10 лет цифровой фотографии: основные итоги

Сергей Асмаков

Фотоаппарат или компьютер?

Слабых — за борт!

Путь, ведущий в тупик

Рождение новой культуры

 

Примерно десяток лет тому назад в продаже появилась Casio QV-10 — первая серийная модель цифрового фотоаппарата стоимостью менее 1000 долл., предназначенная для любительской съемки. Несмотря на коммерческий успех этой модели, в то время вряд ли кто-нибудь мог предположить, что всего лишь через несколько лет цифровые фотоаппараты, преодолев огромный эволюционный путь, начнут активно вытеснять пленочные камеры не только с профессионального, но и с потребительского рынка.

С высоты современных технических достижений характеристики Casio QV-10 могут вызвать разве что улыбку: ПЗС-сенсор с разрешением всего в четверть мегапиксела, объектив с фиксированным фокусным расстоянием и 2 Мбайт встроенной памяти. Пожалуй, сегодня многие сочтут подобную спецификацию малопривлекательной даже для камерафона. Но несмотря на техническое несовершенство и весьма внушительную цену (650 долл.), на рубеже 1995-1996 годов Casio QV-10 пользовалась огромным спросом: только за первый месяц продаж QV-10 за пределами Японии Casio увеличила объем поставок этой модели с 3 до 25 тыс. штук. Многие фотолюбители, привыкшие к известной непредсказуемости пленочной фотографии, были в полнейшем восторге от открывшейся возможности сразу же увидеть готовый результат на встроенном в камеру ЖК-дисплее, стереть неудачные снимки из памяти и тут же записать вместо них новые. Как показала практика, для массовых пользователей сам факт наличия в цифровых камерах возможностей и функций, принципиально недостижимых для пленочной техники, оказался гораздо важнее низкого качества получаемых изображений и технического несовершенства первых цифровых устройств.

 

Casio QV-10 — первая серийная модель любительского цифрового фотоаппарата

Casio QV-10 — первая серийная модель любительского цифрового фотоаппарата

Спустя всего десять лет даже самые стойкие приверженцы пленочной фототехники под давлением беспристрастной статистики вынуждены признать, что доля цифровых фотокамер на массовом рынке фотоаппаратов год от года растет. Согласно данным, опубликованным организацией PMA Marketing Research, в минувшем году рост продаж цифровых фотокамер в количественном измерении составил порядка 40%. Если же говорить об абсолютных показателях, то всего в 2004 году в мире было приобретено более 18 млн. цифровых фотоаппаратов. Аналитики прогнозируют, что в текущем году будет преодолена планка в 20 млн. устройств. А если говорить о соотношении сил между пленочными и цифровыми аппаратами, то по результатам минувшего года доля последних составила 74%.

Несмотря на то что пленочные камеры все еще пользуются определенным спросом, на нынешнем этапе уже вполне очевидно, что в обозримом будущем их доля на рынке по-прежнему будет сокращаться. Это признают и ведущие производители фотоаппаратов: лишь за последние полтора года несколько крупнейших игроков мирового рынка фототехники (в частности, Canon, Olympus, Pentax и Kodak) либо полностью свернули, либо значительно сократили производство пленочных фотокамер 35-миллиметрового и APS-формата из-за стремительного падения спроса на данные устройства и затоваривания складов невостребованной продукцией.

Фотоаппарат или компьютер?

По своей сути цифровой фотоаппарат является двуединым устройством, сочетающим в себе черты как традиционных фотокамер, так и миниатюрных компьютеров. Таким образом, для достижения оптимального результата обе эти составляющие цифровой камеры должны не только сами по себе иметь высокое качество, но и быть сбалансированы между собой — ведь уровень возможностей камеры в любом случае будет ограничен худшим компонентом. Судя по всему, именно проблема сбалансированности оптико-механической и электронной составляющих и по сей день остается одной из наиболее сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам в процессе создания новых моделей цифровых фотокамер.

«Дуализм» цифровых фотоаппаратов стал причиной довольно редкого для современной электронной индустрии явления: игроки приходили на этот рынок, образно говоря, из двух различных сфер. Представители одной из них, такие как Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Kodak, Fuji и пр., имеют в своем активе накопленный десятилетиями опыт разработки и производства пленочных фотокамер. К другой сфере относятся производители электронных устройств — Casio, Panasonic, Hewlett-Packard, Sharp, LG, Samsung и пр., которые располагают солидной базой в области разработки и производства электронных компонентов, а также создания управляющего программного обеспечения, но не имеют опыта в создании ряда специфических компонентов, в частности оптических систем. Поэтому не удивительно, что представителям второй группы часто приходится искать партнеров, имеющих наработки в этой области. Так, НР начинала производство цифровых фотоаппаратов совместно с Pentax, в камерах Panasonic Lumix используются объективы Leica, а Casio для многих своих моделей закупает объективы у Pentax и Canon.

 

Фотоаппараты Panasonic Lumix  оснащаются объективами Leica

Фотоаппараты Panasonic Lumix оснащаются объективами Leica
(на снимке — модель DMC-FZ2)

Впрочем, не бывает правил без исключений. Например, Sony занимает промежуточное положение между двумя этими группами производителей. С одной стороны, эта компания является одним из крупнейших в мире производителей бытовой электроники и никогда не занималась производством пленочных фотоаппаратов. С другой стороны, считать Sony новичком на фоторынке тоже нельзя — у ее разработчиков накоплен богатый опыт по созданию оптических и механических узлов для видеокамер, а кроме того, в распоряжении этой компании имеются наработки поглощенного ею в свое время всемирно известного немецкого производителя оптических приборов «Карл Цейс».

Как показывают результаты продаж цифровых камер за минувший год, большинство покупателей по-прежнему предпочитают приобретать продукцию компаний, имеющих «фотографическое» прошлое — Canon, Olympus, Nikon, Pentax и др. Вполне возможно, что это объясняется известным консерватизмом многих потребителей, хранящих верность любимым брендам еще с «пленочных» времен. Разумеется, эти компании стараются по возможности сохранить преданность своих пользователей, поскольку в условиях сокращения объемов продаж пленочной фототехники экспансия на рынке цифровых камер является необходимым условием для выживания.

В то же время компании из группы производителей электроники также не сидят сложа руки. Нельзя не отметить рост продаж цифровых фотокамер, выпускаемых известными производителями бытовой электроники, такими как Casio и Panasonic. И если успехи Casio в определенной степени обусловлены тем, что эта компания пришла на рынок любительских цифровых фотоаппаратов одной из первых, то Panasonic сумела за довольно короткий срок завоевать симпатии покупателей благодаря внедрению в свои устройства целого ряда привлекательных технических инноваций.

В начало В начало

Слабых — за борт!

На пороге второго десятилетия своего существования рынок цифровых фотоаппаратов, пережив период бурного роста, стремительного развития технологий и поиска оптимальных решений, вступает в новую фазу развития. Одним из характерных признаков данного процесса является постепенный уход с рынка производителей, не выдержавших конкурентной борьбы.

В конце 2004 года Konica Minolta приступила к серьезной реструктуризации (фактически — к сокращению) своего подразделения, занимающегося выпуском цифровых фотокамер. Руководство компании приняло решение полностью свернуть производство недорогих моделей цифровых фотоаппаратов и сосредоточиться на выпуске дорогостоящей продукции профессионального уровня.

В начале марта текущего года компания Kyocera подтвердила свое намерение прекратить производство как пленочных, так и цифровых фотоаппаратов, выпускавшихся до недавнего времени под тремя торговыми марками — Kyocera, Contax и Yashica. В настоящее время готовятся к закрытию несколько структурных подразделений Kyocera, которые занимались конструированием и выпуском фотоаппаратов. Весной активно циркулировали слухи о том, что права на использование торговой марки Contax собирается приобрести компания Sony, однако с тех пор не было сделано никаких официальных заявлений по этому поводу. В то же время остается неясной и дальнейшая судьба обанкротившейся Leica AG.

Впрочем, сейчас даже высокий уровень продаж вовсе не гарантирует производителям финансового благополучия. Например, компания Olympus, занимающая на данный момент третье место в мире по объему продаж цифровых фотокамер, прошлый год закончила со значительными убытками.

В начало В начало

Путь, ведущий в тупик

Одна из особенностей современной стадии развития рынка любительских цифровых фотоаппаратов заключается в том, что в большинстве своем покупатели подобных устройств выбирают себе модель, руководствуясь в первую очередь техническими характеристиками и набором функциональных возможностей и гораздо меньше внимания уделяя оценке получаемых изображений. Впрочем, не стоит упрекать в невежестве многочисленных фотолюбителей, поскольку руку к укоренению подобного подхода приложили и производители цифровой фототехники, которые с упорством, достойным лучшего применения, год за годом формировали культ «больших мегапикселов» и «большого зума». В результате в сознании массового пользователя сложился устойчивый стереотип: чем выше разрешение сенсора и чем больше оптических «х» имеет объектив, тем лучше аппарат. А, как известно, разрушить существующий стереотип гораздо труднее, чем его создать.

Разумеется, на начальном этапе развития цифровых фотокамер совершенствование их технических характеристик было необходимо. Первые модели цифровых фотоаппаратов стоили значительно дороже своих пленочных собратьев 35-миллиметрового формата и при этом серьезно уступали им по целому ряду ключевых параметров — широте цветового охвата, разрешающей способности, уровню шумов, быстродействию и т.д. И задачей первостепенной важности для производителей цифровых фотоаппаратов стало достижение уровня качества изображений, соответствующего фотографиям любительских пленочных камер.

 

Модель Canon PowerShot G2 в 2002 году была признана одним из лучших цифровых

Модель Canon PowerShot G2 в 2002 году была признана одним из лучших цифровых
фотоаппаратов любительского класса

В 2001-2002 годах ведущим производителям удалось достичь этой цели. Выход таких «бестселлеров», как Olympus E-10, Canon PowerShot G2 и ряд других, стал свидетельством того, что в развитии цифровых фотокамер произошел качественный скачок: из высокотехнологичных игрушек (каковыми, по сути, были первые модели этих устройств) они всего за несколько лет эволюционировали в полноценные фотоаппараты с невиданными доселе функциональными возможностями. И хотя цены на цифровые фотокамеры все еще оставались высокими (относительно пленочной техники аналогичного уровня), стало ясно, что появление бюджетных моделей — это лишь вопрос времени.

В начале 2002 года Casio представила Exilim EX-S1 — первый аппарат серии ультракомпактных камер Exilim. Камера со встроенным ЖК-дисплеем была выполнена в металлическом корпусе размером всего 88x55x11,3 мм и весила 86 г (без аккумулятора). Выход Exilim EX-S1 ознаменовал собой начало истории ультракомпактных цифровых камер, появление которых нанесло серьезный удар по позициям пленочных «мыльниц».

Вслед за Casio в 2002-2003 годах ультракомпактные цифровые модели появились в линейках практически всех крупнейших производителей. Это соответствующим образом отразилось и на структуре спроса: в рядах пользователей цифровых фотоаппаратов стало быстро расти число фотографов-любителей, неискушенных в премудростях фотоискусства. А между производителями развернулась жесточайшая борьба за раздел самого массового сегмента рынка цифровых фотокамер.

 

Exilim EX-S1 — родоначальник класса ультракомпактных цифровых фотоаппаратов

Exilim EX-S1 — родоначальник класса ультракомпактных цифровых фотоаппаратов

К сожалению, фактор обострения конкурентной борьбы имел не только положительные, но и отрицательные последствия. С одной стороны, в течение нескольких последних лет цены на цифровые фотоаппараты значительно снизились. Но с другой стороны, вследствие падения прибылей от продажи подобной продукции многие производители были вынуждены урезать финансирование научно-исследовательских работ, что, в свою очередь, привело к замедлению темпов качественного развития цифровой фототехники любительского класса. Причем коснулось это не только сравнительно дешевых компактов, но и более продвинутых моделей, относящихся к классу prosumer1. В изменившихся условиях производители фактически выпускали раз в полгода слегка обновленные версии предыдущих моделей, оснащенные сенсором более высокого разрешения. По большому счету, прогресс в области развития недорогих цифровых фотоаппаратов выродился в банальную гонку мегапикселов. К настоящему времени ситуация в этом сегменте стала просто абсурдной: во многих случаях уже снятые с производства компактные модели двухлетней давности позволяют получать изображения лучшего качества, нежели их 5- и 7-мегапиксельные современники.

Скорее всего, движение в этом направлении уже в не столь отдаленном будущем приведет к полному исчезновению недорогих компактных и ультракомпактных цифровых фотоаппаратов. Уже сейчас многие производители отказываются от производства таких моделей по причине крайне низкой рентабельности данной продукции. Вполне очевидно, что в освободившуюся нишу бурным потоком хлынут всевозможные встроенные решения (камерафоны, КПК со встроенной камерой и т.п.) — как говорится: «Процесс пошел». Не стоит сомневаться и в том, что последствия столь масштабных изменений в той или иной степени скажутся на развитии остальных сегментов рынка цифровых фотокамер.

 


1 Термин prosumer является сокращением от английских слов professional (профессиональный) и consumer (потребитель), то есть обозначает пограничный класс устройств, занимающих нишу между профессиональной и любительской техникой.

В начало В начало

Рождение новой культуры

Независимо от того, какими станут цифровые фотоаппараты в будущем, можно с уверенностью утверждать, что проникновение этих устройств на массовый потребительский рынок в корне изменило отношение конечных пользователей к фотографии и инициировало развитие соответствующей инфраструктуры. В заключительной части статьи мы попытаемся в общих чертах оценить как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса.

Переход к цифровым технологиями получения изображений позволил сделать значительно более удобным не только сам процесс фотографирования, но и обработку и распространение снимков. Имея в своем распоряжении цифровой фотоаппарат, пользователь может сразу же после съемки оценить полученный результат и в течение короткого времени продемонстрировать его своим друзьям и знакомым (например, переслав по электронной почте или разместив на веб-сайте).

