Мастер-класс по видео и анимации на Web. Часть III. Изображение и звук

Музыкальный материал

Принципы звучания

 

Оцифровка звука

Слушая MPEG…

Необходимые инструменты для аудиомонтажа

Окончательная сборка

 

В третьей, последней части серии статей, посвященных публикации мультимедийных материалов в сети World Wide Web, мы сначала рассмотрим форматы файлов для передачи аудиоинформации, а затем покажем вам на примере, как можно интегрировать звук и анимацию в одном проекте…

Все выдающиеся примеры мультимедийного дизайна — от забавной подзвучки нажатия кнопок до вдохновенных эпических полотен с богатым изобразительным рядом — основаны на активной работе со звуком. Так почему же серфинг по Web-волнам происходит большей частью в гробовой тишине? Если не считать случайных и часто непрошенных вкраплений MIDI-файлов, звук на Web-страницах встречается очень редко или, точнее, крайне редко встречаются достойные примеры его применения.

Если вы когда-либо баловались программированием кнопок (вспомните упомянутый в предыдущей статье rollover и уроки по Macromedia Flash на нашем CD. — Прим. ред.), но при этом не сопровождали их никакими «плюхами» или «бабахами», то вам, наверное, интересно будет узнать, что встроить звук на Web-страничку так же легко, как и поставить на нее картинку. Еще больше вы будете удивлены, когда узнаете, что звук не занимает много места, то есть не оказывает чрезмерной нагрузки на каналы связи. В третьей — и последней — части нашей серии статей, посвященных публикации анимационных и интерактивных материалов на Web, мы рассмотрим различные аспекты использования звука — в качестве как сопроводительного, так и основного элемента передаваемой информации.

Мы уже привыкли к тому, что, когда мы открываем новые окна, выбираем команды меню или нажимаем на какие-то кнопки в современных программах, компьютер издает различные звуки, поэтому имеет смысл поставить такое же звуковое сопровождение и на Web-страницу. И хотя для этого придется немного повозиться с JavaScript, благодаря современным пакетам Web-дизайна, работающим по методу drag-and-drop, это совсем не сложно. Например, в Dreamweaver нужно всего-навсего выделить нужную картинку или ссылку и выбрать из меню Behaviours Inspector команду Control Sound.

Единственная реальная сложность состоит в том, что для звуковых файлов нет единых кросс-платформных стандартных форматов, таких, какие существуют для передачи изображений: GIF, JPEG, PNG и т.п. Самый популярный аудиоформат на платформе Mac — AIFF, в то время как в системе Windows в «любимчиках» у компании Microsoft ходит WAV. Web-путешественники, использующие Navigator на любой из указанных платформ, установив стандартные plug-in-дополнения, могут слушать, кроме того, и файлы AU платформы Sun. Однако по статистике наилучшим все-таки считается формат WAV, поскольку большинство Web-серферов пользуется системой Windows, а из них половина в качестве основного браузера применяет Internet Explorer.

Если вы используете какой-либо из plug-in-форматов, то можете избавиться от работы со звуком вслепую. Форматы Macromedia Flash и Shockwave для Director позволяют привязывать звук к различным событиям и озвучивать героев фильмов. А ThingMaker, который мы рассматривали в прошлый раз, может служить идеальным средством для создания «щелкающих» кнопок.

Музыкальный материал

Если вы идете дальше и хотите вставить в страницу не просто случайные щелчки и шумы, то для вас существенную роль будет играть размер файлов и пропускная способность каналов. Публикация на Web звука и даже длинных музыкальных клипов чревата теми же самыми проблемами с размером файлов, что и при публикации видео. И в большинстве случаев решение этих проблем такое же. В первой части нашего Web-«сериала» мы говорили о потоковой передаче данных в формате RealVideo (streaming); для передачи по Сети объемных звуковых файлов формат RealAudio использует аналогичные методы компрессии, и делается это с гораздо большим успехом по сравнению с его визуальным эквивалентом.

Чтобы преобразовать оцифрованные звуковые файлы в формат RealAudio, необходимо воспользоваться программой RealProducer, также неоднократно описанной нами ранее. Последняя версия RealPlayer поддерживает встраивание RealAudio в файлы Flash, так что вы можете комбинировать длинные аудиоклипы с векторной анимацией, значительно более дружественной по отношению к пропускной способности каналов.

В настоящее время королем форматов для аудиокомпрессии на Web-страницах считается MP3 — файловый формат, настолько хороший, что музыкальная индустрия никак не может решить, что с ним делать: принять его или запретить. (MP3 иногда называют также MPEG3, но это неверно, хотя и является весьма распространенным заблуждением. На самом деле сокращение до MP3 получено от MPEG1 Layer 3 и нужно для того, чтобы не путать его с популярными видеоформатами. Суть алгоритма та же — косинусоидальные преобразования сэмплированного звука. — Прим. ред.) Этот формат поддерживает великолепное качество звучания при беспрецедентной степени компрессии аудиоданных: одна минута музыки или речи со стандартным CD-качеством может уместиться всего в одном мегабайте данных. Чего же более? Если установить на компьютере подходящий плейер, можно слушать файлы MP3 (конечно, с высокой степенью компрессии) непосредственно по мере их поступления через канал связи — не нужно ждать, пока скачается весь файл целиком. Еще один плюс для Web-дизайнеров, желающих поместить на свою страницу данные в формате MP3, — открытость данного стандарта и наличие множества поддерживающих его бесплатных инструментов.

в начало

в начало

Принципы звучания

Сегодня многие дизайнеры игнорируют звук. Возможно, это происходит потому, что они не считают себя специалистами в данной области. Но дело в том, что, если вы работаете с мультимедийными материалами или с Web, вам просто-напросто необходимо освоить эту область. Прежде чем выводить что-либо на экран, необходимо позаботиться о гораздо большем количестве вещей, чем просто визуальный ряд. Пройдите по этапам наш обучающий пример, и вам все станет ясно.

КомпьютерПресс 9'1999