Акустическая система M-Audio Studiophile LX4 2.1

Сергей Асмаков

Комплект стереофонической акустики от компании M-Audio — известного производителя звукового оборудования — был испытан в нашей лаборатории.

Studiophile LX4 2.1 представляет собой активную сабвуфер-сателлитную акустическую систему, позиционируемую производителем как контрольные мониторы (reference monitors). На это стоит обратить особое внимание, ибо рассматривать этот комплект с позиции пользователя массовых мультимедийных АС было бы в корне неправильно. Однако обо всем по порядку.

Размеры коробки, в которую упакован комплект Studiophile LX4 2.1, вполне могут вызвать легкий шок. Впрочем, при всем желании сделать упаковку этого изделия более компактной вряд ли возможно из-за внушительных размеров сабвуфера, занимающего большую часть внутреннего объема. Внутри коробки находятся сабвуфер, пара сателлитов, два кабеля для подключения сателлитов, шесть переходников jack-RCA, сетевой кабель, комплект самоклеящихся резиновых ножек для сабвуфера, руководство пользователя и гарантийный талон.

Центральной частью системы является сабвуфер, в огромном (40Ѕ27Ѕ30 см) корпусе которого помимо низкочастотного громкоговорителя размещены также блок питания и многоканальный усилитель. Тип акустического оформления сабвуфера — фазоинвертор. В качестве излучателя в сабвуфере используется восьмидюймовый динамик с высокотемпературной звуковой катушкой и бумажным диффузором, прикрепленным к каркасу на подвесе из вспененного полимера. Верхняя граница низкочастотной полосы — 140 Гц. Динамик и отверстие фазоинветора расположены на передней панели корпуса сабвуфера. Снаружи динамик закрывается съемной декоративной панелью, задрапированной акустически прозрачной тканью. Основание сабвуфера представляет собой гладкую панель, и поэтому весьма желательно перед установкой наклеить на нее четыре резиновые ножки, имеющиеся в комплекте поставки.

Сателлиты представляют собой двухполосные АС прямого излучения, выполненные в закрытом корпусе. Внешние габариты — 22Ѕ15Ѕ16 см, вес каждого — 2 кг. В сателлитах установлены две динамические головки (среднечастотная и высокочастотная). Для разделения сигнала на две частотные полосы используется пассивный кроссовер с фильтрами второго порядка. Частота раздела между полосами средних и высоких частот составляет 2900 Гц. В качестве среднечастотного излучателя используется четырехдюймовый динамик с высокотемпературной звуковой катушкой и диффузором полипропилена, закрепленном на подвесе из мягкого вспененного материала. Высокочастотный излучатель — однодюймовый динамик с майларовым куполом. Обе динамические головки имеют магнитное экранирование, что позволяет устанавливать сателлиты в непосредственной близости от монитора или телевизора. Внутреннее пространство корпуса сателлитов заполнено демпфирующим материалом (синтепоном). Для подключения к усилителю на задней панели сателлитов имеется пара клемм-зажимов с цветовой маркировкой.

 

Сабвуфер со снятой декоративной панелью

Сабвуфер со снятой декоративной панелью

Панель коммутации и управления расположена в верхней части задней стенки корпуса сабвуфера. На ней имеются гнезда шести симметричных линейных входов (по два для фронтальной и тыловой стереопар и по одному для центрального и низкочастотного каналов), позволяющие подключать полноразмерные двух- и трехконтактные разъемы типа jack. Наличие симметричных входов позволяет без проблем подключать данный комплект к полупрофессиональному и профессиональному звуковому оборудованию. Впрочем, у пользователей не возникнет проблем и с подключением бытовых источников, оснащенных несимметричными выходами: в этом случае пригодятся переходники для подсоединения кабелей с разъемами RCA («тюльпаны») из комплекта поставки.

С левой стороны расположены пять пар клемм-зажимов для подключения кабелей от сателлитов. Над клеммами имеются два регулятора: один управляет общей громкостью, а второй — относительным уровнем громкости сабвуфера. Между ручками расположен светодиодный индикатор.

Наверное, у многих читателей уже возник вполне закономерный вопрос: если Studiophile LX4 2.1 — стереофоническая система, то зачем нужны лишние входные разъемы и клеммы? Сделано это для того, чтобы обеспечить возможность наращивания системы. Studiophile LX4 2.1 является базовым комплектом, который при необходимости легко превращается в систему формата 5.1. Для осуществления такой модернизации необходимо приобрести набор LX4 Surround Expansion, включающий три дополнительных сателлита, по конструкции и внешнему виду полностью идентичных используемым в базовом комплекте.

 

Сателлит

Сателлит

Несколько слов об основных технических характеристиках Studiophile LX4 2.1. Диапазон воспроизводимых системой частот — от 40 Гц до 20 кГц при неравномерности АЧХ +1/–3 дБ. Заявленная мощность усилителей — 60 Вт для канала сабвуфера и по 27 Вт для каждого из сателлитов, отношение «сигнал/шум» — не менее 100 дБ.

 

 Панель коммутации и управления на задней стенке корпуса сабвуфера

Панель коммутации и управления на задней стенке корпуса сабвуфера

Для подключения Studiophile LX4 2.1 к электросети используется стандартный силовой кабель с трехконтактным разъемом, аналогичный применяемым в компонентах компьютерной техники. Разъем и выключатель питания находятся в нижней части задней стенки корпуса сабвуфера. Для подключения сателлитов используются кабели с зачищенными концами, фиксируемые в клеммах-зажимах. Входящие в комплект поставки акустические кабели имеют довольно большое сечение, а их жилы окрашены в разный цвет, что позволяет избежать ошибок с фазировкой сателлитов. Правда, относительно небольшая длина штатных кабелей (около 2,5 м) может вызвать определенные проблемы в том случае, если сабвуфер будет располагаться на некотором удалении от сателлитов. И еще один эргономический недостаток: пары клемм для подключения сателлитов на панели коммутации расположены слишком близко друг к другу, что может вызвать определенные неудобства, особенно при подключении в конфигурации 5.1.

На корпусе сателлитов не предусмотрено никаких крепежных элементов, поэтому для их установки потребуются специальные подставки либо расположенная на подходящей высоте горизонтальная поверхность — полка, стол и т.п.

Итак, система подключена и полностью готова к работе — можно приступать к прослушиванию. Для того чтобы иметь более-менее четкие ориентиры для сравнения, в том же помещении мы установили вспомогательную систему, состоящую из интегрального усилителя NAD 310 и стереофонических полочных АС B&W DM302. В качестве источника сигнала использовался бытовой CD-плеер NAD 521i.

В течение трех дней на Studiophile LX4 2.1 было прослушано большое количество записей самых разных жанров, что позволило сделать вполне однозначные выводы о «музыкальных способностях» данной системы. В первую очередь стоит отметить очень скрупулезную локализацию — качество весьма ценное для студийных контрольных мониторов. На записях, сделанных в концертных условиях, отчетливо слышны и стук клапанов духовых инструментов, и шуршание пальцев по струнам, и другие подобные звуки, и даже фразы, которыми обмениваются музыканты друг с другом.

Studiophile LX4 2.1 имеет большой запас мощности. Для сбалансированного звучания низкочастотной составляющей в большинстве случаев регулятор громкости сабвуфера устанавливался в среднем положении — так что для любителей агрессивного баса здесь имеется большой потенциал.

Из недостатков, выявленных в результате прослушивания, следует назвать малую глубину звуковой сцены, а также заметную неравномерность АЧХ в области верхней середины, вследствие чего некоторые инструменты имеют склонность вылезать на передний план. Ощущается определенная нехватка прозрачности, что приводит к недостаточно выразительному звучанию медных духовых и ряда струнных инструментов (гитар, скрипок и альтов).

Вследствие ультраточной локализации, некоторой размытости дальнего плана и недостатка «воздуха» звуковая сцена при небольшом количестве инструментов временами утрачивает свою монолитность (это особенно заметно при прослушивании на небольшой громкости), что может вызвать ощутимый дискомфорт у многих слушателей.

Из положительных впечатлений стоит отметить органичную работу сабвуфера: при корректной установке уровня басов он не досаждает нарочитым напоминанием о своем существовании (в отличие от многих мультимедийных АС). Правда, из-за довольно низкого значения граничной частоты на некоторых записях отчетливо слышно, когда именно в дело вступает сабвуфер — впрочем, это скорее недостаток сателлитов. После нескольких сессий прослушивания стало вполне очевидно, что по уровню исполнения сателлиты явно не дотягивают до уровня усилительного тракта и сабвуфера и, следовательно, являются слабым местом Studiophile LX4 2.1. Это особенно заметно в те моменты, когда на записи отсутствуют низкочастотные составляющие, попадающие в область компетенции сабвуфера: без его мощной поддержки сателлиты звучат весьма посредственно.

Несомненным достоинством Studiophile LX4 2.1 является отличное исполнение усилительного тракта, а также качественные штатные кабели для подключения сателлитов. Все это в сумме обеспечивает практически полное отсутствие шумов и паразитных помех  — даже при установке регулятора громкости в максимальное положение шумы можно расслышать только в непосредственной близости от сателлитов.

В системе предусмотрена встроенная система защиты от перегрузки. При возникновении длительных перегрузок усилитель автоматически снижает уровень сигнала на 12 дБ и сигнализирует о возможных проблемах изменением цвета индикатора.

Исходя из итогов испытаний можно констатировать, что звучанию Studiophile LX4 2.1 присуща некоторая холодность и чрезмерная честность — а это вряд ли понравится любителям приукрашенного и приглаженного звука, к которому привыкли пользователи подавляющего большинства мультимедийных АС. По этой причине Studiophile LX4 2.1 вряд ли заинтересует меломанов, предпочитающих мягкое комфортное звучание. Однако эту систему можно смело рекомендовать для использования в качестве контрольных мониторов в бюджетной домашней звуковой и/или видеостудии — тем более что наличие симметричных входов позволяет без проблем подключать их не только к бытовым устройствам, но и к профессиональному оборудованию (микшерным пультам, предусилителям и т.п.).

КомпьютерПресс 8'2004