Аудиокниги в России
Одним из первых литературных произведений, записанных в звуковом формате, стало детское стихотворение «Mary had a little lamb» («У Мэри был барашек»). Примерно сто лет тому назад восковой валик фонографа Эдисона зафиксировал стихотворные строки, произнесенные великим изобретателем и ставшие символической точкой отсчета в истории «говорящих» книг.
а смену недолговечному восковому валику пришли сначала шеллаковые, а затем и «виниловые» грампластинки, ставшие первым в истории человечества массовым аудионосителем. Однако в плане распространения «говорящих» книг пластинки были далеко не идеальным вариантом в силу ограниченного времени звучания их можно было использовать для записи лишь относительно небольших литературных произведений (например, стихотворений) и радиоспектаклей. Даже двусторонние «гиганты», записанные на скорости 331/3 об./мин, позволяли сохранять лишь 40-45 мин фонограммы, поэтому многие литературно-музыкальные постановки издавались в виде комплекта из двух, а то и трех-четырех пластинок. А если вспомнить граммофонные пластинки на 78 об./мин и легендарные «сорокопятки» эпохи расцвета буги-вуги и рокабилли, то по нынешним меркам их емкость покажется и вовсе смехотворной (Известен случай, когда в начале 60-х годов одна из песен Рэя Чарльза оказалась слишком длинной для того, чтобы уместиться на одной стороне пластинки. Продюсеры нашли весьма оригинальный выход: песню поделили на две части, которые были записаны на разных сторонах пластинки.). Существовало и еще одно существенное ограничение: в силу ряда чисто технических причин проигрыватели для воспроизведения грампластинок были устройствами сугубо стационарными.
Ситуация кардинально изменилась с началом массового распространения магнитных аудионосителей сначала катушек с пленкой, а затем и компакт-кассет. Носители на базе магнитной ленты обеспечивали возможность записи более продолжительных фонограмм, имели значительно меньшие габариты, и, что тоже очень важно, появились портативные магнитофоны, которые могли питаться не только от электросети, но и от батареек, благодаря чему стало возможным их использование в мобильных условиях.
Массовый переход звукозаписывающих компаний на цифровые технологии записи звука, произошедший в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века, стал прологом к качественно новому этапу развития индустрии «говорящих» книг. Удобные и практичные компакт-диски менее чем за десятилетие полностью вытеснили грампластинки с массового рынка. Уже к концу 90-х годов были разработаны и реализованы на программном уровне эффективные алгоритмы сжатия цифрового звука, применение которых позволило на порядок уменьшить объем, занимаемый звуковыми файлами. На одном компакт-диске стало возможным уместить уже не 74 минуты, а несколько часов звуковой записи.
Вслед за программными средствами, позволявшими воспроизводить сжатые звуковые файлы на ПК, появились и начали стремительно развиваться самодостаточные аппаратные устройства, в частности портативные цифровые аудиоплееры. Далее процесс пошел по нарастающей: функции воспроизведения звуковых файлов сжатых форматов стали появляться в DVD-проигрывателях, музыкальных центрах и автомагнитолах.
С учетом всего этого понятно, что в последнее время издатели аудиокниг все чаще выпускают продукцию в виде аудиофайлов сжатых форматов (в первую очередь, конечно же, МР3), в то время как доля AudioCD постепенно уменьшается.
Возвращаясь непосредственно к аудиокнигам, стоит отметить, что в США и странах Западной Европы волна массового интереса к подобной продукции возникла в конце 80-х годов прошлого века, когда основным аудионосителем были компакт-кассеты. Здесь необходимо пояснить, что аудиокнигой принято называть фонограмму, содержащую прочитанное диктором литературное произведение, текст которого слово в слово соответствует бумажному изданию. Что касается популярных у нас в стране радиоспектаклей и литературно-музыкальных постановок (транслировавшихся по радио и выпускавшихся на грампластинках), то, по мнению специалистов, они представляют собой самостоятельный жанр «звучащей литературы».
Точка зренияАктер и режиссер Леонид Ярмольник: «Меня расстраивает, что в современной суете дети наши, да и мы сами, очень мало читают. Разговариваешь иногда с человеком, а он не помнит содержание ”Войны и мира” и Достоевского не читал. И Булгакова знает только потому, что был скандал вокруг памятника. Мы выпускали компакт-диски, где замечательные артисты читали свои любимые произведения. Ведь раньше люди слушали радиоспектакли! Это же было невероятно здорово: ты мог заниматься чем угодно и при этом слушать. Или детям на ночь ставить. На Западе это давно очень модно». |
||
К настоящему времени в США и западноевропейских странах доля издаваемых в звуковом формате литературных произведений достигла уже примерно 20% от количества книг, выпускаемых в традиционном печатном виде. Кстати, в Британии аудиоверсия романов о Гарри Поттере, записанная голосом известнейшего британского актера и писателя Стивена Фрая, по числу продаж уже сравнялась с «бумажной» версией книги.
В СССР работа по созданию аудиокниг была начата еще в 1961 году. Эта деятельность велась под эгидой Всесоюзного общества слепых и полностью финансировалась из государственного бюджета. К настоящему времени в звуковой библиотеке Всероссийского общества слепых насчитывается более 9 тыс. «говорящих» книг, записанных в основном на компакт-кассетах. К сожалению, эта продукция не предназначалась для свободной продажи и до сих пор доступна лишь в специализированных библиотеках.
Рынок общедоступных аудиокниг в России сейчас только начинает формироваться. Еще два-три года тому назад аудиокниги относились к разряду элитной продукции: минимальная розничная цена изданий составляла 8-10 долл. К настоящему времени цены на бюджетные варианты изданий аудиокниг уже снизились до уровня 110-130 руб., вплотную приблизившись к стоимости аналогичных печатных изданий в твердом переплете. Реакция потребителей оказалась вполне адекватной: всего за пару лет объем продаж аудиокниг в России вырос в несколько раз.
К сожалению, существуют и определенные проблемы, препятствующие развитию отечественного рынка аудиокниг. Одна из них заключается в отсутствии законодательной базы, регламентирующей деятельность издателей аудиокниг. Дело в том, что в российском законе об авторских и смежных правах нет статей, посвященных аудиокнигам. Издатели аудиокниг вынуждены пользоваться положениями, разработанными для фонограмм и традиционных бумажных книг, что нередко приводит к возникновению юридических сложностей.
Еще одна серьезная проблема заключается в отсутствии специализированных торговых точек по распространению аудиокниг. В большинстве случаев аудиокниги, подобно бедным родственникам, ютятся на дальних полках книжных магазинов или в отделах по продаже музыкальных записей и программного обеспечения. Владельцы магазинов, специализирующихся на продаже обычных книг и музыкальных записей, относятся к аудиокнигам с долей скептицизма и не спешат расширять ассортимент чужеродной продукции. А как показывает практика, для того чтобы привлечь достаточно широкий круг покупателей, желательно иметь в продаже как минимум несколько тысяч наименований книг.
Отечественные издатели аудиокниг решают проблему распространения продукции по-разному. Так, звукозаписывающий концерн «Союз» распространяет свои аудиокниги через разветвленную сеть собственных магазинов по продаже аудио- и видеопродукции. Другие компании (в частности, «Ардис») на свой страх и риск открывают собственные торговые точки.
Довольно интересной особенностью современного этапа развития российского рынка аудиокниг является четкая специализация многих издателей. Например, упомянутый выше «Союз» сделал ставку на ультрамодные произведения современных российских и зарубежных прозаиков, начитанные популярными актерами российского театра и кино (Е.Мироновым, М.Голубкиной, А.Клюквиным и др.). А вот возникшее на базе небольшой звукозаписывающей студии издательство «Abooks», напротив, специализируется на озвучивании произведений русской и мировой классики. Подразделение издательства «Росмэн», занимающееся выпуском аудиокниг, сосредоточило свои усилия главным образом на выпуске произведений для детей. Некоторые издатели в частности «Библиотека Стекольщикова» и CDcom выпускают мультимедийные диски, на которых помимо начитанной диктором фонограммы представлены дополнительные материалы: тексты озвученных произведений, информация об авторе, фотографии, иллюстрации и т.п.
Так или иначе, сейчас уже можно говорить о том, что в России прослушивание аудиокниг с каждым годом становится все более популярным и модным занятием. В качестве подтверждения этого тезиса можно привести результаты социологического опроса, проведенного в Москве. Более 75% респондентов подтвердили, что слушают аудиокниги. При этом 40% опрошенных обращаются к аудиокниге как минимум раз в неделю, еще 35% не менее одного раза в месяц. Наиболее часто наши соотечественники слушают аудиокниги на отдыхе, а также во время поездок в общественном транспорте или в автомобиле. Каждый второй респондент заявил, что в среднем посвящает «чтению» аудиокниг более получаса в день. Если говорить о жанрах, то наиболее популярны произведения современных прозаиков (как российских, так и зарубежных). Помимо этого востребованы произведения классиков и фантастов, а также разнообразная учебная литература.
В ходе опроса выяснилось, что наиболее популярными устройствами для воспроизведения аудиокниг являются компьютеры и портативные аудиоплееры; несколько реже для этой цели используются автомагнитолы и музыкальные центры.
Несмотря на заметный рост популярности аудиокниг, издание подобной продукции в России является пока малоприбыльным бизнесом, а в некоторых случаях и вовсе убыточным. Нередко расходы на издание аудиокниг покрываются за счет других, более прибыльных направлений деятельности. Впрочем, в перспективе, по мере роста тиражей и ассортимента «звуковой» литературы, ситуация изменится и вложенные сегодня в развитие этого бизнеса средства принесут хорошие дивиденды. Надеемся, что так оно и будет ведь в этом случае в выигрыше окажутся не только издатели, но и читатели.
При подготовке статьи были использованы материалы пресс-конференции «Аудиокнига в России: время читать, не читая», организованной при участии компаний IRR/IRIVER и Beyerdynamic, студии «Ардис» и издательства «Бестселлер».