ak-systems

oldi-mini-pc

Антикризисный Saas

Данил Анисимов

Финансовая состоятельность SaaS в условиях кризиса

Плюсы и минусы SaaS

Российский рынок SaaS-CRM

Российский рынок SaaS-HRM

Другие SaaS-продукты российского рынка

Заключение

 

О том, что на Западе существует прогрессивная мо­дель «программное обеспечение как услуга» (Software-­as-a-Service, SaaS), российские ИТ-специалисты слышали уже давно. SaaS имеет несколько очевидных преимуществ перед классическим лицензированием ПО, но в России эта модель до сих пор практически не применяется. Спрос на SaaS-решения долгое время отсутствовал, однако в условиях финансового кризиса эта ситуация может кардинально измениться.

Концепция SaaS крайне проста: зачем тратить время и силы на инсталляцию и поддержку информационных систем, если можно отдать эти процессы на аутсорсинг сторонней организации? Доступ к системам при этом предоставляется удаленно, через стандартный веб-интерфейс и произвольный интернет-браузер. Технологически модель SaaS мало чем отличается от веб-сервисов, однако обычно под ней понимаются именно бизнес-системы, а не приложения для конечных пользователей.

Финансовая состоятельность SaaS в условиях кризиса

Несмотря на то что SaaS является одним из видов аутсорсинга, финансовая состоятельность данной модели обусловлена иными факторами. Как правило, компании уходят в обычный аутсорсинг в тех случаях, когда умеют выполнять те или иные функции самостоятельно, однако по каким-то причинам хотят от них избавиться. В случае с SaaS обычно рассматривается другая альтернатива: внедрение информационных систем аналогичного класса, но по классической лицензионной модели.

Чтобы пояснить, о чем идет речь, обратимся к графикам, доказывающим финансовую состоятельность обычного аутсорсинга и концепции SaaS. На рис. 1 представлена модель расходов типичной компании при реализации проекта по аутсорсингу бизнес-процессов.

 

Рисунок

Рис. 1. Расходы при классическом аутсорсинге (на определенный момент времени)
без учета инфляции и внешних факторов (источник: UCMS Group, 2009)

На начальном этапе аутсорсингового проекта заказчик несет более высокие административные расходы, тратит дополнительные ресурсы на консалтинг и интеграцию с аутсорсером. Однако со временем за счет более высокой компетенции аутсорсера в предметной области эти расходы сокращаются и становятся меньше тех затрат, какие бы заказчик нес в случае самостоятельной реализации данной функции. Проинтегрировав полученный график (рис. 2), легко понять, что аутсорсинг приносит прибыль, но только в долгосрочном периоде.

 

Рисунок

Рис. 2. Расходы при классическом аутсорсинге (накопленным итогом)
без учета инфляции и внешних факторов (источник: UCMS Group, 2009)

В случае с SaaS ситуация меняется с точностью до наоборот. Основной альтернативой SaaS является использование традиционных схем приобретения ПО, которые предполагают высокие первоначальные платежи за лицензии. Как следствие, на первом этапе расходы на SaaS будут гораздо меньше, однако в дальнейшем стоимость использования ПО в аренду окажется выше периодических платежей за техподдержку. При этом, правда, нельзя забывать, что в случае лицензионной модели заказчик вынужден нести дополнительные расходы на хостинг приложений, их администрирование и обновления.

В итоге получается картина, показанная на рис. 3. Из представленного графика следует, что в случае применения модели SaaS первоначальные расходы на внедрение практически не отличаются от ежемесячных арендных платежей. Таким образом, заказчикам не требуется искать ресурсы на единовременную инвестицию в виде приобретения лицензий.

 

Рисунок

Рис. 3. Расходы при использовании концепции SaaS (в определенный момент времени)
без учета инфляции и внешних факторов (источник: UCMS Group, 2009)

«Отсутствие необходимости в масштабных единовременных инвестициях является главным преимуществом бизнес-модели SaaS в условиях кризиса, — отмечает управляющий директор компании UCMS Group СНГ Андрей Шабанов. — Многие современные компании испытывают нехватку наличных средств или сложности с получением кредитов, а некоторые из них просто оказались в тяжелой финансовой ситуации. SaaS позволяет избежать всех перечисленных проблем и продолжить автоматизацию компании, повысив тем самым ее конкурентоспособность».

В долгосрочном периоде расходы на SaaS будут, естественно, выше периодических платежей за техническую поддержку решений, поскольку первая услуга фактически включает вторую. При этом при использовании лицензионной модели заказчик несет и некоторые дополнительные расходы на администрирование и размещение системы, что вместе с расходами на техподдержку дает общую стоимость владения системой на определенный момент времени. В зависимости от конкретных альтернатив эта стоимость может оказаться как выше, так и ниже периодических платежей за SaaS.

Плюсы и минусы SaaS

Кроме финансовой привлекательности, концепция SaaS предоставляет заказчикам сразу несколько других преимуществ, особенно актуальных именно сегодня. Во-первых, это максимально быстрое внедрение и возврат инвестиций — как правило, SaaS-системы не требуют длительной предпроектной подготовки и редко сопровождаются расходами на консалтинговые услуги. Как следствие, сокращаются время реализации проекта и все типы издержек, которые с этой реализацией связаны. Кроме того, организация-заказчик максимально быстро получает отдачу в том или ином выражении (в виде лояльных клиентов в случае CRM-систем, в виде оптимизированных бизнес-процессов в случае HRM- или ERP-cистем и т.п.).

Не менее важен тот факт, что современное состояние коммуникационных каналов и средств связи вполне позволяет практически всем российским компаниям использовать удаленный доступ. На данный момент подключить широкополосный доступ (хотя бы по DSL-технологии) можно практически в любом российском регионе, а возможностей этого доступа с лихвой хватает для использования веб-приложений. Таким образом, ориентированность SaaS на удаленный доступ из недостатка этой модели превращается в преимущество — в рамках SaaS не требуется установка клиентских приложений на каждый компьютер, а доступ к системе возможен с любого клиентского устройства (в том числе с телефона или коммуникатора). Подчеркнем, что два-три года назад ситуация была принципиально иной — сложности с широкополосным доступом являлись серьезным препятствием к росту проникновения SaaS в российской провинции.

Критики SaaS часто говорят о проблемах с безопасностью, связанных с применением данной модели, хотя на самом деле проблемы такого рода возникают отнюдь не всегда. «Заказчики опасаются использовать SaaS из-за того, что сотрудники провайдера услуг якобы могут украсть информацию, — отмечает руководитель аналитического центра компании Perimetrix Владимир Ульянов. — Конечно, такая вероятность существует, однако то же самое могут сделать и сотрудники компании-заказчика».

Более того, по мнению г-на Ульянова, концепция SaaS способна обеспечить более высокий уровень безопасности. «Приложения, которые сдаются заказчикам в аренду, обычно располагаются в крупных дата-центрах, имеющих более серьезную систему защиты, чем небольшие “серверные” заказчиков. Кроме того, в рамках договора на оказание услуг между заказчиком и провайдером может быть прописано соглашение об уровне сервиса, а также определена ответственность в случае разглашения сведений», — заявляет эксперт.

С функциональной точки зрения концепция SaaS несколько проигрывает лицензионной модели — всё, что можно сделать с помощью SaaS, можно реализовать и «по лицензии» с помощью того же веб-интферфейса. Но в то же время современные возможности веб-приложений позволяют инкапсулировать в них практически любую функциональность, которая может быть реализована в офлайне. Другими словами, каких-то принципиальных препятствий для реализации той или иной функциональности в рамках SaaS не существует.

При этом модель SaaS лучше подходит для приложений, не требующих глубокой «заточки» под конкретного заказчика. Именно поэтому на Западе весьма популярен SaaS-CRM, но редко встречается SaaS-ERP. Еще раз подчеркнем, что данная особенность связана не с какими-то функциональными ограничениями, а с бизнес-сущностью самой модели SaaS. Провайдер SaaS-сервисов просто не может предоставлять индивидуальные решения по более низкой цене.

Но самая главная проблема продвижения SaaS в России связана с другими факторами, а именно с консервативностью заказчиков и весьма ограниченным объемом предложения. На данный момент в России представлено около десятка SaaS-решений по управлению проектами, персоналом (CRM), взаимоотношениями с клиентами (HRM) и ресурсами предприятия (ERP). При этом около половины провайдеров данных решений либо являются небольшими компаниями, либо пока не проводят активную политику по завоеванию рынка. Конечно, для такого большого рынка, как Россия, эти показатели критически малы.

Российский рынок SaaS-CRM

Традиционно считается, что CRM-системы являются идеальным классом продуктов для реализации в рамках концепции SaaS. Даже традиционные системы управления взаимоотношениями часто реализуются с помощью веб-интерфейса, редко требуют серьезной «заточки» под потребности конкретного клиента и не нуждаются в масштабной адаптации к специфике регионального рынка. Именно поэтому CRM-системы стали пионерами концепции SaaS на Западе и теперь пытаются завоевать российский рынок.

Прежде всего речь идет о системе Salesforce.com, которая является мировым лидером всего рынка SaaS и третьим по величине поставщиком CRM-систем (после SAP и Oracle). Решения Salesforce.com продвигаются на отечественном рынке компанией CT Consulting с весны прошлого года и, по словам управляющего партнера CT Consulting Максима Вотякова, уже успели завоевать популярность. «На данный момент нашими клиентами являются более 20 российских компаний из разных областей индустрии, для большинства из которых Salesforce.com стал первым опытом использования SaaS-решений, — отмечает г-н Вотяков. — Наши клиенты по достоинству оценили преимущества модели SaaS, особенно в нынешних сложных экономических условиях».

Один из основных конкурентов Salesforce.com на Западе — решение NetSuite CRM — также представлено в России. Разработчик данной системы — компания NetSuite принадлежит основателю Oracle Ларри Эллисону (Larry Ellison) и помимо разработки SaaS-CRM занимается разработкой единственной в мире SaaS-ERP-системы. Между прочим, NetSuite ERP также представлена на территории России.

Отметим, что и SalesForce.com, и NetSuite используют в нашей стране партнерскую модель и продвигают свои решения через интеграторов — компании CT Consulting и iGate соответственно.

Из оставшихся SaaS-систем, которые представлены на территории России, можно выделить весьма интересное open-source-решение SugarCRM (провайдер — компания «АйТи»), а также полностью отечественную систему 24com («Интерактивные информационные системы»).

Российский рынок SaaS-HRM

Традиционно считается, что управление персоналом является второй целевой областью для SaaS-систем после CRM. Однако реализация HRM-систем в рамках SaaS на практике оказывается несколько труднее: по сравнению с CRM системы управления персоналом требуют более тонкой настройки и учитывают специфику законодательства (требования по учету персонала и расчету заработной платы) различных государств. Именно поэтому объем предложения на российском рынке SaaS-HRM значительно меньше, чем на CRM-рынке.

На данный момент на российском рынке SaaS HRM-систем присутствуют две компании: международная фирма UCMS Group с системой Quinyx Workforce и отечественный интегратор «АйТи» с системой «БОСС-Кадровик». При этом о реальных примерах внедрения второй системы в рамках концепции SaaS сегодня неизвестно. Возможно, причина заключается в том, что «БОСС-Кадровик» давно предлагается на традиционном рынке офлайновых HRM-систем, поэтому SaaS-версия данной системы просто не воспринимается заказчиками. Между прочим, UCMS Group исповедует абсолютно иной подход и не занимается продажами собственного продукта по лицензионным принципам. Более того, компания движется в прямо противоположном, сервисном направлении, оказывая заказчикам не только услуги по аренде программного обеспечения, но и предоставляя им комплексный аутсорсинг управления персоналом.

Добавим, что, согласно результатам последнего исследования TAdviser (см. таблицу), системы Quinyx WorkForce и «БОСС-Кадровик» находятся в числе лидеров российского рынка HRM-систем в плане функциональных возможностей.

Другие SaaS-продукты российского рынка

Оставшиеся SaaS-системы, представленные на российском рынке (кроме уже упомянутой NetSuite ERP), разрабатываются сравнительно небольшими местными компаниями, многие из которых являются стартапами. Как правило, эти решения принадлежат к классу систем управления проектами или задачами (Instant Business Network, «Кларис», «МегаПлан»), однако есть и некоторые исключения из этого правила (например, система управления складскими запасами «МойСклад»). Насколько востребованными окажутся эти системы — покажет время.

Заключение

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что популярность концепции SaaS в России будет расти. Об этом говорят все основные факторы: влияние финансового кризиса, снижение уровня пиратства, а также рост предложения на рынке и активная экспансия международных игроков. По мнению компании IDC, общие объемы ИТ-аутсорсинга в России будут только возрастать, а значит, будут расти и объемы SaaS. В какой-то момент часть российских компаний захочет опробовать новомодную концепцию на практике.

Другие дело, что рост популярности SaaS с сегодняшнего нуля (скажем прямо, объем SaaS-рынка в России несравним с объемом рынка лицензионного ПО) практически ни о чем не говорит. Логичнее ставить вопрос по-другому: сумеет ли SaaS отвоевать значимую долю у традиционного софтверного рынка? Наверное, рано или поздно это произойдет, однако предсказать точное время сейчас не может никто. В любом случае положительная динамика SaaS очевидна, и эта концепция заслуживает того, чтобы долго и предметно говорить о ней.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2009