Маленькие помощники в цифровой студии

Предусилители

   ART Tube MP

   Joemeek VC3Q

   Midiman Audio Buddy

   Midiman DMP-2

   Midiman OMNI I/O

Внешние модули ЦАП/АЦП и преобразователи цифрового сигнала

   Midiman Flying Calf A/D и D/A

   Midiman Flying Cow

   Ego Sys Dr.D

   Midiman CO2/CO3

Аксессуары

   EgoSys CARDamp

   MAM HP 48

 

Оцифровка звука аналоговых источников является, пожалуй, наиболее слабым звеном в любительских и полупрофессиональных «настольных» студиях, созданных на базе персонального компьютера. Тусклое и безжизненное звучание, «проваленные» инструменты и вокальные партии — вот далеко не полный перечень типичных признаков работы малограмотного пользователя, подключившего микрофон или электрогитару напрямую ко входу звуковой карты. Если же вы хотите достичь оптимального результата, необходимо использовать специальные устройства, о которых и пойдет речь.

Многие любители домашней звукозаписи на первых порах полагают, что для успешной работы им нужен только компьютер, оснащенный хорошей звуковой картой, а все остальное можно сделать при помощи разнообразных программ и плагинов. В результате, соблазнившись доступной ценой и головокружительными возможностями такого решения, они часто становятся жертвами собственной технической безграмотности. «В чем дело? — вопрошает недоумевающий пользователь, потрясая инструкцией к звуковой карте. — Ведь тут черным по белому написано: сюда подключается микрофон, а туда — синтезатор!» Что же не так?

Начнем с микрофона, поскольку это наиболее часто используемый источник аналогового звукового сигнала в домашней студии. Конечно, любая современная звуковая карта (даже самая дешевая) оснащена микрофонным входом. Но к сожалению, установленный на мультимедийных звуковых картах микрофонный усилитель пригоден лишь для таких применений, как IP-телефония, запись речевых комментариев и т.п. Для качественной записи голоса и музыкальных инструментов он не годится, поэтому лучше сразу забыть о его существовании и подумать о приобретении специального микрофонного усилителя.

Существует и проблема подключения источников сигнала с линейным уровнем. Как известно, отсутствие искажений обеспечивается только при условии согласования электрических параметров (в частности, импеданса) выходного каскада источника звука и входного каскада приемника (в данном случае — звуковой карты). На мультимедийных звуковых картах отсутствуют такие необходимые элементы, как согласующий трансформатор и регулятор чувствительности, что делает их линейный вход непригодным для использования со многими внешними источниками. Например, электрические параметры звукоснимателей электрогитары значительно отличаются от характеристик выходного каскада магнитофона или CD-плейера, поэтому, подключив электрогитару к линейному входу мультимедийной звуковой платы, вы получите полный набор частотных и фазовых искажений, а если говорить о конечном результате — звучание получается плоским, сухим и невыразительным. Применение частотной коррекции в данном случае не сможет дать существенного улучшения, так что самым правильным решением будет устранение причины, а не следствия.

Предусилители

Как вы уже поняли, приобретение предусилителя при комплектовании звуковой студии на базе компьютера является насущной необходимостью (если, конечно, вы не собираетесь пользоваться исключительно сэмплами). До последнего времени такие устройства стоили довольно дорого и явно выходили за рамки мультимедийного бюджета. Покупать же микшерный пульт со встроенными микрофонными предусилителями или многоканальный стационарный АЦП или ЦАП не всегда целесообразно, да и цены на них еще выше. Но в последние несколько лет ведущие производители оборудования для звукозаписи выпустили целый ряд приборов, ориентированных именно на пользователей домашних студий.

Некоторые современные предусилители имеют ламповый усилительный каскад на входе, возможность включения фантомного питания1 для конденсаторных микрофонов, а иногда оснащаются компрессором или эквалайзером. Более дорогие модели имеют встроенный АЦП и цифровой выход, но в рамках данной статьи будут рассмотрены только наиболее простые модели.

В начало В начало

ART Tube MP

Это, пожалуй, самый популярный в мире миниатюрный ламповый микрофонный предусилитель. Tube MP способен обеспечить высочайшее качество при весьма скромной цене, что является главным для небольшой студии. Гибридная конструкция Tube MP позволяет привнести в звучание звукового сигнала ламповую теплоту и плотность, сводя при этом к минимуму уровень шума. Несмотря на то что основное назначение Tube MP — микрофонный предусилитель, данное устройство является еще и идеальным средством для записи музыкальных инструментов через линейный вход2.

Tube MP — прекрасная альтернатива дешевым микрофонным предусилителям, используемым в простых микшерных пультах. Устройство построено на базе электронной лампы 12AX7a и обеспечивает фантомное питание подключенного к нему микрофона. Кроме того, предусмотрен переключатель инвертирования фазы.

В начало В начало

Joemeek VC3Q

Данный студийный предварительный усилитель с оптоэлектронным компрессором и эквалайзером выполнен в корпусе шириной 9,5 дюймов (половина стандартной ширины для устройств, монтируемых в стандартную 19-дюймовую стойку). Хотя VC3Q — «младший брат» больших студийных процессоров фирмы Joemeek, он использует в своей работе те же самые алгоритмы, обеспечивая таким образом оптимальное соотношение «цена/возможности».

Высококачественный предварительный усилитель позволяет регулировать усиление в пяти каскадах звукового тракта при помощи одного регулятора. В предусилителе предусмотрено фантомное питание, благодаря чему его можно использовать с конденсаторными микрофонами. VC3Q оснащен симметричным линейным входом, на который можно подавать сигналы с уровнем от –30 до +24 дБ. На задней панели устройства имеется также разъем для подключения внешней обработки в разрыв (insert) с уровнем –10 дБ (максимум +24 дБ). Встроенный компрессор представляет собой упрощенную версию студийного компрессора этой же фирмы. Для сравнения исходного и обработанного сигнала предусмотрена кнопка In/Out. Частотную коррекцию можно осуществить при помощи трехполосного эквалайзера, обладающего «фирменным» теплым и сглаженным звуком, схожим с классическими эквалайзерами Neve. Для сравнения исходного и обработанного сигналов предусмотрена кнопка отключения эквалайзера.

В начало В начало

Midiman Audio Buddy

Audio Buddy — двухканальный предусилитель с независимыми регулировками уровней для каждого канала. Для подключения конденсаторных микрофонов предусмотрено фантомное питание. Каждый канал имеет два входа: симметричный (с разъемом XLR) для подключения микрофонов и несимметричный (с разъемом типа «джек» диаметром 1/4 дюйма) для подключения электрогитар, синтезаторов и т.п. Имеются симметричный и несимметричный линейные выходы.

В начало В начало

Midiman DMP-2

Этот двухканальный предусилитель для микрофонов и музыкальных инструментов по своей конфигурации схож с Audio Buddy: два канала, по два входа для каждого из них плюс наличие фантомного питания. Однако помимо этого DMP-2 оснащен такими полезными функциями, как отключаемый фильтр среза низких частот и инвертор фазы сигнала.

В начало В начало

Midiman OMNI I/O

Данное устройство представляет собой двухканальный предусилитель, интергированный в мини-микшер. Его конструкция оптимизирована для использования со звуковыми картами серии Delta (в частности, Delta 44/66). Это устройство дороже отдельного предусилителя, однако с приобретением OMNI I/O вы получаете и предусилитель, и микшер. OMNI I/O позволит подключать несколько источников сигнала и использовать внешние процессоры эффектов.

В начало В начало

Внешние модули ЦАП/АЦП и преобразователи цифрового сигнала

Не секрет, что многие пользователи недовольны не только качеством аналогового тракта своей звуковой карты, но и работой установленных на ней ЦАП/АЦП. Если ваша звуковая карта оснащена цифровыми входом и выходом, то вы можете использовать внешние модули ЦАП/АЦП для получения более качественного результата.

Внешние преобразователи могут быть использованы как для конвертирования форматов цифрового сигнала, так и в качестве связующего звена между оборудованием с разным физическим исполнением цифровых интерфейсов (например, для подключения сигнала с коаксиального электрического выхода S/PDIF к оптическому входу или наоборот).

Если вы пользуетесь небольшим аналоговым микшером, то сигнал с его выхода может быть преобразован в цифровой вид и затем подан на цифровой вход звуковой карты. В общем, применений внешним преобразователям найдется множество, хотя большинство из них могут казаться и неочевидными.

В начало В начало

Midiman Flying Calf A/D и D/A

Два этих очень похожих друг на друга «летающих теленка» являются соответственно цифро-аналоговыми и аналого-цифровыми преобразователями. Оба имеют одинаковый набор разъемов, различающихся по назначению: Flying Calf A/D оснащен двумя аналоговыми входами с регуляторами уровня и цифровыми электрическими выходами S/PDIF Coaxial, а Flying Calf D/A имеет цифровые электрические входы S/PDIF Coaxial и аналоговые выходы с регуляторами уровня. Эти приборы поддерживают разрядность цифрового сигнала до 24 бит и работают с частотами дискретизации от 32 до 48 кГц.

В начало В начало

Midiman Flying Cow

А это — уже не «теленок», а целая «летающая корова», сочетающая в себе АЦП и ЦАП, способные работать с частотами дискретизации от 32 до 48 кГц и разрядностью до 24 бит. Flying Cow оснащен как симметричными аналоговыми входами (с разъемами XLR), так и несимметричными (на четвертьдюймовых «джеках»). Прибор может преобразовывать аналоговый сигнал в цифровые форматы S/PDIF и AES/EBU и, наоборот, цифровой сигнал любого из указанных форматов в аналоговый.

В начало В начало

Ego Sys Dr.D

Универсальный конвертор цифровых сигналов в форматы AES/EBU, S/PDIF Optical, S/PDIF Coaxial. Позволяет преобразовывать сигнал из всех имеющихся в наличии форматов в любые другие, причем этот процесс может происходить сразу в двух направлениях.

В начало В начало

Midiman CO2/CO3

Необходимость в устройствах типа Midiman CO2/CO3 возникла уже давно, и по мере распространения hi-fi-техники с интегрированными цифровыми интерфейсами S/PDIF такие преобразователи становятся все более необходимыми. CO2 позволяет преобразовывать цифровой сигнал из электрического в оптический S/PDIF и наоборот, при этом он может работать и как повторитель (repeater), отдавая исходный и преобразованный сигналы параллельно через два разных выхода. С учетом низкой цены (всего 99 долл.) подобное устройство является оптимальным для коммутации цифрового звукового оборудования (DAT, Minidisc и т.п.) и цифровых входов-выходов звуковой карты.

Модель CO3 помимо оптического и коаксиального S/PDIF позволяет работать с еще одним цифровым форматом — AES/EBU.

В начало В начало

Аксессуары

К сожалению, объем статьи не позволяет охватить такие важные темы, как контрольная акустика, усилители, наушники и пр. Тем не менее напоследок хочется рассказать о двух весьма любопытных устройствах, которые могут быть полезными в домашней цифровой студии.

В начало В начало

EgoSys CARDamp

Эта принципиально новая разработка фирмы EgoSys представляет собой цифровой усилитель мощности, устанавливаемый внутрь компьютера на место платы расширения. В отличие от обычных усилителей мощности, усиление сигнала в CARDamp происходит в цифровом виде. Это один из самых маленьких существующих на данный момент усилителей — его размеры составляют всего 6×8 см. CARDamp может усиливать звуковой сигнал, поступающий как со звуковой карты, так и с любого внешнего устройства. При этом он не занимает слотов, не требует драйверов и не задействует вычислительных ресурсов компьютера. Процесс установки сводится к закручиванию крепежного винта и подключению стандартного разъема блока питания компьютера. CARDamp обладает очень высоким коэффициентом полезного действия, практически не нагревается и не требует специального охлаждения.

В начало В начало

MAM HP 48

Хотя домашняя студия, как правило, используется только одним музыкантом, порой возникает необходимость в проведении совместной записи или репетиции. Хорошо, если соседи и домочадцы относятся к доносящимся из вашей комнаты звукам спокойно — иначе придется использовать наушники. Но куда подключить одновременно несколько пар наушников? Для этого есть специальное устройство — MAM HP 48, представляющее собой высококачественный студийный усилитель для четырех пар наушников. Четыре отдельных стереофонических усилителя, входящие в HP 48, можно использовать как отдельно, так и совместно. Например, можно подать один и тот же сигнал на все выходы либо скоммутировать сигнал от одного источника на выходы с 1-го по 3-й, а на выход 4 подать сигнал от другого источника. Такая гибкость делает HP 48 идеальным устройством для использования в небольших студиях.

Материал предоставлен компанией «Мультимедиа Клуб» (тел.: (095) 943-9290, 943-9293; http://www.mpc.ru/).

КомпьютерПресс 11'2001

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует