oldi

IP-телефонисты всех стран, объединяйтесь!

 

Немного истории

Как это было

Подводя итоги

 

С 14 по 16 ноября подмосковное Виноградово стало центром IP-телефонии — здесь прошла 6-я ежегодная конференция по IP-телефонии, организованная компанией CompTek. Во второй раз конференция прошла в подмосковном отеле Holiday Inn, что позволило участникам на три дня полностью погрузиться в мир коммуникационных технологий. Встречи, знакомства, новые контракты, доклады о новых решениях IP-телефонии, накопленном опыте и, несомненно, об удачных внедрениях.

Уже стало доброй традицией встречаться, обсуждать вопросы IP-телефонии, обмениваться опытом и продвигать решения именно на CompTek’овской конференции. Этот год не стал исключением, несмотря на появление и других отраслевых мероприятий — в Виноградове собрались практически все крупнейшие игроки рынка: операторы IP-телефонии, производители и поставщики оборудования и услуг. А всего в конференции приняло участие около 400 человек из 200 компаний. Примечательна и география участников: если первые конференции проводились как российские с преобладанием «московских» участников, то сейчас конференцию впору переименовывать в международную, причем не только за счет прибывших из стран СНГ, но и из дальнего зарубежья: Австрии, Израиля, Франции и Швеции. Как следствие, конференция стала важнейшим событием в отрасли, отражающим реальное состояние дел на рынке услуг и решений IP-телефонии. Здесь были рассмотрены пути решения проблем, возникающих при внедрении указанной технологии в бизнес, вопросы совместимости оборудования различных вендоров, биллинга услуг и другие технологические и экономические аспекты IP-телефонии.

Вообще, IP-телефония в последнее время переживает бурный рост, который заметен и у производителей оборудования, и у операторов, и у разработчиков дополнительных услуг. Действительно (и это было отмечено на конференции), как только речь заходит о биллинге, то есть о живых деньгах, — можно говорить о зрелости и дееспособности технологии. Это подтверждает и выступление Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, по словам которого буквально за последней год кардинально изменилось отношение традиционных операторов как к самой IP-телефонии, так и к поставщикам основанных на ней услуг.

Немного истории

Стоит отметить, что в этом году конференция посвящена исключительно вопросам IP-телефонии, а начиналось все в 1996 году, когда в России появился первый шлюз компьютерной телефонии производства израильской компании VocalTec. Серийный номер первого «российского» VocalTec Telephony Gateway впечатляет — 000020, иными словами, Россия присоединилась к освоению IP-телефонии (в то время компьютерной телефонии) тогда, когда во всем мире было продано всего 19 устройств, обеспечивающих этот вид связи.

Первые конференции проходили именно под лозунгом компьютерной телефонии, неизменно собирая все больше и больше участников. А предпоследние две (4-я и 5-я) уже были конференциями по компьютерной и IP-телефонии, и наконец, нынешняя стала чисто IP’шной. Это ни в коей мере не означает, что компьютерная телефония умерла. Просто развитие обеих технологий и усиление интереса к ним достигло того уровня, когда проводить конференцию с двумя такими «горячими» темами не представляется возможным. Гораздо эффективнее и продуктивнее разделить эти мероприятия, что и было сделано в Виноградове.

Конференции явились своего рода подведением итогов развития компьютерной и IP-телефонии в целом, и именно здесь впервые был поставлен вопрос о правовом статусе этой технологии. И именно на них принимались основные направления развития технологии в нашей стране, которые впоследствии продвигались совместно с комитетом по IP-телефонии АДЭ. Можно сказать, что на CompTek’овских конференциях создаются основные «кирпичики» для последующего строительства нормативной базы и внедрения новых услуг.

За последние годы в нашей стране накоплен богатый опыт внедрения и использования решений IP- и компьютерной телефонии. И нынешний год стал в некотором роде критическим: количество решений, их качество и возможности и, что немаловажно, стоимость перевесили опасения по отношению к новой технологии, что позволило IP-телефонии заявить о себе в полный голос. Следствием этого также стало участие к конференции операторов IP-телефонии — по некоторым оценкам, в Виноградове собрались более 90% операторов IP-телефонии из России и ближнего зарубежья.

В начало В начало

Как это было

Атеперь перейдем к подведению итогов и обмену опытом, чему, собственно, и посвящены любые конференции. участникам конференции, в числе которых были как разработчики решений и операторы услуг IP-телефонии, так и представители традиционной телефонии, предлагалась насыщенная программа, включавшая пленарные и секционные заседания с выступлениями ведущих специалистов, экспозиции, круглые столы, дискуссии, деловые встречи и приемы.

Не обошлось и без громких докладов, к числу которых можно отнести приветственное слово Александра Микова, заместителя руководителя департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатике, сформулировавшего позицию министерства к IP-телефонии. Во многом именно благодаря этому выступлению в итоговом документе появилась фраза о государственном регулировании и о статусе IP-телефонии как одной из телематических служб. На конференции было объявлено и о появлении «нового» оператора IP-телефонии: глава департамента Internet-технологий компании «Ростелеком» Дмитрий Бурков сообщил, что российский оператор дальней связи запустит московский фрагмент сети IP-телефонии в конце I квартала 2002 года и будет заниматься IP-телефонией самостоятельно. кроме того, в ближайших планах «Ростелекома», по заявлениям его руководства, предусмотрено укрупнение оператора.

Примечателен и тот факт, что «непримиримые конкуренты» Cisco Systems и Avaya на этой конференции выступили бок о бок — и в качестве спонсоров конференции (Cisco — генеральный спонсор), и в качестве докладчиков, и, конечно, в качестве основных «производителей» новых технологий. Кстати, именно их доклады собирали наибольшее число слушателей. В числе спонсоров были крупнейшие отраслевые производители оборудования, мировые лидеры в области компьютерных и сетевых технологий — Hewlett-Packard, Intel Dialogic, а также российские операторы IP-телефонии — «Тарио Трейдинг» и «Корпорация ОСС», а техническим спонсором стала компания «Комбеллга».

это была первая конференция по IP-телефонии, программа которой была разделена на секционные заседания, что свидетельствует и об обилии накопленного материала, и о возросшей актуальности мероприятия в целом. Конференция проходила по четырем направлениям, касающимся только IP-телефонии: «Теория и практика IP-телефонии», «Решения IP-телефонии», «Биллинг IP-телефонии и CTI» и «IP-телефония в беспроводных сетях». Вопросам же компьютерной телефонии было уделено гораздо меньше внимания, о чем участники конференции упомянули при обсуждении итогового документа конференции.

Особое место в работе конференции занимала тема обеспечения качества обслуживания в сетях IP-телефонии и нормирования параметров качества передачи голоса по IP-сетям, поскольку данный вопрос представляет интерес как для конечных пользователей, так и для операторов данной услуги. Наибольшее внимание привлекли представители рабочей группы АДЭ по IP-телефонии и Елена Вискова из ЦНИИС, предложившая тарировочную сетку качества предоставляемых услуг, что послужило поводом к длительным дебатам. Тем не менее вопрос определения качества остался открытым, поэтому участники конференции поручили рабочей группе АДЭ по IP-телефонии во главе с Игорем Масленниковым разработать проект определения качества услуги IP-телефонии как для межоператорских отношений, так и для конечного пользователя. Было также сделано предложение подписать межоператорские соглашения (по аналогии со SLA (Service Level Agriment)), регулирующие качество передачи пакетов в рамках сети провайдера, но пока дальше предложения дело так и не пошло. В принципе, вопрос о SLA поднимается регулярно практически на всех мероприятиях, так или иначе касающихся Интернета, и 6-я конференция по IP-телефонии не стала исключением.

Важное место на конференции занимали и вопросы биллинга услуг, причем представители софтверных компаний собирали множество людей как на своих докладах, так и на демонстрационном стенде CompTek, где работу биллингов от IPSoft и MIND-CTI можно было увидеть «живьем». А это, как мы уже говорили выше, весьма показательный признак развития отрасли. участники конференции отмечали, что сегодня представление об IP-телефонии как о некачественной альтернативе традиционной междугородней и международной телефонной связи уступает место пониманию IP-телефонии как одного из множества IP-сервисов, возникающих сегодня в мировом информационно-телекоммуникационном пространстве, как возможности предоставлять конечному пользователю широчайший спектр новых инфотелекоммуникационных услуг, немыслимых в мире традиционной телефонии.

Во время работы конференции была организована LabRoom — демо-лаборатория совместимости, где каждый из участников мог продемонстрировать, как его решения в области IP-телефонии взаимодействуют с другими, объединяя все решения в одну работающую систему. Многие решения, представленные в докладах, можно было увидеть именно в LabRoom. В LabRoom в единую сеть были объединены аппаратные решения и программные продукты IP-телефонии как отечественных, так и зарубежных производителей: Cisco, Avaya, ECI Telecom, Mind CTI, ЛОНИИС, IPSoft, NSG, Vocord, «Агат-РТ» и др. Свои решения демонстрировали и отечественные операторы IP-телефонии — «Корпорация ОСС» и «Тарио Трейдинг». На стенде CompTek было продемонстрировано оборудование и программное обеспечение компаний Cisco Systems, Avaya, Mind CTI, IpSoft. В лаборатории работали системы IP-телефонии Cisco CallManager и Avaya Definity, соединенные по IP c офисной телефонной сетью CompTek. Также была продемонстрирована работа систем биллинга MIND iPhonEx и IpSoft Billing, использующих голосовые шлюзы компании Cisco Systems.

Уже привычной для участников конференции стала возможность воспользоваться услугами IP-телефонии — позвонить посредством подключения к Интернету (включая междугородние и международные переговоры через сеть компании «Зенон Н.С.П.»). для этого на стенде CompTek были установлены IP-телефоны Cisco 7960 и Avaya. Также довольно удобной и востребованной услугой оказался беспроводной доступ в Интернет, традиционно реализуемый компанией CompTek на подобных мероприятиях, — на конференции была развернута беспроводная локальная сеть стандарта IEEE 802.11b, состоящая из пяти точек доступа производства Cisco Aironet, CompTek Revolution и клиентского оборудования Lucent Orinoco PC Card для беспроводного подключения ноутбуков участников конференции к Интернету.

В начало В начало

Подводя итоги

Етот год стал очень важным для развития IP-телефонии в России: произошли серьезные прогрессивные количественные и качественные изменения, особенно в отношении к IP-телефонии со стороны регулирующих органов и традиционных операторов связи. Сегодня даже крупнейшие российские операторы связи и операторы традиционной телефонии интенсивно внедряют эти технологии в своих сетях.

Корпоративная IP-телефония привлекает к себе множество сторонников. В настоящее время все больше организаций оптимистично настроены по отношению к передаче голоса по IP-сетям и внедряют эту технологию, поскольку она обещает снизить административные расходы и превратить телефон в современный инструмент коммуникаций. В ближайшем будущем развитие пойдет по пути предоставления новых услуг, совершенно невозможных для традиционной телефонии. И именно в этом, а не в экономии на международных и междугородных звонках заключается главное преимущество IP-телефонии.

Подводя итог конференции, Андрей Бряндинский, генеральный директор CompTek, отметил: «На конференции было представлено все, на наш взгляд, самое горячее, актуальное, необходимое и интересное — начиная от проблем операторов IP-телефонии и заканчивая техническими решениями. И мы горды тем, что именно наша конференция является форумом, на котором уже стало традицией подводить итоги развития IP-телефонии, обмениваться опытом, знакомиться, наконец».

Примечательно и то, что если раньше говорили в основном о проблемах внедрения, то сейчас акценты сместились в сторону обмена опытом эксплуатации уже инсталлированных решений, их развития, совмещения с другими продуктами, а также в сторону вопросов, связанных с биллингом услуг, что доказывает зрелость и перспективность IP в целом и IP-телефонии в частности.

Кроме того, участники конференции выразили озабоченность стремлением государства жестко регулировать отрасль IP-телефонии, полагая, что это сильно затормозит ее развитие. Как следствие, в итоговом документе появилась следующая формулировка: «...успешность развития IP-телефонии во многом зависит от позиции государства. Статус, который IP-телефония имеет сегодня в России — одна из телематических служб, — представляется участникам конференции совершенно правильным и верно позиционирующим IP-телефонию на рынке связи. Профессиональное сообщество надеется, что в готовящемся законе о связи статус IP-телефонии не изменится».

Конференция еще раз продемонстрировала возрастающий интерес к этим достаточно новым областям телекоммуникаций со стороны всех участников рынка. Сегодня компьютерная и IP-телефония — это уже сформировавшиеся отрасли бизнеса, обладающие высоким потенциалом развития, их доля на рынке телекоммуникаций растет быстрыми темпами, и эта тенденция сохранится и впредь.

 

При подготовке статьи были использованы материалы сайтов http://www.comptek.ru/; http://www.mis.ru/.

КомпьютерПресс 12'2001