oldi

Crystal Enterprise — система распространения информации в Интернет

Сергей Маклаков

Эффективное использование хранящейся информации является одной из самых важных и самых сложных задач, выполняемых корпоративными информационными системами.

Задачу представления информации, хранящейся в базах данных, в удобном для менеджеров виде решает широко известный генератор отчетов Crystal Reports фирмы Crystal Decisions (бывшая Seagate Software). Описание основных функциональных возможностей Crystal Reports было дано автором в статье «Новый имидж старого знакомого — Crystal Reports 8» (КомпьютерПресс № 7’2000). Crystal Reports является клиентским приложением, поддерживающим архитектуру «клиент-сервер». Этот продукт позволяет извлекать данные из баз данных — как реляционных, так и настольных — и эффективно обрабатывать информацию, представляя ее в наглядном, удобном для восприятия виде. Crystal Reports широко распространен во всем мире, формат его шаблонов отчетов является стандартом de facto. Однако вследствие особенностей своей архитектуры Crystal Reports не способен эффективно обеспечить безопасность данных и производительность информационной системы в больших корпоративных сетях. Для решения задач производительности и безопасности компания Crystal Decisions разработала систему генерации и распространения отчетов в локальной сети Crystal Info (до версии 7.5 этот продукт назывался Seagate Info). Подробнее о Crystal Info можно узнать в статье автора «Анализ и распространение информации с Seagate Info 7» (КомпьютерПресс № 7’2001). Crystal Info выполнен в многоуровневой архитектуре «клиент-сервер» и имеет слой серверов приложений, позволяющих обеспечить высокую производительность распространения информации в локальной сети.

Интеграция экономики, географическое расположение компаний требуют от информационных систем возможности эффективной работы в глобальных сетях. Хотя Crystal Info имеет инструменты распространения отчетов по электронной почте и через Интернет, организация высокопроизводительной работы в Глобальной сети диктует необходимость создания специализированных инструментов. Фирма Crystal Decisions выпустила недавно новый подобный программный продукт, который полностью ориентирован на распространение отчетов в Интернете, — Crystal Enterprise.

Crystal Enterprise выполнен в многоуровневой архитектуре «клиент-сервер» и включает в себя четыре слоя: слой клиента, слой управления, слой выполнения и слой данных (рис. 1). Каждый из слоев содержит набор модулей, выполняющих свои специфические задачи. Модули могут быть установлены как на одном, так и на нескольких компьютерах — в зависимости от типа решаемых задач. Связь между модулями осуществляет Crystal eBusiness Framework. В качестве основного протокола эта структура использует протокол TCP/IP.

Клиентский слой Crystal Enterprise позволяет выполнять задачи администрирования всей системы, публиковать и просматривать отчеты. Он включает в себя следующие модули:

  • Crystal Management Console (CMC) — основанное на Web-технологии средство администрирования, позволяющее создавать пользователей и группы пользователей Crystal Enterprise, изменять их права, устанавливать опции публикации отчетов, изменять настройки серверов и вносить или удалять лицензионные ключи. Доступ к CMC может быть осуществлен через Web-браузер.
  • Crystal Publishing Wizard (рис. 2) — приложение, позволяющее администратору и пользователю включить отчет в Crystal Enterprise. Администратор может управлять правами пользователя на включение отчета в Crystal Enterprise и на публикацию отчета.
  • Crystal Configuration Manager — приложение, позволяющее администратору запускать, останавливать и удалять серверы.
  • Crystal Import Wizard — позволяет импортировать пользователей, папки и отчеты из Seagate Info или предыдущих версий Crystal Enterprise (рис. 3).
  • ePortfolio — основанное на Web-технологии приложение, позволяющее пользователю просматривать отчеты и устанавливать расписание выполнения отчетов. Crystal Enterprise поддерживает работу с отчетами формата Crystal Reports версий 6, 7 и В качестве альтернативы ePortfolio для создания собственных приложений, реализующих все функции ePortfolio, может быть использован интерфейс Software Development Kit (SDK).

Слой управления решает задачи безопасности, посылает запросы к соответствующим серверам и хранит версии отчетов с сохраненными данными (report instances):

  • Web-сервер. Crystal Enterprise поддерживает работу с различными типами серверов, в частности с Microsoft Internet Information Services, Netscape Enterprise Server, Netscape Fast Track Server, Lotus Domino, Apache.
  • Web Component Server отвечает за связь между Web-сервером и прочими компонентами Crystal Enterprise. Web Component Server обрабатывает запросы от браузера и сервера Crystal Server Pages (CSP).
  • Automated Process Server (APS ) выполняет три основные функции: обеспечение задач безопасности (обеспечение привилегий пользователей), управление объектами (папками и отчетами) и управление серверами. APS создает базу данных пользователей Crystal Enterprise и определяет права каждого пользователя на определенные операции. База данных APS может быть создана с помощью следующих СУБД: Oracle 7.3 и 8.1, Sybase Adaptive Server 11.5, Informix 7.3, Microsoft Access, Microsoft SQL Server 6.5, 7 и 2000. APS, взаимодействуя с сервером Job Server, отслеживает выполнение отчетов в заданное время, сохраняет пути к отчетам и поддерживает иерархию папок. Кроме того, APS постоянно отслеживает состояние серверов, формируя таблицу состояния серверов, которая используется для обработки запросов к отчетам.
  • File Repository Server. Для каждого экземпляра Crystal Enterprise создается один входящий (Input ) и один исходящий (Output) сервер File Repository. Входящий сервер содержит все отчеты, которые были добавлены пользователями в Crystal Enterprise с помощью модулей Crystal Publishing Wizard, Crystal Management Console или Crystal Import Wizard. Исходящий сервер содержит отчеты, выполненные сервером Job Server.
  • Cache Server сохраняет страницы отчета, сгенерированные сервером Page Server. По запросу Cache Server пересылает страницы отчета серверу Web Component Server. Хранение страниц на сервере Cache Server позволяет минимизировать количество обращений к серверу баз данных при обращении к отчету.
  • Слой выполнения обращается непосредственно к данным и генерирует отчеты. Он включает следующие компоненты:
  • Job Server обрабатывает файлы отчетов (.rpt) в соответствии с расписанием APS и генерирует версии отчета, содержащие данные. Для генерации версий отчета Job Server связывается с базами данных.
  • Page Server отвечает за получение страниц отчета от сервера Cache Server и генерацию страниц в формате Encapsulated Page Format (EPF). Страницы EPF содержат информацию о форматировании отчета. Данные для отчета могут быть сохранены вместе с отчетом или получены из базы данных.

Слой данных содержит данные, необходимые для генерации отчетов. Он может содержать настольные базы данных (доступ осуществляется через ODBC), реляционные базы данных или ERP-системы.

Рассмотрим взаимодействие компонентов Crystal Enterprise при выполнении типичных задач.

Создание нового пользователя (рис. 4):

  1. Админиcтратор создает в среде Crystal Management Console нового пользователя, и запрос с помощью Web-браузера направляется на Web-сервер.
  2. Web-сервер направляет запрос к Web Component Server.
  3. Web Component Server связывается с APS для создания нового пользователя. Информация о новом пользователе сохраняется в базе данных APS.
  4. Web Component Server создает страницу с информацией о новом пользователе, которая направляется на Web-сервер и далее на Web-браузер.

Публикация отчета с помощью Crystal Publishing Wizard:

  1. С помощью Crystal Publishing Wizard пользователь добавляет новый отчет в среду Crystal Enterprise.
  2. Crystal Publishing Wizard устанавливает связь APS с входящим сервером File Repository Server. Файл отчета копируется с клиентского компьютера на входящий сервер File Repository Server. APS создает в своей базе данных ссылку на этот файл.
  3. Crystal Publishing Wizard показывает информацию о размещенном отчете в окне Summary.

Просмотр отчета из ePortfolio:

  1. Пользователь пытается просмотреть версию отчета в Web-браузере с помощью ePortfolio.
  2. Запрос направляется Web-сервером к Web Component Server.
  3. Web Component Server перенаправляет запрос на страницу к серверу Cache Server.
  4. Cache Server проверяет, доступна ли требуемая страница. Если EPF-страница недоступна, запрос направляется на сервер Page Server.
  5. Page Server направляет запрос к серверу File Repository Server, получает от него версию отчета с данными, формирует EPF-страницу и направляет ее к серверу Cache Server.
  6. Cache Server направляет страницу на Web Component Server.
  7. Web Component Server передает страницу в отформатированном виде Web-серверу.
  8. Web-сервер отправляет страницу в Web-браузер.

Обновление отчета (рис. 5):

  1. Пользователь из окна просмотра отчета пытается обновить данные.
  2. Запрос направляется с Web-сервера к Web Component Server.
  3. Web Component Server направляет запрос на получение страницы к серверу Cache Server.
  4. Cache Server проверяет интервал обновления, установленный с помощью Crystal Management Console, и определяет, давно ли была обновлена страница. Если интервал истек или страницы в кэше нет, устанавливается связь с Page Server и страница генерируется.
  5. Page Server получает шаблон отчета с входящего сервера File Repository Server, направляет запрос к базе данных, получает от базы данных свежие данные и формирует EPF-страницу.
  6. Page Server направляет новую страницу к серверу Cache Server. Cache Server сохраняет копии страниц для возможных будущих запросов и направляет копии страниц к серверу Web Component Server.
  7. Web Component Server пересылает запросы на Web-сервер, который направляет отчет Web-браузеру.

Crystal Enterprise поставляется в двух вариантах — Standard Edition и Professional Edition. Версия Standard Edition требует установки всех модулей слоя управления и слоя выполнения на одном компьютере и не позволяет обеспечить права доступа для каждого отчета. Модули версии Professional Edition могут быть установлены на разных компьютерах, что позволяет обеспечить оптимальную производительность при выполнении и распространении отчетов, при этом система безопасности реализована как на уровне пользователей, так и на уровне отдельных отчетов. Кроме того, Professional Edition поддерживает технологию Smart Reporting Technology, которая позволяет пользователям не только просматривать, но и создавать новые отчеты из Web-браузера.

КомпьютерПресс 11'2001