Блогосфера: состояние и перспективы

Олег Татарников

Состояние российской блогосферы

Подкастинг

Негативные тенденции

 

Термин «блогосфера», означающий совокупность всех блогов (сетевых дневников), появился в 1999 году. Автор этого неологизма, Брэд Грэм, употребил его в шутку — в то время вся блогосфера насчитывала всего сотню сайтов. Но уже пять лет спустя Merriam-Webster (ведущий издатель толковых словарей английского языка в США) назвал «блог» словом года. А по данным одного из англоязычных блог-поисковиков Technorati.com, на сентябрь 2006 года во всем мире было создано уже более 54 млн блогов.

Состояние российской блогосферы

В конце прошлого года поисковая служба Яндекса опубликовала отчет по исследованию русскоязычной блогосферы (http://company.yandex.ru:80/news/2006/1004/).

По данным «Поиска по блогам» (Blogs.yandex.ru), в ней сегодня более 1 150 000 блогов и каждую секунду добавляются в среднем три новые записи. По данным Technorati.com, ежедневно в мире появляется 1,6 млн новых записей, а в русскоязычной блогосфере, по данным поиска по блогам Яндекса, — чуть больше 106 тыс. Таким образом, российских блогов в мире всего 2%, а записей на русском языке каждый день создается около 7% от общего количества записей. Получается, что в среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

Начиная с 2003 года количество блогов в мировой блогосфере удваивается каждые полгода, причем русскоязычная блогосфера по темпам роста не отстает от мировой.

В известном американском журнале New Scientist со ссылкой на исследования американских психологов утверждается, что общение подростков в Интернете положительно влияет на развитие у них коммуникационных навыков и вырабатывает правильные модели поведения. Причем именно формат блога помогает подросткам понять принципы пересказа, приобрести навыки общения, а также научиться правильно и интересно излагать свои мысли. Сейчас, по данным крупной исследовательской компании Pew Internet & American Life Project, каждый пятый американский подросток ведет собственный блог.

В Америке такие порталы, как MySpace (http://myspace.com/), стали культовыми блог-сервисами. Это и неудивительно, потому что в США около 90% подростков в возрасте 12-17 лет пользуются Интернетом. Социологи утверждают, что сейчас подрастает целое поколение детей, которые выросли в виртуальном пространстве. Именно здесь они ведут свои дневники, выкладывают фотографии, общаются с друзьями, играют в игры, совершают покупки и делают домашние задания. Одним словом, они здесь живут.

 

Новое лицо Интернета

Новое лицо Интернета

Если учесть темпы общего отставания в развитии Рунета, то подобное ожидает и нас, хотя пример российской части LiveJournal показывает, что большинство отечественных подростков (а именно они должны стать главной движущей силой таких сервисов) пока не готово заводить себе блоги и переводить свое общение в онлайн, хотя, например, работники Рамблера попытались создать для наших подростков полнофункциональный аналог популярной за рубежом службы MySpace. Сервис называется Rambler.Планета (http://planeta.rambler.ru/) и удобным «мультяшным» интерфейсом связывает все другие сервисы портала: Рамблер-Фото, Рамблер-Группы, Рамблер-Знакомства, Рамблер-Vision, Рамблер-Покупки и др.

Однако средний возраст российского блоггера пока выше, чем зарубежного, — 21 год (что на несколько лет меньше возраста среднего российского пользователя Интернета). Причем более 80% российских блоггеров относятся к возрастной группе 15-35 лет.

По данным Яндекса, в России к ведению сетевых дневников и участию в социальных сетях более склонны молодые девушки: 60% российских блоггеров — женщины. Для сравнения — в США среди блоггеров 46% женщин, по данным Pew Internet research на 19 июля 2006 года. Согласно публично доступным данным о пользователях MySpace, на этом крупнейшем в мире блог-хостинге соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое.

Подавляющее большинство блоггеров — 95% — это жители городов-миллионников. Почти 80% из них живут в Москве и Санкт-Петербурге.

По данным поисковой службы Яндекса, русскоязычные блоги ведутся в основном на 14 блог-хостингах — это службы размещения дневников, в которых свыше 200 блогов. Блог-хостинги, насчитывающие от 50 до 350 тыс. блогов, составляют «большую четверку»: LiveJournal.com — 44,784, LiveInternet.ru — 19,98; Diary.ru — 13,15 и Blogs.mail.ru — 7,34%. Пока самой популярной в России службой остается американская LiveJournal.com. Всего на зарубежные блог-хостинги приходится 38% русскоязычных блогов. Однако российские службы размещения дневников уже содержат 62% блогов и постоянно увеличивают свою долю.

Вместе с блогами на общедоступных блог-хостингах растет количество и «автономных» блогов (такие интернет-дневники называют также standalone-блогами) — к сентябрю 2006 года оно достигло 4,5 тыс. Для них, как и для обычных сайтов, нужны собственные домен, хостинг, а также система публикации записей («движок»). Большинство автономных блоггеров (по данным Яндекса — 3032, или 67%) используют «движок» Word Press. Причем автономный блоггер делает в среднем в четыре раза больше записей, чем среднестатистический автор дневника на хостингах из «большой четверки».

Подкастинг

В последнее время блоггеры все чаще пользуются не только текстовыми, но и аудиовизуальными способами самовыражения. Самый распространенный мультимедийный объект в блогах — это по-прежнему фотографии. Но сейчас, например, все большую популярность набирают короткие видеоролики (как правило, смешные), которые могут сниматься даже с помощью мобильных телефонов.

Недавно, в связи с широким распространением музыкального плеера Apple iPod, появился новый оригинальный мультимедийный формат, который получил название «подкастинг». Этот термин образован от слов iPod, которое сократили до «под», и broadcasting, то есть «вещание». Причем термин podcasting не только уже официально включен в Оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary), но и признан словом 2005 года.

Технически подкастинг не представляет собой ничего революционного — по сути это простое внедрение мультимедиаконтента (аудио или видео) в RSS-канал. Что же касается возможностей, то подкастинг обладает всеми преимуществами Интернета и радио, а иногда и телевидения, и уже сейчас очевидно, что в ближайшем будущем он окажет значительное влияние на развитие Интернета: писать и читать там перестанут, а будут только говорить, слушать и смотреть. Причем основными пользователями подкастинга являются отнюдь не плохо умеющие читать дети. По данным опроса, проведенного в Интернете компаниями Arbitron и Edison Media Research, подростки в возрасте от 12 до 17 лет составляют только 21% пользователей подкастинга, тогда как пользователей в возрасте от 18 до 24 лет — 12%, от 25 до 34 лет — 20%, от 35 до 44 лет — 22%, от 45 до 54 лет — 17% и от 55 лет — примерно 8%.

 

Sourceforge Juice

Sourceforge Juice (http://sourceforge.net) — альтернативное кроссплатформенное ПО
для подкастинга

Вместо текстовых записей и фотографий подкастеры создают комбинированные звуковые файлы длительностью от 5 минут до получаса. Записи представляют собой сочетание музыки, видео, звуковых спецэффектов и речи автора. Это своего рода персональные радиопередачи или видеозаписи, которые можно прослушать и просмотреть когда угодно.

Таким образом, подкастинг можно считать разновидностью ведения мультимедийного блога для тех, кому лень писать, причем за новыми записями (подкастами) удобно следить с помощью технологии RSS-каналов, впрочем, как и за записями в обычных блогах.

Вслед за блогами подкаст-проектами стали пользоваться и другие сайты. Например, любителям не читать, а смотреть и слушать можно порекомендовать новостной видеоподкаст от телекомпании НТВ (http://www.ntv.ru/interactive/index.jsp?what=Podcast).

Сегодня уже можно скачивать бесплатные ежедневные трансляции (подкасты) со свежими новостям или текстами, наговоренными в формате MP3, и прослушивать их с помощью компьютера, плеера, автомагнитолы, мобильного телефона или домашней стереосистемы с поддержкой этого распространенного аудиоформата.

Автоматически получать новые трансляции можно, подписавшись на подкасты, а воспроизводить их будет, например, популярная программа Apple iTunes, реализованная как на Mac, так и на PC-компьютерах, или же другая подобная утилита для подкастинга (сегодня таких решений предлагается довольно много).

 

Секция подкастинга Apple iTunes: читать и писать необязательно

Секция подкастинга Apple iTunes:
читать и писать необязательно

Подкастинг поддерживают такие современные RSS-агрегаторы, как, например, FeedDemon (http://www.newsgator.com) и FeedReader (http://feedreader.com). Поэтому если вы пользуетесь RSS-программой, то загляните на сайт разработчика — вполне возможно, что для поддержки подкастинга вам достаточно будет установить новую версию приложения.

Подкастинг постепенно набирает популярность и в России. Каждый день к тысячам комбинированных русскоязычных звуковых записей добавляется несколько десятков новых. Самые популярные темы русских подкастов, по данным Яндекса, — юмор, быт, новости и культурные события.

Негативные тенденции

Расширение блогосферы и появление социальных СМИ, которым иногда доверяют даже больше, чем официальным, не прошло незамеченным и для спамеров. Они сразу оценили возможности простой генерации контента, покупки ссылок на блог-хостингах и продвижения спам-ресурсов в поисковиках и других системах агрегации блогов.

В результате в блогосфере быстро появилось огромное количество мусора. Например, по статистике сервиса Automattic Kismet (http://www.akismet.com/stats), около 93% всех комментариев в блогах созданы спамерами. На сайтах с высоким рейтингом спамеры создают дорвеи, которые раскручиваются через спамерские блоги. Их целью является как можно выше поднять дорвеи в поисковых результатах и перенаправить пользователей на главный сайт, который приносит прибыль от контекстной рекламы.

Нетрудно предположить, что вслед за этим может последовать покупка аккаунтов (имен) с высокой репутацией, как это происходит, например, в многопользовательских онлайновых играх, где торговля персонажами приобрела массовый характер. Даже на аукционе eBay можно найти подходящий аккаунт, и разработчики игры ничего не могут с этим поделать.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 2'2007