Мобилизация контента

Родион Насакин

Российский кризис: до и после

Мировые тенденции

Новые варианты распространения

Отраслевые успехи

   Музыка

   Видео

 

Рынок контента для мобильных устройств, который еще три-четыре года назад характеризовался скромным предложением и ограниченным спросом, к настоящему времени оформился в мощную индустрию со своими лидерами продаж, тенденциями, многомиллионной потребительской аудиторией и миллиардными доходами. В немалой степени стремительному созреванию рынка способствовало технологическое развитие и, как следствие, наполнение магазинных полок мобильными устройствами с широким спектром технических возможностей по доступным ценам.

Российский кризис: до и после

Активное проникновение соответствующих сервисов наблюдается даже в России, где к перспективам мобильного контента относятся с изрядной долей скептицизма в силу небольшого количества обладателей устройств с необходимой функциональностью, высокого уровня пиратства и потребительской консервативности пользователей, в большинстве своем морально не готовых как к использованию схем дистанционной оплаты, так и к покупке нематериальных продуктов. Наблюдавшийся в прошлом году существенный спад темпов роста продаж на отечественном рынке мобильных допуслуг отчасти подтвердил правоту скептиков. Впрочем, критической ситуация казалась на фоне предыдущих лет, когда доходы контент-провайдеров росли до 200% ежегодно. Поэтому 30-процентный рост по итогам 2005 года (оборот составил 300 млн долл. вместо ожидаемых 500 млн) многими аналитиками и участниками рынка был воспринят как катастрофа.

Причины сложившегося положения называют самые разные, однако чаще всего говорят о недоверии потребителей и существенном росте издержек. Стало очевидным, что прошлые рыночные успехи, которые отечественные контент-провайдеры приписывали своему умению наиболее полно удовлетворять нужды абонентов, в том числе стремление к выражению индивидуальности, на самом деле были обусловлены лишь эффектом новизны и любопытством пользователей. На этой волне на рынок очень быстро вышли новые мелкие игроки, не имеющие в запасе никаких оригинальных идей, которыми они могли бы привлечь потребителей, и крупных бюджетов для завоевания аудитории. Многие из них ограничивались работой в отдельном регионе и не выходили на федеральный уровень. К концу прошлого года в стране насчитывалось около 200 подобных компаний. Качество предоставляемого «новичками» контента и оказания услуг в целом оставляло желать лучшего, что крайне негативно сказалось на отношении абонентов к отрасли в целом.

Одновременно с этим расходы контент-провайдеров непрерывно росли. На одну только рекламу у них уходило до 40% доходов. Причем ближе к концу года даже наиболее эффективная телевизионная реклама окупалась только у крупных участников рынка. Кроме того, в 2005 году многие партнеры контент-провайдеров перестали работать в доле. В частности, фактически ушла в небытие практика размещения рекламы в прессе с предоставлением издательству части выручки вместо оплаты печатной площади, а также проведение промо-акций через SMS в сотрудничестве с сотовыми операторами. Кстати, отечественные операторы также внесли свою лепту в ужесточение условий бизнеса контент-провайдеров, существенно повысив расценки на короткие номера и увеличив свою долю выручки за доставку контента. Сейчас соответствующие показатели составляют около 350 тыс. руб. и 50% соответственно.

Однако кризис оказался непродолжительным, и уже в первой половине 2006 года доходы компаний, работающих в отрасли, вновь начали расти. Этому способствовали как усилия операторов и контент-провайдеров, направленные на разработку новых услуг и повышение качества продаваемого контента, так и постепенно растущий интерес ранее пассивных абонентов к предлагаемым сервисам. Наряду с предоставлением альтернативных допуслуг, таких как мобильный банкинг, контент-провайдеры заинтересовались перспективами пока относительно слабо представленных на рынке java-игр, видеотонов  и RBT-мелодий.

Последняя услуга в настоящее время находится на пике популярности во всем мире. Суть RBT (RingBack Tones) заключается в замене стандартного гудка при ожидании ответа на заказанную абонентом мелодию или фразу. Как правило, провайдеры данного сервиса позволяют составлять несколько групп номеров, для каждой из которых предусмотрена своя мелодия. Например, дозванивающимся коллегам можно поставить какой-нибудь нейтральный звук, а супруге или возлюбленной — романтическую мелодию, напоминающую о том или ином событии в совместной жизни, и т.п.

Компаниям удалось сократить издержки, переориентировав пользователей на получение контента по WAP-протоколу. Это стало возможным вследствие постепенного перехода операторов на так называемую WAP-тарификацию. То есть вместо безальтернативного раньше варианта с оплатой за короткое сообщение с кодом рингтона или картинки, посылаемое абонентом для получения соответствующей ссылки, теперь достаточно выбрать контент на WAP-портале. Необходимая сумма будет списана с баланса автоматически. Наряду с экономией для контент-провайдера такая схема позволяет сократить количество неудачных и ошибочных закачек. Кроме того, сейчас контент-провайдеры активно работают с операторскими SIM-меню в телефонах и WAP-порталами, предлагая свои услуги в разделах дополнительных сервисов. Операторы не взимают с компаний плату за размещение в таких каталогах, однако выставляют повышенные требования к качеству оказания услуги. Провайдер же в этом случае не тратится на рекламу своих сервисов.

Одновременно с этим значимую роль на отечественном рынке в последнее время начали играть компании нового типа — сервис-провайдеры, которые, имея в своем распоряжении всю необходимую инфраструктуру для взаимодействия с абонентами, отдают ее в аренду медиакомпаниям и рекламным агентствам для проведения разовых акций и промо-кампаний. Подобным «аутсорсингом» сейчас занимаются все крупные контент-провайдеры — он стал серьезной статьей их дохода.

В результате, согласно прогнозу ComNews Research, к концу 2006 года объем рынка мобильного контента в стране составит 470 млн долл. Одновременно с этим в текущем году на российском рынке наблюдались качественные изменения, свидетельствующие о существенном «взрослении» бизнеса. К таковым можно отнести экспансию отраслевых компаний на рынки стран ближнего зарубежья, внедрение новых форм оплаты и закачки, увеличение среднего размера продаваемого контента, а также переход в разряд стандартной практики заключения контент-провайдерами договоров с крупнейшими западными правообладателями из числа звукозаписывающих компаний и киностудий.

Мировые тенденции

В Азиатско-Тихоокеанском регионе мобильный контент может в скором времени стать основным источником дохода для телекомов. Согласно исследованию Frost&Sullivan, расширяющаяся зона покрытия сетей третьего поколения, рост региональных абонентских баз, снижение цен на телефоны и увеличивающийся поток контента приведут к тому, что соответствующий рынок 15 стран, принадлежащих к данному региону, вырастет с 9,4 в 2005 году до 32,9 млрд долл. в конце 2011-го. Сдерживающим фактором остается применяемая в настоящее время схема распределения доходов от контента. Большую часть выручки (60-70%), как и в России, получают операторы, а контент-провайдерам после выплаты телекомам и правообладателям остается лишь небольшая прибыль. Наиболее успешно рынок развивается в тех странах, где продавцы контента находятся в сравнительно выгодных условиях, то есть в Японии, Южной Корее и Китае.

Другое исследование, проведенное аналитиками M:Metric, показало, что наиболее активными потребителями мобильного контента являются владельцы смартфонов. Так, во Франции и Германии около половины обладателей «умных» телефонов пересылают друг другу видео и фото, в то время как среди среднестатистических абонентов данной услугой пользуются 18,6 и 19,5% соответственно. 25% британских владельцев смартфонов используют свои устройства для прослушивания музыки, в то время как средний показатель абонентской аудитории в стране не дотягивает и до 6%. В США меломанов среди обладателей смартфонов в 8 раз больше, чем среди пользователей мобильной связи, во Франции — в 11 раз. По видеоконтенту соответствующие показатели составляют: во Франции — 15,1% владельцев смартфонов против 1,8% всех абонентов, в США — 7,8 против 1,3%.

Таким образом, проникновение мультимедийного контента для мобильных устройств в Старом Свете несколько выше, чем в Америке, что обусловлено распространенностью в Европе устройств на базе Symbian, в то время как в США больше владельцев используют КПК от Palm и RIM, ориентированных прежде всего на бизнес-деятельность. Проникновение смартфонов в США не превышает 2%, в то время как в Великобритании данными устройствами пользуются 6,6% всех пользователей сотовой связи, в Германии — 5,8%, во Франции — 3,4%.

Зато конкуренции с «продвинутыми» телефонами в США может не выдержать небезызвестный iPod. По данным исследования IMS Research, популярность культового медиаплеера в ближайшие пять лет может сойти на нет. К 2010 году 60% из 1,1 млрд продаваемых телефонов будут иметь встроенные медиаплееры, что в 20 раз больше прогнозируемого количества продаж плееров с жестким диском (большая часть которых приходится на серию iPod) и почти в три раза больше, чем число плееров с флэш-картой. Ключевую роль в уходе плееров с рынка сыграет психологический фактор. Пользователи просто не захотят носить с собой дополнительное устройство, если его функциональность уже будет реализована в телефоне. Чтобы удержать хотя бы небольшую долю рынка, производители плееров должны в обозримом будущем существенно снизить цены на эти устройства и максимально упростить управление ими.

Согласно прогнозам Analysys, сделанным в сентябре текущего года, суммарный доход участников мирового рынка мобильного контента, который в прошлом году составил 4,9 млрд долл., будет расти в среднем на 29,2% ежегодно и к 2011 году составит 23,4 млрд долл. При этом аналитики полагают, что компании очень скоро осознают, какой вред причиняет им сложная структура ценообразования и биллинга, отпугивающая повторных покупателей, и приступят к внедрению более простых платежных схем, параллельно снижая расценки на контент.

Динамично развивающимися рыночными сегментами станут музыка, широкополосное вещание и видеоконтент. При этом продажи мелодий, как ожидают в Analysys, будут расти наиболее активно — на 75% в год и через пять лет достигнут 3,4 млрд долл. Этот прогноз не бесспорен, поскольку, как будет подробно описано ниже, в ряде других исследований предсказывается сокращение доходов от реализации аудиоконтента в пользу других сегментов (мобильных игр, например). Однако в Analysys полагают, что стимулом для дальнейшего роста продаж станет увеличение размеров памяти в мобильных телефонах, развитие сетей третьего поколения и внедрение кроссплатформенных решений. Сети 3G обеспечат маркетинговый прорыв в сфере видеоконтента, причем, как ожидается, самыми успешными проектами станут сервисы, ориентированные на спорт и взрослые развлечения.

Популярность широкополосному вещанию обещают несколько позднее — к тому времени, когда производители начнут встраивать устройства для приема ТВ-вещания в большинство мобильных решений. Для этого, в свою очередь, необходимо появление единого технологического стандарта. Идея интернет-трансляций, по всей видимости, не получит развития в массовом масштабе, поскольку первые попытки реализации подобных сервисов не обрели популярности у абонентов в силу дороговизны и/или неудовлетворительного качества приема. Судя по рыночному опыту некоторых стран, где сервисы 3G уже стали привычными для пользователей, даже возможности мобильных сетей третьего поколения не смогут кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Более перспективным выглядит вариант с внедрением в телефоны чипов для приема вещания по стандарту DVB-H . До той поры, пока соответствующие устройства не перейдут в бюджетный сегмент и будут относительно дорогими, смотреть мобильное ТВ сможет лишь небольшая часть состоятельных пользователей, а значит, и расценки на услугу будут соответствующими.

Тем временем нынешнюю модель распределения доходов между контент-провайдерами и прочими участниками рынка все чаще пытаются пересмотреть. Естественно, изменения в платежной структуре, во многом определяющие ценообразование, неизбежно отразятся на стоимости контента и для конечных пользователей. В частности, весьма интересен проект компании Bango. Разработанная ею система биллинга позволяет контент-провайдерам не отчислять большую часть платежей операторам, а абоненты смогут получать соответствующий счет вместе с телефонными счетами, рассчитываясь за контент одним кликом с помощью кредитной карты или через PayPal. В 2005 году сервис Bango был доступен уже в более чем 130 странах и предлагался более чем 250 различными операторами сотовой связи.

