oldi

Связь по карточкам. Что, как и почем?

Алексей Кошелев

Наверное, нет большого смысла вдаваться в исторические подробности, объяснять, как был изобретен телефон, насколько он удобен и практичен. Нет смысла рассказывать и о возникновении Интернета и его колоссальных возможностях.

Сейчас, когда технологии передачи информации достигли достаточного уровня (скорость, пропускная способность и тому подобное), идея совмещения телефона и Интернета выглядит весьма естественно. Если говорить более конкретно, то речь идет о том, чтобы использовать каналы Интернета для передачи телефонных переговоров, а если более широко — о голосовом общении людей посредством Сети.

Очевидно, что есть три принципиально разных варианта соединения: телефон-телефон, телефон-компьютер, компьютер-компьютер. В любом случае, даже в случае соединения типа «телефон-телефон», подразумевается, что между оконечными аппаратами стоят как минимум два компьютера, связанные между собой сетью, работающей на основе IP-протокола. Именно такое соединение называется IP-телефонией. Цель данной статьи — рассказать о том, насколько удобно, полезно и интересно такое построение общения людей. Помимо этого будут приведены расценки на услуги IP-телефонии, предоставляемые некоторыми компаниями Москвы. А в заключение мы рассмотрим преимущества оплаты услуг связи посредством использования карточек.

Итак, что же такое IP-телефония? IP-телефония — это способ построения связи между двумя телефонными абонентами с использованием каналов компьютерных сетей, базирующихся на протоколе IP (Internet Protocol). В предельном случае телефон-телефон организуется следующая схема: телефон звонящего абонента, телефонная связь со шлюзом, шлюз, сетевые каналы связи, второй шлюз, телефонная связь со вторым абонентом, телефон второго абонента. В данной схеме есть только один неизвестный ранее объект — это шлюз. На самом деле шлюз и является тем самым звеном, которое позволяет соединять телефон и компьютерную сеть. В то время как работа остальных частей более менее очевидна и привычна, шлюз выступает в роли нового и довольно интересного звена линии связи.

Что же конкретно делает шлюз? Во-первых, шлюз является тем объектом, куда звонит абонент по обычному телефону — возможно, даже по городскому автомату. То есть шлюз принимает звонок абонента. Во-вторых, обеспечивает авторизацию пользователя и проверку его регистрационных данных. Для этого пользователь передает по телефону в тоновом режиме некоторый код авторизации, дающий ему право для использования сети. В большинстве случаев такая регистрационная информация находится на карточке, об использовании которых для оплаты услуг связи было упомянуто выше. Затем, после успешной авторизации, абонент набирает код страны, города и сам телефонный номер. После этого шлюз пытается установить соединение со шлюзом, ближайшим к местоположению набранного номера. Это очевидно, так как оплата услуг обычной телефонной связи пропорциональна расстоянию. Второй шлюз получает информацию о номере второго абонента, с которым должна быть установлена связь, и создает телефонное соединение, как бы «звонит» второму абоненту. После этого связь считается установленной и шлюзы уже занимаются другой задачей — они передают голос по сети.

Передача голоса по сети — это, в сущности, передача звука. Как передавать звук, уже давно известно. Если предположить, что все идеально, то происходит следующее. Голос (звук) оцифровывается и архивируется в реальном времени на шлюзе и формируется в отдельные пакеты. Эти пакеты передаются по сети, разархивируются и переводятся обратно в аналоговую форму на втором шлюзе. Следует обратить внимание на несколько моментов, характерных для такой передачи данных. Поскольку особой возможности буферизовать большое количество информации нет, оцифровка голоса на входе и обратный перевод в аналоговый сигнал на выходе должны производиться быстро. Само построение Интернета, если используются его каналы для передачи голоса, не предусматривает постоянное прохождение пакетов с одной и той же скоростью. Более того, Интернет не гарантирует, что все пакеты будут идти по одной и той же траектории, и, что наиболее критично, не гарантирует сохранение последовательности их поступления. Эти нюансы создают очевидные трудности при передаче телефонных переговоров по Сети. Однако поскольку данный вопрос заслуживает более серьезного описания, чем предполагает размер данной статьи, скажу лишь, что само существование систем IP-телефонии доказывает возможность решения этих проблем.

Наряду со сложностями, описанными выше, IP-телефония имеет и ряд преимуществ. Первый и самый основной, как мне кажется, плюс — это более низкая стоимость услуг. Объяснение этому довольно банальное. Просто передача по каналам Интернета более дешевая, чем по обычным телефонным каналам. Второй плюс — высокая скорость каналов Интернета. Несмотря на довольно удручающее на первый взгляд описание проблем прохождения пакетов, скорость тем не менее очень высока и, что особенно приятно, качество не зависит от расстояния. Более того, стоимость разговора зачастую не зависит от расстояния, поскольку складывается из стоимости местного разговора на территории первого абонента, стоимости аренды Интернет-канала на территории первого абонента и точно таких же компонентов на другом конце провода.

Очевидно, что рассмотренная выше схема телефон-телефон легко переходит в варианты телефон-компьютер или компьютер-компьютер, схема которых еще проще, поскольку нуждается в шлюзах. Конечно, при этом нужно иметь звуковую карту, микрофон и колонки на оконечных компьютерах.

Чтобы понять, что такое IP-телефония с точки зрения абонента, не желающего особо вникать в подробности того, как и что работает, скажем о способе оплаты и о расценках на текущий момент. Чаще всего оплата услуг связи типа IP-телефонии производится по карточкам. Это, как мне кажется, наиболее удобный способ. Конечно, при этом вы платите вперед (стоимость карточек фиксирована, например 5, 10, 50, 100 долл.), но зато при этом приобретаете свободу действий. Вы не связаны с конкретным офисом, где должны платить деньги, вам не нужно проходить специальную процедуру регистрации. Необходимо лишь приобрести карточку, после чего вся требуемая для использования IP-телефонии информация у вас в руках (регистрационный номер и пароль (код)). После этого вы получаете возможность осуществления звонков из любого места, даже из уличного автомата. Остается только один вопрос: какого оператора выбрать? Ответ на него вряд ли может быть однозначным. Справедливости ради нужно сказать, что цены в большинстве случаев практически одинаковы, чего, правда, не скажешь о качестве. Конечно, любой оператор в той или иной мере гарантирует некоторый уровень соединения. Но есть вещи, например Интернет-трафик, которые могут не зависеть от оператора. В этом случае лучшее качество предоставляет оператор, который арендует более качественный канал. Еще одним важным для абонента моментом является точность определения времени разговора и дружественность оператора, то есть насколько удобно или сложно происходит процедура авторизации, выдается ли предупреждение при завершении кредита и т.п. Скажу на всякий случай, что авторизация заключается во вводе номера карточки и кода при помощи тонового набора. Такой набор можно осуществить на любом телефоне, если использовать специальное устройство — бипер, имитирующий тоновый набор.

В табл. 1 и 2 приведены расценки некоторых крупных в области IP-телефонии компаний Москвы. Конечно, данные, приведенные в таблицах, не содержат полный список городов и стран, с которыми эти компании предоставляют связь. Полную информацию о перечисленных компаниях вы сможете найти на соответствующих Web-страницах этих фирм.

Уже на примере одной фирмы Sitek можно выделить три основных момента. Во-первых, цены не зависят от расстояния. Во-вторых, разброс цен совсем невелик, нет большой разницы, например, между звонком в Ленинградскую область (0,21 долл.) или в США (0,24 или 0,19 долл.). В-третьих, цена IP-телефонии зависит от уровня развития Интернета в пункте назначения. (Я специально оставил Центрально-Африканскую Республику.) Как это видно из списка стран и цен, во всех странах, занимающих передовые позиции в развитии Интернета, цены на услуги связи более низкие. В табл. 3 приведены краткие данные по расценкам других фирм.

В последнее время по карточкам предоставляются не только услуги IP-телефонии, но и многие другие услуги. Одной из них является предоставление доступа в Интернет. Преимущества, как и в случае IP-телефонии, заключается в том, что вся необходимая для вас информация находится на карточке. Такая карточка может быть куплена почти везде: в представительстве самой фирмы, выпустившей данную карточку, в различных магазинах, на радиорынке и т.д. После этого вы можете просто вернуться домой, дозвониться до Интернет-провайдера и зарегистрироваться, используя гостевой вход, скажем guest. Безусловно, за дополнительное удобство приходится платить. Конечно, если посчитать, то цена карточки, скажем на 10 часов, больше, чем почасовой тариф провайдера, умноженный на 10, однако в большинстве случаев разница составляет всего несколько процентов и к тому же уменьшается с увеличением стоимости карты.

Цены на Интернет-карты и другие виды карт зависят от того, какая фирма занимается их реализацией. Удобство в том, что сейчас такие карты разных операторов можно купить во многих местах, вплоть до ларьков и продуктовых магазинов. Удобно и то, что карточку оператора, занимающегося предоставлением нескольких услуг, например доступ к сети и IP-телефония, можно использовать для оплаты и Интернета, и телефонных переговоров.

Разумеется, данная статья не претендует на хоть сколько-нибудь подробное описание IP-телефонии. За «кадром» остались такие важные вопросы, как конкретная работа шлюза, способы и стандарты передачи голоса, работа систем кодирования, проблемы задержки пакетов и многое другое. Но я надеюсь, что краткое описание IP-телефонии и рассказ о карточной системе оплаты услуг связи даст представление о современном и удобном способе общения.

КомпьютерПресс 12'2000