oldi

Цифровая стереофотография

Олег Татарников

Благодаря тому что у нас есть два глаза, мы видим мир объемным. У фотоаппарата объектив только один, однако изготовление стереофотографий цифровым фотоаппаратом (или даже мобильным телефоном с возможностью фотосъемки) сегодня не составляет труда, тем более что для доводки стереопары всегда можно воспользоваться каким-либо графическим редактором или специальной программой для изготовления стереоизображений. Когда-то главным требованием классической стереофотографии было строгое сохранение угла поворота аппарата по вертикали (из-за чего, собственно, для стереосъемки требовалась пара фотоаппаратов, жестко закрепленных на станине): если второй снимок будет чуть повернут относительно первого, то стереоэффекта будет трудно достигнуть. Однако при съемке цифровым фотоаппаратом полученные кадры легко отредактировать, масштабировать и выровнять на компьютере.

 

Более того, сдвиг фотоаппарата (база стереосъемки), вопреки распространенному мнению, никак не привязан к расстоянию между глаз, так что специальной станины для стереосъемки тоже не требуется (в большинстве случаев стереобаза бывает настолько сильно разнесена, что никакая станина не помогла бы). Следует запомнить простое правило для выбора стереобазы: сдвиг фотоаппарата при повторном снимке должен осуществляться на расстояние, равное приблизительно 1/50 дистанции от объектива до ближайшего предмета в кадре (минимальная, но достаточная для съемки средних и крупных планов база должна составлять 1/(6*F) расстояния до ближайшего объекта, где F — фокусное расстояние в миллиметрах в пересчете на пленку). Конечно, вы можете отступать от этого правила, но наиболее удачными получаются, как правило, именно те стереопары, где данное требование соблюдено.

 

Еще одно простое правило при стереосъемке удаленных объектов: при повторном снимке аппарат поворачивают таким образом, чтобы центральный объект в сцене оказался в видоискателе на том же самом месте, что и при съемке первого кадра. Конечно, точнее выровнять объекты можно и в графическом редакторе, но при съемке все равно надо учитывать расположение ключевых объектов, по которым мозг будет восстанавливать стереоизображение при просмотре.

Существует несколько способов просмотра стереоизображений:

  • простая компоновка двух фотографий, при которой два кадра пары расположены рядом в соответствии с порядком съемки: левый кадр — слева, а правый — справа. Такой параллельный способ наиболее прост для просмотра;
  • перекрестный просмотр, при котором стереопары меняются местами (левый кадр располагается справа, а правый — слева) — в этом случае при просмотре необходимо настраивать глаза не в точке пересечения зрительных осей, а чуть дальше, что сложнее для восприятия, зато стереоскопический эффект сильнее;
  • анаглифный способ просмотра, когда оба кадра пары компонуются вместе, но левый кадр заливается красным слоем, а правый — сине-зеленым. Естественно, такой способ просмотра стереопары требует специальных очков с цветными стеклами-фильтрами (одно стекло будет красным, а другое — сине-зеленым). Достоинства последнего метода в том, что при просмотре стереопар не нужно напрягать глаза, как в предыдущих двух методах, а недостатком будет сильное искажение цвета на снимке.

Есть, конечно, и другие способы изготовления и просмотра стереопар, но они уже требуют специального оборудования и дополнительной подготовки изображений.

Если вам трудно сосредоточиться при просмотре стереопары из двух расположенных рядом снимков, то можно вырезать из картона простое устройство, помогающее правильно сфокусироваться и рассматривать стереоизображение без особого напряжения. Причем если в «окуляры» вставить увеличительные стекла (линзы стереоскопа), то просмотр и достижение стереоэффекта станет более простым.

 

Созданы также специальные устройства, облегчающие просмотр стереопар на компьютере.

Впрочем, если вам не удастся приобрести что-нибудь подобное, то, слегка модифицировав вышеописанное устройство, вы получите тот же эффект и на ПК.

Что же касается обработки стереопар на компьютере, то главными задачами при этом являются:

  • устранение аффинных искажений, когда при съемке не сохранялась параллельность оси аппарата (причем держать фотоаппарат нужно как можно более горизонтально, иначе придется долго выравнивать изображения в графическом редакторе);
  • устранение несоответствия экспозиции, фокусного расстояния (зума) и фокусировки различных снимков.

Все это можно сделать в любом современном графическом редакторе базовыми инструментами.

 

Простейший способ изготовления анаглифных изображений предусматривает следующие действия: необходимо в графическом редакторе представить снимки в RGB, а затем сделать изображение, красный канал которого будет красным каналом левого снимка, а синий и зеленый каналы будут соответствующими каналами правого снимка. Существуют специальные программы для изготовления анаглифов, которые, впрочем, автоматически сделают то же самое. Однако результат автоматического изготовления анаглифа может вас и не устроить. Скорее всего, для достижения приемлемого эффекта каналы цвета из разных снимков придется дополнительно редактировать вручную.

 

Помимо универсальных графических редакторов для редактирования стереопар имеются также специализированные программы, помогающие изготавливать стереоизображения для демонстрации любым способом. Одной из таких популярных программ является StereoPhoto Maker (http://stereo.jpn.org/eng/stphmkr/index.html). С его помощью можно делать любые стереофотографии (в том числе и анаглифы), а потом в нем же просматривать собранные альбомы объемных изображений.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2006