Sigma DP1 — компакт премиум-класса

Олег Татарников

Зеркалка или «мыльница»?

«Мыльница» с большой матрицей

Достоинства и недостатки

 

Сегодня, с появлением доступных по цене цифровых зеркальных камер со сменными объективами (Digital Single-Lens Reflex Camera, D-SLR), на интернет-форумах постоянно ведутся бесконечные жаркие дискуссии на тему «зеркалка или мыльница?». Среди достоинств любительских D-SLR — высокое качество фотографий, гибкость конфигурации (сменная оптика) и высокая скорость съемки, а у портативных камер с несменной оптикой (так называемых мыльниц) — небольшие габариты (достаточные для ношения устройства в кармане), простота использования и оперативность съемки (такой фотоаппарат всегда можно иметь под рукой).

Впрочем, неумеренная миниатюризация «мыльниц» уже привела к тому, что сегодня они конкурируют с камерафонами (мобильными телефонами со встроенными фотокамерами) и по качеству лучшие образцы «мобилографии» (как презрительно называют фотографы снимки, сделанные мобильными телефонами) практически ничем не уступает кадрам, полученным с «настоящих» цифровых камер нижней ценовой категории. Беда в том, что и портативные цифровые «мыльницы» разных категорий сегодня уже не настолько сильно различаются по качеству снимков, как раньше. Недорогие любительские D-SLR вытесняют с рынка так называемые просьюмерские аппараты, то есть достаточно портативные, но в то же время высококачественные компакты для взыскательных пользователей.

Что же касается лучших образцов цифровых фотоаппаратов с несменной оптикой, которые могли бы конкурировать с зеркалками, то они давно канули в Лету. Например, компания Canon, выпустив в свое время собственную первую недорогую D-SLR Canon 300D, с одной стороны, открыла новый рынок любительских зеркалок, а с другой — «убила» свои же продвинутые аппараты с несменной оптикой типа PowerShot Pro1. Компания Sony с выпуском D-SLR-серии Alfa «похоронила» единственную на рынке камеру с большой матрицей и несменной оптикой Sony DSC-R1.

Сегодня у нас появилась последняя возможность проверить правоту производителей, отказывающихся от высококачественных «мыльниц» в пользу зеркалок, — японская компания Sigma, известная своей огромной линейкой оптики для разных платформ, с февраля нынешнего года запустила в производство цифровой компактный фотоаппарат Sigma DP1, который после снятия с производства Sony DSC-R1 является единственной моделью на рынке с несменной оптикой и матрицей большого формата APS-C.

 

Основным достоинством фотоаппарата Sigma DP1 является большая матрица — та же, что установлена в зеркальной модели Sigma SD14, но у новинки гораздо более компактные габариты. Причем довольно странным с маркетинговой точки зрения является тот факт, что «мыльница» DP1 продается дороже, чем зеркалка такой же компании с той же матрицей и процессором. Так, комплект, в который входит «тушка» Sigma SD14 с универсальным гиперзумом (объективом с фокусным расстоянием 18-200, причем с оптическим стабилизатором), свободно продается в США за 850 долл. («тушка» без объектива стоит 550-600 долл.), а за Sigma DP1 по цене 800-900 долл. выстраиваются длинные очереди (российский дистрибьютор «радует» на своем интернет-сайте сообщением «этот товар временно отсутствует»). Причем за плохонькую вспышку для DP1 придется заплатить еще 80 долл., а за оптический видоискатель (если для наведения не устроит ЖК-дисплей) придется выложить аж 180-200 долл. Таким образом, при худшем оснащении портативная «мыльница» окажется в полтора раза дороже весьма приличной зеркалки той же компании. Аналогичная ситуация наблюдается и в России, куда недавно добралась Sigma DP1: модель Sigma SD14 всегда в наличии и стоит дешевле DP1, которая постоянно «временно отсутствует», то есть ее предложение не удовлетворяет спроса.

Зеркалка или «мыльница»?

Серьезные фотографы, как правило, смотрят сверху вниз на владельцев компактных камер. Но на самом деле вопрос выбора цифрокомпакта с несменной оптикой или зеркалки с возможностью замены объектива не так прост, как может показаться на первый взгляд, и предпочтения пользователей определяются не только габаритами. Немаловажными параметрами, которые склоняют фотолюбителей к покупке зеркалки (помимо качества самих снимков, конечно), — это и минимальный лаг (задержка времени от нажатия на кнопку спуска до получения снимка), и скорость и точность фокусировки, и способность снимать при низкой освещенности с приемлемым уровнем шумов. Не секрет, что у цифрокомпактов время срабатывания затвора настолько длительное, что снимаемый объект иногда успевает покинуть кадр, а ведь возможность точно поймать нужный момент порой является главной творческой составляющей съемки.

 

Однако и у «мыльниц» есть целый ряд преимуществ по сравнению с зеркалками. Помимо малых габаритов и веса, которые повышают удобство использования цифрокомпактов, они обладают большой глубиной резко отображаемого пространства (ГРИП), связанной с маленьким размером используемых матриц, а также отличаются простотой обслуживания (у фотоаппаратов с несменной оптикой, например, не возникает известной проблемы загрязнения матрицы или необходимости юстировки объектива/«тушки», характерных для зеркалок со сменными объективами).

«Мыльница» с большой матрицей

Фотокамера DP1 задумывалась компанией Sigma как цифрокомпакт по размерам и весу, но обеспечивающий высококачественное изображение, сравнимое с зеркалками. Для этого в ее конструкции был использован оригинальный «трехслойный» КМОП-сенсор Foveon X3 формата APS-C, то есть такой же большой, как у зеркалок, что совершенно нехарактерно для цифрокомпактов. Габариты сенсора DP1 — 20,7x13,8 мм (кроп-фактор — 1,7) примерно в 12 раз больше, чем у современных «мыльниц».

Напомним, что матрица Foveon Х3, устанавливаемая в цифровые аппараты компании Sigma, отличается от распространенных сегодня ПЗС- и КМОП-матриц цифровых фотоаппаратов тем, что формирует полноцветное изображение аналогично пленке, то есть у нее как бы имеется по отдельному слою сенсоров для синего, зеленого и красного цветов (точнее, каждый фоточувствительный элемент представляет собой объемный сенсор, который раздельно поглощает синий, зеленый и красный цвета). Для того чтобы выделить из падающего света основные спектральные составляющие, в матрице Foveon X3 используются оптические свойства кремния — материала, из которого изготавливается вся электроника, в том числе сенсоры. Дело в том, что кремний по-разному поглощает свет разной длины волны (то есть разного цветового тона). Максимум поглощения для синего цвета находится на глубине порядка 0,2 микрона от поверхности кремниевого кристалла, для зеленого эта глубина составляет 0,6 микрона, а для красного — около 2 микрон. То есть различные цветовые составляющие проникают в кристалл на разную глубину, причем характерные глубины этого проникновения вполне соответствуют современным технологическим процессам. В результате для регистрации света удалось применить трехслойную полупроводниковую структуру, причем глубина залегания р-n-переходов (которые в данном случае выполняют роль фотодиодов) как раз подобрана с учетом максимумов поглощения соответствующего цветового тона. Естественно, при реализации возникает масса нюансов, но общая идея довольно проста и красива.

 

Таким образом, можно сказать, что этот сенсор 14-мегапиксельный, хотя сформированное им «честное» изображение 4,7-мегапиксельное (2652x1768), но сравнивать эти цифры с традиционными ПЗС- или КМОП-сенсорами по разрешению трудно, так как Foveon — это другая технология. Обычные матрицы с «плоскими» сенсорами используют мозаичный способ формирования изображения (или байеровский — по имени изобретателя этого метода): в шахматном порядке над матрицей яркостных фотосенсоров располагаются цветные фильтры, которые пропускают только зеленые, красные или синие цвета, а цвет пиксела снимка формируется по соседним сенсорам при помощи несложного алгоритма интерполяции. Интерполяция сама по себе приводит к сглаживанию границ цветовых переходов, падению цветового и пространственного разрешения и появлению цветных артефактов на резких границах, но, кроме того, при таком способе формирования изображения появляется неприятный муар, для борьбы с которым применяется специальный низкочастотный оптический фильтр, который, убирая муар, еще больше размывает изображение, снижая его резкость и четкость.

При формировании изображения с сенсоров Foveon X3 ни интерполяция, ни фильтры не применяются. В результате пользователи цифровых камер компании Sigma прежде всего отмечают более естественную, близкую к пленке цветопередачу, отсутствие муара и высокую контрастность снимков без артефактов, свойственных традиционному байеровскому методу. Кстати, если интерполировать изображение с матриц Foveon Х3, то можно получить разрешение снимка 13,9 мегапикселов (4573x3048), при этом оно будет немногим уступать снимкам, полученным на сравнимых по разрешению и размеру байеровских матрицах. Как бы то ни было, но снимки размером до 20x30, как следует из опыта использования Sigma SD14, ничем не уступают по остроте самым современным 10-12-мегапиксельным цифровым зеркалкам Canon или Nikon. Для сравнения отметим, что матрица Foveon Х3 дает разрешение в 1900 строк по горизонтали и вертикали, как и у лучших 10-мегапиксельных D-SLR, хотя 14,6-мегапиксельный Pentax K20D, например, безусловно превосходит фотоаппараты Sigma, отображая 2350 различимых линий.

 

К сожалению, у технологии Foveon имеется и ряд недостатков, связанных с ее реализацией. Да, снимки, полученные с помощью сенсора Foveon X3, по детализации и цветопередаче превосходят те, что дают байеровские матрицы. Однако уровень шумов у них получается выше, чем у традиционных, к тому же они имеют другую природу, так что методы борьбы с шумами не так хорошо отработаны, как при получении изображения с традиционных матриц. Например, свет, проходя через слои кремния, частично поглощается каждым из них, а в результате нижний слой недополучает информацию. Кроме того, в матрице Foveon X3 обнаружился эффект «перетекания», когда свет с переэкспонированного слоя протекает на соседний. Одним словом, технология Foveon еще недостаточно отработана и требуются значительные усовершенствования, прежде чем она сумеет показать свое безусловное превосходство над технологией изготовления матриц с шаблоном Байера. Поэтому неудивительно, что компания Sigma раз за разом задерживает выход моделей своих камер. Так, DP1 была анонсирована еще на выставке Photokina в 2006 году и ее предполагалось выпустить в начале 2007 года. Затем срок был перенесен на конец 2007 года, а фактический выход модели состоялся только в феврале 2008 года. Объясняя причины 18-месячной задержки, представители Sigma сообщили, что на стадии бета-тестирования в этой камере были обнаружены некотрые проблемы, в том числе в оптимизации конвейера обработки изображений, увеличивающего скорость обработки в ущерб качеству. Поэтому руководством Sigma было принято решение о полной переработке конвейера и аппаратном устранении «некоторых других выявленных в последний момент недостатков».

 

Но как бы то ни было, новая камера в конце концов появилась, причем, судя по повышенному спросу на DP1, а не на зеркалку SD14, на рынке востребована главным образом не оригинальная технология Foveon, а высококачественный, но компактный фотоаппарат (его размеры —109x60x31 мм).

Кроме сенсора, Sigma DP1 унаследовала от старшей сестры — зеркалки SD14 — графический процессор обработки изображений True, который способен быстро обрабатывать файлы больших объемов, и 2,5-дюймовый ЖК-экран, потеснивший на задней стенке этого цифрокомпакта кнопки для управления. Sigma DP1 оснащается несменным объективом с фиксированным фокусным расстоянием (28 мм в эквиваленте 35-мм фотокамер) с быстрым затвором (минимальное временя срабатывания — 1/4000 с). Список аксессуаров завершает выдвижная вспышка, а также внешний, крепящийся в стандартный «горячий башмак» для внешней фотовспышки оптический видоискатель VF-11, приобретаемый отдельно. Камера поддерживает съемку в форматах RAW и JPEG.

Достоинства и недостатки

Новинку с индексом DP1 от фирмы Sigma эксперты сразу же окрестили «загадочной моделью». Действительно, карманный фотоаппарат с качеством D-SLR — необычное сочетание. До сих пор принято было считать, что качество снимков и размер фотоаппарата находятся в прямой зависимости (кстати, прежние высококачественные камеры с несменной оптикой типа Sony DSC-R1 отнюдь не отличались компактностью). Это эмпирическое правило действовало еще со времени изобретения фотографии, когда массивные камеры с большой областью регистрации изображения (будь то большая пластинка, широкая пленка или кремниевый сенсор больших размеров) были привилегией профессионалов, а узкопленочные фотоаппараты и цифрокомпакты презрительно назывались «мыльницами».

 

Цифровая революция, казалось бы, предоставила нам богатый выбор симпатичных, маленьких и недорогих карманных фотоаппаратов, но, как только появились недорогие зеркалки, капризные пользователи сразу же перешли на них, и даже давно вышедшее за пределы разумного разрешение цифровых снимков у компактов не помогло достичь поставленной цели — реальное качество фотографий от роста разрешения радикально не улучшается. Да, многих непритязательных пользователей качество снимков, получаемых с современных цифровых «мыльниц», вполне удовлетворяет — отличные снимки формата 11x15 или 13x18 см для семейных альбомов можно получить практически на любом современном цифровом фотоаппарате. Но для более серьезных и критически настроенных фотографов возможностей современной «мыльницы» часто оказывается недостаточно. Ведь даже большая глубина ГРИП, неизбежно получаемая на матрицах, которые по размеру меньше ноготка мизинца младенца, с одной стороны, прощает огрехи при видовых съемках, а с другой — совершенно не годится для получения выразительных портретов.

Но изменится ли отношение к компактам, если они будут обеспечивать такое же качество изображения, как D-SLR? Ведь Sigma DP1 имеет сенсор приблизительно такого же размера, как в популярных сегодня D-SLR, таких как Canon 40D и Nikon D300, и даже большего размера, чем сенсоры формата 4/3, применяемые в D-SLR компании Olympus и в некоторых других моделях. Для сравнения: у популярной сегодня продвинутой «мыльницы» Canon G9 (и подобным ей цифровым «мыльницам» высшего класса) диагональ матрицы приблизительно 10 мм, у D-SLR формата 4/3, как и у камер компании Olympus, — 22,5 мм, у типичных любительских зеркалок компаний Canon, Nikon или Pentax — сенсоры формата APS-C с диагональю приблизительно 28 мм, а у Sigma DP1 — 24,9 мм (при этом сами датчики на матрице Foveon X3 7,8-микронные, что характерно для 8-10-мегапиксельных D-SLR).

 

При этом Sigma DP1 даже меньше по размерам, чем Canon G9 (фактически SD1 лишь несколько тоньше). Вообще, корпус фотоаппарата Sigma DP1 выглядит немного архаично (злые языки сразу окрестили его «Сигма 8М» по аналогии с популярным в советское время любительским фотоаппаратом «Смена 8М»), однако держать его довольно удобно, качество изготовления очень высокое, а основа корпуса — надежный металл, а не хлипкая пластмасса. Так что спорить о дизайне Sigma DP1 можно, однако журнал TIME, тем не менее, включил это изделие в свою традиционную сотню лучших дизайнерских решений (http://www.time.com/time/specials/2007/style_design/article/0,28804,1727737_1727684_1727603,00.html).

Немного напрягает разве что крышечка на объективе, которая даже не привязана к корпусу и легко может быть потеряна. Возможно, такое решение традиционно для зеркалок, но для компактов, носимых в карманах и в обычных сумках, оно вряд ли подходит.

Нарекания может вызвать также объектив фотоаппарата. Во-первых, фиксированное фокусное расстояние 28 мм (в 35-миллиметровом пленочном эквиваленте) не всем покажется удобным; во-вторых, минимальная диафрагма F/4 довольно темновата, и, наконец, несмотря на то, что фокусное расстояние у объектива не меняется, при включении аппарата объектив выдвигается из корпуса, что, конечно же, оперативности съемки не способствует.

Не вызывает восхищения и экранное меню камеры Sigma DP1 (напомним, что из-за жестких требований к габаритам компакта многие функции, вынесенные в зеркалке SD14 на отдельные кнопки, пришлось убрать в меню). Так вот, меню DP1, в отличие от цифровых «мыльниц» большинства компаний-конкурентов, которые обладают в этом плане огромным опытом, сделано весьма беспорядочным и не очень удобно в использовании. Проектировщики данной камеры явно не обратили внимание на то, как решались подобные проблемы в цифрокомпактах последнего десятилетия, и то обстоятельство, что у компании Sigma это первая компактная цифровая камера, разработчиков нисколько не оправдывает.

Причем применение в DP1 матрицы большого размера и, как следствие, получение меньшей глубины резко отображаемого пространства предъявляет повышенные требования к точности фокусировки. ЖК-дисплей DP1, достаточно яркий и контрастный при просмотре отснятого (как он используется, например, в зеркалке SD14), однако недостаточно качественный для визирования и точной фокусировки. В принципе, для наведения на резкость можно применять специально выпущенный для фотокамеры Sigma DP1 внешний видоискатель VF-11, который приобретается отдельно и ставится на «горячий башмак», однако если посмотреть для сравнения на ЖК-экраны компактов от Canon или Pentax, то такое сравнение будет отнюдь не в пользу экрана DP1. Причем этот экран не просто недостаточно яркий и резкий для фокусировки, но и совершенно непригодный в ряде случаев для простого кадрирования — при недостаточном освещении на нем практически ничего не видно. Конечно, и другие цифровые компакты без оптического видоискателя не отличаются удобством визирования по ЖК-экрану в темноте, но в такой степени, как у DP1, блеклость и неразличимость темного изображения встречались только у «мыльниц» 5-8-летней давности.

Недостатком DP1 как камеры, предназначенной для продвинутых пользователей, является также отсутствие отображения «живой» гистограммы. То есть при просмотре снимков можно вызвать отображение экспозиционных кривых и посмотреть области пересвета и затемнения, а при визировании — нельзя, что более-менее дорогим компактным камерам уже несвойственно (а ведь DP1 сегодня самая дорогая «мыльница»!). Кроме того, пользователям компактной камеры весьма пригодилась бы стабилизация изображения, а в DP1 она отсутствует полностью — не только оптическая, но и электронная, что кажется более чем странным для столь дорогой камеры.

Не вызывает особого восхищения и фирменная программа Sigma Photo Pro, предназначенная для конвертации изображения из RAW-формата. Она имеет довольно бедный, по современным меркам, инструментарий, а если учесть, что ни Adobe Lightroom, ни Adobe Camera Raw, ни тем более другие подобные программы-конверторы специфического RAW-формата Sigma DP1 не поддерживают (ведь даже Sigma SD14 до сих пор поддерживается не в полной мере, и все преимущества технологии Foveon можно выявить только при использовании «родного» конвертора), то определенные проблемы возникнут у пользователей и здесь. Конечно, DP1, как и SD14, может снимать и в JPEG, но при применении этого формата теряется большая часть преимуществ сенсора Foveon X3, не говоря уж о том, что продвинутые фотографы вообще редко используют JPEG. А если не применять формат RAW (у камер компании Sigma снимки в «сыром» формате имеют расширение *.x3f), то какой тогда смысл покупать такую дорогую камеру?

Хотелось бы также отметить еще несколько особенностей при съемке цифровыми камерами Sigma. В первую очередь это не только и не столько шумы (как обычно утверждают при тестировании таких камер), которые у матрицы Foveon X3 проявляются несколько сильнее на высоких ISO, нежели у байеровских сенсоров. В конце концов, у Sigma DP1 вполне рабочие ISO — вплоть до 800 единиц, в отличие от большинства «мыльниц» с маленькими матрицами, да и шумы матрицы Foveon не имеют такой выраженной регулярной структуры, как у байеровских матриц, они больше похожи на пленочное зерно и не так напрягают глаз. Но дело в том, что повышенная глубина цветопередачи иногда порождает заметный сдвиг цветовых тонов. Например, зелено-голубые и зеленые тона сдвигаются в сторону желто-зеленых, а красные передаются с избыточной насыщенностью и с небольшим сдвигом в сторону оранжевых, хотя синие, голубые, желтые и пурпурные передаются безупречно. В принципе, эту проблему цветовых сдвигов компания Sigma решает при обновлении прошивок, или же можно построить цветовой профиль для вашей камеры, который будет корректировать результаты, полученные по умолчанию, или корректировать цвета вручную. Беда в том, что технология Foveon пока еще недостаточно отработана для получения стабильных результатов такой корректировки при любых условиях съемки. Таким образом, предоставляя идеальный инструмент для художника, обладающий широчайшими возможностями в области редактирования цвета, неопытным пользователям камеры с матрицей Foveon X3 могут доставить определенные проблемы.

Тем не менее ажиотажный спрос на новинку Sigma DP1 не удивляет. Во-первых, потому, что сегодня это единственная «мыльница» с большой матрицей (даже если бы это не была матрица Foveon, спрос был бы гарантирован), а во-вторых, потому, что компания Sigma оснастила ее, помимо оригинальной матрицы, еще и крепким, надежным металлическим корпусом и неплохим по качеству объективом. И фотографии, полученные с помощью этой камеры, убеждают покупателей в правильности выбора. Причем настоящая стихия цифровых камер Sigma — это цвет и свет, а также высокая четкость изображения и практически полное отсутствие таких цифровых артефактов, как цветные «ореолы» или муар, характерные для байеровских матриц. Именно за это цифровые камеры Sigma любят и ценят, хотя и сами модели, и некоторые другие решения компании Sigma иногда производят впечатление сырых и несбалансированных. Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки, этим камерам отдают предпочтение за их уникальные достоинства.

Технические характеристики камеры Sigma DP1

  • тип сенсора — Foveon X3 КМОП (размер — 20,7x13,8 мм);
  • формат кадра — 3:2;
  • максимальное разрешение снимка — 2640x1760 без интерполяции (4573x3048 с интерполяцией);
  • видоискатель — оптический, внешний, VF-11;
  • ЖК-экран — 2,5-дюймовый, с разрешением 230 тыс. пикселов;
  • объектив — Sigma Lens, фиксированный фокус, f-28 мм (в эквиваленте 35 мм), F/4;
  • режимы фокусировки — 9-точечный, контрастный;
  • минимальная дистанция фокусировки — 50 см (30 см в макрорежиме);
  • выдержка — 15-1/4000 с;
  • режим экспозиции: автоматический, ручной, с приоритетом диафрагмы, с приоритетом выдержки;
  • экспозамер — TTL, 9-сегментный, центральный/центрально-взвешенный;
  • экспокоррекция — +/–3,0 EV с шагом 1/3 EV;
  • вспышка — встроенная, расстояние до объекта 0,3-2,1 м (режимы: автоматический, подавление эффекта красных глаз, принудительная вспышка, без вспышки, синхронизация с длинными выдержками);
  • автоспуск — 2 или 10 с;
  • цифровой зум — 3,0х;
  • видео — AVI со звуком, 640x480 или 320x240, 30 кадров в секунду;
  • формат файлов — CCD-RAW, RAW (*.x3f), JPEG (EXIF 2.21);
  • носитель — флэш-карточки SD/MMC;
  • входы-выходы — NTSC/PAL, USB 2.0;
  • батарея питания — литий-ионная (BP-31);
  • габариты — 109x60x31 мм (109x60x50 мм в рабочем состоянии с выдвинутым объективом);
  • вес — 240 г.
В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2008

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует