Программные модули для обработки звука

Сергей Асмаков

Программные интерфейсы

Управление настройкой параметров программных модулей

   Пользовательские интерфейсы

   Управление через MIDI

Общая классификация типов обработки

   Инструменты первой необходимости

   Управляющие модули

   Эквалайзеры

   Компрессоры

   Эффекты, основанные на задержке сигнала

   Эффекты на основе частотной и амплитудной модуляции

   Эффекты управления панорамированием

   Эффекты на основе сдвига частоты

   Генераторы гармоник

   «Классические» исказители

   Стилистические исказители

   Вокодеры

   Шумоподавители

Советы по использованию звуковых эффектов

 

В виртуальной студии, построенной на базе персонального компьютера, функции многочисленных устройств обработки звукового сигнала возложены на специализированные программные модули (плагины). Эта статья призвана помочь вам сориентироваться в огромном мире звуковых плагинов и облегчить задачу выбора рабочего инструмента.

Программные интерфейсы

Как известно, аппаратные устройства для обработки звуковых сигналов подключаются к студийному оборудованию при помощи определенных физических интерфейсов. Вполне понятно, что вы не сможете подключить одно устройство к другому, если они будут оборудованы интерфейсами различной конструкции. Аналогичная картина наблюдается и в случае использования программных модулей, с той лишь разницей, что интерфейс в данном случае будет не физический, а программный. Следовательно, для того чтобы вы могли использовать тот или иной программный модуль в выбранном вами приложении, необходима обоюдная поддержка какого-либо программного интерфейса.

Первые программные модули были жестко привязаны к определенной программе (а иногда и к аппаратным устройствам), и их нельзя было использовать с другими пакетами. В качестве примера можно привести старые версии программы многодорожечной записи SAW, для которой разрабатывались и поставлялись специальные программные модули.

Затем появились стандартизованные программные интерфейсы, благодаря которым стало возможно использовать одни и те же программные модули в разных программах. Помимо удобства для пользователя это дает существенную экономию дискового пространства — представьте себе, что вам нужно было бы инсталлировать полный комплект плагинов к каждому имеющемуся у вас программному пакету.

В настоящее время стандартом де-факто являются два программных интерфейса для звуковых программных модулей — DirectX и VST1. Оба интерфейса позволяют использовать соответствующие плагины в режиме реального времени2, то есть просчитывать эффекты непосредственно в процессе воспроизведения звукового файла (или трека — в случае многодорожечной записи). Причем это относится не только к уже записанным звуковым и видеофайлам, но также и к внешним источникам звука, подключенным к вашей звуковой карте3. Естественно, что для этого ваш компьютер должен обладать достаточно высокой вычислительной мощностью, а при работе с внешними источниками звукового сигнала обязательно требуется поддержка драйвером вашей звуковой карты технологии DirectX.

Практически все современные аппаратно-независимые программы, связанные с обработкой звука, совместимы хотя бы с одним из этих программных интерфейсов, а некоторые (например, Steinberg WaveLab) поддерживают сразу оба. Многие компании, занимающиеся разработкой программных модулей, выпускают свои изделия сразу в двух версиях — DirectX и VST.

В начало В начало

Управление настройкой параметров программных модулей

Пользовательские интерфейсы

Как и любой программный продукт, модуль обработки имеет пользовательский интерфейс. Конечно, мне могут возразить, сказав, что главное — это качество алгоритма обработки, применяемого в этом модуле. Однако могу вас уверить, что работа с неудобным пользовательским интерфейсом не только снижает эффективность труда (то есть приводит к дополнительным затратам рабочего времени и более быстрой утомляемости), но и зачастую негативно сказывается на качестве конечного продукта, в нашем случае — фонограммы. Начинающих пользователей часто привлекают красиво выполненные интерфейсы, стилизованные под аппаратные аналоги того или иного плагина. По собственному опыту могу сказать, что работать с такими интерфейсами неудобно и весьма утомительно. Дело в том, что эргономика лицевых панелей воплощенных в железе приборов рассчитана на работу при помощи рук, а не мыши и клавиатуры. А теперь представьте себе, что у вас осталась всего одна рука с единственным пальцем. Удобно ли будет вам настраивать этот аппарат? Спору нет, обилие крутящихся ручек, тумблеров и т.п. выглядит красиво, но пользоваться ими на экране крайне затруднительно. Пусть это покажется вам парадоксальным, но многих случаях аскетичные «ползунково-цифровые» интерфейсы, подобные DirectX-модулям Sonic Foundry или Arboretum Hyperprism, оказываются гораздо удобнее.

Если обобщить мой личный опыт использования плагинов различных производителей, то идеальный пользовательский интерфейс должен обеспечивать:

  • хорошую читаемость всех надписей и числовых значений параметров;
  • максимальную наглядность производимых настроек (в частности, отображение АЧХ в случае эквалайзера, кривой компрессии в случае компрессора и т.д.);
  • максимально возможное количество способов ввода значений параметров, например в числовом виде с клавиатуры, последовательным или пошаговым приращением при помощи определенных клавиш, движением ползунка при помощи мыши и т.д. Очень полезной бывает возможность установки настроек непосредственно по визуальной модели. После определенного периода адаптации вы сами выберете способ ввода, наиболее удобный именно для вас, но свобода выбора все-таки должна быть;
  • возможность быстрого отключения модуля (режим bypass) для сравнения исходного и обработанного сигналов;
  • возможность записи и быстрого вызова готовых настроек (пресетов);
  • индикацию уровней входного и выходного сигналов (желательно с «удержанием» пиков и фиксацией возникновения перемодуляции).

Встречаются, однако, и довольно оригинальные решения, которые во многих случаях могут значительно облегчить выбор правильных настроек. Так, в плагинах Arboretum Hyperprism вы можете изменять значения одного, двух или более параметров, перемещая указатель по прямоугольному полю. При этом величина связанного с горизонтальной или вертикальной осью параметра будет изменяться пропорционально изменению соответствующей координаты указателя. Кроме того, с одной и той же осью вы можете связать не один, а сразу несколько параметров, значения которых будут изменяться синхронно.

В начало В начало

Управление через MIDI

К сожалению, каким бы удобным ни был пользовательский интерфейс, управление настройкой эффектов при помощи компьютерной клавиатуры и мыши далеко не всегда обеспечивает необходимую точность и оперативность. Поэтому некоторые программные модули позволяют управлять настройкой параметров и переключением различных режимов при помощи команд MIDI-интерфейса. Для чего это может понадобиться?

Во-первых, у вас появляется возможность осуществлять управление настройками плагина при помощи внешних аппаратных MIDI-контроллеров или специальных консолей. А во-вторых, если возникнет необходимость внесения изменения в те или иные регулировки в процессе звучания композиции, то соответствующие MIDI-команды (так называемые логические контроллеры) можно записать на отдельный трек MIDI-секвенсора, и при повторном воспроизведении все необходимые регулировки будут автоматически производиться в нужное время. Вряд ли нужно говорить, насколько полезной может оказаться подобная возможность при создании сложных композиций или озвучивании видео.

Возможность управления через MIDI-интерфейс предусмотрена у всех плагинов DSP-FX, и реализована она в них очень удобно. В частности, пользователь может выбрать любой доступный MIDI-порт и номер MIDI-канала, а изменения значений логических контроллеров могут восприниматься как в абсолютных величинах, так и в режиме приращения (то есть независимо от абсолютного значения соответствующего контроллера консоли учитывается только величина, на которую был изменен данный параметр).

Программные модули, разработанные по новой спецификации программного интерфейса Steinberg — VST 2.0, также поддерживают управление настройками посредством MIDI-команд. Популярный аудиосеквенсор Steinberg Cubase версии 5.0 поддерживает VST-плагины как старого, так и нового формата.

В начало В начало

Общая классификация типов обработки

В настоящее время существует великое множество самых разнообразных эффектов, реализованных как аппаратно, так и программно. Поэтому вполне естественно, что в рамках общего обзора рассмотреть абсолютно все их разновидности просто невозможно. Однако существует определенная классификация звуковых эффектов, с помощью которой можно разобраться, зачем нужен тот или иной эффект и по какому принципу он работает (рис. 1). Разумеется, эта статья не претендует на абсолютную полноту, но наиболее распространенные и часто используемые типы обработки в ней представлены. Рассмотрим краткие характеристики каждого из них.

В начало В начало

Инструменты первой необходимости

Часто в начальной стадии работы над тем или иным аудиопроектом требуется исправить огрехи звукоинженера или оператора, производивших первичную запись либо оцифровку сигнала. Для этого используются так называемые инструменты первой необходимости (рис. 2), которые позволяют производить:

  • инвертирование фазы сигнала (поворот фазы на 180°);
  • монирование стереосигнала (преобразование исходной стереофонограммы в монофоническую);
  • преобразование монофонической фонограммы в стереофоническую;
  • взаимоперемещение каналов стереосигнала (channels swap);
  • регулирование уровня сигнала по каждому из каналов.
В начало В начало

Управляющие модули

Иногда возникает необходимость использовать цепочку обработки, состоящую из нескольких последовательно включенных плагинов. К сожалению, далеко не все программы позволяют сделать это штатными средствами, и именно для таких случаев имеются специальные модули (например, Sonic Foundry Plug-in Chainer), позволяющие задействовать одновременно несколько плагинов (рис. 3).

При частом использовании однотипных операций может оказаться полезным модуль пакетной обработки, позволяющий обрабатывать большое количество файлов по заданной схеме.

В начало В начало

Эквалайзеры

Эквалайзеры — один из самых распространенных типов обработки, хорошо знакомый большинству читателей по бытовой аудиоаппаратуре. Применяются эквалайзеры для коррекции амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) сигнала. Иными словами, используя эквалайзер, мы можем усиливать или ослаблять определенную часть звукового спектра сигнала. В зависимости от конкретных задач применяются различные типы эквалайзеров: шельфовые, графические, параметрические и квазипараметрические. Хотя данная классификация относится в большей степени к аппаратным устройствам, она позволит вам лучше уяснить суть изменений, происходящих при тех или иных регулировках.

Чтобы понять, о чем пойдет речь, необходимо усвоить несколько базовых понятий. Полосой называется участок звукового спектра (рис. 4). Центральная частота полосы — это значение частоты, соответствующее ее вершине. Глубина регулировки измеряется в децибелах и показывает, насколько усиливается или ослабляется выбранная частотная полоса относительно среднего уровня сигнала. Ширина полосы (иногда этот параметр называют электротехническим термином добротность, а соответствующий регулятор обозначают буквой Q) измеряется в относительных единицах — долях октавы (под октавой подразумевается участок звукового спектра от заданной частоты до частоты с вдвое большим значением). Теперь можно перейти непосредственно к эквалайзерам.

Шельфовые эквалайзеры позволяют управлять усилением и ослаблением больших участков звукового спектра: либо от ее начала до заданной величины (регулятор НЧ), либо от заданной величины и до конца слышимого спектра (регулятор ВЧ). Частным случаем шельфового эквалайзера является регулятор баланса АЧХ.

Графические эквалайзеры используются во многих бытовых аппаратах и наверняка хорошо знакомы многим читателям. Такие эквалайзеры имеют фиксированное количество полос (то есть участков, на которые разделен звуковой спектр), имеющих равную ширину (рис. 5).

Усилением/ослаблением каждой частотной полосы управляет ползунковый регулятор, среднее положение которого означает отсутствие воздействия на данную частотную полосу. Благодаря своей конструкции они наглядно отображают форму АЧХ, полученную в результате произведенных настроек. В бытовой аппаратуре распространены октавные и полутораоктавные графические эквалайзеры (имеющие соответственно 5-6 или 9-10 полос), а в профессиональной звукообработке используются третьоктавные и даже четвертьоктавные эквалайзеры (от 15 до 40 полос).

Параметрические эквалайзеры обычно имеют от 2 до 4 полос, но позволяют управлять сразу тремя параметрами каждой из них: значением центральной частоты, шириной полосы и усилением/ослаблением (рис. 6). Частным случаем параметрических эквалайзеров являются квазипараметрические эквалайзеры, которые отличаются упрощенной конструкцией — обычно в них отсутствует регулятор ширины полосы.

Наиболее простые программные эквалайзеры, как правило, построены по одной из описанных выше схем. Более сложные могут иметь переключаемые режимы работы (обычно выбираемые для каждой полосы) — можно, например, пользоваться одновременно шельфовым и параметрическим режимами для различных полос. Многие программные модули эквалайзеров снабжены графическим представлением воздействия на АЧХ исходного сигнала, что значительно облегчает работу и делает процесс поиска настроек более наглядным (рис. 7).

При выборе типа эквалайзера необходимо исходить из стоящей перед вами задачи. Так, для общей коррекции АЧХ удобнее использовать шельфовые и графические эквалайзеры, а для удаления нежелательных призвуков или коррекции вокальной партии лучше взять параметрический эквалайзер.

В начало В начало

Компрессоры

Модули и устройства, управляющие динамическим диапазоном, применяются практически на всех стадиях записи: при оцифровке, предварительной обработке, сведении и мастеринге. Хотя разновидностей подобных устройств сейчас довольно много, объединяет их общий принцип — управление усилением сигнала (или определенной частотной полосы) в зависимости от его уровня. В аналоговых приборах для этой цели использовались так называемые управляемые усилители, коэффициент усиления которых зависит от уровня входного сигнала.

Наиболее распространенными из этой группы являются компрессоры, применяемые для сжатия динамического диапазона4 (рис. 8). Дело в том, что динамический диапазон реальных инструментов и тем более оркестров значительно шире динамического диапазона звукового тракта и акустических систем бытовых аудиоприборов. Для того чтобы тихие звуки не тонули в шумах, а громкие не вызывали искажений, динамический диапазон фонограммы искусственно сжимают. Проще говоря, при обработке звукового сигнала компрессором тихие звуки становятся громче, а громкие — тише. Воздействие на звуковой сигнал можно графически представить в виде кривой компрессии, представляющей собой не что иное, как график зависимости уровня выходного сигнала от уровня входного. Простые компрессоры осуществляют обработку всего спектра звукового сигнала, а более сложные (их называют многополосными) позволяют управлять степенью компрессии независимо для нескольких участков частотного спектра (как правило, границы раздела этих участков также можно настраивать).

Чаще всего компрессор имеет четыре регулятора:

  • пороговый уровень (threshhold) — определяет минимальный уровень сигнала (обычно градуируется в децибелах), при котором начинает действовать управляемый усилитель;
  • время атаки (attack) — устанавливает время реакции управляемого усилителя (обычно градуируется в миллисекундах) на увеличение уровня входного сигнала;
  • время послезвучия (release) — устанавливает время реакции управляемого усилителя (обычно градуируется в миллисекундах) на уменьшение уровня входного сигнала;
  • уровень компрессии (ratio) — определяет соотношение между самым высоким и самым низким значением уровня выходного сигнала. Этот регулятор обычно градуируется в пропорциях (например, 1:1, 1:2, 1:3, 1:6 и т.д. до 1:∞).

Помимо описанных выше базовых регулировок, имеющихся на практически на каждом аппаратном или программном компрессоре, могут быть и дополнительные переключатели, например для выбора той или иной кривой компрессии, а также режимов управления сжатием по пиковому (peak) или среднеквадратичному (RMS) уровню входного сигнала.

При установке уровня компрессии 1:∞ мы получим лимитер — частный случай компрессора, «поджимающий» динамический диапазон только по максимальному уровню. Существуют специальная разновидность компрессоров — максимайзеры, которые используются на окончательной стадии производства (например, при мастеринге) специально для повышения субъективной громкости звучания.

Применение компрессора ощущается на слух как повышение громкости и более «плотное» звучание. В некоторых случаях при помощи компрессора можно подчеркнуть звучание сольной партии, недостаточно четко выделяющейся из аккомпанемента, или, наоборот, несколько «пригасить» чрезмерно выделяющуюся партию ударных.

В начало В начало

Эффекты, основанные на задержке сигнала

Применение цифровых технологий в звуковых эффектах началось именно с устройств этого класса, что в общем-то неудивительно, поскольку реализовать временную задержку звукового сигнала, представленного в цифровом виде, очень просто. Самым простым эффектом из этого семейства является дилэй (от англ. delay — задержка). Его структурная схема приведена на рис. 9, а пример плагина — на рис. 10. Исходный сигнал подается на линию задержки и с некоторым временным смещением подается на выход. Таким образом вы получаете однократный повтор исходного сигнала с заданной задержкой. Для имитации многократных затухающих повторов применяется регулятор обратной связи, при помощи которого можно устанавливать уровень сигнала, подаваемого с выхода линии задержки на ее вход. Чем больше «открыт» регулятор обратной связи, тем больше повторов вы услышите. Соотношение громкости входного и обработанного сигналов управляется регулятором глубины эффекта.

По схожему принципу работают и ревербераторы — устройства, позволяющие имитировать акустические условия помещений и открытых пространств (рис. 11). Конечно, алгоритмы работы современных ревербераторов значительно сложнее описанных выше, но общий принцип остается таким же. В зависимости от конкретной реализации управление ревербератором может быть построено как по «классическому» принципу (с определенным количеством числовых параметров), так и на основе визуальной модели. В последнем случае вы можете выбрать или даже создать форму виртуального помещения, установить его размеры и т.д.

Теперь вернемся к дилэю. Если немного усложнить схему этого устройства, включив в нее генератор инфранизких частот (ИНЧ) и блок частотной модуляции (рис. 12), то мы получим эффекты хорус (chorus) и флэнджер (flanger). Четкой границы между ними нет, но условно можно сказать, что величина задержки в случае хоруса составляет единицы и десятки миллисекунд, а в случае флэнджера — десятые доли и единицы миллисекунд. Еще один эффект, сходный с флэнджером по звучанию — фэйзер (faser). Различие заключается в том, что в случае фэйзера используется не задержка сигнала, а сдвиг его фазы на определенный угол.

Эффекты на основе динамической фильтрации

Данные эффекты реализуются при помощи частотных фильтров с циклически изменяющимися характеристиками5 — частотой среза или шириной полосы пропускания. Наиболее известными представителями этого семейства являются автовау (autowah), называемый на музыкальном жаргоне «квакушкой» (рис. 13), и эффект Лесли («вращающийся динамик»). На слух эти эффекты воспринимаются соответственно как периодическое закрывание и открывание источника звука каким-либо предметом или как вращение направленного источника звука относительно собственной оси.

В начало В начало

Эффекты на основе частотной и амплитудной модуляции

В основе данных эффектов лежит амплитудная или частотная модуляция исходного сигнала колебаниями определенной формы (синусоидальными, пилообразными, прямоугольными, треугольными и т.д.). Известный эффект тремоло получается путем амплитудной модуляции исходного сигнала, а эффект вибрато (рис. 14) — при помощи слабой частотной модуляции.

Еще один типичный представитель семейства эффектов частотной и амплитудной модуляции — Ring Modulator. В этом случае исходный сигнал подвергается модуляции колебаниями низкой или инфранизкой частоты, а затем пропускается через резонансный фильтр, настраиваемый на определенную частоту.

В начало В начало

Эффекты управления панорамированием

Как известно, первичная запись многих инструментов производится в монофоническом формате. При сведении стереофонограммы при помощи регулятора стереопанорамы мы можем разместить звук инструмента в нужной точке стереобазы. Однако иногда для решения тех или иных творческих задач требуется изменять положение источника сигнала в процессе сведения. Для автоматического перемещения источника звука по заданным параметрам применяются паннеры (panner; рис. 15). Базовые настройки паннера позволяют задать:

  • форму управляющего сигнала (иначе говоря, характер движения источника звука — равномерный, с замедлениями и ускорениями в определенных точках и т.п.);
  • максимальную амплитуду движения (этот параметр может быть задан в процентах стереобазы или в градусах);
  • смещение центра траектории относительно середины стереобазы;
  • частоту управляющего сигнала (фактически этот параметр определяет скорость перемещения — чем выше частота, тем быстрее будет двигаться источник звука).
В начало В начало

Эффекты на основе сдвига частоты

Думаю, что здесь и так все понятно: частота исходного сигнала сдвигается на определенную величину, после чего смешивается с необработанным звуком. Этот принцип используется в гармонайзерах, являющихся одним из излюбленных эффектов многих музыкантов, в частности гитаристов. Как правило, современные гармонайзеры включают в себя несколько параллельно работающих цепей частотного сдвига, каждая из которых может настраиваться независимо от остальных (рис. 16). Таким образом, извлекая на инструменте всего одну ноту, на выходе гармонайзера вы слышите уже целый аккорд! Частным случаем гармонайзеров являются октаверы, которые позволяют получать дополнительный «голос» на октаву (а иногда и на две) ниже входного сигнала.

Для удобства регуляторы настройки величины смещения тона градуируются не в герцах, а в полутонах (12 полутонов равняются одной октаве). Для точной подстройки обычно имеется дополнительный регулятор, проградуированный в центах (долях полутона).

В начало В начало

Генераторы гармоник

Наиболее распространенными представителями данного семейства являются иксайтеры (exciter; иногда встречается название aural exciter), осуществляющие на основе исходного сигнала синтез гармоник высших порядков. Обработанный сигнал смешивается с исходным, придавая последнему более звонкое и прозрачное звучание. Если говорить о программных иксайтерах (их также называют энхансерами), то они обладают весьма гибкими возможностями.

Обычно иксайтер (рис. 17) управляется при помощи трех настроек:

  • tune — выбор основной частоты для генерации гармоник;
  • drive — яркость эффекта;
  • mix — соотношение обработанного и исходного сигналов.

Иногда имеется регулятор соотношения уровня четных и нечетных гармоник, бывают и переключатели режимов (только четные или четные и нечетные гармоники).

Иксайтеры можно использовать как для обработки отдельных инструментальных или вокальных партий, так и для воздействия на уже готовую фонограмму для «осветления» ее звучания.

В начало В начало

«Классические» исказители

Как это ни странно звучит, но многие из используемых в настоящее время звуковых эффектов основаны на принципе внесения тех или иных искажений в исходный сигнал. Родоначальником этих эффектов стал обычный ламповый усилитель. Еще в начале 60-х годов музыканты-экспериментаторы обратили внимание на то, что перегрузка входного каскада лампового усилителя позволяет получить богатый гармониками жесткий «жужжащий» звук. Этот эффект получил название овердрайв (overdrive). Впоследствии на основе сходных принципов было создано множество родственных эффектов: фуз (fuzz), дисторшн (distortion) и т.п. Если говорить обобщенно, то главным принципом, лежащим в основе этих эффектов (рис. 18), является искусственное ограничение амплитуды исходного сигнала.

Сложно сказать, насколько часто используются подобные программные модули, так как практически любой гитарист скажет вам, что использование аналоговых (особенно ламповых) приборов дает гораздо лучший результат.

В начало В начало

Стилистические исказители

Как известно, лучшее — враг хорошего. Многим казалось, что с появлением цифровых технологий звукозаписи, устранивших шум ленты и пощелкивание грампластинок, настанет настоящий рай для меломанов и музыкантов. Но нет — звучание «цифры» многие специалисты называют холодным, безжизненным и чересчур резким. А многие звукоинженеры, использовавшие для создания более плотного и теплого звучания записей небольшую перемодуляцию магнитной ленты, с ностальгией вспоминают доцифровую эпоху. Но был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Сегодня в изобилии имеются цифровые эффекты, имитирующие и шум ленты, и потрескивание пластинок, и перегрузку усилительных каскадов (рис. 19)…

Конечно, нельзя сказать, что указанные эффекты представляют собой забавные, но бесполезные вещи — их можно успешно использовать для создания характерного звучания при озвучивании фильмов или видеоклипов.

В начало В начало

Вокодеры

Вокодеp (от англ. voice coder — кодиpовщик голоса) является в некотором смысле продуктом конверсии, поскольку используемые в его работе принципы первоначально были разработаны в военных лабораториях для кодированной передачи речевых сообщений по линиям связи.

На основе пpоизвольного входного сигнала с богатым спектpом вокодеp осуществляет синтез звука, похожего на человеческую pечь. Речевой синтез, как правило, pеализуется пpи помощи фоpмантных пpеобpазований: из сигнала выделяется (фильтруется) нужный набоp фоpмант с заданными в настройках соотношениями, что пpидает звучанию характеристики той или иной гласной фонемы. Преобразование входного сигнала может осуществляться как по жестко заданной схеме, так и при помощи дополнительного звукового сигнала, например взятого из файла (рис. 20).

Помимо получения эффекта «говорящих» инструментов (например, гитары), вокодеры позволяют менять характер голоса, например превращать женский голос в мужской и наоборот.

В начало В начало

Шумоподавители

Как следует из их названия, данные модули предназначены для подавления различных шумов и помех, имеющихся в исходной фонограмме. Наиболее простым из них является гейт (gate или noise gate), предназначенный для отсечения шумов в паузах. При уменьшении уровня сигнала меньше заданного в настройках значения выход гейта закрывается и, таким образом, имеющиеся шумы отсекаются. Как только уровень входного сигнала превышает заданное значение, гейт открывается и сигнал снова начинает поступать на его выход.

Для более сложных задач, когда требуется вычищать шумы и помехи из полезного сигнала, применяются более сложные шумоподавители, которые можно разделить на два типа:

  • подавители щелчков и импульсных помех (декликеры);
  • подавители регулярных шумов (шипения, свиста и т.п.), использующие в качестве шаблона образцы этих шумов (рис. 21).

Вообще говоря, шумоподавители составляют весьма обширный и несколько обособленный от остальных средств обработки класс плагинов, поэтому подробный рассказ о них мы выделили в отдельный материал (см. статью «Реставрация фонограмм» в этом номере журнала).

В начало В начало

Советы по использованию звуковых эффектов

В заключение этой статьи мне хотелось бы дать несколько рекомендаций по использованию звуковых плагинов. Применение того или иного модуля обработки должно быть обусловлено либо технологической необходимостью, либо определенной творческой задачей. Использовать всю имеющуюся обработку только потому, что она у вас есть, не только неразумно, но зачастую просто губительно для конечного продукта. Применяя какой-либо плагин для украшения инструментальной или вокальной партии, следует помнить: искусство использования звуковых эффектов сродни искусству наложения макияжа — он должен выполнять определенную задачу, но при этом не должен быть явно заметен. Одна из самых типичных ошибок многих начинающих (да и не только) звукорежиссеров и музыкантов — утрирование используемых эффектов. Чтобы избежать этого, нужно уметь слушать и доверять своему вкусу, не оглядываясь на других. Обязательно сохраняйте удачные настройки, так как они наверняка пригодятся вам в дальнейшем, а поскольку вдохновение — вещь непостоянная, повторить единожды достигнутое по памяти удается далеко не всегда. Старайтесь анализировать применение эффектов в тех записях, звучание которых вам нравится, — таким образом можно почерпнуть полезный опыт и заодно лишний раз потренировать свой слух.

Звучание инструментов таких мастеров, как Брайан Мэй, Марк Нопфлер и Стиви Рэй Воэн, легко узнается с первых мгновений, и спутать их с другими музыкантами невозможно. Подбирая определенное сочетание звуковых эффектов, вы сможете добиться своего, уникального звучания, которое надолго запомнится слушателям и станет для вас своего рода визитной карточкой.

На CD-ROM, прилагаемом к журналу, вы найдете звуковые иллюстрации к этой статье, а также демонстрационные и свободно распространяемые версии звуковых плагинов.

КомпьютерПресс 11'2001

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует