oldi

Россия в международном информационном обмене

Павел Логачев, Сергей Прокофьев

В России уже давно принят ряд законов, направленных на обеспечение правовой базы в сфере информации. К ним, в частности, относятся Закон «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и ряд других законов.

В данной статье мы затронем вопросы, связанные с участием Российской Федерации в международном информационном обмене, то есть с передачей и получением информационных продуктов, а также с оказанием информационных услуг через государственную границу Российской Федерации. Базисным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (далее по тексту — Закон). При его применении необходимо учитывать, что он не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Помимо этого специфика его применения состоит и в том, что вопросы, связанные с доступом к сетям связи и сертификацией сетей связи, регулируются Федеральным законом «О связи».

Целью принятия настоящего Закона является защита интересов России, ее субъектов и муниципальных образований и защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

В Законе даны определения целого ряда понятий, например таких, как «документированная информация», «конфиденциальная информация», «массовая информация», «информационные услуги», «информационные продукты», «владелец, собственник информации», «пользователь (потребитель) информации», «средства международного потребительского обмена» и др.

Объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты и услуги, средства информационного обмена. Субъектами международного информационного обмена являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Необходимо учитывать, что документированная информация, информационные ресурсы и продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества. Все отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником (владельцем) информационных продуктов и пользователем, при этом оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.

Согласно Закону не ограничивается вывоз из Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных объектов иностранных государств, документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и иных видах информационных систем, массовой информации и т.д.

Ограничивается вывоз из Российской Федерации информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации, общероссийскому национальному достоянию и архивному фонду. Возможность вывоза подобной информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом конкретном случае. В любом случае, собственник или владелец документированной информации или средств международного информационного обмена может обжаловать действия должностных лиц, ограничивающих международный информационный обмен.

Право ввоза на территорию РФ иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления противоправных видов деятельности или противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Средства международного информационного обмена используются на территории РФ только по волеизъявлению их собственника.

Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические или юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена.

Лицензированию подлежит деятельность (работы, услуги) юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по международному информационному обмену, в результате которой осуществляется вывоз за пределы территории РФ государственных информационных ресурсов либо ввоз на территорию РФ документированной информации для пополнения государственных информационных ресурсов за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.

Органами, осуществляющими данное лицензирование, являются:

  1. Государственный комитет РФ по связи и информации — в отношении обмена федеральными информационными ресурсами и ресурсами, находящимися в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ — в отношении обмена информационными ресурсами субъектов РФ.

При ввозе информационных продуктов (услуг) в РФ импортер предоставляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов (услуг) требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых продуктов (услуг) риск за их использование лежит на импортере.

Средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства их защиты подлежат обязательной сертификации.

Выдачу сертификатов Закон возложил на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Следует обратить внимание на то, что при обнаружении нештатных режимов функционирования средств международного информационного обмена собственник (владелец) этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику (владельцу) взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный вред.

Доступ физических и юридических лиц к средствам международного обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется в РФ по правилам, установленным собственником (владельцем) таких продуктов. Отказ в таком доступе может быть обжалован в суде РФ, если собственник (владелец) средств международного информационного обмена или информационного продукта (услуги) находится под юрисдикцией РФ либо в международном коммерческом арбитраже.

Ответственность за распространение на территории РФ недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного информационного обмена, возлагается на субъекта, получившего такую информацию и (или) распространяющего ее на территории РФ.

За противоправные действия при осуществлении международного информационного обмена физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Все споры, которые могут возникнуть при международном информационном обмене, могут быть рассмотрены в суде, арбитражном суде или третейском суде в соответствии с их компетенцией.

Полный текст Закона Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» опубликован на CD-ROM КомпьютерПресс

 

Вопросы ведущим рубрики можно задать по адресу: cplaw@zmail.ru

КомпьютерПресс 8'2001