Распространение цифровой фотографии привело к масштабной «виртуализации» фотоснимков. Возможность предварительного просмотра полученных кадров на экране позволяет фотографу отобрать для печати лишь самые удачные снимки, в то время как все остальные сохраняются исключительно в электронном виде (или уничтожаются). Стоит также отметить, что сегодня уже сформировалась довольно многочисленная категория пользователей, которые вообще не испытывают потребности печатать свои фотографии. Как показывает практика, в настоящее время лишь небольшая часть цифровых снимков удостаивается превращения в твердые копии (отпечатки). Остальная масса полученных на цифровых фотоаппаратах снимков хранится, распространяется и просматривается исключительно в электронном виде.

Один DVD-носитель способен вместить несколько тысяч цифровых фотографий высокого разрешения. Согласитесь, что взять с собой один диск значительно проще и удобнее, чем несколько толстых фотоальбомов. Тем более что просматривать электронные изображения сегодня позволяют не только компьютеры, но и бытовые устройства — DVD-проигрыватели и портативные медиаплееры.

Выход цифровой фотографии на потребительский рынок привел к появлению абсолютно новых типов устройств (портативных цифровых фотоальбомов, мобильных фотонакопителей и т.д.), а также в значительной степени повлиял на развитие целого ряда существовавших ранее бытовых и периферийных устройств. Наиболее ярким примером этого является развитие фотопринтеров: наличие в печатающих устройствах функции автономной печати (со сменных носителей, цифровых фотоаппаратов и мобильных устройств), встроенных средств обработки цифровых изображений и т.д. сейчас уже никого не удивляет. Всего за пару лет функция воспроизведения графических файлов стала фактическим стандартом для бытовых DVD-проигрывателей.

По мере того как в парке любительской фототехники растет доля цифровых камер, происходят качественные изменения и в соответствующей инфраструктуре. В настоящее время активно развивается сеть фотолабораторий, предоставляющих различные услуги по печати и обработке изображений как с пленки, так и с цифровых носителей. Если в «пленочную» эпоху функции лабораторий сводились главным образом к проявке пленок и печати фотографий, то теперь спектр предоставляемых услуг стал значительно шире. Например, можно отсканировать кадры с фотопленок или слайдов, записать их на компакт-диск, а при желании — сразу же разместить фотоальбом на веб-сайте. Используя функцию удаленной загрузки изображений, можно заказать печать цифровых фотографий через Интернет, находясь за тысячи километров от фотолаборатории.

 

Портативные цифровые альбомы — новый тип устройств, который появился благодаря проникновению в фотографию цифровых технологий

Портативные цифровые альбомы — новый тип устройств, который появился благодаря проникновению в фотографию цифровых технологий

Во многих фотолабораториях предоставляются услуги по дополнительной обработке изображений — ретушь, устранение эффекта красных глаз, раскрашивание черно-белых фотографий и т.д. Становится все более популярной услуга по изготовлению уникальной подарочной продукции (календарей и постеров) на основе готовых шаблонов, в которые монтируются фотографии заказчика.

Однако массовое проникновение цифровой фотографии в потребительский сегмент имеет и ряд негативных последствий. Цифровые фотоаппараты подарили пользователям небывалую свободу: при необходимости можно сделать до нескольких десятков дублей одного и того же сюжета (объекта), чтобы затем выбрать из них лучший, а остальные просто удалить. При наличии достаточно емкой карты памяти можно без проблем делать по несколько сотен снимков в день. К сожалению, в большинстве случаев отсутствие сдерживающих факторов (затрат на покупку и проявку пленок) приводит к тому, что новоиспеченный фотолюбитель, вооруженный цифровой камерой, начинает «общелкивать» все подряд. В результате у незадачливого фотографа скапливаются огромные залежи совершенно неинтересных однотипных фотографий («я на фоне Эйфелевой башни», «мы на пляже» и т.п.), которые способны вызвать у зрителей разве что приступ зевоты.

Увы, владельцы цифровых фотоаппаратов в большинстве своем пока не только не готовы, но и не способны (в силу отсутствия элементарных знаний и навыков) заниматься кропотливым отбором немногочисленных удачных снимков из сотен и тысяч сделанных кадров. Итог неутешителен: несмотря на стремительный рост общего числа снятых кадров, хороших и интересных фотографий по-прежнему появляется очень мало.

Очень хочется надеяться на то, что по прошествии определенного времени ситуация изменится к лучшему и количество отснятых кадров наконец-то перейдет в качество получаемых фотографий. Наверное, для того, чтобы это стало реальностью, необходимо избавить слово «фотография» от прилагательного «цифровая» и вспомнить о том, что процесс переноса изображения из окружающего нас мира на некий носитель (не важно, материальный или электронный) является прежде всего искусством, которому помогают современные технологии, но не наоборот.

КомпьютерПресс 8'2005