Экспансия цифровых зеркальных фотокамер

Сергей Асмаков

 

В последнее время количество новых моделей компактных цифровых фотоаппаратов prosumer-класса заметно сократилось, и вполне вероятно, что через пару лет они и вовсе исчезнут из продуктовых линеек. Чем же это вызвано: реальным падением спроса на камеры этого класса или желанием ряда ведущих производителей освободить нишу для цифровых зеркальных моделей начального уровня?

 

Еще несколько лет тому назад между армадой компактных цифровых фотоаппаратов и цифровыми зеркальными камерами со сменной оптикой (D-SLR) пролегала огромная ценовая пропасть. Впрочем, она существовала недолго: производители довольно быстро поняли, что существует немало фотолюбителей, потребности которых уже «переросли» возможности компактных цифровых камер, но при этом нет желания или возможности приобрести зеркальный аппарат со сменной оптикой. Топ-модели незеркальных цифровых фотоаппаратов выделились в пограничный класс, закрывающий нишу между компактными цифровыми моделями и профессиональной зеркальной техникой. Вскоре в обиход вошел термин prosumer (образованный из сокращенных слов professional и consumer), которым стали обозначать данный класс аппаратов.

 

Canon PowerShot Pro 1 — один из представителей последнего поколения цифровых фотоаппаратов prosumer-класса

Canon PowerShot Pro 1 — один из представителей последнего поколения цифровых фотоаппаратов prosumer-класса

В отличие от недорогих компактных цифровых фотоаппаратов, в камерах класса prosumer используются более качественная оптика и светочувствительные сенсоры большего размера (в последнем поколении «выросшие» уже до 2/3 дюйма), что обеспечивает возможность получения более качественных изображений. Кроме того, у таких камер обязательно имеются не только сюжетные программы, но и творческие режимы (приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, полностью ручные настройки), расширенные возможности по управлению параметрами съемки (коррекция экспозиции и мощности вспышки, режим брекетинга, ручная настройка баланса белого и т.д.), «горячий башмак» для подключения внешней вспышки, режим записи снимков в формате RAW и пр. В качестве примера наиболее популярных моделей цифровых фотоаппаратов prosumer-класса можно привести Sony DSC-F717 и DSC-F828, модели Canon серии PowerShot G и PowerShot Pro и т.д.

 

Canon EOS 300D — первый цифровой зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, стоивший менее 1000 долл.

Canon EOS 300D — первый цифровой зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, стоивший менее 1000 долл.

В 2003 году компания Canon представила EOS 300D — первый цифровой зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, стоивший менее 1000 долл. Это стало серьезным прорывом: нижняя ценовая граница цифровых зеркальных фотоаппаратов уже вплотную приблизилась к стоимости наиболее дорогих моделей класса prosumer. Кроме того, у владельцев пленочных «зеркалок» Canon появился хороший стимул для того, чтобы с относительно небольшими затратами перейти на использование цифровой техники: ведь с EOS 300D можно использовать огромный парк объективов, на протяжении многих лет выпускавшихся для 35-миллиметровых пленочных моделей EOS.

 

Цены на цифровые зеркальные фотоаппараты начального уровня быстро снижаются: Pentax планирует продавать модель K110D в комплекте с зум-объективом (18-55 мм) всего за 600 долл.

Цены на цифровые зеркальные фотоаппараты начального уровня быстро снижаются: Pentax планирует продавать модель K110D в комплекте с зум-объективом (18-55 мм) всего за 600 долл.

Этот ход Canon оказался удачным, и примеру японской компании немедленно последовали другие производители. В течение двух последующих лет практически все ведущие производители цифровой фототехники, выпускающие зеркальные аппараты, представили как минимум по одной модели в ценовом сегменте до 1000 долл. Под напором обостряющейся конкурентной борьбы цены поползли вниз, и к настоящему времени нижняя планка уже опустилась до уровня в 600 долл.

На рынок цифровых зеркальных фотоаппаратов начали приходить и новые игроки из числа компаний, ранее не выпускавших зеркальные камеры. Например, в начале текущего года свою первую зеркальную камеру (Lumix DMC LC-1), созданную в сотрудничестве с компанией Olympus, представила Panasonic. Прототип этого аппарата можно было увидеть на выставках PMA-2006 и «Фотофорум-2006», а в конце текущего года он уже должен появиться в магазинах. В апреле компания Sony объявила о выходе на рынок цифровых зеркальных фотоаппаратов с новым брендом «a» («альфа»), который вместе с одноименным байонетом унаследован от недавно поглощенного фотоподразделения Konica Minolta. Судя по всему, Sony имеет далеко идущие планы по освоению рынка зеркальной цифровой фототехники: помимо камер, японская компания намерена выпускать и собственную линейку объективов.

 

Sony Cyber-shot DSC-R1 — пожалуй, самая новаторская в техническом плане модель класса prosumer, появившаяся за последние несколько лет

Sony Cyber-shot DSC-R1 — пожалуй, самая новаторская в техническом плане модель класса prosumer, появившаяся за последние несколько лет

К середине 2005 года стало ясно, что цифровые зеркальные камеры начального уровня и незеркальные модели класса prosumer оказались уже в одной ценовой категории, и это обстоятельство предрешило судьбу последних. На проходившей в феврале выставке PMA-2006 ни один из представителей пятерки крупнейших производителей не показал новых моделей prosumer-класса. И это не было случайным совпадением: стало ясно, что ведущие производители цифровой фототехники сделали ставку именно на «зеркалки». В феврале нынешнего года Canon распространила официальный пресс-релиз с сообщением о прекращении выпуска новых моделей в линейках фотоаппаратов PowerShot G и PowerShot Pro. Хотя Sony пока воздерживается от подобного заявления, учитывая масштабы рекламной кампании по продвижению бренда «a», нетрудно предположить, что следующая эволюция во многом инновационной модели Cyber-shot DSC-R1 уже вряд ли появится.

 

В начале 2006 года стало ясно, что Sony сделала выбор в пользу зеркальной техники

В начале 2006 года стало ясно, что Sony сделала выбор в пользу зеркальной техники

Объяснить столь крутой поворот в политике производителей тем, что спрос на модели класса prosumer был невысоким, вряд ли возможно: конечно, выпускались и довольно спорные аппараты (тот же Canon PowerShot Pro 1), но ведь были и настоящие бестселлеры, отмеченные целой коллекцией престижных наград. Скорее всего, причина в том, что в современных условиях выпуск таких аппаратов перестал быть рентабельным.

Если оценивать сложившуюся ситуацию с точки зрения производителей, то замена камер prosumer-класса на зеркальные аппараты со сменной оптикой, находящиеся в той же ценовой категории, представляется весьма привлекательным вариантом. Почему?

Во-первых, потому, что продажа фотоаппаратов со сменной оптикой как правило гарантирует лояльность покупателей к единожды выбранному бренду. Ведь купив сегодня компактный фотоаппарат одного производителя, пользователь может через два-три года безболезненно приобрести модель любого другого. Пожалуй, единственным сдерживающим фактором в этом случае является формат используемых карт памяти. А учитывая тот факт, что в большинстве современных компактных моделей имеется слот SD/MMC, данная проблема актуальна лишь для пользователей аппаратов Sony (с их Memory Stick), Olympus и Fuji (c экзотическими xD-Picture). Кроме того, стоимость сменных карт флэш-памяти сейчас стремительно уменьшается, и приобретение гигабайтного носителя вряд ли станет тяжелым ударом по семейному бюджету.

Совсем иная ситуация возникает при покупке зеркальной камеры со сменной оптикой. Поскольку сменные объективы можно использовать только с определенной линейкой камер одного производителя, выбор зеркальной камеры гарантирует надежную привязку покупателя к одному-единственному бренду. Прочность этой зависимости усугубляется еще и тем, что приобретение сменных объективов для зеркальных камер является не самым лучшим вложением денег: дорогой новый объектив быстро дешевеет, и продать его даже по прошест­вии пары месяцев можно будет лишь за значительно меньшую сумму.

Во-вторых, рост парка зеркальных камер приведет к заметному увеличению спроса на различные аксессуары: объективы, переходные кольца, вспышки, аккумуляторные отсеки и т.д. Как показывает практика, пользователи зеркальных фотоаппаратов приобретают аксессуары гораздо чаще, чем владельцы компактных камер. И это не случайно: ведь подобный подход заложен в самой концепции зеркальных фотоаппаратов. Если компактный цифровой фотоаппарат является универсальным и полностью готовым к использованию решением, то зеркальная камера в заводской комплектации — это лишь основа для создания полнофункционального фотоаппарата. Таким образом, стоимость владения зеркальным фотоаппаратом может быть сопоставима с ценой базового устройства, а в некоторых случаях — и многократно превышать ее.

 

Судя по всему, производители уже сделали выбор в пользу цифровых зеркальных фотоаппаратов. А что думают по этому поводу конечные пользователи?

Появление цифровых зеркальных фотоаппаратов любительского уровня по цене, сопоставимой с топ-моделями компактных камер, — это большой шаг вперед. За те же деньги фотолюбители смогут получить гораздо больше возможностей и качественно иной уровень снимков.

Утверждение довольно спорное. Начнем с того, что денегпридется отдать больше — ведь помимо самой камеры необходимо приобрести хотя бы пару приличных объективов, цены на которые начинаются от 200-300 долл. Не многие из тех, для кого фотография не является профессией, могут позволить себе приобрести более двух-трех объективов.

Но ведь можно приобрести зеркальную камеру в комплекте собъективом (в поставке kit)…

К сожалению, качество объективов, входящих в подобные комплекты, не выдерживает никакой критики. Во всяком случае, встроенные объективы цифровых фотоаппаратов класса prosumer позволяют получать значительно более качественные изображения — не говоря уже о диапазоне фокусных расстояний. Это отмечали многие фотографы, перешедшие на использование «младших» моделей цифровых зеркальных аппаратов после камеры класса prosumer.

Это, конечно, так. Но нельзя не отметить, что зеркальные камеры даже начального уровня имеют более высокий потенциал, который можно реализовать по мере приобретения новых объективов (что во многих случаях обойдется дешевле, чем замена одной камеры класса prosumer на другую). Кроме того, благодаря использованию сменной оптики зеркальную камеру можно наилучшим образом приспособить для любой задачи, получая в каждом случае оптимальное сочетание фотографических возможностей и технического качества снимков.

Да, с этим нельзя не согласиться. Однако необходимо отметить, что зеркальный фотоаппарат все-таки нельзя рассматривать как действительно универсальный инструмент. Например, с точки зрения повседневной съемки данное решение является абсолютно неприемлемым из-за больших габаритов и солидного веса.

Но ведь и аппараты класса prosumer не отличаются компактностью. Взять, к примеру, тот же Sony DSC-F828.

Проводя такое сравнение, необходимо учитывать, что диапазон эквивалентных фокусных расстояний встроенного зум-объектива этой камеры составляет 28-200 мм. Если установить оптику с такими же характеристиками на зеркальный аппарат, разница в размерах станет очевидной.

Большие размеры объектива являются следствием того, что в зеркальных аппаратах используются светочувствительные сенсоры большей площади. А это, в свою очередь, позволяет заметно повысить четкость получаемых изображений и обеспечить более низкий уровень цифрового шума даже при установке больших значений чувствительности.

Вообще-то, сенсоры большого размера можно устанавливать не только в зеркальных фотоаппаратах, что наглядно продемонстрировала Sony в модели Cyber-shot DSC-R1. Кроме того, человек неискушенный вряд ли сможет заметить разницу между снимками зеркальной камеры и компакта posumer-класса на отпечатке формата 10x15 см. Отличия становится существенными лишь при сравнении сильно увеличенных фрагментов двух кадров либо при печати на листах формата А4 и более.

И все-таки для тех, кто перерос возможности компактных цифровых фотоаппаратов, вопрос качества изображения стоит отнюдь не на последнем месте.

В отличие от профессионалов, для которых в равной степени важны как содержание, так и техническое качество снимков, у любителей нередко возникают ситуации, в которых лучше снять плохо, чем не снять вообще.

Большие габариты, значительно более сложная (по сравнению с компактными камерами) процедура приведения аппарата в рабочее положение и отсутствие возможности визирования по дисплею делают зеркальные камеры практически непригодными для повседневной съемки.

Вообще-то, система оптического визирования через объектив, используемая в зеркальных камерах, позволяет значительно лучше и быстрее оценить снимаемый кадр, нежели дисплей или электронный видоискатель. Четкость и кон­траст­ность изображения на встроенном ЖК-дисплее в значительно степени зависят от условий освещенности. Плюс к этому изображение на электронном дисплее обновляется с некоторой задержкой, что может создать опре­деленные проблемы при съемке движущихся объектов. Кроме того, из-за ограниченной разрешающей способности применяемых в цифровых фотоаппаратах дисплеев и электронных видоискателей ручная настройка фокусировки превращается в настоящий кошмар.

Никто не собирается спорить с тем, что на данном уровне развития технологий видоискатель зеркальной камеры позволяет значительно точнее работать с ручной фокусировкой. Но нельзя не обратить внимание на то, что у пользователя зеркальной камеры нет иной возможности визирования, кроме как через окошко видоискателя. В аппаратах класса prosumer помимо ЖК-дисплея, как правило, имеется оптический либо электронный видоискатель, и в зависимости от условий съемки можно выбирать наиболее удобный вариант. Яркое солнце мешает работать с дисплеем? Можно переключиться на электронный видоискатель или использовать оптический визир.

Да, по изображению на дисплее или на электронном видоискателе не очень удобно работать с ручной настройкой фокусировки. Но часто ли в любительской съемке возникает необходимость ручного управления фокусировкой? Ведь как минимум в 95, а то и в 99% случаев вы полностью доверяетесь автофокусу — ведь это значительно удобнее и быстрее, да и процент технического брака получается весьма незначительным.

Вместе с тем у системы визирования зеркальных фотоаппаратов есть немало недостатков. Из-за отсутствия возможности визирования по встроенному дисплею владелец зеркальной камеры испытывает серьезные затруднения в тех случаях, когда необходимо проводить съемку с неудобных ракурсов — например от земли или с вытянутых рук. В подобных ситуациях зеркальной камерой можно снимать только наугад, надеясь на точность своего глазомера — тогда как у владельца компактного аппарата с поворачивающимся дисплеем подобных проблем не возникает.

Данная проблема не является неразрешимой. Для подобных случаев можно приобрести «перископы» и даже специальные насадки на окошко визира, снабженные встроенным сенсором и электронным дисплеем.

Это вряд ли приемлемо для фотографов-любителей, поскольку стоимость этих аксессуаров вполне сравнима с ценой не самого плохого компактного цифрового фотоаппарата, да и по удобству использования они значительно уступают встроенным дисплеям.

Еще одним серьезным эксплуатационным недостатком зеркальных фотоаппаратов является проблема защиты поверхности светочувствительного сенсора и зеркала от засорения посторонними частицами, которые проникают внутрь корпуса аппарата в процессе смены объективов.

Конечно, такая проблема существует. Однако в ряде новых моделей цифровых зеркальных фотоаппаратов реализованы эффективные решения для предотвращения загрязнения поверхности сенсора. Например, в камерах Olympus используется ультразвуковой привод, позволяющий встряхивать платформу с сенсором для очистки его поверхности от посторонних частиц.

И все-таки на данный момент совокупность функциональных и эксплуатационных свойств цифровых зеркальных фотоаппаратов начального уровня не позволяет рассматривать их как полноценную замену компактных камер класса prosumer. К сожалению, уже в ближайшем будущем возможность выбирать между зеркальной камерой начального уровня и моделью класса prosumer попросту исчезнет (как и сам класс), поскольку ведущие производители сделали ставку на доступные зеркальные аппараты.

Конечно, у зеркальной техники есть очевидные преимущества, однако нельзя отрицать и того, что аппараты класса prosumer являются более универсальным инструментом. Ведь если для решения некоего типичного набора задач любительской фотосъемки возможностей одного аппарата prosumer-класса оказывается вполне достаточно, то у многих владельцев зеркальных камер возникает насущная необходимость дополнить свой инструментарий компактным фотоаппаратом.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 8'2006