Остается надеяться, что, избавившись от операторской «повинности», контент-провайдеры приступят к снижению расценок для своих клиентов. Тем более что этим летом уже имел место первый прецедент бесплатного предоставления мобильного контента. Похоже, что данный рынок может постепенно перейти к уже получившей признание в Интернете практике взимания платежей не с конечных потребителей, а с рекламодателей. Например, британское рекламное агентство Pitch уже предоставило абонентам доступ к своему каталогу, насчитывающему тысячи игр, рингтонов и картинок, взамен на их согласие еженедельно получать три рекламных SMS. Причем агентство рассылает рекламные объявления, основываясь на предпочтениях конкретных пользователей. Чтобы составить «портрет» пользователя, агентство просит его ответить в процессе регистрации на WAP-ресурсе на несколько вопросов: о своем возрасте, половой принадлежности и интересах. В настоящее время доступ к сервису Pitch предоставляют все британские операторы, за исключением компании «3».

Новые варианты распространения

О таком сдерживающем факторе развития рынка мобильного контента, как сложность навигации в соответствующих меню, говорят относительно редко, но это отнюдь не умаляет значимости данной проблемы. Неудобный интерфейс может отбить у большинства пользователей всякое желание скачать тот или иной файл. Согласно ряду исследований, в среднем пользователь готов потратить на поиск доступа к конкретной услуге полминуты. Поэтому контент-провайдеры активно участвуют в поиске решений, которые позволили бы упростить ориентацию в обширном ассортименте. Вместе с тем компании опасаются развития практики платного WAP-поиска, при котором пользователю демонстрируются результаты, содержащие ссылки на контент только тех крупных участников рынка, которые могут позволить себе сделать солидные выплаты владельцу поисковой системы.

Порталы сотовых операторов тоже не совсем удовлетворяют провайдеров, поскольку предоставляют доступ лишь к небольшой части предлагаемого на рынке качественного контента. Все чаще представители компаний говорят о необходимости создания совершенно нового вида мобильного ПО, которое позволило бы автоматизировать процесс поиска и получения контента с учетом персонализации. Такие приложения должны отличаться простотой инсталляции на большинстве выпускаемых мобильных устройств. Абонент, установивший такую программу, получит интерфейс доступа к максимально возможному количеству банков контента.

Разработки так называемых клиентских порталов сейчас ведут компании Action Engine, Cibenix, Leiki, Nellymoser, RefreshMobile, SurfKitchen и др. По мере распространения подобных продуктов можно будет говорить о новом смежном рынке. При этом хорошие шансы на завоевание лидерских позиций имеет RefreshMobile, решение которой позволяет кому угодно распространять свои каталоги взамен на долю в доходах. Система также анализирует действия пользователя при загрузке, что дает возможность контент-провайдерам предлагать аналогичный контент, а рекламодателям повышать эффективность мобильных промо-акций.

Интерес вызывает также проект австралийского разработчика мобильных сервисов — компании Spatial Technologies, Inc., который позволит пользователям осуществлять поиск в Интернете или банках контента, просто зайдя со своим мобильным устройством в здание или находясь в определенной точке на улице.

Свое решение по поиску контента этой осенью предложил и американский оператор Verizon, запустивший сервис Get It Now Search, который состоит из трех приложений: VZW Games, VZW Tones и VZW Pix. Они позволяют задавать в качестве запроса имя исполнителя, название песни, игры или приложения и искать его в банках всех контент-провайдеров, сотрудничающих с телекомом.

Пока же запутанная схема доступа и продаж, наряду с пиратством и развитием сегмента загрузки полных MP3-треков, остается одной из основных причин снижения интереса к рингтонам. По крайней мере, такой вывод сделан в исследовании MusicAlly, отчет по которому был опубликован в начале октября текущего года. Эксперты отслеживали ситуацию с продажами рингтонов в Великобритании с 2000 года, когда их объем в денежном выражении составлял 34,8 млн фунтов. К 2005 году он вырос до 177,3 млн фунтов, и, как считают аналитики, на этом рост рынка закончился. Согласно прогнозу, по итогам текущего года продажи упадут до 143,5 млн фунтов, а к концу 2007-го — до 78,8 млн. Пользователи уже в самом юном возрасте осваивают утилиты, позволяющие преобразовывать MP3-треки в рингтоны. К этому их подталкивают дороговизна и сложность закачки платного контента. Появился уже и соответствующий термин — «мастертоны», под которым подразумевают контент, созданный непосредственно пользователями.

Росту популярности мастертонов будет существенно способствовать увеличение количества мобильных социальных сетей. Одним из последних проектов такого рода стал запущенный в сентябре momo — первый межсетевой глобальный сервис с пользовательским контентом. Платформа momo, разработанная компаниями Activefone и Bango, позволяет пользователям загружать свои картинки и видеоконтент, делая их доступными для всех членов сообщества по всему миру. При этом контент вовсе не обязательно раздавать бесплатно. Как только пользователь делает загрузку на momo, сразу же запускается программный клиент Bango Service, который позволяет создавать и управлять собственными каталогами контента и ведет статистику по количеству успешных закачек и выплат.

Владельцы некоторых социальных сетей начинают дорабатывать движки для того, чтобы реализовать возможность мобильного доступа к сервисам. В сентябре соответствующая функциональность появилась у ресурса Multiply, аудитория которого насчитывает около 3 млн пользователей. Разработчики предложили владельцам аккаунтов сервиса делать обновления через e-mail, что дает возможность работать с социальной сетью через мобильные телефоны, КПК и ноутбуки. Таким образом, обладатели мобильных устройств, поддерживающих работу с электронной почтой, теперь могут размещать фото-, видео- и аудиоконтент. Этот сервис удобен для разработчиков, так как электронная почта избавляет их от необходимости конфигурировать ПО для каждой отдельной модели телефона.

В России контент-провайдеры пока далеки от использования столь необычных способов распространения своей продукции. Однако кое-какие тенденции до отечественного рынка все же дошли. В частности, сейчас российские компании пытаются развивать такое направление, как мобильный вендинг, то есть продажу через специальные автоматы (контент-киоски). Такие аппараты обычно устанавливаются в кафе, кинотеатрах и крупных торговых центрах. Владельцы контент-киосков полагают, что данный сервис найдет своих потребителей среди активных пользователей мобильных устройств, прежде всего среди молодежи. Вместе с тем контент-провайдеры хотя и расценивают данное направление как перспективное, но сомневаются, что мобильный вендинг сможет претендовать на значительную долю рынка.

Отраслевые успехи

Музыка

Основной тенденцией последнего года в сфере аудиоконтента стал резкий взлет популярности реалтонов. По данным исследования, проведенного Telephia, в США на «кусочные» MP3-треки приходится уже более 75% продаж музыки для персонализации телефонов. В III квартале 2005 года монофонические и полифонические рингтоны составляли 30% аудиопродукции для персонализации, а к концу года их доля снизилась до 12%. Одновременно с этим в Telepha отметили успешное продвижение на рынке RTB-сервисов, которые стали доступными американским абонентам с конца 2004 года и в настоящее время используются 11,5% клиентов сотовых операторов. Рост RBT-продаж за год составил около 50%.

В исследовательском отчете Juniper Research для рингтонов приводятся неутешительные прогнозы. По расчетам аналитиков, через пять лет ежегодные мировые доходы от продаж мобильной музыки составят 14 млрд долл., при этом доходы от рингтонов снизятся с 81 до 51%, а выручка от реалтонов, напротив, увеличится с 9 до 32%. Основными факторами развития рынка в таком ключе специалисты Juniper считают появление новых технологий и рост конкурентной борьбы на рынке, который будет способствовать активной инновационной политике контент-провайдеров. На российском рынке во многом на перспективу работает компания «Никита», в которой были созданы Hi-End-реалтоны, то есть MP3-мелодии с повышенным качеством, максимально адаптированные по телефонному звучанию. Как утверждают в компании, были разработаны звуки окружающего мира (например, шум лесного ручья) с качественно новым уровнем реалистичности, которые создают настроение и даже в какой-то мере изменяют действительность. Правда, ощутить все достоинства новых мелодий смогут лишь владельцы дорогих телефонов, таких как Sony Ericsson Walkman, специально разработанных для любителей музыки.

Последний год также ознаменовался рядом крупных соглашений между поставщиками мобильного контента и звукозаписывающими студиями. Последним событием стала сентябрьская сделка MTV Networks и Universal Music Group, в результате которой MTV получила право использовать обширный каталог лейбла при составлении программ с музыкой и клипами для мобильных устройств. Со временем в Universal намерены заключить аналогичные контракты и с другими контент-провайдерами. По условиям соглашения медиакомпания будет отчислять Universal роялти каждый раз при использовании песен или видео, защищенных авторским правом звукозаписывающей компании. Таким образом, осталась в прошлом повсеместная практика получения разрешения на использование каждой отдельной композиции. Параллельно MTV в сотрудничестве с крупнейшим медиахолдингом News Corp. запустила в Германии услугу VIVA Liederladen, позволяющую пользователям покупать музыку одновременно для мобильных устройств и ПК. Распространяемые композиции будут поставляться по принципу look-and-feel, то есть с возможностью предварительного ознакомления.

Тем временем некоторые контент-провайдеры надеются занять более прочные позиции на рынке музыкального контента за счет оригинальных предложений. Так, британская компания Salmon Reel предлагает звуки лучших спиннинговых катушек Brass Perfect, Fortuna и Zane Grey, пытаясь таким образом приобрести клиентов среди заядлых рыболовов. Такие рингтоны обойдутся абоненту в сумму от 3 до 5 фунтов. Часть выручки контент-провайдер обещает направлять в Фонд спасения североатлантического лосося. Еще более необычным выглядит контент от фирмы Melodi, продающей звук писка насекомых Mosquitone с высокой частотой, недоступной слуху большинства взрослых людей. Недавно компания расширила свою линейку и выпустила первый в мире рингтон со скрытыми сегментами Mozzytones, которые могут быть услышаны только детьми.

В 2007 году впечатляющими темпами, вероятно, будут развиваться мобильные подкасты. В частности, первые проекты уже появились у американских операторов Alltel и Cingular. Клиенты Alltel, оплатив подписку на сервис — 3,99 долл. в месяц, могут искать и слушать тысячи подкастов на своих мобильных телефонах. Услуга открывает доступ к множеству постоянно обновляемых подкастов и радиошоу из таких популярных источников, как CNN, а также к независимым аудиопотокам со всего мира. Подкасты можно прослушать как в потоковом режиме, так и с загрузкой, а также добавить в «Избранное». Одной из главных задач в Alltel считают обеспечение бесшовного перехода между компьютером и телефоном при получении доступа к медиаканалам.

Аналогичная услуга от Cingular обойдется абонентам дороже — 4,99 долл. в месяц. Каталог обновляется каждый час, причем пользователям обещают по 150-200 свежих подкастов. Ассортимент аналогичный: NPR, The New York Times, CBS, FOX, MSNBC и тысячи независимых подкастов. Сервис доступен владельцу любого телефона с поддержкой Java MIDP 2.0. Это вполне приемлемо, поскольку большинство трубок среднего ценового уровня уже содержат данную версию Java, и она будет реализована практически во всех новых телефонах, которые поступят в продажу в 2007 году.

Видео

Видеоконтент завоевывает признание владельцев мобильных устройств достаточно медленными темпами. По мнению аналитиков агентства Jupiter Research, потребители заинтересованы в просмотре роликов на своих сотовых телефонах, но большинство из них не готовы оплачивать этот сервис. Согласно прогнозу компании, на конец текущего года 11% мобильников будут снабжены видеоплеером, но лишь 1% абонентов оформит подписку на соответствующие сервисы несмотря на то, что возможность вызывает интерес у четверти респондентов. На данный момент более жизнеспособной выглядит модель видеоподписки, поддерживаемая доходами от рекламы. Впрочем, потенциальные пользователи вполне могут изменить свое мнение относительно платных сервисов, если контент-провайдеры отнесутся к данному направлению с должным вниманием, в частности в большей степени оптимизируют мобильное ТВ под маленькие экраны или же предоставят клиентам возможность просматривать полные версии кинофильмов из широкого ассортимента.

Несмотря на многочисленные неудачные проекты, попытки внедрения схемы с пользовательской абонентской платой не прекращаются. Так, в августе текущего года совместными усилиями трех компаний — Fox Mobile Entertainment, Airborne Entertainment и контент-провайдера Mowave — популярный анимационный сериал Family Guy (в российском прокате идет под названием «Гриффины») стал доступен абонентам сотовых сетей сразу нескольких стран, в том числе Великобритании, Ирландии, Австралии и Нидерландов. Позиции Family Guy как бренда довольно сильны, и контент-провайдеры уверены, что им удастся заинтересовать в трансляции мультфильмов многих крупных операторов по всему миру. Параллельно Mowave и Airborne собираются наладить продажи сопутствующего контента: обоев для экрана, анимации, рингтонов, RTB-мелодий, игр, так или иначе связанных с Family Guy.

Не преминули использовать свои раскрученные бренды и телеканалы. Так, владельцы Discovery Channel прошедшим летом сообщили о намерении выпустить серию коротких видеосюжетов, посвященных науке, природе, путешествиям и животному миру. Распространяться контент будет в мобильных сетях американских операторов. В перспективе в Discovery планируют перейти и на более длинные по времени ролики. Мобильным бизнесом заинтересовалась и другая телекомпания, ориентированная на познавательную тематику, — Guinness World Records TV, которая заключила договор с контент-провайдером Snax на разработку видеоконтента из соответствующего архива канала GWR TV. Всего будет создано 40 роликов длиной 30-90 с, посвященных установлению рекордов Гиннеса. Продаваться клипы будут в сетях Великобритании, США, Филиппин и Южной Африки, а также напрямую с WAP-сайта Guinness.

Тем временем дочерняя компания Disney — оператор ESPN Mobile — в сотрудничестве с крупным телекомом Sprint Nextel начиная с сентября будет транслировать на телефоны своих абонентов репортажи с матчей по американскому футболу. Как ожидается, в сезоне 2006 года пользователи смогут смотреть не менее 25 игр в месяц. Аналитики возлагают на этот проект большие надежды, поскольку спортивная тематика зачастую оказывается ключевым фактором для резкого роста интереса к новым медиатехнологиям. Так, скачкообразным повышением популярности интернет-ТВ в этом году обязано веб-вещанию с баскетбольных матчей. По данным Nielsen/NetRatings, среднестатистический интернетчик проводит на спортивных сайтах около 57 мин в месяц. Более высокий рейтинг только у взрослых ресурсов (полтора часа) и многопользовательских игр (2 ч 46 мин). С большой вероятностью можно предположить, что через несколько лет аналогичная картина будет наблюдаться и в отношении рынка мобильного контента.

Гораздо меньше на рынке проектов, предполагающих распространение мобильного «длинного видео», то есть полнометражных картин. Учитывая, что технические возможности современных телефонов и сетей связи в большинстве своем пока существенно ограничивают проникновение таких сервисов, контент-провайдерам приходится идти на различные ухищрения, чтобы донести свой продукт до потребителя. Так, в июле текущего года компании ROK Entertainment Group удалось получить лицензию на создание карт памяти с фильмом International Man of Mystery. Удастся ли наладить продажи таких карт в широком масштабе, покажет время. При их производстве используется запатентованная технология ROK Player, которая в настоящее время поддерживается примерно 30 смартфонами, работающими под управлением Symbian и Windows Mobile. Фильмы, хранящиеся на картах, защищены от копирования. Также в ROK намерены отслеживать тенденции на рынке кинематографа и своевременно выпускать свои носители с наиболее популярными фильмами и музыкальными клипами. Всего в портфеле компании уже около сотни лицензий на различный контент, в том числе на комедии BBC, известный анимационный сериал South Park, множество блокбастеров, а также на различные музыкальные концерты. В ROK считают, что используемая ими схема продаж просто обречена на успех, поскольку позволяет обойтись без дорогостоящего скачивания через мобильный Интернет.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2006

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует