Нелегкий путь к HD

Сергей Асмаков

Если кому-то придет в голову составить рейтинг наиболее модных и часто употребляемых в настоящее время терминов, то можно не сомневаться, что аббревиатура HD (High Definition) окажется в первой десятке. Но означает ли это, что эра видео высокой четкости уже наступила?

К сожалению, говорить об этом (по крайней мере, применительно к нашей стране) еще преждевременно. Пока идет лишь формирование инфраструктуры, и не стоит ожидать, что этот процесс будет быстротечным: даже по самым оптимистичным прогнозам, для массового внедрения новых технологий потребуется от пяти до восьми лет.

У стороннего наблюдателя может сложиться впечатление, что ситуация не столь драматична. Полки супермаркетов, торгующих бытовой аппаратурой, буквально ломятся от устройств, позволяющих принимать, воспроизводить и отображать видеосигнал высокой четкости. Однако стоит обратить внимание на то, что при этом спрос на подобные аппараты пока остается невысоким. Более того, в США и европейских странах многие покупатели, поверившие заманчивым рекламным посулам, возвращают уже купленные устройства.

По данным аналитического агентства Forrester Research, в магазины США после сезона рождественских распродаж 2006 года (который стал дебютным для бытовой аппаратуры с поддержкой HD-видео) было возвращено порядка 20% ранее приобретенных телевизоров и дисплейных панелей, позволяющих воспроизводить видео высокой четкости. Год спустя этот показатель сократился примерно вдвое, но, тем не менее, примерно каждый десятый HD-телевизор, приобретенный в США в декабре 2007-го, был возвращен обратно в магазин. В подавляющем большинстве случаев покупатели мотивировали свое решение тем, что так и не смогли увидеть разницу между изображением стандартной и высокой четкости.

По мнению аналитиков Forrester Research, столь высокий процент возврата исправных устройств обусловлен неграмотностью самих пользователей, которые подключали к HD-телевизорам источники сигнала стандартной четкости (в частности, обычные DVD-проигрыватели) и, естественно, были разочарованы полученным результатом. По мнению специалистов, в США около 40% владельцев телевизоров и дисплейных панелей с поддержкой HD ни разу не подключали к этим устройствам источники видеосигнала высокой четкости, а значит, не могли оценить преимущества новых стандартов. Как выяснилось в ходе опросов, далеко не все покупатели HD-телевизоров знают о том, что для просмотра фильмов в формате высокой четкости необходим еще видеопроигрыватель, способный транслировать сигнал соответствующего стандарта.

 

Рисунок

Пока далеко не все покупатели могут внятно ответить на вопрос,
зачем им нужен телевизор с разрешением Full HD

По мнению аналитика агентства iSuppli Риддхи Пэтела (Riddhi Patel), обилие новых аббревиатур «вводит потребителей в замешательство». Впрочем, слишком многое свидетельствует о том, что эта путаница не возникла сама собой. Ведь сейчас HD воспринимается многими покупателями не как технический термин, а как модный бренд — и такое положение вещей в полной мере устраивает производителей оборудования. Посмотрите на содержимое рекламных материалов: там очень редко можно найти разъяснение разницы между HD Ready, HD и Full HD, но неизменно сделан акцент на том, что аппаратура со значком HD значительно превосходит устройства предыдущего поколения.

Начиная с 2006 года производители оборудования проводят массированную кампанию, пропагандируя преимущества видео высокой четкости. И их можно понять — ведь это неплохой способ заставить пользователей досрочно заменить еще вполне исправное и работоспособное оборудование стандартного разрешения на более дорогие устройства с поддержкой модного HD.

Впрочем, если разобраться, то существует вполне объективная причина, подталкивающая производителей к подобным действиям. Не секрет, что для людей неискушенных (а именно они составляют наиболее многочисленную группу потребителей бытовой техники) разница в качестве изображения и звука между цифровой записью в форматах высокой и стандартной четкости не столь заметна, как, например, в случае сравнения цифрового сигнала с DVD и аналоговой записи, воспроизводимой с кассеты VHS. Иными словами, замена одного цифрового формата видеозаписи на другой (пусть и обладающий определенным количественным превосходством по ряду характеристик) — это все-таки эволюционный процесс, в то время как переход от аналоговой записи к цифровой был без малейшего преувеличения настоящей революцией. И дело здесь не только (и не столько) в качестве как таковом, но и в удобстве.

Не секрет, что многие потребители отдали предпочтение компакт-дискам и DVD не только потому, что смогли увидеть (и услышать) существенную разницу, а главным образом потому, что медиаконтент, представленный в цифровом формате, оказался гораздо удобнее в использовании. Компакт-диски и DVD гораздо долговечнее аналоговых носителей, устойчивы к внешним воздействиям, обеспечивают быстрый доступ к любому фрагменту записи, к тому же их значительно проще копировать без потери качества. Именно поэтому компакт-диски за относительно короткий период практически полностью вытеснили пластинки и кассеты с магнитной лентой. Однако усовершенствованные форматы цифровой аудиозаписи (такие как HDCD, DTS-CD, SACD и DVD-Audio) так и не стали массовыми — даже несмотря на значительное превосходство по ряду количественных показателей над характеристиками обычных AudioCD.

Весьма убедительным доказательством того, что для большинства конечных потребителей удобство использования имеет даже более важное значение, чем качество сигнала, доказывает высокая популярность сжатых форматов (в частности, МР3). По качеству звучания кодированные в МР3 записи уступают трекам даже обычного компакт-диска (не говоря уже о SACD и DVD-Audio). Однако сжатые файлы гораздо компактнее, что позволяет без особых проблем загружать их из Интернета, а также умещать большое количество записей в памяти портативных воспроизводящих устройств.

Но, пожалуй, наиболее серьезная проблема заключается в том, что производство оборудования с поддержкой HD-видео развивается гораздо более высокими темпами, чем выпуск HD-контента. Сейчас любой желающий, располагающий определенной суммой, может купить полный комплект оборудования, необходимый для приобщения к миру HD-видео. Однако для того, чтобы в полной мере реализовать потенциал этого приобретения, необходимо иметь источник видеозаписей и программ в формате высокой четкости. И с этим возникают определенные проблемы.

Если составить список наиболее распространенных источников видео, то он будет выглядеть примерно так:

  • телевещание (в том числе эфирное, кабельное, спутниковое и IPTV);
  • физические носители (диски с фильмами);
  • интернет-ресурсы (видеофайлы и потоковое видео);
  • бытовые записывающие устройства (цифровые фото- и видеокамеры).

А теперь попробуем понять, какие из перечисленных источников могут удовлетворить потребности наших соотечественников в получении видеозаписей высокой четкости.

На отечественное телевидение надеяться пока не стоит. В России телевидение высокой четкости (ТВЧ) находится в зачаточном состоянии. Основная проблема, препятствующая развитию ТВЧ, заключается в том, что транслировать видеосигнал высокой четкости возможно только через каналы цифрового вещания. Однако практически все российские телекомпании по-прежнему транслируют в эфир аналоговый видеосигнал. Для России переход на цифровое ТВ — это лишь отдаленная перспектива. Выступая на прошлогодней выставке CeBIT, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил, что к 2012 году цифровое телевещание будет охватывать всю территорию нашей страны. Однако к подобным обещаниям стоит относиться с изрядной долей скептицизма, поскольку под ними пока нет ни технической, ни законодательной базы. Кроме того, чтобы сделать цифровое ТВ массовым, необходимо не только развернуть соответствующую инфраструктуру, но и снабдить многочисленных абонентов специальными декодерами (обычные телевизоры не имеют технической возможности для приема цифровых каналов).

На данный момент смотреть русскоязычные программы ТВЧ могут лишь подписчики «НТВ Плюс» (в прошлом году компания запустила три цифровых канала, вещающих в HD) — таковых, по разным сведениям, насчитывается от 10 до 20 тыс. человек. Те же, для кого языковой барьер не является серьезной проблемой, могут приобщиться к миру ТВЧ через ряд зарубежных спутниковых каналов, принимаемых на территории России. Но всё это — капля в море. Таким образом, на возможность просмотра общедоступных программ ТВЧ россиянам надеяться не стоит в течение еще как минимум нескольких лет.

Приобрести видеозаписи в формате высокой четкости на физических носителях тоже пока не так-то просто. Легальные копии фильмов и программ в HD распространяются лишь на дисках Blu-ray, а парк устройств для воспроизведения этих носителей пока невелик. Крайне скуден и ассортимент фильмов с русским дубляжом, выпущенных на дисках Blu-ray: в минувшем году можно было приобрести всего семь (!) кинолент. Конечно, ассортимент будет постепенно увеличиваться, однако происходит это крайне медленно. На «Фотофоруме» представители компании Sony заявили о том, что до конца 2008 года будет выпущено 75 фильмов на Blu-ray с русским переводом. Конечно, по сравнению с семью лентами, представленными в минувшем году, это уже 10-кратный прирост. Однако при сопоставлении этого количества с десятками тысяч наименований, доступных на DVD, картина получается весьма печальная. Вряд ли найдется много желающих выложить от 500 до 1000 долл. за проигрыватель, на котором можно будет просмотреть лишь десяток-другой фильмов — пусть и в модном формате высокой четкости. К тому же цены на фирменные диски Blu-ray пока, мягко говоря, кусаются.

В столь непростых условиях на помощь приходит Интернет. В настоящее время в Сети можно найти как исходные образцы HD-фильмов, так и их более компактные копии, сжатые различными кодеками (в частности, DivX). Стоит отметить, что для просмотра подобных материалов можно воспользоваться не только ПК (что не всегда удобно), но и бытовыми устройствами. Например, в целом ряде моделей современных DVD-проигрывателей предусмотрена возможность воспроизведения видеофайлов, записанных в формате высокой четкости, а также трансляции изображения с разрешением 720 либо 1080 линий через аналоговый компонентный видеовыход либо через цифровой интерфейс HDMI.

 

Рисунок

Целесообразность приобретения бытового видеопроигрывателя Blu-ray
при отсутствии в продаже большого ассортимента фильмов
на этих носителях вызывает большие сомнения

И наконец, еще один источник получения видео высокой четкости — записи, сделанные самостоятельно при помощи цифровых фото- и видеокамер. Первые модели таких устройств, обеспечивающие возможность записи видео высокой четкости, появились в продаже пару лет тому назад. Сейчас эта функция становится все более распространенной. В целом ряде цифровых фотоаппаратов и видеокамер, выпущенных в этом году, имеется режим записи видео в формате высокой четкости, а также предусмотрена возможность передачи HD-сигнала на внешние устройства.

Нетрудно увидеть, что на данном этапе для российских пользователей основным источником получения HD-видео является Интернет. И, судя по всему, подобная ситуация сохранится на протяжении еще как минимум двух-трех лет.

В целом же условия для продвижения и популяризации видео высокой четкости в России пока далеки от идеальных. Имеется целый ряд проблем, препятствующих росту популярности HD-видео и соответствующего оборудования. Среди них можно выделить следующие:

  • высокие цены на бытовую аппаратуру, обеспечивающую техническую возможность приема, декодирования и воспроизведения видеосигнала высокой четкости;
  • намеренно созданная маркетологами путаница в терминологии, дезориентирующая конечных пользователей;
  • крайне ограниченный ассортимент фильмов и ТВ-программ на русском языке, представленных в формате высокой четкости;
  • дороговизна физических носителей с HD-контентом.

В подобных условиях замена существующего оборудования на новые модели, поддерживающие работу с сигналом высокой четкости, выглядит не самым разумным решением. При наличии широкополосного доступа к Интернету (являющегося в нашей стране основным источником HD-видео) приобретать дорогой проигрыватель Blu-ray нецелесообразно. К тому времени, когда на прилавках появится более или менее полный ассортимент фильмов в HD, цены на эти устройства снизятся в несколько раз. Покупать широкоэкранные телевизоры с разрешением Full HD имеет смысл только при наличии цифрового спутникового ресивера: появления отечественных эфирных программ ТВЧ придется дожидаться еще как минимум несколько лет, а изображение стандартной четкости на экранах таких устройств выглядит просто ужасно. В то же время для просмотра видео, загружаемого из Интернета, проще воспользоваться ПК: широкоформатный монитор обойдется гораздо дешевле, чем телевизор с таким же разрешением и размером экрана.

Конечно, рано или поздно очередной виток эволюции будет пройден и видео высокой четкости станет привычным и широко распространенным явлением. Но стоит ли переплачивать сейчас за возможности, воспользоваться которыми в полной мере можно будет лишь через несколько лет?

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 7'2008