Точное копирование звуковых компакт-дисков

Евгений Музыченко

Структура информации на диске CD-DA

Разница в звучании оригинала и копии

Разница между дисками CD-DA и CD-ROM

Как происходит чтение с CD-DA и CD-ROM

Тонкости процесса прямого чтения звука

Можно ли точно скопировать звук с компакт-диска

Правовые аспекты цифрового копирования

Выбор приводов и программ для копирования

Проверка точности чтения звуковыхданных

Вычисление смещения, вносимого приводами

Запись диска

 

Как записать качественный CD

 

Копирование звуковых компакт-дисков (дисков формата CD-DA, или аудиодисков) — камень преткновения в области современного цифрового звука. Читая различные журналы, в том числе и аудиофильские, участвуя в сетевых форумах, можно встретить совершенно противоположные мнения. Одни утверждают, что копирование такого диска ничем не отличается от копирования обычного файла — вставил и переписал, другие же считают, что точно скопировать звуковой диск невозможно в принципе. Часто диски CD-DA уподобляют дискам CD-ROM, невзирая на принципиальные различия их форматов и способов работы с ними.

В этой статье речь пойдет о создании точных копий звуковых данных с компакт-дисков. Единицей копирования является, как правило, дорожка диска, а не диск в целом, ведь точное копирование последовательности дорожек и пауз между ними является гораздо более простым процессом, нежели точное копирование содержимого самих дорожек. При необходимости можно сделать точную копию всего диска, с сохранением присущего именно этому диску уникального кода, по которому происходит идентификация дисков в централизованной базе данных (CDDB).

Структура информации на диске CD-DA

В общем случае можно считать, что информационная структура дорожки CD-DA — двухуровневая. Верхний уровень информации — поток амплитудных значений (отсчетов) цифрового звука — представляет собой звучание дорожки. При изготовлении диска из потока отсчетов путем кодирования и перемежения («размазывания» по поверхности диска) формируются так называемые кадры, которые и записываются на диск в виде последовательности отражающих и неотражающих пятен (питов). Последовательность битов, представленная питами на дорожке, — это нижний информационный уровень, он и представляет собой носитель информации.

Преобразование данных из верхнего уровня в нижний является взаимно однозначным, то есть один и тот же поток данных верхнего уровня при кодировании всегда даст один и тот же поток данных нижнего уровня. Обратное же преобразование, за счет корректирующих кодов, в общем случае взаимно неоднозначно, то есть при искажении или выпадении отдельных битов и их групп все равно получается один и тот же поток данных верхнего уровня (если, конечно, количество и плотность ошибок не превышают корректирующей способности кода).

В свете вышесказанного термин «точная копия» корректно применять лишь к информации верхнего уровня. Получение же точной копии информации на нижнем уровне требует сверхточных технологий и является практически нереальным, а главное — совершенно бессмысленным, так как требуется создать копию самого звучания, а не его материального носителя.

В начало В начало

Разница в звучании оригинала и копии

Надо отметить, что даже получение абсолютно точной цифровой копии информации верхнего уровня диска не может гарантировать, что его звучание не будет отличаться от звучания оригинала в различных дисковых проигрывателях (CDP). Дело в том, что воспроизведение диска — это своего рода интерпретация записанной на нем цифровой информации, и не все CDP умеют делать это технически верно. Из-за дефектов прессования (у штампованных дисков) или записи (у матриц CD-R) информация на нижнем уровне может существенно различаться, однако в пределах запаса, создаваемого избыточным кодом, звуковые кадры верхнего уровня восстанавливаются одинаково. Технически правильно сконструированный проигрыватель должен полностью отсечь различия нижнего уровня, не допуская их влияния на звук, но на практике многие CDP этого не выполняют (о профессиональных устройствах чтения/записи компакт-дисков читайте на врезке «Как записать качественный CD». Там же вы можете получить представление о ценах на такого рода устройства. — Прим. ред.).

Процесс создания копий можно сравнить с изготовлением некой смеси по рецепту. Если один и тот же текст рецепта напечатать на бумаге разного цвета, шрифтами разных типов и размеров, то эти различия могут повлиять на эмоциональное состояние человека, готовящего смесь, в результате чего он может недомешать, перелить и т.п., даже соблюдая пропорции веществ с достаточной точностью. И как посредством тщательного анализа можно будет обнаружить разницу в составе смесей, так и опытный «слухач» обнаруживает разницу в звучании оригинала и копии одного и того же диска, в то время как рядовой слушатель этой разницы совершенно не замечает.

Справедливости ради следует сказать, что большинство слушателей не замечает разницы даже в звучании оригинального диска и сделанного с него сжатого МР3-файла, а уж там возникают кардинальные различия в кодировании цифровой информации. Это говорит о том, что точным копированием имеет смысл заниматься только в тех случаях, когда крайне важна предельная точность переноса информации и слушатели в состоянии обнаружить ее нарушение.

В начало В начало

Разница между дисками CD-DA и CD-ROM

Формат CD-DA — основной, первичный формат, из которого растет целое дерево форматов компакт-дисков (CD-I, Video CD, CD-Text, CD-R, CD-RW и т.п.). Этот формат определяет способ кодирования информации на диске и его структуру — до 99 дорожек, каждая из которых обычно представляет собой одно музыкальное произведение.

Весьма распространено мнение, что на CD-DA якобы нет защиты от ошибок чтения и что, как на грампластинке, любая пылинка или легкая царапинка приводит к сбоям в звуковом потоке, которые исправляются только путем сглаживания (интерполяции), что портит качество звучания диска. Говорят еще, что только на CD-ROM предусмотрены нормальное обнаружение ошибок и их коррекция.

На самом же деле защита от ошибок в формате CD-DA есть, и весьма серьезная: информация как бы размазана по диску, и блоки собственно звуковых данных собираются при чтении из совершенно не смежных между собой кадров низкого уровня, а большинство возникших ошибок исправляются (корректируются) при помощи специального избыточного кода, способного исправлять как единичные, так и множественные ошибки. Избыточность (доля дополнительной информации в ее общем объеме) корректирующего кода Рида-Соломона в CD-DA составляет 25%, а поверх этого кода накладывается еще и канальный код 8/14, так что окончательная избыточность равна 57%. Иными словами, более половины всей информации на диске занимают проверочные и корректирующие данные.

Адресация звуковых блоков (кадров) в CD-DA выполняется по меткам в так называемых подканалах (subchannels), которые кодируются вместе со звуковой информацией. Один кадр имеет длительность 1/75 секунды и вмещает 2352 байтов данных (588 стереофонических звуковых отсчетов).

Формат CD-ROM базируется непосредственно на формате CD-DA. Помимо корректирующей способности CD-DA в CD-ROM имеется еще один уровень защиты от ошибок и их коррекции (дополнительно 12% избыточности), за счет чего надежность чтения CD-ROM заметно возрастает. Впрочем, это тоже не дает никакой гарантии, что хорошо видно на многих китайских дисках, которые надежно читаются только в первые несколько месяцев с момента выпуска. А затем «навороченность» привода уже перестает играть заметную роль, и диск надежно не читается нигде.

Адресация блоков данных в CD-ROM выполняется по специальным адресным заголовкам, которые записываются в каждом кадре CD-DA. Поиск блока происходит вначале грубо, по меткам из адресного подканала, а затем — точно, по адресному заголовку из кадра.

В начало В начало

Как происходит чтение с CD-DA и CD-ROM

Чтение информации с CD-DA и CD-ROM — одновременно и очень схожие, и принципиально разные процессы. При чтении CD-DA происходит восстановление кадра (2352 байта), который сразу же подается на цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) — в случае воспроизведения, на магистраль данных контроллера — в случае прямого, так называемого сырого (raw), чтения. При чтении CD-ROM восстановленный кадр CD-DA подается на дополнительный декодер, который выделяет из кадра 2048 байтов данных, 288 байтов корректирующего кода и 16 байтов адресного заголовка и при необходимости исправляет возможные ошибки в области данных, используя эти дополнительные байты корректирующего кода.

Задачи привода для разных форматов диска принципиально различны. При чтении CD-ROM необходимо обеспечить абсолютно точное считывание ранее записанного блока данных, даже если для этого потребуется серия повторных чтений, которые нередко сопровождаются перепозиционированием (привод характерно дергается). Если привод не может считать блок за установленное количество попыток, он возвращает признак ошибки, и тогда читающая программа не пытается использовать полученные данные, даже если реально там испорчен всего один бит.

Совершенно иначе дело обстоит при чтении CD-DA в режиме воспроизведения. В этом случае задача привода — постараться не породить паузы в звучании диска, даже ценой замены нескольких ошибочных отсчетов (которые не удалось полностью исправить) на рассчитанные по соседним, правильным отсчетам (интерполированные). На дисках нормального качества, читаемых в хорошем приводе, интерполяция случается редко, а вот на некачественных или поврежденных дисках, а также в приводах низкого качества она происходит почти постоянно.

Таким образом, грамотно построенный привод CD-ROM, читающий диск CD-DA в режиме «грабления», должен работать по совершенно иному алгоритму, нежели в режиме воспроизведения, причем логика работы должна меняться в первичном декодере формата CD-DA, а не во вторичном декодере CD-ROM. К сожалению, далеко не все приводы могут правильно читать CD-DA в режиме прямого чтения (Digital Audio Extraction, DAE) и в результате либо теряют синхронизацию между кадрами, либо отдают в магистраль блоки с интерполированными отсчетами, никак не информируя контроллер об ошибках чтения. Выловить такие ошибки можно только путем многократного (3-5 раз) чтения одних и тех же дорожек диска, с последующим сравнением получившихся файлов.

В начало В начало

Тонкости процесса прямого чтения звука

Несмотря на то что адреса дорожек CD-DA в оглавлении диска указаны с точностью до кадра (1/75 секунды), различные приводы по-разному позиционируются на начало читаемого участка, вследствие чего воспроизведение или чтение начинается не точно с начала первого кадра, а на какую-то часть кадра раньше. Причины этого явления недостаточно ясны, поскольку производители не раскрывают точного алгоритма работы контроллеров в своих приводах. Возможно, это связано с тем, что расшифровка кадра происходит постепенно, путем сборки размазанных по потоку данных нижнего уровня кодовых блоков воедино. При различных алгоритмах сборки моменты восстановления адресной метки кадра будут различными; если привод начинает отдавать накопленные во внутреннем буфере звуковые данные сразу же, как произойдет совпадение адресной метки, то читающая программа получит какую-то часть предыдущего кадра, которую еще не успели перекрыть данные текущего кадра.

При прослушивании возникший сдвиг будет незаметен, однако при чтении в файл с помощью разных приводов получаются файлы, различающиеся размером и содержимым небольших (в несколько килобайт) начального и концевого участков. Хорошо хоть, что обычно конкретный привод ошибается на одну и ту же величину и поэтому все копии дорожки, полученные с его помощью, имеют одинаковую длину.

По той же самой причине многие приводы теряют синхронизацию с дорожкой между операциями чтения. Чтение с CD выполняется блоками, включающими целое число кадров, и внутренний буфер привода непрерывно заполняется данными, считанными с дорожки, периодически отдавая их читающей программе. Если программа делает паузу (для записи блока данных на диск или по причине вытеснения другой программой), то объема буфера привода может не хватить для сохранения данных до поступления следующего обращения от программы; в таком случае привод вынужден позиционироваться заново, а из-за неточности самого позиционирования возникает повтор или выпадение серии отсчетов. Надежно сохранять синхронизацию могут лишь немногие из распространенных приводов.

Для борьбы с нарушениями синхронизации используется программное решение — чтение блоков внахлест, когда программа запрашивает каждый очередной блок данных с отставанием и определяет, где начинается очередная нужная последовательность кадров (режим Sync Read). Это позволяет худо-бедно работать с некорректными приводами, однако в несколько раз снижает скорость чтения.

В начало В начало

Можно ли точно скопировать звук с компакт-диска

Можно, но это может потребовать значительных затрат времени для подбора и настройки системы копирования. Необходимо правильно подобрать аппаратуру (приводы CD-ROM и CD-R) и программное обеспечение для работы с ними и корректно выполнить все необходимые процедуры.

Для того чтобы дорожки звукового диска были скопированы точно, необходимо выполнение ряда следующих условий:

  • качество поверхности исходного диска должно быть достаточным для его уверенного чтения в данном приводе. Иначе говоря, все ошибки нижнего уровня, которые возникают в процессе чтения, должны быть полностью исправимыми посредством корректирующего кода;
  • используемый для чтения привод должен обладать таким уровнем качества считывающей системы, который будет достаточным для того, чтобы уверенно читать данный диск. Например, со временем в приводах садятся лазеры, загрязняется линза фотоприемника, ухудшается точность следования луча по дорожке и т.п.;
  • читающий привод должен правильно и надежно синхронизироваться по последовательности звуковых кадров либо следует использовать режим программной синхронизации;
  • читающий привод не должен читать данные со смещением либо это смещение следует компенсировать программой чтения;
  • программа записи, преобразующая набор звуковых WAV-файлов в образ звукового диска, не должна вносить в них никаких изменений. Бывает, что некоторые программы могут пытаться самовольно убирать щелчки, обрезать тишину в начале или в конце дорожки, а также незаметно сглаживать фонограмму, чтобы копия не была точной и не нарушались слишком явно авторские права;
  • записывающий привод должен точно и аккуратно записывать на матрицу поданные ему программой звуковые данные, не внося в них ни малейших изменений, не делая лишних пауз в начале/конце дорожки и т.п. Большинство пишущих приводов по непонятной причине создают смещение между адресной информацией и данными, отчего возникает сдвиг начальных адресов звуковых дорожек. Желательно компенсировать смещение программой записи, а если она этого не поддерживает, то сделать это посредством программы чтения.

Критерием правильного копирования может служить совпадение всех WAV-файлов («сграбленных» с копии) и оригинальных файлов (с которых делалась запись) либо исходного и полученного образов всего диска. В таком случае качество копирования считается идеальным. Несовпадение чаще всего обусловлено смещениями данных в читающем и пишущем приводах, которые не удается компенсировать программно; в этом случае копия получается точной по звучанию, однако длительность начальных/концевых пауз на дисках Track-At-Once (TAO) и моменты стыков дорожек на дисках Disk-At-Once (DAO) будут различаться на несколько сотых долей секунды. Этим можно и пренебречь, однако необходимо иметь в виду, что при копировании копий полученные различия будут усугубляться и в конце концов последовательное копирование по цепочке приведет к такому накоплению ошибок на стыках дорожек диска DAO, которое будет восприниматься на слух.

В начало В начало

Правовые аспекты цифрового копирования

Не следует забывать, что и по международным, и по российским законам для копирования любой информации, подпадающей под положения об авторском праве, необходимо иметь соответствующую лицензию. Несанкционированное копирование является уголовным преступлением. Разумеется, никто вас не станет преследовать за изготовление нескольких копий с дисков из чьей-то коллекции, однако занятие подобным промыслом в массовом порядке вполне может привести к возбуждению уголовного дела.

В начало В начало

Выбор приводов и программ для копирования

Для достижения хороших и повторяемых результатов весь набор железа и софта должен быть правильно подобран и протестирован. Наиболее критичным узлом является пишущий привод (рекордер), поскольку даже если читающий привод не гарантирует точного чтения, то этого в ряде случаев можно добиться простым повторением и последующим выбором одного из нескольких совпадающих файлов.

Рекордеры обычно в состоянии хорошо читать звуковые диски. Например, мой Teac W54E справляется с этим отлично, но при работе в свое время с HP 6020 повторяемости добиться не удалось никакими силами. Тем не менее W54E пишет с постоянным смещением, а HP7010 записывал диски DAO абсолютно точно.

Вообще говоря, после тестирования ряда приводов на точность чтения/записи остается ощущение, что их производители старались как можно больше усложнить пользователям создание точных копий дисков, причем весьма странным способом — чтением и записью со смещением. То есть если бы стояла задача исключить точное копирование звучания, то производители аппаратуры как раз могли бы ввести интерполяцию, повтор или выбрасывание отдельных отсчетов. Это, конечно, изменяет звук на всем протяжении дорожки, однако сами данные почти всегда переносятся точно, а вот их позиции «плавают» на сотые доли секунды, и бороться с таким явлением чрезвычайно сложно.

Из обычных читающих приводов хорошие результаты всегда давали марки Panasonic, Pioneer, Sony, Teac, Plextor. Как правило, они надежно поддерживают синхронизацию, но страдают отклонениями в начальном позиционировании, из-за чего файл, считанный на одном приводе, может отличаться по длине и по содержимому начального участка от файла, считанного на другом приводе. Среди приводов выпуска до 1997-1998 годов (модели до 12x) многие марки, в том числе и вышеперечисленные, не отличались хорошим качеством прямого чтения звука, однако сегодня они стали гораздо лучше и даже таким маркам, как Samsung и Asus, обычно можно доверять. Марки же Mitsumi и особенно BTC, а также других малоизвестных производителей так и остались хотя дешевыми, но малоприятными в работе приводами.

Из программ чтения наиболее известны AudioGrabber (http://www.audiograbber.com-us.net/), Audio Catalyst (http://www.xingtech. com/), Exact Audio Copy, или EAC (http://www.exactaudiocopy.de/), Easy CD-DA Extractor (http://www.poikosoft.com/cdda), WinDAC (http://www.windac.de/). Большая часть этих программ имеет в своем составе кодировщики в форматы MP3/AAC/VQF/WMA и др., но для решения нашей задачи это будет абсолютно лишним. Лично я пользуюсь EAC 0.9 preBeta 9 — компактной и удобной программой, в которой нет никаких «красивостей», зато предусмотрены возможность компенсации смещений, вносимых приводами, а также многие другие полезные функции. По заверениям разработчика, программа EAC создавалась именно для предельно точного копирования звуковых дисков и пока остается единственной в своем роде.

В начало В начало

Проверка точности чтения звуковыхданных

Прежде всего необходимо добиться точного и однозначного чтения звуковых данных с диска. Для этого берется диск хорошего качества, достаточно новый, с чистой и неповрежденной поверхностью. Несколько звуковых дорожек с этого диска считываются подряд в файлы с разными именами, после чего сравниваются длина и двоичное содержимое полученных файлов.

Если длины файлов всегда одинаковы, остается лишь сравнить содержимое. В этих целях используются программа FC с ключом /b, которая запускается из окна DOS, функция Advanced Compare в FAR, функция Wave Compare в EAC или что-то подобное. Расхождения будут говорить о том, что привод либо ошибается при чтении, либо «умышленно» подмешивает к считанному звуку почти неслышимый шум, чтобы исключить получение точной цифровой копии.

В случаях когда при одинаковых длинах файлов повторяемости нет или диск читается неуверенно, с повторами, можно попробовать очистить линзу привода. Лучше всего поручить это квалифицированному специалисту, однако при наличии технических навыков это можно сделать и самостоятельно. Аккуратно вскройте привод и промойте линзу кусочком натуральной ваты, смоченным в теплой мыльной воде, после чего столь же осторожно и мягко промокните насухо кусочком мягкой гигроскопичной ткани. На линзе не должно остаться никаких видимых следов загрязнения, и она должна остаться свободно подвешенной на магнитной системе.

Другой способ избавиться от несовпадений — включить режим программной синхронизации в программе чтения. Это значительно замедлит чтение, однако может спасти ситуацию и обеспечить повторяемость. В EAC этот режим задается в параметрах привода (Drive Options) и носит название Secure Mode, в противоположность быстрому Burst Mode.

Если длины считанных файлов различны, это значит, что привод не в состоянии даже начинать и заканчивать чтение на одних и тех же адресах, и поэтому его лучше заменить. Можно, конечно, методом поиска и сравнения определить, совпадают ли основные, серединные, части дорожек, но это весьма сложное и муторное занятие.

В начало В начало

Вычисление смещения, вносимого приводами

Наилучший способ определить смещение, вносимое приводом при чтении, воспользоваться специально для этого разработанной функцией EAC, вызываемой из формы параметров привода. Для этого необходимо раздобыть хотя бы один, а лучше два-три эталонных компакт-диска, список которых приведен в файле eac.txt из дистрибутивного архива, а также в файле eacdoc.pdf, который можно отдельно скачать с сайта. Диски лучше брать оригинальные (в списке указаны их выходные фирменные коды). Вставив эталонный диск в привод, нужно запустить его анализ кнопкой Detect read sample offset correction. Если диск опознан успешно, EAC попытается найти на нем эталонный фрагмент (passage), адрес которого заранее известен, и вычислить смещение, вносимое приводом.

Для надежности операцию нужно повторить несколько раз с каждым эталонным диском и затем выбрать наиболее правдоподобную величину смещения. Полученное смещение заносится в параметры привода кнопкой Apply или вручную. Положительное смещение означает, что привод начинает чтение раньше, чем нужно, добавляя лишние отсчеты в начало фрагмента, отрицательное — что он опаздывает, теряя начальные отсчеты.

Если эталонные диски найти не удалось, можно записать несколько тестовых WAV-файлов с известным содержимым где-нибудь на приводе, который заведомо не вносит адресных погрешностей. Тогда разность между адресом начала фрагмента в считанном с диска файле и его началом в исходном файле даст величину смещения в байтах, а количество отсчетов получается делением на четыре. Можно воспользоваться функцией Wave Compare в EAC, которая сама определит величину смещения.

И наконец, если нет доступа к другим пишущим приводам, то придется воспользоваться величиной суммарного смещения (combined offset), вычисленной путем сравнения любого эталонного WAV-файла, записанного в приводе, с файлом, считанным с записанного диска. Однако в этом случае последующее копирование дисков должно полностью выполняться на этом приводе: сначала чтение, а потом запись. Использовать для чтения другой привод — некорректно. Суммарное смещение заносится в поле Combined read/write sample offset, для активизации которого нужно переключить режим коррекции на Use combined read/write sample offset. В этом случае EAC будет корректировать смещение при чтении и расставлять адресные метки при записи таким образом, чтобы результирующие смещения чтения и записи были компенсированы заданным значением.

Автоматизировать процесс определения суммарного смещения можно при помощи программы CDSpeed99 (http://www.cdspeed2000.com/), имеющей функцию создания тестового диска с последующим анализом.

В начало В начало

Запись диска

Наиболее популярные программы для записи дисков — Easy CD Creator (http://www.adaptec.com/), WinOnCD (http://www.cequadrat.com/), Nero (http://www.ahead.de/) и т.п. — отлично справляются с записью и копированием дисков CD-ROM, но, к сожалению, очень плохо приспособлены для качественного копирования звуковых дисков. Как правило, эти программы выполняют чтение и запись звуковых данных простейшими способами, даже не пытаясь обнаружить и cкорректировать погрешности приводов. Поэтому для точного копирования звуковых дисков удобнее всего пользоваться «связкой» из EAC и CDRWin (http://www.goldenhawk.com/). В принципе, EAC тоже содержит все необходимые средства для записи дисков, однако эта часть программы пока недостаточно отлажена и часто зависает после окончания записи или стирания диска (хотя диск при этом записывается или стирается полностью и верно).

Возможны два способа копирования звуковых дорожек с диска на диск. При первом способе выбранные дорожки исходного диска читаются в набор WAV-файлов на винчестере, после чего полученные файлы в обычном порядке подаются любой программе записи звуковых дисков. При втором способе формируется один сплошной образ (image) непрерывной звуковой дорожки, для которого создается индексная карта (CUE sheet), где указаны адреса начала каждой из отдельных дорожек диска. По сути, любой рекордер записывает на диск именно непрерывную дорожку, которая потом снабжается индексным указателем (оглавлением, или TOC). Другое дело, что большинство программ записи сами формируют TOC, не давая пользователю доступ к этому процессу.

Наиболее надежным является второй способ, при котором за раз считывается в файл весь образ исходного диска и также за один раз записывается на диск-результат. Все, что нужно в этом случае для компенсации смещений, — это скорректировать адресные метки, что автоматически сделает EAC при создании CUE Sheet. При копировании дисков без пауз, когда дорожки состыкованы без разрыва, лучше воспользоваться именно этим способом. При копировании обычных дисков с паузами можно применить любой способ, однако желательно как можно точнее выставить величину смещения для компенсации.

«Снятие» образа и индексной карты с исходного диска выполняется в EAC функцией Copy image & Create CUE sheet. В результате создаются WAV-файл, содержащий звуковые данные всего диска (с паузами или без пауз — в зависимости от того, как построен диск), и CUE-файл, содержащий адреса отдельных дорожек диска. Если диск был предварительно опознан через базу данных (CDDB), то в файле CUE будут прописаны также названия дорожек вместе с именем автора или наименованием альбома.

Записывать диск-результат из отдельных WAV-файлов можно с помощью практически любой программы записи. При этом следует с осторожностью отнестись к Nero: версия 5.0 в моих экспериментах самовольно обрезала конец последней дорожки. Хорошие результаты при записи из готовых WAV-файлов всегда получались при использовании Easy CD Creator.

Запись из образа и карты выполняется либо в самом EAC функцией Write CD-R, либо в CDRWin. В общих программах есть операция Load CUE Sheet — загрузка карты, после чего остается лишь указать скорость и запустить запись. В этом режиме запись всегда идет методом DAO (Disk-At-Once), когда паузы между дорожками создаются средствами программы, а не рекордера.

Для получения диска-копии, надежно читаемого бытовыми проигрывателями, лучше не увлекаться повышенными скоростями записи, ограничившись двукратной или даже однократной. Тогда цепочка сформированных лазером питов будет более четкой и долговечной.

Если вы владеете английским, постарайтесь внимательно прочитать документацию к EAC, где могут быть описаны важные для вашей системы моменты. В частности, это касается использования режима DMA при работе с рекордером; иногда отключение DMA может помочь избавиться от «плавающих» ошибок.

При правильной настройке EAC и соблюдении всех перечисленных условий на выходе получится диск, дающий при чтении WAV-файлы с точно такими же длинами и содержимым, как и считанные с исходного диска. В ряде случаев возможно расхождение «хвостов» — размера и концевой части последней дорожки, однако эти различия будут за концевой меткой дорожки и не отразятся на ее звучании. Полные образы дисков в больших WAV-файлах, полученных посредством функции Create CUE Sheet, также будут совпадать. Корректно скопированный целиком диск будет также успешно опознаваться при запросах к централизованной базе данных (CDDB), так как для запроса используется совокупность адресов и длин всех звуковых дорожек диска, то есть его индексная карта.

На этапах определения смещений, подбора оптимальных режимов и т.п. лучше всего потренироваться на матрицах CD-RW, если у вас перезаписывающий привод. В противном случае можно испортить десятки обычных матриц, прежде чем система будет настроена должным образом. Перед записью матрицу CD-RW достаточно стереть в режиме Quick Erase, что занимает около минуты. Большинство современных приводов умеют воспроизводить (Play) матрицы CD-RW в формате CD-DA, как и другие звуковые диски, а иногда на это способны и бытовые проигрыватели. Таким образом удобно проверять на слух правильность стыковки дорожек и расстановки пауз между ними.

Если вас преследуют хронические неудачи («плавают» смещения, нет повторяемости и т.п.), можно попробовать обновить прошивку (firmware) привода. Найти обновления можно на сайте производителя привода либо путем поиска в Интернете по марке привода и ключевым словам firmware, update, upgrade, drive и т.п. Перед запуском найденной программы обновления необходимо внимательно прочитать инструкцию и в точности следовать ее рекомендациям, иначе привод можно испортить окончательно.

 

С автором этой статьи, Евгением Музыченко, вы можете связаться по адресу: music@spider.nrcde.ru.

КомпьютерПресс 7'2001