сбиваться или заедать.

Если вы выбрали режим тестирования, можно попробовать «напрячь» компьютер, запуская различные программы и работая с ними. Степень заполнения буфера рекордера, отображаемая в левом нижнем углу окна записи (нужно открыть расширенное окно кнопкой Details), не должна падать ниже 70-80%. Экспериментируя с различными степенями загрузки, можно приблизительно определить, надо ли вам даже не дышать на компьютер или на нем все же можно чем-нибудь заниматься (хотя бы раскладывать пасьянс, а то и работать в обычном режиме, практически не обращая внимания на работу рекордера).

По завершении записи не рекомендуется сразу же начинать записывать новый диск — дайте рекордеру отдохнуть 10-15 мин.

В начало В начало

Хранение записанных дисков

Сама фонограмма на компакт-дисках, как уже было сказано, может храниться без потери качества вечно, однако срок жизни отдельного CD ограничен — от нескольких лет до нескольких десятков лет. В связи с этим приблизительно раз в год необходимо тестировать диски с наиболее ценными записями на наличие ошибок при помощи специальных тестирующих программ и своевременно копировать информацию — в цифровом формате, разумеется. Если копирование выполняется корректно, никакого ухудшения качества звука оно не повлечет и может выполняться последовательно любое количество раз.

С записанными матрицами нужно обращаться особенно деликатно — их следует оберегать даже от малейших перегибов и ударов. Дело в том, что регистрирующий слой, воспринимающий излучение лазера, на таких матрицах выполнен из тонкого слоя органической жидкости, структура которой при изгибании диска или его сильных сотрясениях может нарушиться.

В начало В начало

Другие варианты перезаписи

Если ваш компьютер не является законченной звуковой станцией (например, не содержит высококачественной звуковой карты или CD-рекордера), вы можете разделить процесс перезаписи во времени и пространстве. Например, принести свои аналоговые записи в студию, или рекламную фирму, или даже просто к приятелю, у которого есть необходимая аппаратура. Перегнав исходные материалы на свой винчестер, вы можете не спеша их реставрировать, а затем записать на собственном рекордере. Если же рекордера у вас нет, можно снова отнести винчестер с подготовленными для записи файлами в любую компьютерную фирму, где наверняка имеется все необходимое для записи. При этом всю тонкую работу вы оставляете за собой, а это даст вам уверенность, что записанные на CD дорожки или файлы будут звучать именно так, как вы их подготовили.

 

С автором этой статьи, Евгением Музыченко, вы можете связаться по адресу: music@spider.nrcde.ru.

КомпьютерПресс 7'2001