HD-вещание по IP-сетям

Олег Татарников

Цифровая киноиндустрия в Сети

Интерактивность как новая сущность вещания

 

В настоящее время во всех развитых странах мира становится все более ощутимым кризис телевидения и кинематографа, вызванный главным образом снижением интереса к ним со стороны молодого и среднего поколений, предпочитающих телевидению как средству массовой информации Интернет, а кинематографу — домашние кинотеатры на DVD. Телевизионные сети США переживают мощный отток самой лакомой рекламной аудитории — мужчин в возрасте от 18 до 34 лет. Согласно исследованию компании Nielsen, среди зрителей этой возрастной категории за прошедший год время просмотра телевизионного прайм-тайма сократилось на 8%. Этот показатель продолжает снижаться уже десятый год подряд. Голливуд охвачен паникой — уже несколько вышедших подряд блокбастеров не обеспечили планируемой выручки и общие кассовые сборы киноновинок продолжают падать независимо от масштабности и бюджета выходящих проектов.

«Разговорные» радиостанции тоже теряют аудиторию, в то время как слушатели музыкальных радиостанций все настойчивее требуют снизить количество рекламы и выпускать в эфир больше музыки. Между тем американская звукозаписывающая индустрия, уже многие десятилетия диктующая музыкальную моду всему миру, сегодня не в состоянии представить публике сколько-нибудь заметных новых звезд и музыкальных направлений.

Что же такое важное случилось за прошедший год и вызвало такую панику? Да просто широким массам стали доступны новые источники информации и развлечения, причем их распространение преодолело какой-то важный рубеж (то есть количество перешло в качество).

Взять, к примеру, кино. Да, видеомагнитофоны и даже DVD-плееры появились отнюдь не вчера и люди давно имели возможность смотреть фильмы у себя дома, но они по-прежнему посещали кинотеатры. Видимо, плохой звук и маленький экран телевизора не могли создать того эффекта присутствия, который они получали в кинозале. Но вот буквально в последние 2-3 года появились относительно доступные большие плоские мониторы (плазма или LCD) и проекторы, способные доставить своему владельцу больше удовольствия от просмотра кинофильма дома, в тишине, на родном диване, чем самые продвинутые кинотеатры с цифровым оборудованием и объемным звуком.

То же самое и с телевидением. Зрителя уже тошнит от рекламы, и его не удовлетворяет тот тематический подбор, который предоставляет ему телевизионный эфир. Зритель сам хочет выбирать то, что ему смотреть. Да и Интернет-радио предлагает больший выбор и значительно лучшее качество, чем эфирное.

Конечно, владельцы традиционных медиа отнюдь не собираются безропотно смириться и уйти в небытие без борьбы. Газетные магнаты во всеуслышание заявляют о намерении перевести большинство своих изданий в Интернет, телевидение срочно осваивает цифровое вещание, а киноиндустрия развивает систему продажи своей продукции через высокоскоростные сети. Одновременно медиамагнаты пытаются расставить различные препоны распространению цифровых технологий. Например, киноиндустрия США лоббирует закон о запрещении цифровых копий с аналоговых носителей. Этот закон будет преследовать всех, кто делает цифровые копии телепрограмм или фильмов. Закон будет касаться не только телевизоров, но и любых других устройств с аналоговым входом, в том числе компьютеров и видеомагнитофонов.

Впрочем, основная идея нового закона заключается в том, что теперь Голливуд будет сам решать, можно ли копировать аналоговый сигнал для личного использования или нет, и будет управлять этим процессом и наказывать ослушавшихся согласно своим правилам.

Если данный закон будет принят, это будет означать запрещение всех приборов для оцифровки аналогового сигнала, который есть сейчас в большинстве современной теле- и видеоаппаратуры, поскольку пользователи уже не будут иметь права использовать эти функции по своему усмотрению.

Поэтому говорить о конце эры привычных нам видов медиа пока еще рано. А что касается нашей страны, то большая часть названных тенденций вообще проявится здесь только лет через десять. Однако и нам уже надо к этому готовиться, так как рано или поздно, но этот процесс коснется и России.

Цифровая киноиндустрия в Сети

Между тем современный теле- и видеобизнес постепенно перерастает в глобальный цифровой медиабизнес (Digital Intermediate). И среди наиболее опасных соперников у традиционных аналоговых кино и видео — цифровые HD-технологии (High Definition).

Ведь сегодняшнее телевидение — это телевидение уходящего дня даже в России (как известно, по существующему постановлению Правительства наша страна должна перейти на цифровое вещание к 2015 году). Развитие же современных технологий вошло в противоречие с устаревшей формой распространения сигнала и его качеством.

Сегодня существует три основных направления преобразования телевидения: во-первых — телевидение высокой четкости (HDTV), во-вторых — интерактивность, в-третьих — мультисервисные услуги. В настоящее время начались процессы конвергенции телевидения, кино, вещательных и информационных технологий, которые неизбежно приведут к вытеснению технологий традиционного вещания.

Современное телевидение — это уже не просто телевизионный бизнес, а комплексный цифровой медиабизнес, который должен использовать и Интернет, и HD-технологии, которые позволят ему выйти на другие рынки.

HD-технологии дают возможность создать высококачественный контент для медиатеатров, которые будут предоставлять зрителю широкий спектр медиауслуг, таких, например, как цифровое кино, HDTV (телевидение высокой четкости), Интернет-вещание, собственное медиапроизводство и др. Создание медиатеатра стало возможным именно благодаря конвергенции современного цифрового кино, а также телевизионных, вещательных и компьютерных технологий.

Медиатеатр — это будущее вещательного бизнеса. Сегодня же он служит полигоном для отработки новых форм работы со зрителем. При этом цифровой медиатеатр посредством современных коммуникационных технологий легко включается в мировую сеть обмена HD-информацией, которая уже существует и активно развивается, — это и сети цифровых кинотеатров, и трансляции телевидения высокой четкости (HDTV), и HD-вещание по IP-сетям. Внедрение мультимедийных услуг напрямую сказывается на повышении конкурентоспособности традиционных электронных СМИ и предоставляет широкие возможности для развития регионального медиабизнеса.

 

Схема конвергенции цифрового кинематографа и HDTV

Схема конвергенции цифрового кинематографа и HDTV

А такая мультимедийная услуга, как IP-TV, позволяет распространять и развивать медиабизнес независимо от местонахождения провайдера ТВ-контента, что дает новые возможности региональным провайдерам для успешной конкуренции на рынке электронных массмедиа и мультимедийных услуг. Выход же в Глобальную сеть и мультисервисность новых технологий уравнивают шансы региональных телерадиокомпаний с федеральными и сетевыми каналами в достижении лидирующих позиций на рынке. А с появлением метаданных, то есть информации, описывающей видеоконтент, и вовсе складывается парадоксальная ситуация, когда информация о содержимом аудиовизуальных данных оказывается важнее их самих. Тот контент, который будет полнее описан в метаданных и лучше представлен в Глобальной сети, и получит наибольшее распространение, а значит, окажется более узнаваемым и продаваемым.

Что же касается распространения новых цифровых технологий, то достаточно взглянуть на цифры. К нынешнему году в Европе начали работать уже более десятка HDTV-каналов, а к 2010 году их число увеличится до сотни. В первую пятерку по проникновению HDTV войдут в 2010 году следующие страны: США (48,262 млн. домохозяйств), Япония (19,938 млн.), Китай (10,034 млн.), Германия (5,338 млн.) и Канада (4,289 млн.).

В России уже получили распространение цифровые спутниковые и кабельные HD-ресиверы, и сегодня сразу несколько российских компаний готовятся к вещанию в формате HDTV. Это, например, «Космос-ТВ», «НТВ-Плюс» и «Комстар». Очевидно, что в ситуации, развивающейся столь быстрыми темпами, осуществление программы Правительства РФ по переходу на цифровое вещание должно проходить с учетом возможности предоставления услуг ТВЧ (HDTV), а также интерактивности и мультисервисности услуг в цифровых массмедиа.

В начало В начало

Интерактивность как новая сущность вещания

Как говаривали в прежние времена, если что-то нельзя запретить, то нужно просто возглавить этот процесс.

В новых условиях IP-TV взаимоотношения между вещателем и зрителем изменятся коренным образом. Нового Интернет-зрителя нужно будет именовать уже телепользователем. То есть если сегодня взаимоотношения с вещателем строятся на добровольно-принудительной основе (зритель может смотреть только то, что в строго заданное время в безальтернативном порядке ему предлагает вещатель), то с развитием Интернет-телевидения пользователь получит гораздо большую свободу выбора и сможет решать не только где, когда и что смотреть, но и как это смотреть. Таким образом, Интернет-ТВ станет в подлинном смысле слова интерактивным телевидением.

По своему социальному и культурному эффекту это сравнимо с распространением всеобщей грамотности. Теперь уже не надо будет слушать какого-то глашатая, а во всем можно будет разобраться самому. Зритель получит возможность самостоятельно выбирать время, когда ему включить просмотр, канал и тему, пропуская ненужное и малоинтересное и останавливаясь на том, что его больше волнует. Подобная структура взаимоотношений вовсе не упразднит феномен прямого эфира как ценнейшего завоевания электронных СМИ, берущего начало в радиовещании (способность создавать эффект присутствия есть одно из основополагающих свойств электронных СМИ). Однако и здесь может быть достигнута большая гибкость во взаимоотношениях вещателя со зрителем (не исключая и индивидуальные просмотры событий, скажем, по веб-камерам).

При этом, правда, могут возникнуть несколько политических проблем. Отомрет, например, «священная корова» телевидения — пресловутая сетка вещания (ее заменит простой рубрикатор возможных программ). То есть весь пафос такого якобы творческого шаманства, как программное планирование, пропадет, рейтинги станут более объективными и т.д. То есть структура современного телевидения в корне изменится: институт программных директоров заменят традиционные редакторы, а рекламодатели смогут сами оценивать эффективность. Между прочим исчезнет и часть откатно-теневой экономики, ведь приближение настоящих производителей вещательного продукта к зрителям нанесет мощный удар по коррумпированности телевизионных чиновников.

Особо отметим, что при широком распространении Интернет-телевидения кардинальным образом изменится и система взаимоотношений рекламодатель—вещатель—зритель. Размещение рекламы специальными блоками в межпрограммном пространстве потеряет всякую актуальность (за исключением, возможно, перерывов в трансляции программ прямого эфира). Кстати, не секрет, что нынешние «рейтинги» программ и предпочтения по их размещению в сетке эфира определяют зачастую сами рекламодатели (спонсоры) как главные заказчики вещания. Именно они устанавливают возможность появления той или иной программы в эфире и ее место в сетке, основываясь исключительно на рекламоемкости для своего товара или услуги, а не на популярности у зрителя.

Отсюда вполне закономерная ориентация современного телевидения на определенную категорию людей, которые легко внушаемы и одновременно достаточно просто расстаются с деньгами (то есть на некоего усредненно-массового непритязательного потребителя). Интересно, что к наиболее платежеспособной категории населения такая характеристика не относится, но для них предназначается другая реклама, а телевидение, соответственно, таких людей теряет (о чем все более явственно свидетельствуют последние опросы). То есть если в советские времена в СМИ велась борьба с инакомыслием, то сегодня главное телевидение России ведет борьбу с мыслью как таковой. В этом плане Интернет-вещание гораздо более дифференцировано.

Более того, с появлением Интернет-вещания учет зрительской аудитории проводить станет гораздо проще, а следовательно, коммерческий успех вещателя будет напрямую зависеть от подлинного, а не от мнимого числа его абонентов-пользователей, и тому же рекламодателю будет легче ориентироваться в контенте.

При этом реклама вряд ли будет вставляться внутрь самих программ (нетрудно догадаться, что при интерактивном способе просмотра зритель с легкостью сможет избавлять себя от рекламной нагрузки). Скорее всего, она будет размещаться так же, как это давно принято в Интернете — тематическим подбором или при помощи ненавязчивых баннеров. В связи с этим развитие получит узкая специализация ТВ-сайтов, в отличие от всеядности большинства современных российских телеканалов. А значит, и реклама там будет действовать менее навязчиво, но более целенаправленно и эффективно.

Специализированные ТВ-сайты, подобно специализированным печатным изданиям, смогут обслуживать пользователя более избирательно и адресно. Вопросы вызывает, естественно, популярность политических, информационно-публицистических и новостных каналов. Там, похоже, конкуренция обострится до предела, что с появлением иностранных альтернатив может вызвать даже те или иные политические санкции.

И наконец, распространение Интернет-вещания способно в очередной раз серьезно всколыхнуть компьютерную промышленность. Ведь потребуется более мощная цифровая база, большие мониторы-телевизоры, а также широкополосный доступ в Интернет.

При этом, учитывая природу Интернета как Всемирной паутины, практически каждый Интернет-вещатель получит статус глобального. Причем можно будет организовывать как бесплатный, так и платный доступ в любом конце света, а также продажи рекламируемых товаров и услуг, платного скачивания фильмов и ТВ-программ и т.п. То есть не исключено, что Интернет-вещание станет не только более удобным для зрителя, но и более выгодным для производителя, а традиционное эфирно-кабельное телевидение постепенно станет убыточным, а затем и вовсе ненужным.

КомпьютерПресс 2'2006

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует