Прощай, Entertainment PC!

Новое кредо ПК с Windows в эпоху мультимедиа

Владимир Богданов

Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит.
Е. Шварц. Убить дракона

Стряхнем пыль с «компьютерной конституции»

PC 99. Прошлое не вернуть…

PC 2001… а будущее — туманно

Стряхнем пыль с «компьютерной конституции»

Entertainment PC («компьютер для развлечений») — термин, обозначающий мультимедийный ПК как класс в спецификации PC 99 — изрядно поднадоевшем сборнике определений и требований для разработчиков, предъявляемых шинам, периферии, компонентам и другому оборудованию для персонального компьютера на 1999-2000 годы. Этот совместный документ, опубликованный корпорациями Intel и Microsoft, очень напоминает конституцию в какой-нибудь стране с «молодой демократией»: набор сухих, скучных, правильных и декларативных требований, которые настолько очевидны, что никому и в голову не придет их оспорить. Если возникает конъюнктурная необходимость что-то быстренько подкорректировать «под себя», то «конституцию» можно забросить подальше на полку и на время забыть о ней. Однако динамика развития аппаратного обеспечения такова, что вносить поправки в «основной закон» пришлось бы раз в полдня, торжественно объявляя их, как курс доллара. Безумие? Нужен более «гибкий» документ на перспективу, доступный для широкой трактовки? Результат — под стать задаче: «требования» указаны совершенно точные и преимущественно — бесполезные. Как право на труд в «большой» Конституции.

Однако, несмотря на всю прилизанность и неискреннюю безупречность документа, прочитать хоть раз хотя бы отдельные главы PC 99 опытному пользователю было бы полезно. По меньшей мере по трем причинам:

  1. Знание отдельных требований спецификации позволяет определить степень «актуальности» приобретаемого компьютера и посмеяться над дискредитировавшими себя сведениями прогностического характера. Кроме того, приятно осознавать, что надпись PC 99 Compatible на коробке с графическим акселератором, звуковой картой или модемом стала понятной.
  2. Главы спецификации обычно содержат обширный список действительно полезных источников: тематический перечень Web-ресурсов стандартизирующих организаций и ссылки на документы описаний действующих стандартов. Скажем, оригинальные спецификации на действующие стандарты на DVD, DVD+RW и DVD-RAM в электронном приложении к КомпьютерПресс были собраны «по рекомендации» стандарта PC 99. Вы можете самостоятельно изучить их, обратившись к CD-разделу «Мир DVD: продукты и ресурсы».
  3. Подобные «общие» спецификации — суть среднесрочный план Microsoft и Intel по поддержке определенного набора аппаратно-программных технологий (Instantly Available PC, ACPI, Plug-and-Play, WfM, USB, IEEE-1394 и пр.) Всегда интересно посмотреть, против кого будут «дружить» две самые могущественные компьютерные корпорации и с какими технологиями они связывают свои надежды. Следование требованиям и поправкам спецификации помогает добиться совместимости с операционными системами Windows 2000 и с пока загадочной последовательницей Windows 98, известной в миру под рабочим именем Millennium (маркетинг Криса Картера?). А также — с приложениями, работающими под управлением перечисленных ОС.

Поддерживать себя в форме всегда сложно. Среднесрочный документ — не исключение. Если в его названии цифра 99, а в копирайте — 1997-1998 (время разработки и публикации), то срочно требуется свежее подкрепление. 17 июня 1999 года в 8 часов утра Intel/Microsoft опубликовали дополнение к тексту старой «конституции» PC 99 Addendum, в котором… не содержится ровным счетом ничего полезного, кроме обновленных ссылок на «нужные» стандарты и предупреждения о том, что характеристики, указанные в PC 99 под грифом «рекомендовано» и «дополнительно», вовсе не обязательно обретут статус «требуется» (required) в следующей редакции документа. Вот так…

А спустя месяц после PC 99 Addendum была опубликована ознакомительная (черновая) версия PC 2001 System Design Guide version 0.3, из которой «рукой» Microsoft вычеркнуто три класса ПK, включая Office PC, Consumer PC и интересующий нас Entertainment PC. Их место занял новый господствующий класс Easy PC. Как понимать? Так и хочется «перевести»: через два года мы не будем работать на ПК, перестанем покупать их для дома, развлекаться — но жизнь станет проще.

Конечно, это передергивание: Easy PC — суть дальнейшее развитие Consumer PC в сторону упрощения работы с ним, минимизации настройки со стороны пользователя и естественной интеграции широких мультимедийных возможностей. Почти такое же определение давали «почившему» Entertainment PC, поэтому в рамках данной статьи Easy PC будет рассматриваться как близкий по духу одноклассник «развлекательного» ПК, но без полного отождествления этих понятий.

В начало

В начало

PC 99. Прошлое не вернуть…

Пару слов о действующей «конституции», PC 99, в которой Entertainment PC как одному из пяти господствующих классов отведена пятая колонна… пардон, глава. Вспомним , что под Entertainment PC в спецификации понимался «бескомпромиссный» игровой мультимедийный развлекательный центр. «Начинка» — под стать: мощная графическая 2D/3D-подсистема, привод DVD, интерфейс к видео и другой бытовой аппаратуре, звуковая подсистема класса hi-fi с трехмерным позиционным звуком, впечатляющие коммуникационные возможности и даже... система спутникового телевидения. Intel-совместимый процессор с тактовой частотой 300 МГц и ОЗУ размером 64 Мбайт — это лишь самые минимальные требования для системы подобного класса (которые за два года почему-то не претерпевают изменений).

В числе первых рекомендаций по оснастке мультимедийного Entertainment PC — наличие трех портов шины FireWire (IEEE-1394), один из которых должен быть легко доступен (например, выведен на переднюю панель ПК). Для домашнего развлекательного центра настоятельно рекомендуется использовать беспроводную клавиатуру, мышь или игровой манипулятор (о рефлективных джойстиках и других типах игровых манипуляторов читайте в статье В.Богданова «Джойстик вертит хозяином»). Как вариант спецификация предлагает использовать радиоклавиатуру с разъемом для подключения обычной мыши. В любом случае с Entertainment PC следует использовать дистанционное координатное устройство — аналог беспроводной мыши, на которой должны быть: кнопка выключения питания, кнопка Windows для вызова меню «Пуск», аналоги клавиш Escape, Menu, Enter, Alt+Tab (переключение между задачами), Alt+F4 (закрытие приложения).

Согласно тексту спецификации первое, что отличает Entertainment PC от остальных классов ПК — это звуковая подсистема hi-fi с качеством воспроизведения, сопоставимого со специализированным аудиооборудованием. Цифро-аналоговый преобразователь должен быть внешним и подключаться ко второму порту FireWire на задней панели ПК, чтобы хоть как-то изолировать аналоговый аудиопоток от радиочастотных помех, генерируемых внутренними компонентами компьютера. Entertainment PC — единственный класс ПК, для которого требования PC 99 Audio являются обязательными. Во-первых, в 1999 году формально завершен тотальный переход звуковых карт с шины ISA на PCI. Очень похоже на правду, так как новую ISA-карточку в магазинах днем с огнем не сыщешь. Также следует забыть про использование не эмулированной MS-DOS при работе со звуковым софтом — режим MS-DOS Prompt в Windows 9x обеспечивает вполне корректный доступ к виртуальным ресурсам карты, позволяя устранять или контролировать конфликты и проблемы несовместимости. Для измерения качественных характеристик звуковых карт группа компаний разработала стандарт Personal Computer Audio Quality Management (PCAQM, http://www.cirrus.com/products/papers/means/means.html), которым также следует руководствоваться при подборе оборудования. В частности, цифровой поток, подаваемый на линейный выход, должен иметь частотный диапазон от 20 Гц до 19,2 кГц при частоте выборки 48 кГц. Подробнее о различных 3D-звуковых стандартах, фирменных микропроцессорах и их особенностях рекомендую почитать в статье Сергея Асмакова «Быль и сказки о 3D-звуке» в данном спецвыпуске КомпьютерПресс.

Звук — это хорошо, но почти 90% информации об окружающем мире мы получаем через органы зрения. Графический акселератор должен подключаться к шине AGP или PCI, а при прочих равных условиях AGP-карта должна быть ведущей, а PCI — ведомой. Графическая система Entertainment PC должна поддерживать как Direct3D, так и OpenGL. Для Windows NT/2000 поддержка Open GL должна быть реализована как MCD (Mini Client Driver) или ICD (Installable Client Driver), а для Windows 98 — как ICD. Подробнее об этом можно прочитать в авторском материале Олега Татарникова «3D-стандарты». Коротко вспомним лишь базовые требования к 3D-ускорителям: поддержка режима 800x600 с 16-разрядным цветом, 16-битный Z-буфер, частота регенерации 75 Гц в полноэкранном режиме. Плюс fill rate — выше 40 млн. пикселов в секунду.

Обязательным требованием к Entertainment PC является поддержка нескольких одновременно работающих графических акселераторов и мониторов, реализованная в Windows 98 и Windows 2000. В частности, второй монитор и карту рекомендуют использовать для проигрывания DVD на частоте 60 Гц, а «рабочий» монитор должен обновлять изображение с частотой не менее 75 Гц. На борту графический акселератор должен нести около 4 Мбайт видеопамяти. Для всех классов ПК, включая «развлекательный», рекомендовано иметь видеокарту с ТВ-выходом (в частности, для телевизионной системы PAL должны поддерживаться видеорежимы 640x480 и 800x600 на частоте регенерации изображения 50 Гц). Максимальным рекомендованным видеорежимом для Entertainment PC остается 1280x1024 с глубиной цвета вплоть до 32 бит. Рекомендованная частота регенерации для всех разрешений (включая 1024x768) — 85 Гц и, естественно, никаких чересстрочных разверток.

Какое развлечение без DVD? Для поклонников этого, в прошлом видео-, а нынче универсального дискового формата рекомендуется использовать аппаратные MPEG-2-акселераторы с динамическим подавлением ступенчатости изображения (motion compensation). Акселераторы должны поддерживать ту же частоту регенерации, который имеет видеосигнал на входе, плюс-минус 0,025%. Об опыте эксплуатации суперсовременного привода DVD 8x читайте в материале-тестировании Олега Денисова, Владимира Богданова «DVD на крейсерской скорости». Остается отметить, что минимальная производительность приводов DVD должна составлять 2x (1x = 1350 Кбайт/с), а рекомендуемая — 4х. Кроме того, все поставляемые приводы должны соответствовать спецификации OSTA MultiRead, чтобы по крайней мере обеспечивать надежное чтение дисков формата CD-ROM/R/RW.

В начало

В начало

PC 2001… а будущее — туманно

Уже первый взгляд на черновой вариант спецификации Intel/Microsoft PC 2001 System Design Guide не оставляет никаких сомнений в реформистском характере этого документа: из него вычеркнуты (в буквальном смысле) все упоминания о классах Consumer PC, Office PC и Entertainment PC. Зато появились две новые категории машин: Desktop PC и Easy PC. Задачей последнего класса, как видно из названия, является максимальная простота конфигурации, управления, настройки и модернизации при работе в операционной системе Windows 98 «Millennium».

Минимальные платформные требования к Desktop PC: процессор архитектуры Intel с тактовой частотой 400 МГц, емкостью кэш-памяти второго уровня 128 Кбайт и ОЗУ размером 64 Мбайт. Процессорные требования по Easy PC: архитектура Intel плюс тактовая частота 500 МГц, а памяти должно быть не меньше 128 Мбайт (прямо как у Workstation PC).

Все системы должны поддерживать режим постоянной готовности к работе OnNow и Instantly Available PC, включая процедуру быстрой загрузки. Easy PC, согласно идее Intel, — это компьютер, который можно достать из коробки как какой-нибудь пылесос и сразу приступить к работе, а также быстро интегрировать «вновь прибывшего» в домашнюю сеть. Ничего не напоминает? Да iMac это, iMac…

Easy PC — это продукт новой концепции Intel, направленной на превращение ПК в такой же надежный и привычный бытовой прибор, как видеомагнитофон или музыкальный центр, — бесконфликтный, простой в обращении и понятный. При покупке периферийного устройства мы будем подключать его к любому USB-порту и мгновенно приступать к работе, вместо того чтобы лазить по конференциям и обзванивать службу технической поддержки в случае, если «что-то не так». Все рассчитано на то, чтобы ПК оставался расширяемым, но открытия кожуха корпуса не потребовалось бы, — то есть внешне расширяемым. Скажем, графический адаптер — встроенный и заменить его нельзя, но можно поставить второй — дополнительный.

Easy PC в перспективе будет обладать новым дизайном, так не похожим на мрачные бежевые коробки; в нем не будет «конфликтоопасных» устаревших интерфейсов, плохо конфигурируемой шины ISA и традиционного флоппи-контроллера на ее основе. Благодаря типоразмеру системных плат FlexATX компьютеры в самом недалеком будущем приобретут очень компактные размеры и причудливые варианты дизайна. Все это станет возможным благодаря идеологии Easy PC и пропускной способности шины USB: компьютер будет расширяться не изнутри (картами расширения), а только снаружи — внешними USB-устройствами. Еще год назад разработчики связывали много надежд с высокопроизводительной «независимой» шиной IEEE-1394 (известной как FireWire), но сейчас, с выходом USB 2.0, будущее FireWire видится мне в мрачном свете: невнятная лицензионно-ценовая политика и малая распространенность может сыграть с ней злую шутку. Аргументы, что IEEE 1394 — шина для интеграции бытовой электроники, отдают лукавством, так как во всех спецификациях ей отводилась роль основного высокопроизводительного интерфейса мультимедийного ПК.

Через месяц — Новый год, новый век, новое тысячелетие. Наступает еще более динамичная и интересная компьютерная эпоха под знаками 3D и мультимедиа. Каждый год убеждает нас в том, что намерения разработчиков-архитекторов отнюдь не продиктованы пожеланиями пользователей. Тем не менее заметьте, что процесс превращения высококлассной электроники в доступные и заурядные устройства становится стремительным. Кто мог подумать еще пару лет назад, что hi-fi-качество звука той же карточки SB Live! станет реально доступным пользователю со средним достатком? Надеюсь, что не пройдет и года и мы начнем привыкать к виду красивых компьютеров — появится наконец-то альтернатива жалким корпусам наших компьютеров-современников. Однако наберемся терпения, ведь у любой концептуальной машины есть шанс добраться до наших столов.

 КомпьютерПресс 11'1999

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует