Краткая энциклопедия цифрового видео

Сергей Блохнин

Видеокамера

   Выбираем видеокамеру

   Особенности съемки на цифровую видеокамеру

Компьютер

Программы для работы с видео

   Редакторы видео

   Подключаемые модули для видеоредакторов

   Программы, дополняющие видеоредакторы

   Программа выбрана, что дальше?

Кратко о технологии монтажа

Хранение результата

 

Новые процессоры Intel и работа с видео

Полезные ссылки по теме статьи

 

Время летит настолько быстро, что мы порой почти не замечаем его течения, и только документальные свидетельства прошедших событий позволяют нам оценить свою жизнь, жизнь своей семьи и своих друзей. Человечество всегда стремилось иметь свидетельства событий во времени, но лишь в XIX веке появилась техническая возможность сохранять не только тексты, но и мгновенные изображения того, что происходило вокруг, — с помощью фотоаппарата. Через совсем небольшой по историческим меркам период времени стало возможным запечатлевать жизнь в движении — на свет появилось кино. Прошло еще несколько десятилетий, и каждому человеку стала доступной съемка кино о своей личной жизни — кинокамеру можно запросто купить в магазине вместе с кинопроектором. Но в те годы для съемки кинокамерой надо было обладать и большим терпением, поскольку пленки хватало всего на несколько минут, потом ее надо было проявлять, бережно хранить, а качество съемки оставляло желать лучшего. Реальные же возможности по сохранению своей жизни в движении предоставились всем нам в начале 90-х годов прошлого века — с появлением в продаже цветных видеокамер уже не по заоблачным ценам.

Началась эпоха массового увлечения съемками на личную видеокамеру. Казалось бы, никаких проблем не осталось, но многие видеолюбители со временем стали замечать, что их не тянет к родной видеокамере, съемки надоели, да и смотреть их интересно только самим персонажам. Поверьте нашему опыту: фильм без последующего монтажа, выбрасывания неизбежного брака, съемок пола и стен, подкладывания музыки и текста через какое-то время не представляет интереса даже для вас, не говоря уже о ваших друзьях и знакомых. Но как раз в это время мир начали завоевывать персональные компьютеры, и у многих возникло вполне обоснованное желание использовать их для обработки снятого и придания ему качеств, присущих профессиональному видео. Но сразу же обнаружилось множество факторов, которые делали этот процесс достаточно сложным. Во-первых, для переноса видео на компьютер надо было приобрести довольно дорогую плату видеозахвата. Во-вторых, понадобились недешевые в то время быстрые диски большого объема. В-третьих, оказалось, что для монтажа на компьютере нужно обладать приличным объемом знаний о форматах видео, понимать специфику телевизионного формата и т.п. В-четвертых, общие финансовые затраты на все вышеуказанное оборудование с лихвой перекрывали стоимость самой любительской видеокамеры. Поэтому возникший было энтузиазм быстро погас и все вернулось на круги своя. Так продолжалось до 1999 года.

В том году благодаря фирме Sony на рынке неожиданно появились не слишком дорогие (около 600 долл.) цифровые камеры формата Digital 8, которые по сути представляли собой обычные видеокамеры, но с единственным и очень важным отличием: они записывали видео на кассету в цифре, исключая тем самым любые потери при записи на ленту. В этих видеокамерах также был установлен аппаратный кодек, сжимающий видео в пять раз по отношению к исходному потоку. В качестве формата сжатия видео использовался DV-формат, имеющий множество достоинств для любительского видео. Основное преимущество DV-формата состоит в невозможности изменения его параметров, вследствие чего он избавляет от исследовательского зуда многих любителей, а тех, у кого такого зуда нет, — от необходимости хоть как-то определять параметры видеопотока в процессе его обработки.

Для любителей видео цифровые камеры оказались очень удобными еще и потому, что для ввода DV-потока в компьютер не требуются дорогостоящие специальные платы видеозахвата, поскольку сжатие видео, как уже отмечалось выше, сразу выполняется в самой видеокамере, поэтому перенос видео из камеры в компьютер и наоборот представляет собой обычное копирование файла. Для такого переноса был выбран интерфейс IEEE-1394 (он же FireWire, он же iLink), очень удачно придуманный компанией Apple. Реализация поддержки этого интерфейса в операционных системах семейства Windows была сделана довольно грамотно, и цифровые видеокамеры практически стали первыми внешними подключаемыми к компьютеру устройствами, которые не требовали никаких драйверов под конкретные модели видеокамер.

Как известно, свято место пусто не бывает, и вскоре у Sony появились конкуренты по цене и в классе камер miniDV-формата, а с 2000 года цифровые видеокамеры стали получать все большее распространение. Поскольку монтаж видео в DV-формате не требует ни дорогостоящего компьютера, ни специальных плат и не предполагает высокой квалификации пользователя, популярность съемки и монтажа собственных фильмов стала расти невиданными темпами.

По вопросу о принципиальной необходимости монтажа мне даже не хотелось бы дискутировать, ведь любительский фильм без монтажа продолжительностью более 15 мин смотреть очень трудно, иногда просто невозможно, и только самые близкие родственники и друзья смогут досмотреть часовую любительскую съемку до конца. Поэтому, если возможность монтажа после съемки вами не рассматривается, то происходит следующее. В первые месяцы после покупки видеокамеры у вас возникает невиданный энтузиазм, вы снимаете всё и вся и записываете десятки кассет. Но снимать только для себя любимого не слишком интересно, да и хочется похвастаться новым приобретением и перед друзьями и родственниками. К сожалению, во время такого просмотра начинающий оператор вдруг замечает, что без его комментариев за спинами зрителей, а также без прокручивания в режиме ускоренного просмотра съемок полов, стен, асфальта на улице и прочего подобного любительского видеомусора, смотреть его произведения зрителям крайне тягостно, хотя те и делают вид, что им очень интересно. Объяснять же каждому, что именно происходит на экране, даже самому оператору удовольствия не доставляет. Результат также несложно предугадать: либо камера забрасывается в дальний угол, либо видеолюбитель начинает искать возможности монтажа своих видеозаписей. Монтаж, конечно, не панацея от всех бед плохой съемки, но его возможности по приданию фильму интересного сюжета, озвучиванию и т.п. позволяют при надлежащем умении сделать довольно интересный фильм даже из съемок обычного фрагмента семейной жизни.

А теперь перейдем к цели написания настоящей статьи — к практическому руководству по созданию домашней видеостудии.

Видеокамера

Выбираем видеокамеру

Всех сегодняшних или будущих видеолюбителей условно можно разделить на три категории:

1. У него есть цифровая видеокамера.

2. У него есть обычная аналоговая видеокамера.

3. У него еще нет никакой камеры.

Первой категории видеолюбителей нет смысла читать этот раздел и они могут сразу же перейти к следующему.

Для второй категории видеолюбителей мы попробуем предложить наилучший вариант действий. Для монтажа своих фильмов на компьютере владелец аналоговой видеокамеры может пойти по одному из следующих путей:

а) использовать видеовход обычной видеокарты или ТВ-тюнера для сброса видео на компьютер (от 50 долл.);

б) купить специальную плату для захвата видео (от 130 долл.);

в) купить плату или внешнее устройство для конвертации аналогового видеосигнала в DV-формат (от 230 долл.);

г) купить цифровую видеокамеру с возможностью конвертации аналогового видео в DV-формат (от 550 долл.).

К сожалению, те, кто считает лучшими варианты а, б и в вследствие их ощутимой дешевизны, забывают о том, что оцифровка аналога есть не самоцель, а только один из этапов работы с видео на компьютере. Указанные варианты имеют весьма важный недостаток, а именно: то качество, которое было получено при оцифровке, сохранить потом не удастся никакими усилиями. Даже при записи на DVD качество будет ухудшено, причем необратимо. При сбросе результата на аналоговый видеомагнитофон качество также «просядет». Поэтому, несмотря на дороговизну последнего варианта, лучше всего пойти именно по этому пути. В таком случае вы всегда можете сбросить смонтированный фильм назад на цифровую видеокамеру без малейшей потери в качестве, а запись на DVD или другие носители будете использовать только для показа и раздачи фильмов друзьям и знакомым. Вы также можете продолжать работать и с аналоговой видеокамерой, применяя цифровую для конвертации аналогового видео в DV-формат и для последующего сохранения смонтированного видео уже в цифре на кассетах, записанных цифровой видеокамерой.

Для третьей категории наш совет однозначен и, как решение суда высшей инстанции, обжалованию не подлежит: сегодня следует приобретать только цифровые видеокамеры. В противном случае вам придется столкнуться со всеми вышеописанными проблемами у владельцев аналоговых видеокамер.

Далее, мы считаем, что сегодня предпочтительнее покупать только камеру форматов miniDV или Digital 8. Нынешние видеокамеры форматов MicroMV или DVD (а также любые другие, использующие MPEG-формат) представляют собой в большей степени маркетинговые решения или дань моде, поскольку результаты их съемки крайне неудобно обрабатывать на компьютере. По этой причине мы рекомендуем приобретать подобные видеокамеры только в том случае, если монтаж видео на компьютере планируется очень простой (склейка/нарезка) либо вообще не входит в ваши планы.

Особенности съемки на цифровую видеокамеру

Строго говоря, с точки зрения профессионала, нет абсолютно никакой разницы в съемке на цифровую или аналоговую камеру. Но с точки зрения любителя разница есть, и большая, но только в том случае, если вы собираетесь монтировать отснятый материал. Что больше всего тревожит человека, снимающего, например, свою экскурсионную поездку? Он постоянно думает о том, что именно ему снять, а что пропустить, и это отвлекает от осмотра достопримечательностей и портит впечатление от экскурсии. Причина такого волнения при классической любительской съемке на аналоговую камеру понятна, поскольку обратного хода нет — что снял, то снял, а исправления практически невозможны.

После приобретения цифровой видеокамеры тактику съемки надо менять. Кассеты к цифровым видеокамерам стоят около 5 долл. и экономить их нет никакого смысла. Поэтому снимать надо всё, и при этом не напрягаться и не задумываться о том, что получится в результате. Потом, вернувшись домой и сбросив результаты съемки на жесткий диск компьютера, вы в спокойной обстановке, никуда не торопясь, оставите только лучшие фрагменты из отснятого материала.

В начало В начало

Компьютер

Рассмотрим подробнее, как каждый из компонентов компьютера влияет на возможности видеомонтажа.

Процессор влияет при видеомонтаже на всё. При любых изменениях оригинального изображения компьютер будет создавать новое, используя для этого процессор на полную мощность. Например, изменение яркости или контрастности фрагмента фильма требует пересчета каждого кадра, а скорость выполнения такой операции будет прямо пропорциональна мощности процессора. Если вы изменили яркость и контрастность всего в одной минуте своего фильма, то компьютеру придется изменить 25Ѕ60 = 1500 кадров. Кроме того, если вы планируете создавать диски DVD Video со своими фильмами, для чего потребуется кодирование в формат MPEG-2, то именно мощность процессора будет определять скорость создания MPEG-файлов. В принципе, минимально необходимый процессор для видеомонтажа — это Celeron 300 МГц или аналогичный ему Duron, но если вы собираетесь приобрести новый компьютер, то желательно выбрать максимально возможный по мощности процессор, который можно купить исходя из имеющихся финансов. И здесь вы оказываетесь перед непростой дилеммой: с одной стороны, более мощные процессоры AMD Athlon дешевле, а с другой — решения от Intel более надежны и обладают рядом преимуществ при работе с видео (см. врезку).

Память также влияет на все процессы. Чем больше объем памяти, тем быстрее будет работать и сам видеоредактор, и связанные с ним программы. 256 Мбайт оперативной памяти — вполне допустимый размер, но если предполагается работа с видео под Windows 2000/XP, то правильным решением будет установка большего объема. Но выше 512 Мбайт можно не устанавливать, поскольку немногие задачи в любительском видео могут потребовать такой памяти. Впрочем, память всегда можно добавить, увеличивая ее объем по мере необходимости.

Видеокарта по большому счету влияет только на скорость выполнения 3D-эффектов (3D-переходы, 3D-титры в соответствующих программах и т.п.), однако не все видеоредакторы и/или модули для них (plug-in) используют аппаратную поддержку подобных эффектов. Кроме того, в обычных любительских фильмах продолжительность как титров, так и переходов не очень велика, поэтому не стоит гнаться за очень мощными и дорогими видеокартами, поскольку необходимая для видеомонтажа аппаратная поддержка Direct3D и OpenGL присутствует практически во всех современных изделиях. Однако имеет смысл купить видеокарту с видеовыходом (его наличие мало влияет на стоимость, и у большинства современных видеокарт он есть), чтобы вы смогли подключить к компьютеру телевизор в качестве второго монитора и контролировать цвет изображения (телевизионная картинка всегда ярче компьютерной), а также его целостность при последующем показе. Но помните, что значительная часть изображения (примерно 10% полей по краю) при показе на телеэкране будет обрезана. Наиболее корректно с телевизионным выходом работают видеокарты от Matrox, а для правильного вывода в телевизионном режиме с видеокарт на чипсетах от NVIDIA мы рекомендуем зайти на сайт http://tvtool.info/index_e.htm и в разделе download взять driver with special resolutions — inf-файлы или «подправленный» Detonator, который будет выставлять видеоразрешение с полями и телевизионной разверткой 50 Гц. К тому же мы рекомендуем вам поставить DirectX 9, который улучшает вывод видео через ТВ-выход видеокарт.

Жесткий диск имеет только один главный критерий с точки зрения цифрового видео — емкость. С DV-видео работают любые современные IDE-диски со скоростью вращения от 5400 об./мин и выше, но поскольку одна секунда видео в DV-формате занимает 3515 Мбайт, то чем больше будет жесткий диск, тем лучше. При расчете объема следует учесть, что общая продолжительность исходных фрагментов для создания фильмов всегда будет по крайней мере не меньше продолжительности итогового фильма. Поэтому для создания 15-минутного фильма надо иметь на диске как минимум 7 Гбайт свободного пространства — в противном случае придется делать склейки уже на кассете в видеокамере, что при всем вашем старании ни один фильм не украсит. Соответственно при монтаже часового фильма на том же свободном пространстве придется делать четыре склейки. Поскольку длительность записи на обычную Digital 8- или MiniDV-кассету один час, покупать диск более 80 Гбайт особого смысла не имеет (один час видео в DV-формате занимает 12 Гбайт), но количество степеней свободы с большим диском все-таки увеличивается. Приобретение диска меньшей емкости тоже нецелесообразно из-за малой разницы в стоимости с дисками емкостью 40 и 60 Гбайт или менее. Кроме того, необходимо учитывать интересы всех домочадцев: пока один член семьи заканчивает фильм об отпуске, другой готов сбросить на диск свои съемки и т.д. и т.п. Короче говоря, если в семье имеется цифровая камера, то «жесткого диска много не бывает». А с учетом того что разница в стоимости между жесткими дисками на 5400 и 7200 об./мин невелика, диск на 7200 об./мин будет лучшим выбором хотя бы потому, что на нем быстрее переписываются большие видеофайлы. К тому же весьма желательно иметь отдельный жесткий диск, специально выделенный для работы с видео. Поэтому лучше всего установить в компьютер один жесткий диск под операционную систему и приложения емкостью 20-40 Гбайт и дополнительный диск под видео емкостью от 80 Гбайт.

Материнская плата для работы с видео ничем особенным не отличается, и никаких специфических требований на нее не налагается. От материнской платы требуется только одно — стабильная, устойчивая работа. Единственное, на что следует обратить внимание при ее покупке, — так это на наличие у многих современных материнских плат версий со встроенным контроллером IEEE-1394. Возможно, что вы при этом особо не сэкономите (к тому же такие опции, как правило, продаются без кабеля к видеокамере, который нужно будет приобретать отдельно), но отсутствие лишней карты внутри, несомненно, улучшит охлаждение компьютера, что не помешает при долгих просчетах видеороликов.

Контроллер IEEE-1394 — обязательный компонент для работы с цифровым видео. Никаких особых требований к нему нет, важна лишь совместимость, да и то только для старых компьютеров. Если ваш компьютер работает на процессоре Pentium III или ниже, покупайте контроллер с возможностью его возврата в том случае, если он не заработает в вашем компьютере. Если же ваш компьютер более новый, то в нем должны работать любые контроллеры, предлагаемые сейчас на рынке. Некоторые продавцы, конечно, будут уверять вас, что для полноценного монтажа обязательно необходима специальная и недешевая плата — ни коем случае не поддавайтесь на такие уговоры. Владельцу цифровой видеокамеры нет никакой необходимости иметь специализированные платы; более того, для любительских целей от их применения пользы не будет, а только вырастет время на освоение всего процесса. Любительские съемки в основном представляют собой документальные фильмы, для монтажа которых не требуется ни сложных трехмерных эффектов, ни создания многослойных композиций, ни всего того, что может ускорить полу- и профессиональные системы для видеомонтажа. Можете быть совершенно уверены в том, что уникальных возможностей дорогое оборудование вам не предоставит и что вы сможете абсолютно все свои творческие замыслы реализовать и без него. Разница в скорости обработки между обычным контроллером и специализированной платой для любителя несущественна.

Монитор прямого отношения к работе с видео также не имеет. Однако если вы хотите ограничиться только одним монитором без постоянного контроля за работой по телевизору, то самым целесообразным выбором окажется хороший монитор с электронно-лучевой трубкой, причем рекомендуется отдавать предпочтение мониторам на ЭЛТ от Mitsubishi. Впрочем, мониторы с жидкокристаллическим дисплеем становятся все более популярными, их качество повышается, а цена падает; качество же ЭЛТ-мониторов, напротив, снижается, выпуск 15-дюймовых мониторов прекращен, а со следующего года количество выпускаемых ЖК-дисплеев превысит в мире количество мониторов с электронно-лучевыми трубками. Поэтому наилучший вариант (поддержку которого, например, сейчас обеспечивает и компания Ulead) — это два монитора: ЖК и ЭЛТ. Тогда на ЖК-дисплее вы будете работать с интерфейсами программ, а на ЭЛТ-мониторе (или на телевизоре) проверять цветность и редактировать изображение.

В начало В начало

Программы для работы с видео

Для обработки видео на компьютере существует масса программ, и довольно трудно решить, какой из них отдать предпочтение. В далеких от нас странах большое значение при выборе имеет цена программы, но в нашем отечестве сей фактор не играет практически никакой роли, поэтому выбор, как это ни парадоксально, сделать труднее.

Первое, что следует выбрать, — это собственно видеоредактор, в котором и будут создаваться ваши фильмы. Все остальные программы и программочки будут только дополнять возможности видеоредактора. Условно все программы-видеоредакторы, подходящие для любительских целей, можно разделить на две группы: простые, ценою около 100 долл. (здесь мы рассматриваем цену только как критерий), и редакторы с принципиально иными возможностями за 400-700 долл. Очень часто можно слышать мнения, что любителю нужно использовать простейший редактор, поскольку он легко и быстро осваивается, а для решения его задач более сложные программы и не нужны. Это верно лишь отчасти. Действительно, изучение редактора из второй группы займет значительно больший срок, но затем вы полностью компенсируете затраченное время, так как в серьезном видеоредакторе большинство операций выполняются намного быстрее и эффективнее, чем в простом. Кроме того, многие нужные и полезные вещи сделать в простом редакторе вообще невозможно. Поэтому в нашей стране всеобщего бесплатного программного обеспечения мы не рекомендуем тратить время на освоение несложных программ — все равно потом вам захочется большего. Советы же использовать простую программу чаще всего даются людьми, которые не знают программ более высокого уровня. Мне неизвестны примеры того, чтобы человек, освоивший видеоредактор высокого уровня, вернулся к более простому; обратных же примеров сколько угодно.

У любителей видео как в нашей стране, так и за рубежом популярны в основном три программы — Adobe Premiere (последняя версия — 6.5), Ulead MediaStudio Pro 7.0 и Vegas Video 4.0. Сакраментальный вопрос о том, какая программа лучше (довольно регулярно задаваемый в Интернете в различных конференциях), всегда вызывает бурные споры, и дело часто доходит до виртуальных драк. Суть же этих споров напоминает борьбу свифтовских остроконечников с тупоконечниками из знаменитого «Путешествия Гулливера». На самом деле любой из этих редакторов отлично подходит для полноценной работы с видео, причем не только любительской, но и профессиональной. У каждой программы есть свои плюсы и минусы, поэтому выбирать в данном случае правильнее всего исходя из простого критерия «нравится — не нравится». Исключением здесь является только Vegas Video 4.0, и если вы планируете много и тщательно заниматься звукорядом фильма, то этот редактор будет лучшим выбором. На той программе, которая придется вам по душе, и следует работать, не обращая внимания на многочисленные аргументы ее сторонников и противников.

Редакторы видео

Adobe Premiere 6.5/ Premiere Pro (Adobe Systems, Inc., http://www.adobe.com/) — самый распространенный редактор видео. Первоначально Premiere входил в состав подавляющего большинства плат для видеомонтажа на компьютере, чем во многом и объясняется его широкая популярность. Одно из основных достоинств этой программы — наличие на рынке множества подключаемых модулей (plug-in), многократно расширяющих его возможности.

Из недостатков следует отметить некоторую усложненность интерфейса программы и не очень устойчивую работу. Не забудьте поставить рlug-in для Windows Media 9.

Ulead MediaStudio Pro 7.0 (Ulead Systems, Inc., http://www.ulead.com/) — 6-я версия этой программы была первой среди редакторов данного класса, которая работала с дешевыми контроллерами IEEE-1394 напрямую, поэтому MediaStudio Pro 6.0 быстро приобрела популярность у владельцев цифровых видеокамер. Версия 6.5 упрочила это положение, а версия 7.0, которая появилась нынешней весной, привлекла к программе еще больше поклонников. Среди достоинств данного видеоредактора — простой и понятный интерфейс, быстрота и устойчивость в работе. По возможностям работы в реальном времени эта программа является одним из лидеров на рынке. В последнюю версию добавлена программа Ulead DVD Movie Factory 2 LE, позволяющая «в два щелчка мыши» создавать VideoCD-, SVCD-, miniDVD- и DVD-диски, не задумываясь ни о параметрах формируемых MPEG-файлов, ни о служебных файлах, которые необходимо сделать. В тех форматах, которые это разрешают, можно создавать меню, пояснения и т.п. Программа сама записывает результат на диск, не требуя никакой внешней программы для работы с CD/DVD-рекордерами.

К недостаткам MediaStudio Pro следует отнести только меньшее количество подключаемых модулей по сравнению с Adobe Premiere, хотя их вполне достаточно для решения любых творческих задач.

Vegas Video 4.0 (Sonic Foundry, Inc., http://www.sonicfoundry.com/), набравший заметную популярность за последний год, имеет весьма своеобразный, но вполне удобный после освоения интерфейс. Разработчик программы, компания Sound Foundry, широко известна своим звуковым редактором Sound Forge, поэтому в Vegas Video встроены богатейшие возможности для работы со звуком, которых нет даже во многих профессиональных программах видеомонтажа.

Из недостатков нужно назвать практически полное отсутствие подключаемых модулей, медленную работу по сравнению с другими видеоредакторами и отсутствие литературы на русском языке.

Обращаем ваше внимание на то, что ни один из этих редакторов не выпускался фирмой-разработчиком в русифицированном варианте. Поэтому любые имеющиеся в продаже так называемые русские версии — продукты неизвестных умельцев и их работоспособность в большинстве случаев не гарантируется. Не стоит вместо монтажа своих фильмов исследовать различные причины зависаний и других проблем с вашим видеоредактором — во избежание этого настоятельно рекомендуем не покупать и не пользоваться «русскими» версиями этих программ.

Подключаемые модули для видеоредакторов

ViXen Video Enhancer (Xentrik Software, http://www.xentrik.demon.co.uk) особенно необходим любителям, поскольку позволяет вытягивать съемку в условиях плохой освещенности, исправлять некорректную съемку некоторыми моделями видеокамер при искусственном освещении. Этот плагин не очень прост в освоении, но результаты работы стоят затрат времени и сил на его изучение. Модуль требователен лишь к скорости работы процессора: чем быстрее процессор, тем оперативнее просчет обработанных им изображений.

Canopus XPlode Professional 4.0 (Canopus Corporation, http://www.canopuscorp.com/) предоставляет набор из сотен трехмерных переходов, которые можно использовать не только по прямому назначению. К Canopus XPlode Professional 4.0 можно, например, подключить дополнительный модуль Canopus Photo Album 2.0, который позволяет легко создавать красивые фотоальбомы в фильмах. Photo Album 2.0 особенно любим операторами свадебных церемоний и банкетов и отлично подойдет видеолюбителям для монтажа фильмов о семейных торжествах. Все модули просты в освоении, а из аппаратных ресурсов требуют только видеокарту с аппаратной поддержкой OpenGL и возможность работать с 32-разрядным представлением цвета на экране.

Программы, дополняющие видеоредакторы

Ulead Cool 3D Production Studio 1.0 (Ulead Systems, Inc., http://www.ulead.com/) — предельно простая в освоении программа для создания трехмерных титров и заставок, которая позволяет задавать любые траектории движения создаваемых объектов. Результат работы может быть сохранен в виде клипа, который будет понят любым видеоредактором. Любители видео дали этой программе прозвище «3d max для “чайников”», что достаточно точно отражает ее возможности. В отличие от 3d studio max, программа очень проста в освоении, а ее возможностей для подавляющего большинства любителей вполне достаточно. Наиболее заметный недостаток, который лишь подтверждает сентенцию, что недостатки есть продолжение достоинств, — это серьезные требования к аппаратным ресурсам (процессор плюс память) компьютера при просчете многоэлементных трехмерных движущихся изображений.

Scenalyzer Live (Andreas Winter, http://www.scenalyzer.com/) может захватывать видео с камеры, разбивая запись на сцены и обнаруживая при этом остановки камеры при съемке по таймкоду. Ее использование позволяет также обойти ограничение в 4 Гбайт под FAT32 (Windows 9x/Me), так как ScenalyzerLive может разбивать видеопоток при захвате на файлы заданного размера. Программа особенно удобна для сброса результатов монтажа обратно на камеру, ибо делает это более правильно по сравнению с упомянутыми выше видеоредакторами на не самых современных компьютерах. А что совершенно бесценно и не имеет аналогов — это способность программы записывать на ленту в DV-камеру файлы с их именами, что позволяет легко восстановить проект прямо с ленты.

Adobe Photoshop или Ulead Photoimpact (Ulead Systems, Inc., http://www.ulead.com/) — это два популярных редактора для обработки и/или создания изображений. За Photoshop говорит массовость распространения и большое количество литературы, против — сложность использования для новичка, усиливающаяся от версии к версии. Photoimpact отличается удивительной простотой и наглядностью использования, не требующей для освоения документации, а также огромной библиотекой рамок, текстур, шаблонов и т.п. в комплекте поставки. Ulead Photoimpact также позволяет нарисовать многие вещи с использованием своей богатой библиотеки даже тем людям, которым «медведь на руку наступил».

Sound Forge 6.0 (Sonic Foundry, Inc., http://www.sonicfoundry.com/) и CoolEdit Pro 2.1 (Syntrillium Software, http://www.syntrillium.com/) — мощные звуковые редакторы, служащие для очистки от шума записанного голоса в домашних условиях, поскольку в квартире шум бывает всегда (например, при озвучивании любительского фильма — шум от работающего компьютера). Кроме того, программа будет полезна и для отделения голоса экскурсовода от шума двигателя автобуса и т.д.

Boris RED 2.5 (Boris FX, Inc., http://www.borisfx.com/) по своему виду кажется просто модулем к видеоредакторам (как к Premiere, так и к MediaStudio Pro 6.5), но возможности его огромны — множество различных фильтров, включая стабилизацию изображения, инструменты для создания сложных композиций, в том числе с трехмерными объектами, и многое другое. Недостаток фактически только один — сложность освоения.

Разнообразные бесплатные кириллические шрифты обязательно понадобятся для создания различных титров и заставок. Удобнее всего переписать их с замечательного сайта «Шрифтовой проект “ВЕДИ”» (http://vedi.d-s.ru/fonts.htm). Не все шрифты будут работать в программах для редактирования видео, но большинство — будет!

В качестве операционной системы для работы с цифровым видео сегодня рекомендуется использовать только Windows 2000/ Windows XP Professional. Мы категорически против применения операционных систем Windows 9x, поскольку они не поддерживают дисковые разделы размером более 32 Гбайт, не разрешают создание файлов более 4 Гбайт и не поддерживают процессоры с технологией Hyper-Threading.

Программа выбрана, что дальше?

В первую очередь, особенно если у вас проблемы с английским языком, следует найти книгу с описанием выбранного вами редактора. По Adobe Premiere — это «Adobe Premiere 6.0. Самоучитель по видеомонтажу» А.Иванова, по Ulead MediaStudio Pro 6.5 — «Цифровые видеокамеры, видеомонтаж и фабрика видеодисков дома: ULEAD MEDIASTUDIO PRO 7.0» С.Блохнина и Ф.Резникова. О Vegas Video 4.0, к сожалению, литературы пока нет. Существует и ряд книг, которые написаны по принципу «всего понемногу» и в которых есть разделы, посвященные упомянутым программам, но цель выпуска таких изданий обычно чисто коммерческая — привлечь несведущего покупателя обилием описываемых программ. Полезной информации здесь очень мало, поэтому покупать их не стоит.

В начало В начало

Кратко о технологии монтажа

Прежде чем приступить к монтажу своего первого фильма, вам следует на двух-трех небольших фрагментах попытаться немного освоить видеоредактор в течение хотя бы нескольких дней. К некоторым книжкам с описанием видеоредактора даются примеры на CD-ROM и уроки на основе этих примеров.

Надо сказать, что большинство начинающих любителей видео совершают три характерные ошибки:

1. На компьютер ставятся все возможные программы с какого-нибудь диска вроде «Все для видео», после чего начинается отбор лучшего. Поскольку многие из программ и особенно кодеков для работы с видео друг с другом на одном компьютере мирно не живут, то возникают различные проблемы и человек обращается в конференции Интернета и просит о помощи. Сторонники каждой из упомянутых выше программ сразу же начинают советовать ему именно ту, которой сами пользуются, и все повторяется снова. Следует спокойно, по очереди поработать с каждой из выбранных программ, непременно удаляя опробованную. Не надо слушать советов «специалистов» в некоторых конференциях по установке новых кодеков и/или программ в систему, если вы сами четко не представляете, для каких целей это нужно лично вам.

2. Начинается работа с видео без изучения хотя бы азов того, как устроена телевизионная картинка, что такое поля, чересстрочная развертка (интерлейс) и т.п. Около 90% писем нам и в различные конференции имеют такое содержание: «Купил цифровую видеокамеру, снимает она отлично — судя по тому, что я вижу при подключении ее к телевизору. Но когда сбрасываю видео на компьютер, то вижу ужасную картинку: на движущихся объектах появляется «гребенка» и смотреть становится невозможно. Скажите, что надо нести в гарантийный ремонт — видеокамеру или компьютер?» Поэтому вряд ли стоит долго говорить о том, что начальные знания о телевидении обязательно нужно иметь.

3. Новичок сразу хочет выйти на конечный результат, то есть сделать запись на CD или DVD. Но для того, чтобы создавать различные виды видеодисков, необходимы некоторые знания, иначе потом будет стыдно смотреть видео с этих дисков. Создание видеодиска должно завершать процесс освоения, а не начинаться с него.

Поэтому главная рекомендация до начала работы будет банальной: не надо никуда спешить — помните, что вы работаете на вечность и что снятое видео никуда уже не денется. Сначала освойте видеоредактор, сделайте хотя бы один фильм, который вы сами сможете смотреть с удовольствием, и только после этого начните думать о записи на CD/DVD.

Монтаж фильма наиболее целесообразно начинать со сброса всего видеоматериала на диск, а все корректировки следует делать уже в видеоредакторе.

После сброса видео на диск необходимо в первую очередь тщательно сформировать видеоряд, удалив все лишнее, расставить переходы, создать заставки и т.п. В самом начале процесса редактирования нужно отобрать наилучшие стоп-кадры, которые могут быть в дальнейшем использованы как для печати фотографий, так и для оформления фильма. Многие замечательные сами по себе кадры могут быть включены в эпизоды, которые не подойдут для фильма, так что не надо забывать о сохранении подобных кадров.

Только после этого следует создавать звукоряд, накладывать музыку, записывать голос и другие звуки. Как правило, оригинальные звуки остаются в фильме только в виде исключения или при документальной съемке таких событий, как свадьбы, дни рождения и т.п.

Во многих случаях правильнее использовать профессионально записанные звуки вместо тех, что записаны на микрофон любительской видеокамеры. Диски с коллекцией таких звуков довольно легко купить; можно также скачать звуки из Интернета. Если нужно, например, дать звук подъезжающего автомобиля, то разумнее использовать уже готовый звук — его качество будет гарантированно лучше. Конечно, не стоит перебарщивать с профессионально записанными звуками, так как ваш фильм может потерять в искренности. Вкус автора — лучший учитель, и надо ему довериться.

И самое главное: постоянно контролируйте изображение и звук по телевизору, а не по компьютерному монитору. Как вы можете заметить, изображение и звук на компьютере существенно отличаются от того, что вы увидите и услышите по телевизору. При подаче на любую цифровую камеру видео в цифре по интерфейсу IEEE-1394 (FireWire) на ее аналоговых выходах появятся аналоговые сигналы, и, подключив к этим выходам телевизор, вы увидите на нем результаты своей работы. Все упомянутые выше редакторы позволяют контролировать таким образом результат монтажа по телевизору прямо из редактора.

В начало В начало

Хранение результата

Как уже было сказано, большинство начинающих видеолюбителей проявляют интерес к вопросам хранения своих «шедевров» задолго до их создания, почему-то считая эту проблему самой главной. Свою негативную роль в этом играет реклама, а также мнения «ветеранов» любительского видеомонтажа в различных Интернет-конференциях. Все подобные разговоры сводятся к тому, что хранить надо исключительно на оптических дисках, что кассеты — это позавчерашний день и не стоит их даже обсуждать. Самое интересное в таких дискуссиях, что чем меньше стаж человека в работе с видео, тем более рьяным сторонником хранения своих фильмов на оптических носителях он является. К сожалению, пока кассетам нет альтернативы в качестве носителей. Час видео в DV-формате занимает 12 Гбайт, и именно столько помещается на кассету miniDV или Digital 8 ценою 5 долл., или 150 руб. Конечно, скептик может возразить, что три дешевые DVD-R/+R-болванки будут стоить столько же и что на них также можно записать 12 Гбайт, — и будет совершенно прав. Но, во-первых, фильм надо будет резать на куски, во-вторых, царапина в неудачном месте на болванке может привести к ее полной негодности, а в-третьих, надо обладать пишущим DVD-приводом. Вывести же из строя кассету целиком крайне трудно, если только специально не постараться.

Формат DVD действительно становится все более доступным, а к 2005 году пишущие DVD-приводы повсеместно заменят нынешние устройства CD-R/RW. Но DVD-формат подходит только для показа ваших творений и для подарков друзьям и знакомым. Для сохранения оригинала на диске DVD-Video, понимаемом бытовым DVD-плеером, фильм должен быть сжат как минимум еще в 2,5 раза. Такое сжатие однозначно ухудшает качество исходного фильма, а возможности что-либо исправить уже не будет. Формат MPEG-2 малопригоден для редактирования, к тому же любые изменения фильма будут сопровождаться заметными потерями в качестве.

Отметим, что как пример высокого качества DVD не стоит приводить коммерческие диски DVD-Video — они создаются из исходного материала высочайшего качества и на профессиональном оборудовании. А теперь представьте себе, что появятся новые форматы оптических носителей с намного большей емкостью и соответственно с возможностью создания видеодисков более высокого качества, чем сегодняшние диски DVD-Video, а оригиналов у вас на кассете не сохранилось — следовательно, качество сегодняшнего DVD-Video останется у вас навсегда.

Из этого следует, что до выхода новых оптических носителей большой емкости, таких, например, как Blue Ray Disk, оригиналы своих фильмов надо хранить на кассетах. А вот для домашнего просмотра или показа своих фильмов самым правильным решением будет создание дисков DVD-Video (о том, как это делать, мы уже писали в № 6, 8 и 11’2002.

Подводя краткий итог всему вышесказанному, стоит привести одно важное правило: никакая дорогостоящая техника, такая как мощнейший компьютер и дорогая цифровая видеокамера, сама по себе не сможет создать интересный фильм. Для этого нужен вкус, энтузиазм и много свободного времени. Интересный фильм, снятый на самой дешевой цифровой видеокамере, смотреть будут, а скучный фильм не вызовет интереса, даже если его снимали камерой за 5 тыс. долл. Поэтому не стоит зацикливаться на качестве картинки, главное — это реализация своих творческих идей.

Надеемся, что этот краткий курс азов работы с цифровым видео поможет вам сделать первые правильные шаги в этом интересном мире и что созданные вами фильмы доставят много радости всем тем, кому вы будете их демонстрировать.

КомпьютерПресс 8'2003

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует