oldi

Формат Blu-ray Disc: последняя остановка?

Сергей Асмаков

Станет ли формат Blu-ray Disc конечным пунктом эволюции оптических дисков для массового использования? Есть немало причин, чтобы ответить на этот вопрос утвердительно.

Оптические диски различных форматов давно и прочно вошли в наш быт. Именно поэтому даже сама мысль о том, что уже в ближайшем будущем они могут уступить свои позиции каким­либо иным носителям, многим может показаться абсурдной. Однако не будем торопиться с выводами.

Возможно, пока это не очень заметно, но оптические диски постепенно начинают сдавать свои позиции. Происходит это в силу целого ряда причин. Начнем с того, что в последние годы у записываемых и перезаписываемых оптических дисков появились серьезные конкуренты, выигрывающие по ряду ключевых параметров — удобству, мобильности, надежности и скоростным характеристикам. С одной стороны, это стремительно набирающие популярность носители на базе флэш­памяти, с другой — портативные жесткие диски 2,5-дюймового формфактора. Наряду с этим происходят качественные изменения во многих сегментах аппаратных устройств, а также в сфере распространения медиаконтента. Давайте рассмотрим каждый из перечисленных факторов подробнее.

Начнем с размера. Современные технологии позволяют уместить содержимое нескольких DVD-дисков во флэш­карточке размером с ноготь. По сравнению с ними 120-миллиметровые диски выглядят настоящими монстрами. И чем дальше, тем более важным фактором становятся физические размеры носителей.

На протяжении вот уже нескольких лет наблюдается уверенный рост доли портативных ПК, в то время как сегмент настольных систем, наоборот, сокращается. В свою очередь, в сегменте портативных ПК отчетливо прослеживается тенденция к миниатюризации: нетбуки и компактные ноутбуки расходятся как горячие пирожки. Но даже «тонкие» оптические приводы уже не вписываются в габариты подобных устройств. Таким образом, по мере увеличения доли малогабаритных устройств сфера использования оптических дисков естественным образом сужается.

 

Рисунок

Габариты нетбуков не позволяют разместить
в их корпусе оптический привод

Интересно отметить, что еще десять лет тому назад предпринимались попытки перейти на использование оптических дисков уменьшенного размера (диаметром 80 мм). Были запущены в производство записываемые и перезаписываемые «миньоны» емкостью 185, а затем и 210 Мбайт. В 2001 году было выпущено несколько моделей портативных аудиопроигрывателей, рассчитанных на использование 80-миллиметровых компакт­дисков, например AVC Technology CD-268 и Imation RipGO! (последний, кстати, мог функционировать и как внешний записывающий привод). Тогда же Sony представила цифровые фотокамеры серии CD Mavica, в которых запись снимков осуществлялась на 80-миллиметровые CD-R. К сожалению, 80-миллиметровый формат так и не получил широкого распространения. В настоящее время записывающими приводами DVD±R/RW для дисков диаметром 80 мм оснащаются лишь некоторые модели цифровых видеокамер.

Следующий пункт — изменения в сфере ПК и бытовых электронных устройств. Еще несколько лет тому назад компакт­диски были, пожалуй, наиболее универсальным цифровым носителем. И до сих пор практически в любом настольном ПК и в большинстве полноразмерных ноутбуков имеется оптический привод (как правило, с функцией записи). Кроме того, выпущено огромное количество проигрывателей, магнитол, музыкальных центров и прочих бытовых электронных устройств, оснащенных оптическими дисководами. Однако буквально за несколько лет ситуация заметно изменилась.

 

Рисунок

Попытка перейти на использование оптических дисков диаметром 80 мм
не увенчалась успехом. На фото — портативный аудиопроигрыватель Imation RipGO!

По вполне понятным причинам использовать даже 80-миллиметровые оптические дисководы в малогабаритных устройствах, таких как мобильные телефоны, GPS-навигаторы, портативные медиаплееры, попросту невозможно. И в этом случае достойной альтернативы флэш­памяти пока нет. Однако сейчас накопители на базе флэш­памяти начинают теснить позиции оптических дисков и в сегменте стационарных устройств. Всё более привычными становятся слоты для сменных карточек и порт USB на корпусах различных устройств. Многие модели современных принтеров и МФУ позволяют распечатывать изображения непосредственно с цифровых фотоаппаратов, а также со сменных карт памяти и USB флэш­дисков. Функция воспроизведения медиафайлов с внешних USB-накопителей и карт памяти получает всё большее распространение в музыкальных центрах, бытовых видеопроигрывателях, системах домашних кинотеатров, автомобильных аудиосистемах и т.д.

Кстати, обратите внимание на то, что производители автомобильных аудиосистем не спешат оснащать свои изделия приводами для дисков более высокой емкости. Большинство моделей по-прежнему рассчитаны на использование старых добрых компакт­дисков. Вместе с тем всего за пару лет значительно возросла доля систем, оснащенных портом USB и слотами для сменных карт флэш­памяти.

 

Рисунок

BBK Popcorn TV — представитель нового класса
бытовых медиапроигрывателей со встроенным жестким диском
и возможностью подключения к Интернету

Происходит это в первую очередь потому, что носители на базе флэш­памяти выигрывают у оптических дисков не только по габаритам, но и по удобству использования. Чтобы записать оптический диск на ПК, во многих случаях требуется специальное ПО, тогда как на флэш­карту файлы можно скопировать стандартными средствами ОС буквально одним движением мыши. Кроме того, данные с оптических дисков, содержимое которых было записано в несколько сессий, не всегда корректно считываются в бытовых устройствах (в особенности это относится к DVD). В этом смысле накопители на базе флэш­памяти и портативные жесткие диски более удобны, особенно когда требуется перенести данные с одного ПК на другой.

Впрочем, и с точки зрения долговременного хранения данных записываемые оптические диски являются не самым оптимальным решением. Как показывает практика, содержимое далеко не всех носителей CD-R удается считать уже после нескольких лет хранения. Статистика по дискам DVD±R внушает куда меньше оптимизма: нередко они выходят из строя уже через 2-3 года после записи. Разумеется, это не означает, что все носители DVD±R столь недолговечны, однако вероятность того, что диск окажется нечитаемым через 5 или 10 лет после записи, слишком велика. Особенно если речь идет о хранении действительно ценных данных.

Пожалуй, единственным серьезным аргументом в пользу оптических дисков пока остается удельная стоимость гигабайта хранимых данных. Однако по мере снижения цен на флэш­память и роста емкости 2,5-дюймовых винчестеров разрыв стремительно сокращается. Необходимо также учитывать то, что фактор удельной стоимости хранимых данных актуален главным образом в случае записи информации для долговременного хранения, тогда как в случае переноса данных не менее важными являются габариты, удобство использования и максимальная емкость.

 

Рисунок

Видеопроигрыватели Blu-ray Disc —
единственный шанс на выживание формата

Теперь рассмотрим проблему в иной плоскости. В течение всего нескольких лет произошли существенные изменения в сфере распространения медиаконтента. Даже закоренелые скептики вряд ли станут оспаривать тот факт, что позиции физических носителей как основного средства распространения медиаконтента год от года ослабевают. Одной из причин этого является быстрый рост аудитории пользователей, располагающих широкополосным каналом доступа в Интернет. Сегодня во Всемирной паутине функционирует огромное количество онлайновых сервисов, позволяющих смотреть потоковое видео, слушать радиопередачи и подкасты, а также загружать видео­, звуковые, графические и текстовые файлы. Плюс к этому — пиринговые сети и файловые архивы в локальных сетях провайдеров, где собраны огромные коллекции звуковых и видеозаписей.

Несколько лет тому назад на рынке появился новый класс стационарных бытовых медиапро-игрывателей, позволяющих воспроизводить файлы со встроенного жесткого диска и внешних накопителей. В некоторых из них предусмотрена возможность подключения к Интернету, есть функции просмотра потокового видео непосредственно с онлайновых сервисов, приема программ интернет-радиостанций и т.д. Роль физического носителя (встроенного жесткого диска или флэшки) в таких устройствах сводится лишь к временному хранению загруженных из сети файлов. И, что характерно, приводов для оптических дисков в подобных устройствах обычно нет.

Здесь уместно привести высказывание Такэ Мияма (Take Miyama), специалиста компании Sony по европейскому рынку продуктов для сегмента домашнего видео: «Даже если в будущем часть медиаконтента и будет распространяться на физических носителях, то это точно будут не оптические диски». По формулировке нетрудно определить, что г­н Мияма вообще сомневается относительно необходимости использования в будущем каких­либо физических носителей для распространения медиаконтента.

До этого момента мы рассуждали о судьбе оптических дисков вообще, а теперь пора перейти непосредственно к Blu-ray Disc. Основная проблема этого формата заключается в том, что он вышел на рынок слишком поздно. Производители чересчур увлеклись борьбой друг с другом и упустили наиболее удачный момент для запуска нового формата. Когда же Toshiba признала свое поражение, было уже слишком поздно: по мнению экспертов, критическая точка была пройдена на рубеже 2005-2006 годов.

Кстати, еще в начале 2004 года один из разработчиков формата DVD Уоррен Н. Либерфарб (Warren N. Lieberfarb) прокомментировал возможные последствия тогда только набиравшего обороты противостояния Blu-ray и HD-DVD следующим образом: «Проигравшими окажутся все: и голливудские студии, и розничные продавцы, и, что самое главное, конечные пользователи». Эти слова оказались пророческими. За исключением, может быть, пункта о пользователях, многие из которых уже проголосовали своими кошельками за более удобные и современные решения.

В сложившейся ситуации чуть ли не единственной спасительной соломинкой формата Blu-ray Disc являются бытовые видеопроигрыватели и, возможно, игровые приставки. Однако проблема заключается в том, что желающих приобрести подобные устройства пока не так уж и много. Сыграли свою роль и чересчур завышенная цена на проигрыватели формата Blu-ray Disc, и ограниченный ассортимент фильмов. Кроме того, в ходе масштабной рекламной кампании по продвижению видео высокой четкости пользователям долго и красочно описывали достоинства HD. Но когда у потенциальных покупателей наконец­то появилась возможность собственными глазами сравнить картинку стандартной и высокой четкости, многие испытали разочарование.

Если вспомнить переход домашнего видео с видеокассет VHS на DVD, то это действительно был прорыв. Даже если не принимать в расчет удобства цифровой записи как таковые, разница в качестве изображения была в прямом смысле очевидной, причем даже если подключить DVD-проигрыватель к тому же телевизору, который до этого использовался с видеомагнитофоном.

Разумеется, видео высокой четкости, записанное на диске Blu-ray, имеет определенные отличия от картинки стандартной четкости на DVD. Однако есть важный нюанс: чтобы оценить эти отличия в полной мере, необходимо приобрести не только проигрыватель Blu-ray, но и телевизор класса Full HD. С точки зрения многих неискушенных пользователей, различия между видео высокой стандартной и высокой четкости не так уж и существенны, чтобы тратить круглую сумму на замену еще вполне исправного оборудования предыдущего поколения.

Надежды на массовое внедрение приводов Blu-ray Disc в сегменте ПК и вовсе выглядят призрачными. Да, в продаже представлен ряд моделей ноутбуков известных производителей, оснащенных приводами Blu-ray Disc. Есть такие приводы и в некоторых настольных ПК. Однако пока это капля в море.

Привод BD-ROM для настольного ПК сейчас стоит примерно втрое больше записывающего DVD±RW, а BD-RE обойдется как минимум в 6-7 раз дороже. Записываемые и перезаписываемые носители (BD-R и BD-RE) также пока довольно дороги и по удельной стоимости гигабайта хранимых данных заметно уступают дискам DVD±R/RW. Переплачивать немалую сумму за неочевидные преимущества готовы немногие, тем более что за цену одного привода BD-RE сейчас можно приобрести пару портативных винчестеров по 500 Гбайт.

В нынешней ситуации у формата Blu-ray Disc не так уж много шансов пережить своих предшественников (компакт­диски и DVD). То, что оптические диски постепенно теряют свои позиции, становится с каждым годом всё более очевидным. И это падение наиболее пагубно отражается именно на Blu-ray Disc, что вполне объяснимо, учитывая относительно небольшой парк устройств данного формата.

Полтора года тому назад Энди Гриффитс (Andy Griffiths), возглавляющий британское подразделение Samsung по направлению потребительской электроники, в одном из интервью заявил, что формат Blu-ray Disc умрет в течение пяти лет (то есть к 2014 году). По мнению Гриффитса, наиболее распространенным типом физических носителей, используемым для записи цифрового медиаконтента, в ближайшем будущем станут карты флэш­памяти. Кроме того, значительно возрастет роль онлайновых ресурсов и сервисов.

Всё идет к тому, что формат Blu-ray Disc так и останется вершиной и конечной точкой эволюции оптических дисков. И не исключено, что лет через пять оптические приводы постепенно станут исчезать не только из портативных, но и из настольных систем, как это произошло в свое время с флоппи-дисководами.

От компакт-диска до Blu-ray

Краткий исторический экскурс

Более трех десятков лет тому назад, в марте 1979-го, в Эйндховене (Нидерланды) состоялось мероприятие Optical digital audio disc demo. Присутствующим был продемонстрирован прототип цифрового оптического носителя Pinkeltje («Пинкельтье»), разработанного специалистами компаний Royal Philips Electronics и Sony. Впоследствии доработанный вариант этого носителя получил широкое распространение под названием «компакт-диск» (compact disc, CD).

Интересно отметить, что изначально компакт-диск создавался для нужд индустрии звукозаписи — чтобы заменить громоздкие и хрупкие грампластинки более компактным и удобным носителем. Именно поэтому в первой редакции стандарта CD, известной под названием Red Book («красная книга»), был описан лишь формат записи цифрового звукового сигнала. Коммерческий дебют компакт-диска состоялся в августе 1982 года, когда звукозаписывающая компания Polygram выпустила на новом типе носителя тираж альбома «The Visitors» группы ABBA.

 

Рисунок

Обложка альбома «The Visitors» группы ABBA —
первого в истории коммерческого издания
на носителе формата AudioCD

Впоследствии на компакт-диск обратили внимание и представители быстро развивающейся компьютерной индустрии, в частности руководители Microsoft и Apple. Еще в 1987 году Джон Скалли, занимавший в то время пост председателя правления компании Apple, сумел оценить огромный потенциал компакт-диска как универсального цифрового носителя для персональных компьютеров.

Массовое использование компакт-дисков в компьютерной индустрии началось в 90-х годах прошлого века. Росту популярности этого типа носителей способствовало появление сначала однократно записываемых (CD-R), а затем и перезаписываемых (CD-RW) дисков. По мере снижения цен на оптические приводы и чистые носители компакт-диски полностью вытеснили с рынка накопители на гибких магнитных дисках высокой плотности (такие как Zip, LS-120 и пр.) и отобрали значительную долю у магнитооптических устройств.

В конце 90-х годов появились первые DVD. Имея такие же размеры, как и CD, они позволяли хранить в несколько раз больше информации (изначально — 3,95 Гбайт, в дальнейшем — 4,7 Гбайт) благодаря уменьшению физического размера питов и использованию источника света с меньшей длиной волны.

Изначально DVD разрабатывали как замену видеокассетам, и аббревиатура DVD расшифровывалась как Digital Video Disc (цифровой видеодиск). Впрочем, вскоре сфера применения этих более емких (по сравнению с CD) носителей была расширена, и даже появилась новая версия расшифровки DVD — Digital Versatile Disc (многоцелевой цифровой диск).

Помимо дисков, тиражируемых промышленным способом (DVD-ROM), были разработаны записываемые и перезаписываемые носители. Однако на этом этапе в стане производителей произошел раскол: сформировались две противоборствующие группировки, каждая из которых начала продвигать собственный формат. Носители, стандартизованные организацией Recordable DVD Council (RDVDC), получили название DVD-R/DVD-RW, а диски, соответствующие спецификации Альянса DVD+RW, — DVD+R/DVD+RW.

Яблоком раздора стали лицензионные отчисления, которые обязаны выплачивать производители оптических приводов и носителей держателям патентов на соответствующие разработки. К тому времени Philips и Sony заработали огромные капиталы на отчислениях за формат CD, и многие крупные компании были непрочь получить в свое распоряжение столь же стабильный и необременительный источник дохода. Из-за раскола процесс внедрения записываемых и перезаписываемых DVD замедлился. В конце концов проблему удалось решить, наладив выпуск мультиформатных приводов (DVD±R/RW), способных считывать и записывать носители обоих конкурирующих форматов.

В последующие годы были созданы двухслойные (double layer, DL) и двусторонние (double-sided, DS) DVD-диски различных типов. Емкость двухслойных дисков почти вдвое выше по сравнению с однослойными (8,5 против 4,7 Гбайт). Правда, из-за не очень высокой надежности, ограниченной совместимости с бытовым воспроизводящим оборудованием и дороговизны двухслойные записываемые и перезаписываемые DVD-носители так и не получили широкого распространения.

Параллельно с развитием DVD были начаты работы по созданию специ­фикаций следующего поколения оптических носителей — преемника DVD. 19 февраля 2002 года представители компаний Hitachi, LG Electronics, Matsushita, Pioneer, Philips, Samsung Electronics, Sharp, Sony и Thomson официально представили базовую спецификацию нового типа накопителей на оптических дисках, получивших название Blu-ray Disc. Формфактор дисков остался прежним, а емкость увеличилась более чем в 5 раз (до 25 Гбайт на один слой) за счет использования коротковолнового источника света и модифицированной оптики. Стоит отметить, что Blu-ray Disc изначально был задуман как многоцелевой носитель, а спецификация предусматривала возможность создания помимо ROM-дисков записываемых и перезаписываемых носителей (соответственно BD-R и BD-RE).

Работу над собственным форматом оптического носителя, анонсированным под рабочим названием Advanced Optical Disk System, вели также сотрудники компаний NEC и Toshiba. Впоследствии этот формат, имеющий ряд конструктивных отличий от Blu-ray Disc, получил название HD-DVD.

Разгорелась новая «война форматов», причем на этот раз раскол произошел уже на уровне ROM-носителей. Точка в этом споре, принесшем в конечном счете огромные убытки членам обеих противоборствующих группировок, была поставлена лишь 19 февраля 2008 года, когда компания Toshiba обнародовала официальный пресс-релиз о полном прекращении разработки, производства и продаж устройств с оптическими приводами формата HD-DVD.

В начало В начало

КомпьютерПресс 6'2010