oldi

А не купить ли нам цифровую камеру?

Олег Татарников

Бессмысленный симбиоз или насущная необходимость?

Новинки цифровой фотографии

 

Vaio GT1 — гибрид видеокамеры и ноутбука

 

Цифровая фототехника по качеству изображения все больше приближается к аналоговой, а цифровая видеотехника давно обошла аналоговую по всем параметрам. Это признают уже многие профессиональные фотографы и видеоинженеры. Современные цифровые камеры представляют собой сложный гибрид фотоаппарата/видеокамеры и специализированного компьютера. Общим остается лишь принцип: с помощью светочувствительного элемента (в аналоговом фотоаппарате это пленка, в цифровом — полупроводниковые матрицы) изображение фиксируется и сохраняется для последующего воспроизведения. Матрицы выполняются по одной из технологий: как приборы с зарядовой связью (ПЗС, или CCD) либо как комплементарная структура металл-оксид-полупроводник (КМОП, или CMOS).

Еще совсем недавно фотолюбители при покупке фотоаппарата могли выбирать лишь между «Зенитом» той или иной модификации и дорогой импортной зеркалкой. Некоторые до сих пор снимают «Зенитом» и в чем-то, возможно, правы... Результат в конце концов определяет не техника, а мастерство. Однако с широким распространением недорогих «мыльниц», а также с появлением мини-лабов и качественных фотопленок большинство перешли на эту более непритязательную технику, причем процесс перехода сопровождался только положительными эмоциями — с помощью компактной камеры можно быстро получить хороший результат за минимальные деньги. А с приобретением достаточно «продвинутой» мыльницы, которая стоит чуть подороже, фотолюбители могут решать даже довольно сложные творческие задачи.

Однако повсеместное распространение компьютеров и Интернета позволило многим пользователям не только разглядывать свои фотографии в альбомах или позевывая отсматривать беспорядочно снятое видео на бытовом видеомагнитофоне, но и работать над материалом в программах фоторетуши и видеомонтажа, а также пересылать снимки по электронной почте. Конечно, в случае с традиционной фотографией процесс перевода снимков в цифровую форму можно реализовать при помощи сканера, а аналоговое видео преобразовать в цифровое посредством специальной компьютерной платы, но удобство и скорость получения результата при этом, естественно, не идут ни в какое сравнение с теми, которые вы получите при работе с цифровой техникой.

Цифровые камеры стали сегодня более доступными по цене, и многие проблемы отпали. Больше не надо тратить деньги на пленку и проявку и время на поход в мини-лабораторию — результат появляется на экране монитора через несколько секунд после съемки. Качество изображения не теряется из-за промежуточных операций преобразования из аналоговой в цифровую форму. В графическом редакторе можно сразу обработать изображение, сделать из любой фотографии все что угодно, а видео хорошенько смонтировать и дополнительно озвучить. Результаты можно хранить на CD-дисках или в компьютере, а если понадобится бумажная копия, то качественно распечатать на хорошем цветном принтере или отнести в ту же мини-лабораторию, которая предоставляет услуги по печати фотографий из графических файлов.

Постепенно уходят недостатки цифровых фотоаппаратов: увеличивается емкость и снижается стоимость карточек памяти, постоянно растет разрешающая способность матриц, радикально ускоряется скорость съемки. Как только будет повсеместно налажена недорогая печать на фотобумагу с цифровых носителей, цифровые фотокамеры смогут полностью удовлетворить большинство непрофессионалов и окончательно вытеснят пленочные мыльницы низших ценовых категорий.

Уже появились дешевые цифровые модели (менее 100 долл.) с КМОП-матрицами. Это, как правило, миниатюрные аппараты (ведь миниатюризация здесь не ограничена размерами пленки), имеющие разрешение снимков в 640×480 пикселов (этого более чем достаточно для Интернета и передачи фотографий по электронной почте).

А компания Eastman Kodak (http://www. kodak.com/) представила цифровую камеру Kodak MC3, в которую встроен проигрыватель звуковых MP3-файлов. Kodak ориентирует эту модель на подростков, которые желают одновременно пользоваться всеми современными достижениями музыкальных, видео- и фототехнологий, а также на активных пользователей Интернета. К тому же эта камера оснащается картой памяти CompactFlash и USB-кабелем для подключения к компьютеру, а ее стоимость, в зависимости от карты памяти, — от 200 до 300 долл.

На самом деле Kodak MC3 нельзя назвать полноценной видеокамерой, поскольку она не может записывать полноэкранное видеоизображение. Она способна записывать видео в так называемом QCIF-формате или QuickTime MOV (с разрешением 320×240 пикселов и частотой 10 кадров в секунду), а также потоковое видео в формате RealPlayer компании RealNetworks (20 кадров в секунду). Продолжительность видеоролика зависит от объема свободной памяти. По заявлению Kodak, камера предназначается в первую очередь для передачи видеофайлов по электронной почте (а для этого лучше всего подходит формат MOV) и для трансляции видео в Интернете по технологии RealNetworks. Кроме того, Kodak MC3 может быть использована и в качестве обычной цифровой фотокамеры, где на одну карту емкостью 64 Мбайт она может записать более 600 изображений с разрешением 640×480. Как портативный плейер камера оснащается тремя батарейками типа AAA, которых хватает на 2 часа видео или на 7 часов MP3-аудио.

Таким образом, MC3 совмещает в себе три устройства: цифровые фотокамеру, и видеокамеру, а также MP3-плейер. Компания Kodak разрабатывала MC3 в первую очередь как цифровую камеру, но ее универсальность накладывает серьезные ограничения на качество изображений: КМОП-сенсор размером всего лишь 300 тыс. пикселов, объектив с фиксированным фокусным расстоянием (37 мм в эквиваленте для 35-миллиметровых камер) и полностью автоматическая настройка позволяют делать фотографии разве что для домашней странички в Интернете. В качестве MP3-плейера Kodak MC3 реализует стандартные функции: эквалайзер с пятью предустановленными настройками, обычные элементы управления, такие как воспроизведение, пауза, следующий/предыдущий трек и воспроизведение в произвольном порядке. В принципе, Kodak MC3 в роли устройства для проигрывания MP3-аудио не выделяется среди других представленных сегодня на рынке моделей, зато он может выполнять функции видео и фото. Управление и просмотр фотографий осуществляется при помощи цветного 1,5-дюймового ЖК-экрана.

Интересно то, что Kodak MC3 оснащен новым сигнальным процессором от компании TI — TMS320DSC21 (естественно, дополненным оригинальными технологиями компании Kodak, имеющей большой опыт работы с видео, аудио и фото). Наличие программируемого цифрового сигнального процессора (DSP) дает возможность обновлять программное обеспечение MC3, что позволяет ему записывать и проигрывать все новейшие форматы аудио- и видеофайлов. Этот процессор — прекрасное решение для пользовательского рынка цифровой фотографии. DSC21 поддерживает микрофон, линейный и видеовыход, а также USB-интерфейс для закачки файлов и может реально повысить функциональность любой современной цифровой камеры от любого производителя.

Бессмысленный симбиоз или насущная необходимость?

Лучшей цифровой фотокамерой для широкого пользователя в нашем тестировании (см. КомпьютерПресс №11’2001) была признана Sony DSC-S85. На ее примере хорошо прослеживаются современные тенденции к объединению функций съемки видео и фото в одном аппарате.

Видео у этой камеры записывается в формате MPEG в одном из двух возможных разрешений: 320×240 или 160×112 (оптический трансфокатор во время записи видео не работает). MPEG-файлы могут иметь также различную степень компрессии, от которой зависит длительность запоминаемого видеофрагмента. В наивысшем качестве 320×240 (HQ) можно записать только 15 секунд видео, а при снижении потока (степени компрессии) или разрешения кадра длительность сохраняемого видео ограничивается только объемом памяти на карте MemoryStick. На 64-мегабайтную карту помещается или 11 минут 45 секунд видео разрешением 320×240, или 45 минут 30 секунд видео разрешением 160×112. Кроме того, существует возможность записи видеопоследовательности в формате так называемого анимированного GIF (Clip Motion) для размещения видео на Web-страницах. Формат GIF ограничивает глубину цвета (256 цветов) и может иметь два размера: 160×120 и 80×72 пикселов изображения.

MPEG-файлы записываются со звуком и могут воспроизводиться сразу же после записи в режиме просмотра на ЖК-экране фотоаппарата.

Видеокамеры, в свою очередь, оснащаются матрицами большого разрешения, картами памяти, возможностями съемки в построчном режиме (в отличие от стандартного для видео — чересстрочного) и приобретают функции цифрового фотоаппарата.

Яркий тому пример — современные цифровые видеокамеры известной международной компании по производству электроники JVC. В 2001 году JVC представила новую линейку цифровых видеокамер. Старшие — GR-DV2000 и GR-DV1800 — обеспечивают не только видеозапись (разрешением 576×520 телевизионных линий), но и фотосъемку (вплоть до разрешения 1600×1200 пикселов, то есть 1920 тыс. элементов изображения, как у двухмегапиксельных цифровых фотоаппаратов) с возможностью записи снимков на карты памяти SD и MMC и подключения к компьютеру посредством интерфейса USB.

Итак, помимо того что GR-DV 2000 и ПК-ВМ1800 — это весьма приличные цифровые видеокамеры, они еще выполняют функции фотоаппарата с двухмегапиксельным разрешением. Здесь применяются независимые оптические фильтры для видео- и фотосъемки, что позволяет оптимизировать оба типа изображения, а для экспозиции предусмотрены чисто фотографические функции, такие как «медленный» или высокоскоростной затвор и макросъемка с расстояния до 3 см. Ручное кольцо фокусировки и хорошая балансировка камеры создают полное впечатление работы с зеркальным фотоаппаратом. Кроме того, режим Slow Shutter реально увеличивает светочувствительность при съемках с освещением менее 1 люкса. Для подсветки или вспышки предусмотрено отдельное гнездо с креплением а-ля «горячий башмак», а готовые фотографии можно переписать из карты памяти по высокоскоростному USB-интерфейсу. При этом и видео-, и фотосъемку можно производить одновременно. Естественно, видео необходимо записывать в компьютер по цифровому интерфейсу IEEE-1394.

Компания Sanyo Electric выпустила цифровую камеру IDC-1000Z (IDshot), которая записывает до 120 минут видео или до 12 тыс. фотографий на крошечный магнитооптический диск с поразительной емкостью — 730 Мбайт (по размеру меньший, чем MiniDisk, он содержит информации больше, чем CD-ROM).

Конечно, IDshot — это, скорее, оригинальный гибрид 1,5-мегапиксельного фотоаппарата (с экстраполяцией до 2,2 мегапикселов по технологии Agfa PhotoGenie) и дисковой цифровой видеокамеры, но в то же время он являет собой первый пример новой концепции цифровых дисковых камер.

Максимальное разрешение фотографий, получаемых на этой камере, — 1360×1024 (JPEG или TIFF без компрессии), а видео записывается в QuickTime Movie-файлы с разрешением до 640×480 (30 или 15 кадров в секунду).

Для съемки клипов и изготовления мультфильмов могут оказаться полезными и цифровое четырехкратное увеличение, и функция покадровой записи с интервалом от 1 секунды до 10 часов, и инфракрасный пульт дистанционного управления.

Кроме того, этот замечательный аппарат оснащен сразу двумя популярными цифровыми интерфейсами — USB и IEEE-1394 (FireWire).

IDshot — это не последнее достижение Sanyo в данной области, и направление дисковых фото/видеокамер, как обещает компания, будет в дальнейшем активно развиваться, окончательно размывая грань между цифровым фото и видео.

Рассматривая подобный симбиоз фото- и видеокамер, мы не можем утверждать, что подобная техника действительно нужна — это должны решить покупатели.

В начало В начало

Новинки цифровой фотографии

Давно не радовала нас новинками компания Nikon, и вот сразу два подарка: недорогая цифровая мыльница Coolpix 775 и полупрофессиональный боец на передовых позициях цифровой фотографии — Coolpix 5000.

2,1-мегапиксельный ультракомпактный Coolpix 775 отличают высокое качество фотографий (1600×1200), традиционное для аппаратов компании Nikon богатство фотографических возможностей и при этом весьма скромная цена — около 400 долл. Конечно, здесь вы не найдете целого ряда возможностей по управлению съемкой, хорошо знакомых всем по предыдущим моделям компании, но того, что в нем реализовано, за глаза хватит даже весьма продвинутому фотолюбителю. А низкая цена при высочайшей надежности этого аппарата, безусловно, впечатляет.

Coolpix 5000 — это новый флагман компании Nikon на рынке камер для широкого круга пользователей. Пятимегапиксельная ПЗС-матрица «спрятана» здесь за помещенным в добротный металлизированный корпус новым высококачественным объективом Zoom-Nikkor с трехкратным оптическим увеличением. Кроме того, это первая цифровая камера компании Nikon, позволяющая записывать видеоролики и звук (она имеет встроенный микрофон и динамик).

Продвинутые алгоритмы обработки изображения обеспечивают прекрасные цвета, а новая система шумопонижения — четкую и ясную картинку.

Забавно, что такая «новинка» из мира видеокамер, как поворачивающийся ЖК-дисплей, похоже, становится стандартом и в мире цифровой фотографии — вслед за Canon к такому же решению пришла и компания Nikon.

Coolpix 5000 будет весьма полезен и при съемке спортивных состязаний, и на свадьбах- юбилеях, и при решении сложных творческих задач профессиональной фотографии.

Но несмотря на переизбыток «мультимедиа в одном флаконе», мы не можем не констатировать того факта, что за долгое время существования традиционной фотографии накоплен огромный опыт, и настала пора использовать его, наконец, и в цифровой сфере. Фотоаппарат все-таки должен быть прежде всего фотоаппаратом, видеокамера — видеокамерой. Поэтому когда мы тестировали цифровые фотокамеры, то признали Olympus Camedia E-10 лучшей в абсолютном зачете, хотя она уже давно не является лидером по получаемому разрешению снимков (КомпьютерПресс № 11’2001).

Микрофонов, видеороликов и других «попсовых» режимов здесь нет — Camedia E-10 имеет только те функции, которые необходимы профессионалам: программный автоматический режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы и полностью ручной режим съемки. Тем не менее E-10 уникальна среди профессиональных камер тем, что при помощи специальной призмы, которая расщепляет изображение, проходящее через объектив, подавая его и на видоискатель, и на ПЗС-матрицу, она реализует все сильные стороны цифрового фотоаппарата и позволяет, например, видеть «живое» изображение одновременно и на ЖК-мониторе (видеовыходе), и в зеркальном видоискателе (ТТЛ). Сегодня компания Olympus выводит на рынок новую, пятимегапиксельную модель — Camedia E-20, которая догоняет лидеров уже и по разрешению снимков (2560×1920 пикселов), устанавливая новые стандарты для цифровой фотографии. Интересно и то, что у этого аппарата впервые реализован двойной режим фиксации изображения: при чересстрочном сканировании он работает как высококачественная, но медлительная пятимегапиксельная камера, дающая максимальное разрешение снимков, а при так называемом прогрессивном режиме сканирования — как высокоскоростной 2,5-мегапиксельный репортажный фотоаппарат, необходимый для быстрой фиксации динамичного действия или для съемки при очень ярком освещении, когда требуется уменьшить скорость срабатывания затвора до 1/18000 секунды!

Появление камер подобного уровня по вполне доступной широкому пользователю цене не может не радовать.

КомпьютерПресс 12'2001