Российский рынок материнских плат: итоги и прогнозы

Сергей Пахомов

Ни для кого не секрет, что глобальный рынок материнских плат переживает далеко не самые лучшие времена. Еще до кризиса рынок ноутбуков увеличивался на 100% каждый год, в то время как ежегодный рост рынка материнских плат (а соответственно и рынка настольных ПК) составлял лишь 10%. В результате того, что рынок ноутбуков развивался на порядок интенсивнее рынка настольных ПК, во многих развитых странах почти 50% всех компьютеров стали составлять именно ноутбуки. Многие аналитики утверждали, что развитие рынка ноутбуков приведет к тому, что около 60% всех ПК будут ноутбуками, ну а настольные компьютеры не превысят 40% рынка ПК.

Второй негативный фактор, существенно снизивший объемы продаж материнских плат, — это, конечно же, разразившийся экономический кризис, который внес свои коррективы в прогнозы развития рынка. Вместо ожидаемого роста объемы продаж у подавляющего большинства компаний уменьшились. Причем последствия этого кризиса оказались столь глубокими, что, по прогнозам аналитических компаний, на уровень 2007 года ИТ-рынок выйдет не ранее 2014-го.

Конечно же, экономический кризис по-разному повлиял на рынки различных стран. Кто-то ощутил его последствия в большей степени, кто­то — в меньшей, ну а кто­то вообще не заметил кризиса (скажем, если ИТ-рынка не было, то кризис просто не мог на него повлиять). Впрочем, нас в первую очередь интересует российский рынок материнских плат, а потому сконцентрируемся именно на нем.

Итак, давайте вспомним, что еще лет пять назад на российском рынке материнских плат можно было насчитать порядка 15 игроков. Однако естественный отбор привел к тому, что сейчас на нем присутствует всего восемь компаний (ASUS, Gigabyte, MSI, AsRock, ECS, Foxconn, Intel и Biostar), чьи материнские платы можно встретить в розничной торговле. Платы остальных компаний — это уже скорее экзотика. Причем первым четырем компаниям принадлежит более 90% рынка материнских плат.

Увы, но статистика деления рынка между различными компаниями в России чрезвычайно скупа. Более того, составить такую статистику довольно сложно, поскольку, во-первых, все компании имеют склонность к преувеличению и для завышения своей доли рынка подчас предоставляют ложные сведения. Во­вторых, различные компании по-разному считают свою долю рынка. К примеру, некоторые полагают, что Россия и страны СНГ — это одно и то же и предоставляют данные по России, включая туда и данные по СНГ.

Причем даже закрытые данные аналитических агентств (типа IDC), которые стоят баснословно дорого, содержат в себе немало неточностей. К примеру, по данным IDC, весь рынок материнских плат в России в 2009 году оценивался в 3,5 млн штук (эти данные со ссылкой на IDC нам предоставила компания MSI), однако все российские дистрибьюторы сходятся во мнении, что реальный рынок материнских плат в России в прошлом году составлял 4,5 млн. Как выяснилось позднее, в данных IDC не учитываются платы, которые поставляются в сервис-центры для замены в старых компьютерах.

 

Рисунок

Деление российского рынка материнских плат в 2008 году

Впрочем, вернемся к статистике. Для того чтобы составить рейтинг компаний по доле рынка материнских плат в России, мы провели собственный опрос всех ведущих компаний. Данные, которые нам предоставили, повергли нас в шок. Получается, что четыре ведущие компании — ASUS, Gigabyte, MSI и AsRock — в совокупности продали в России в 2009 году более 5 млн плат, в то время как весь российский рынок составлял не более 4,5 млн плат (табл. 1). Понятно, что какие­то из этих компаний, а возможно, и все вместе явно завышают свои показатели. Вероятно, в этих данных учитываются и прямые поставки плат локальным сборщикам ПК, минуя дистрибьюторов, поэтому реально российских рынок материнских плат насчитывал более 4,5 млн, но верится в это с трудом.

Более правдоподобными кажутся иные данные, полученные нами из независимого источника. Мы не можем утверждать, что они абсолютно точные, однако, на наш взгляд, ближе к реальности, чем те, что предоставляют сами компании. Итак, согласно этим данным, в 2008 году рынок материнских плат в России оценивался в 5,5 млн штук (табл. 2). При этом лидером по доле рынка была компания ASUS (45%). Вслед за ней с небольшим отрывом друг от друга следовали компании Gigabyte (18%) и MSI (15%). В совокупности этим трем ведущим игрокам рынка принадлежало 78% российского рынка материнских плат.

В 2009 году из-за глобального экономического кризиса российский рынок материнских плат сократился с 5,5 до 4,5 млн штук. Большинство компаний испытало снижение объемов продаж (табл. 3), а кроме того, произошло изменение долей рынка многих компаний (табл. 4).

Компания ASUS потеряла 5% рынка (падение объемов продаж составило 26,6%), однако это не помешало ей уверенно занять первое место с долей рынка в 40%. Компании Gigabyte, несмотря на кризис, удалось сохранить объемы поставок, что на фоне падения рынка позволило ей увеличить свою долю рынка на 4%.

Компания MSI испытала снижение объема продаж почти на 27% и потеряла 2% рынка.

С существенным снижением объемов продаж столкнулись компании ECS (50%) и Foxconn (68%). В результате доля рынка компании ECS снизилась с 7 до 4%, а компании Foxconn — c 5 до 2%. Причем, что касается компании Foxconn, то ее стремительное падение на рынке материнских плат в России только набирает обороты. В розничной торговле встретить продукцию этой фирмы уже практически невозможно, и, по слухам, летом она вообще собирается покинут рынок материнских плат.

На фоне общего падения рынка материнских плат лишь одной фирме удалось существенно увеличить объемы продаж и свою долю рынка. Речь идет о компании AsRock, у которой объемы продаж выросли на 166%, а доля рынка — с 4 до 15%. Конечно, столь стремительный рост возможен только на начальном этапе экспансии компании на рынок, и, естественно, по мере увеличения рыночной доли компании рост ее объемов продаж будет уменьшаться.

Успех компании AsRock на российском рынке во многом объясняется ее агрессивной ценовой политикой, или, попросту говоря, ценовым демпингом. Однако бизнес в убыток не может продолжаться долго. Если помните, компания Foxconn тоже начинала захват российского рынка с ценового демпинга, а чем это закончилось — наглядно демонстрирует статистика продаж. Так что, по всей видимости, результаты компании AsRock в 2010 году будут куда более скромными, чем в 2009-м.

Если сравнить результаты 2008 года с аналогичными результатам 2009-го, то можно заметить усиление позиций первых четырех компаний. Если в 2008 году им принадлежало 85% рынка, то в 2009-м суммарная доля рынка первых четырех компаний возросла до 90%. Причем компаниям ASUS и Gigabyte, которые являются неоспоримыми лидерами рынка, в совокупности принадлежит более 60% рынка.

 

Рисунок

Деление российского рынка материнских плат в 2009 году

В заключение попытаемся сделать прогноз на 2010 год. Тот факт, что компания ASUS останется лидером рынка, ни у кого не вызывает сомнений. Также очевидно, что второе место по доле рынка займет компания Gigabyte. Кто окажется на третьем и четвертом местах — сказать трудно. Однако то, что это будут компании AsRock и MSI, не вызывает сомнений.

Вообще, зная результаты продаж в I квартале 2010 года, можно прогнозировать, каковы будут результаты года. Дело в том, что, по статистике, в первой половине года продается 40% годового объема продаж, причем 18% — в I квартале и 22% — во II квартале.

Если основываться на данных, предоставленных нам представительствами компаний ASUS, Gigabyte, MSI и AsRock, то ситуация следующая. В I квартале 2010 года компания ASUS продала в России 595 тыс. плат, Gigabyte — 500 тыс., AsRock — 220 тыс. и MSI — 160 тыс.

На основании этих данных можно прогнозировать, что по результатам 2010 года компания ASUS продаст 3,3 млн плат, Gigabyte — 2,8 млн, AsRock — 1,22 млн и MSI — 890 тыс. Получается, что в совокупности эти четыре компании продадут более 8 млн плат в России. Это, конечно же, более чем оптимистично. И даже если считать, что все четыре квартала равнозначны в плане продаж, то есть в каждом квартале продается примерно 25% от годового объема продаж, то и в этом случае получится, что четыре вышеназванные компании смогут продать в 2010 году в России 5,9 млн плат.

Конечно, это абсолютно нереальные цифры, и даже в самых оптимистичных прогнозах указывается, что российский рынок материнских плат в 2010 году не превысит 4,5 млн штук.

Согласно данным тайваньского ресурса DIGITIMES (www.digitimes.com), в 2009 году компания ASUS сохранила позицию лидера на рынке материнских плат, продав 21 млн плат. На втором месте в рейтинге находится компания Gigabyte, которой удалось реализовать 15 млн материнских плат. Третью и четвертую позиции в рейтинге занимают компании MSI и ECS, каждая из которых реализовала на рынке в 2009 году менее 10 млн материнских плат. Компания AsRock, продавшая лишь 7 млн материнских плат, занимает пятую позицию, ну а фирма Biostar с объемом продаж примерно 4-5 млн материнских плат находится на шестом месте рейтинга.

В этом году компания ASUS планирует продать 25 млн материнских плат, а к 2014 году, согласно планам компании, доля рынка ASUS должна составить порядка 50%.

Компания Gigabyte планирует продать порядка 17-18 млн плат в текущем году и достичь 10-процентного роста объемов продаж в сравнении с прошлым годом.

Интересно также отметить, что в 2009 году в Китае всего было продано 17 млн материнских плат, а в текущем году, согласно прогнозам, китайский рынок материнских плат составит 20 млн штук. Причем совместная доля компаний ASUS и Gigabyte на китайском рынке будет равна 70% (в 2009 году совместная доля рынка этих компаний составляла 60%).

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2010