oldi

ПИРИТ и «КомпьютерПресс»: 20 лет на двоих

В уходящем 2000 году компания ПИРИТ (http://www.pirit.com/), ныне многопрофильный компьютерный холдинг, и издательство «КомпьютерПресс» (http://www.cpress.ru/) отметили свои 10-летние юбилеи. Оглядываясь назад, отчетливо понимаешь, что такой порог удалось преодолеть очень немногим российским компьютерным компаниям. Череда выборов, кризисов и нестабильность российской экономики нередко заставляли начинать все сначала. К логотипу ПИРИТ, который уже несколько лет красуется на четвертой странице обложки нашего журнала, все давно привыкли. А несколько лет назад дело и вовсе доходило до курьеза, особенно когда ПИРИТ размещал рекламу с логотипом и телефонами не только на четвертой, но и на первой странице обложки (например, КомпьютерПресс № 4’95). В офис ПИРИТ, а не в редакцию КомпьютерПресс еще долго поступали звонки читателей с вопросом, как подписаться на журнал.

А в действительности история серьезного сотрудничества «КомпьютерПресс» и ПИРИТ началась намного раньше — с июльского номера 1992 года, когда вышел первый совместный спецвыпуск «Оперативная память», который консультировали эксперты фирмы ПИРИТ. С тех пор отношения компаний вышли на новый профессиональный уровень. В чем-то мы даже конкурируем: раз в год ПИРИТ выпускает корпоративный журнал «Upgrade — новый уровень ваших компьютеров», посвященный текущему состоянию и технологическим тенденциям рынка комплектующих.

Холдинг ПИРИТ ведет свою историю с 1990 года, когда несколько выпускников МИФИ основали компанию, специализирующуюся на компьютерной памяти. Вопреки бытующему мнению название не содержит намек на сульфид железа («ложное золото»), а является аббревиатурой: Программы, Исследования, Разработки в Информационных Технологиях. Сегодня холдинг ПИРИТ имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Амстердаме. О трудностях и больших удачах 10-летнего пути компании корреспондент КомпьютерПресс беседует с ее президентом Александром Гуккиным.

КомпьютерПресс: В начале любого успешного предприятия должна лежать крупная коммерческая удача. Итак, 1990 год…Что тогда произошло? Как теперь трактуется главная легенда компании?

Александр Гуккин: Случилось так, что в нашу однокомнатную московскую квартиру, которая в то время и была нашим «офисом», приехали два колоритных господина из Новосибирска в шапках-ушанках и валенках. У них был и товар (микросхемы памяти), и три дня времени, а у нас не было свободных денег. И начался очень сложный «торг». Мы собирались взять кредит в банке и оплатить товар в течение трех дней. При этом были уверены, что на этом товаре и на таких условиях солидная фирма могла быстро сделать 30%. Так, за четыре часа мы убедили их оставить товар нам. Фактически под честное слово, причем это было наше первое знакомство. Маленькая деталь: памяти у них было на миллион с лишним рублей. С тех пор эти «господа в валенках» из новосибирской фирмы «Контакт» стали нашими лучшими партнерами. История закончилась тем, что память мы оплатили не через три, а через четыре дня, выплатили без напоминаний принятые в то время «штрафные санкции», которые в дальнейшем обернулись чистым серебром. На юбилей «Контакт» отлил для нас серебряную медаль «Одна штрафная санкция».

КП: Интересные были времена…

А.Г.: Да, их хорошо характеризует другой интересный случай из истории нашей компании. Тогда, «на заре», скорость оборота превышала все мыслимые и немыслимые пределы. У нас было два компьютера. С одного из них мы продали всю оперативную память по просьбе покупателя, а на втором осталось 512 Кбайт памяти (из 1 Мбайт). И тут приходит новый клиент. Что делать? Пришлось напечатать на оставшемся единственном рабочем компьютере накладную, вынуть из него оставшуюся память и отдать клиенту. Правда, в это время на пути к нам уже был другой человек с новой партией микросхем, чтобы восполнить «потери» и продать память почти «с колес». Словом, в те времена мы успевали делать два оборота в день. Специализация на памяти принесла свои плоды, и уже в 1991 году мы сформировали свою дилерскую сеть. Сегодня у ПИРИТ уже более 100 субдистрибьюторов, а у нашего голландского офиса комплектующие заказывают ведущие российские OEM-производители. Расширять сеть представительств мы пока не планируем, так как ROI (показатель Return-on-Investment, доходность инвестиций) сейчас выше всего в Москве.

КП: Кто сейчас ваши основные вендоры?

А.Г.: Их десять (тех, для которых мы являемся официальными дистрибьюторами): Fujitsu, Maxtor, Maxoptix, Plextor, ASUSTeK, Sony, ATI, Nokia, Abit, Soltek. Наибольший оборот у нас по продукции Fujitsu и ASUSTeK. С постепенным исчезновением торговой марки Nokia (напомним, что мониторный бизнес Nokia был недавно приобретен ViewSonic) ее место в нашем ассортименте займет другой бренд. Какой — пока не решено, но не исключаю, что это будет Iiyama. Словом, главный критерий выбора вендора — стабильный уровень качества продукции, выше среднего. С «нестабильными» брендами не связываемся — репутация дороже. Количество торговых марок будет расти, разумеется, если это будет полезно с точки зрения перспектив развития бизнеса (на несколько лет вперед), конечно, с учетом мнения и запросов наших дилеров и партнеров.

КП: Александр, вы сейчас учитесь по программе executive MBA. Какие изменения планируете произвести в своей российской компании в свете полученных знаний?

А.Г.: В свете или не в свете — не знаю, но сейчас компания трансформируется в многопрофильный компьютерный холдинг, идет формирование среднего и высшего руководящих звеньев. Сейчас в ПИРИТ работает около 100 человек, из них 80 — в центральном офисе. А того задела, который у нас сейчас есть, на мой взгляд, достаточно для успешного развития по крайней мере в ближайшие пять лет.

КП: Давайте ответим на основной вопрос нашего следующего спецвыпуска: каковы глобальные итоги 2000 года и ваши технологические прогнозы по компьютерному рынку в наступающем году?

А.Г.: 2000 год является годом делового оптимизма, когда российские компании почувствовали реальный рост, пришедший на смену посткризисной депрессии. Из глобальных итогов меня лично очень удивила череда провалов Intel на рынке чипсетов (один i820 чего стоил). Второе, что меня удивило, — крайне высокие темпы роста производительности графических 3D-процессоров. Они намного превышают темпы роста производительности центральных микропроцессоров для ПК. Третье — очевидная тенденция стремительного развития e-commerce и технологий B2B (Business-to-business в Интернете). Причем B2B даст, на наш взгляд, эффект намного быстрее, чем электронная коммерция вообще. Выгоды B2B намного превышают сопротивление среды, поэтому в итоге эффект будет весьма внушительным. И наконец, мировая тенденция, которую мы все вскоре ощутим, — это появление специализированных Интернет-компьютеров и Интернет-устройств (Internet appliances).

Наш прогноз относительно развития компьютерной индустрии в России консервативен: в 2001 году мы ожидаем умеренного роста компьютерного рынка — на 30%, а наша задача — расти в 1,5-2 раза быстрее, чем рынок. Политические опасения, конечно, есть, поэтому мы отдаем приоритет принципу структурной мобильности (грубо: не клади все яйца в одну корзину). Плюс в перспективе возможно расширение на соседние рынки (в странах СНГ). В России определяющий фактор развития компьютерного бизнеса — это цена на нефть и другие сырьевые ресурсы. На будущий год прогнозы позитивны, цены скорее останутся высокими. А значит, экономическая ситуация в нашей стране будет стабильной и люди смогут вкладывать деньги в развитие, в том числе в компьютеры.

КомпьютерПресс 12'2000