Конвергенция ИТ-, телеком- и медиатехнологий на фоне дивергенции

Александр Беленький

В последнее время ИТ-журналисты и аналитики всё чаще употребляют в своих публикациях термин «конвергенция» применительно к эволюции ИТ- и телеком-технологий. На момент написания данной статьи Google, например, на запрос «конвергенция телеком» выдавал 287 тыс. ссылок. Конвергенция беспроводной и мобильной связи, конвергенция в телекоммуникациях, конвергенция ИТ и телекома, конвергентные медиа, конвергенция в эволюции гаджетов, конвергенция ИТ с нано- и биотехнологиями и даже конвергенция виртуального и социального пространства — вот далеко не полный перечень тем в публикациях, касающихся конвергенции. Как ни странно, термин «дивергенция» в этих статьях почти не употребляется. Поэтому при прочтении статей о конвергенции в ИТ, где говорится, что все наиболее важные функции скоро будут реализованы в одном гаджете, создается впечатление, что не сегодня завтра все будут иметь этот самый гаджет, и становится непонятно, почему разнообразие персональных ИТ-устройств по-прежнему стремительно растет. Есть и терминологические неясности с понятием «конвергенция», например в ряде публикаций термины «конвергенция», «интеграция» и «синергия» употребляются как синонимы. Возможно, нечеткое толкование данного понятия не позволяет ясно представить картину эволюции в ИКТ. Попробуем разобраться…

В современном понимании термины «дивергенция» и «конвергенция» впервые были применены в биологии. Вид, занимающий обширный ареал, приспосабливается к разным условиям, что в силу естественного отбора приводит к появлению различий между первоначально сходными популяциями — то есть к дивергенции. Возникновение разно­образных по строению и функции организмов обеспечивает более полное использование условий среды.

Конвергенция в биологии — это сходство признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Биологи подчеркивают, что конвергентное сходство никогда не бывает глубоким. Наиболее часто приводимый пример конвергенции в биологии — сходное строение тела у акулы и дельфина при сохранении принадлежности к неродственным группам. При этом сколь бы ни были похожи акула и дельфин, о слиянии или интеграции между ними, понятно, речи не идет.

Наиболее известный пример конвергенции в политологии — это приобретение сходных черт социализма и капитализма при сохранении разной формы собственности на средства производства.

Говоря о конвергенции в технике, довольно часто в пример приводят появление телефонов с фотокамерой. Несомненно, здесь имеет место интеграция двух систем. О нечетком разделении понятий «конвергенция» и «интеграция» можно прочитать в работе [1]: «Некоторые авторы предпочитают вмес-то термина “конвергенция” использовать термин “интеграция”». И там же: «…конвергенция — это процесс сближения сущностей посредством взаимопроникновения. В этом смысле конвергенцию можно определить как высшую ступень интеграции».

На взгляд автора данной статьи, следует уточнить соотношение интеграции, синергии и конвергенции в эволюции технических систем. По всей видимости, говоря о различии терминов «конвергенция» и «интеграция» при описании эволюции технических систем, важно учитывать волеполагание человека как разработчика технологии. Интеграции не происходит, пока кому-то не приходит в голову соединить две технологии, например паровую машину и карету. При этом интеграция как выражение воли разработчика может осуществляться в краткосрочный период (пришла в голову идея — скрестили паровую машину и телегу), в то время как конвергенция — процесс эволюционный, то есть протяженный во времени. Более того, интеграция может быть удачной и неудачной. Она может сопровождаться устойчивым сближением составляющих технологий (дивергенцией), а может и не сопровождаться. Например, идея соединить телевизор и микроволновую печь не получила одобрения, и вполне возможно, что фирмы, которые производили интегрированный продукт, вернутся к раздельному выпуску телевизоров и микроволновок.

Второй пример — при покупке одной фирмы другой и интеграции технологии А в технологию Б может произойти их слияние в результате конвергенции, если на рынке сформировалась среда, в которой будет спрос на интегрированный продукт. Таким образом, интеграция будет удачной, если наблюдается тенденция к сближению технологий (конвергенция), и неудачной, если эволюционная тенденция не угадана.

В данном примере можно указать и место синергии. Она характеризует ситуацию, когда взаимодействие нескольких факторов приводит к действию, превосходящему эффект суммы их отдельных действий. Синергия двух или более систем так изменяет их структуру, что модифицированные системы преодолевают рубежи, считавшиеся ранее пределами эволюции исходных систем. Таким образом, интеграция будет устойчивой, если наблюдается конвергенция в развитии составных технологий и если при их интеграции возможна синергия. В таком случае объединенные системы будут эволюционировать, дополняя друг друга, а эволюция системы будет приводить к дальнейшей конвергенции составляющих.

При этом следует отметить, что, несмотря на различие конкретных примеров проявления дивергенции в живых и неживых системах, дивергенция и конвергенция, несомненно, существуют как философские категории. Несколько сокращая определения, данные в работе [2], можно сказать, что в общефилософском плане дивергенция и конвергенция — это понятия-антиподы, обозначающие существование и развитие во времени объектов любого рода, испытывающих расхождение (divergere) и совпадение (convergere).

Для любых объектов, обладающих различными качествами, характерно внутреннее развитие, которое в силу действия внутренних и внешних причин приводит к расщеплению целого на части с выделением нового качества или аспекта. Далее это расхождение (дивергенция) переходит в фазу сосуществования новых объектов. В ходе последующего изменения и развития эти объекты при благоприятных условиях могут сближаться и объединяться (конвергировать).

Разобрав некоторые теоретические аспекты и границы термина применительно к техническим системам, рассмотрим ряд конкретных примеров конвергенции и дивергенции в информационно­коммуникационных системах.

Описывая конвергенцию в информа­ционно-коммуникационных технологиях, обычно выделяют разные уровни, говоря о конвергенции на уровне индустрии, сетей, оборудования или услуг.

Интересная графическая иллюстрация эволюции ИТ-, телеком­ и медиаиндустрии приводится на сайте компании Caneval Ventures (рис. 1). Технологии трех изначально независимых индустрий постепенно сливаются в общий поток. Этот процесс отображает конвергенцию на всех уровнях: на уровне сетей, оборудования и услуг.

 

Рисунок

Рис. 1. Конвергенция в процессе эволюции ИКТ (источник: Caneval Ventures)

Переход телекоммуникационных сетей на цифровые стандарты привел к созданию общей электронной сетевой инфраструктуры, что, в свою очередь, способствовало стиранию различий между телефонными сетями и сетями передачи данных, сетями общего пользования и корпоративными сетями. Телевидение, которое появилось как конвергенция радиотехнологий и кино, конвергировало с ИТ. Интернет позволил передавать по IP все виды контента — данные, изображения, музыку, видео, а также голос (VoIP). Это, в свою очередь, способствовало конвергенции ранее дискретных телеком­услуг. Интернет на рис. 1 показан на слиянии ветвей ИТ и телекоммуникаций, хотя это, скорее, пример конвергенции всех трех составляющих, включая медиаиндустрию.

В синих эллипсах на рис. 1 указаны конвергентные области — совпадение технологий, приведшее к формированию новых потребительских рынков, таких как VoIP, IPTV, мобильное телевидение (Mobile TV), FMIC (Fixed Mobile Internet Convergence — конвергенция фиксированной и мобильной интернет-связи). В эту категорию также попала модель доставки Triple Play/Quadruple play, при которой пользователю по одному кабелю широкополосного доступа предоставляются одновременно три сервиса в случае Triple Play (высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение и телефонная связь) и четыре в случае Quadruple play (высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение, стационарная и мобильная телефонная связь). Конвергенция в Triple Play/Quadruple play происходит и на уровне модели потребления, когда пользователю предоставляется возможность подписаться на несколько сервисов одновременно.

К обозначенным конвергентным облас­тям авторы рис. 1 также отнесли видео по запросу, коллаборативный компьютинг (Collaborative computing) и Narrowcasting (вещание на узкую аудиторию с высокой степенью таргетинга на целевую аудиторию).

Конвергенция указанных на рис. 1 технологий привела к созданию понятия ИКТ (информационно­коммуникационные технологии), или инфоком, и появлению инфоком­рынка. Сближение функций провайдеров ИТ, провайдеров фиксированной мобильной связи и Интернета привело к размыванию границ между традиционно раздельными услугами предоставления связи и контента.

Телеком-индустрия столкнулась с тем, что многие ИТ-технологии стали проникать в телеком, что, с одной стороны, создало угрозу традиционному телекоммуникационному бизнесу, а с другой — открыло новые бизнес-перспективы как перед существующими операторами и владельцами телеком­инфраструктуры, так и перед новыми компаниями, которые получили дополнительные возможности в условиях демонополизации рынка телеком­услуг. Это привело к усилению конкуренции. Кабельные операторы, интернет-провайдеры и традиционные телекоммуникационные компании всё чаще вступают в прямую конкуренцию при предоставлении комплексной услуги, включающей фиксированную телефонную связь, широкополосный доступ в Интернет, телевидение и мобильную телефонию.

Принятие SIP-протокола (Session Initiation Protocol) в качестве стандартного протокола для поддержки Peer-to-Peer-коммуникаций дало возможность доставки услуг связи и приложений через Интернет. Данный протокол стал основным для обеспечения голосовой связи через Интернет (VoIP).

SIP-протокол позволяет новым игрокам оказывать услуги передачи голоса и данных на базе широкополосного подключения к Интернету, что приводит к возникновению новых компаний, которые вступают в конкуренцию с существующими телекоммуникационными и кабельными фирмами, не имея собственных оптоволоконных сетей.

Конвергенция ИТ-телекома и медиа привела к таким явлениям, как постоянный доступ к информации без границ и глобализация общества. Кроме того, наблюдается всё большее взаимопроникновение виртуального социального и физического пространства.

Анализируя эволюцию ИТ и телекома, авторы отчета OFCOM создали своеобразную ленту времени (рис. 2), на которой показаны этапы конвергенции передачи голоса, изображений и видео.

 

Рисунок

Рис. 2. Конвергенция в эволюции информационных технологий (источник: OFCOM)

На рис. 3 представлены основные области конкуренции между альтернативными технологиями доступа, используемые для локальных вычислительных сетей (LAN), городских (MAN) и глобальных сетей (WAN).

 

Рисунок

Рис. 3. Конвергенция мобильных и беспроводных технологий (источник: Caneval Ventures)

Сочетание Wi-Fi и широкополосного доступа в Интернет по кабельным сетям, а также использования DSL на базе медных проводов PSTN обеспечило инфраструктуру для получения беспроводного доступа к Интернету дома, в офисе, в общественных хот­спотах в аэропортах, вокзалах, гостиницах, ресторанах, кафе и т.д.

Сети третьего поколения (3G) позволяют создавать сети Wide Area Networks (WAN) для доступа в Интернет из любого места и расширяют предложение традиционных голосовых услуг.

Процесс конвергенции мобильных и проводных сетей сопровождался развитием портативных устройств для конечных пользователей, таких как ноутбуки, КПК и мобильные телефоны с повышенной вычислительной мощностью и по умеренной цене, обладающих целым набором беспроводных технологий для выхода в Интернет.

Голосовая телефония через Интернет (VoIP) начала всё больше конкурировать с традиционной.

Широкополосный доступ в Интернет является конкурентной услугой для традиционной фиксированной телефонной связи. Технологии беспроводного широкополосного доступа (WBA) конкурируют с мобильными сетями в частных и общественных зданиях, а также на уровне городских сетей (см. рис. 3).

Комбинация беспроводных технологий, таких как Wi-Fi и Bluetooth, которые в настоящее время обычно встроены в ноутбуки, смартфоны и мобильные телефоны, и широкополосного доступа в Интернет обеспечивает канал, посредством которого может быть оказан большой набор услуг широким спектром провайдеров — начиная от традиционных телекоммуникационных и медиакомпаний, провайдеров интернет-доступа, а также таких фирм, как Skype/еBay, Yahoo, Google и др.

Несмотря на то что рис. 3 был создан несколько лет назад, он не сильно устарел. Тем не менее на нем не хватает технологии LTE (4G), которая уже начинает внедряться и в России.

Авторы сайта excapite.wordpress.com представили свою версию схемы конвергенции ИТ-телекома и медиа (рис. 4), на которой все технологии сходятся в центр, куда авторы поместили смартфон.

 

Рисунок

Рис. 4. Конвергенция в процессе эволюции ИКТ (источник: excapite.wordpress.com)

Интересно отметить, что авторы сайта excapite.wordpress.com, представляя эволюцию медиа, ИТ и телеком как конвергентный процесс (см. рис. 4), подметили, что она ведет к диверсификации в деятельности компаний, вовлеченных в этот бизнес, то есть конвергенция на одном уровне вызывает дивергенцию на другом.

Вот как авторы описывают данный процесс. С одной стороны, конвергенция ИТ-телекома и медиа дает однозначную выгоду пользователям, и не только потому, что они получают всё более удобные и многофункциональные устройства, но и потому, что снижается стоимость контента. С другой стороны, конвергенция приводит к росту конкуренции на рынке, которая стимулирует каждого из игроков предлагать продукты по всё более низкой цене в борьбе за сохранение и увеличение своей доли на рынке. Представитель каждой индустрии ищет способы доминирования в конвергирующей среде. У каждого есть свой козырь: у медиаиндустрии — контент и доверие аудитории, которая формировалась десятилетиями; у телекома — каналы, по которым передается контент; ИТ владеет устройствами, на базе которых осуществляется доступ в сеть, и приложениями, обеспечивающими потребление контента. Каждое из перечисленных звеньев является важным, без него цепь разрывается.Медиа стремится продать свой контент как можно более широкой аудитории; ИТ может расширить доступ к этому контенту, продавая всё больше гаджетов, а телеком может передавать всё больше контента, предлагая всё более широкополосные каналы доступа, — казалось бы, все дополняют друг друга, позволяя друг другу заработать больше.

Однако конкуренция наряду с конвергенцией ведет к демпингу. В погоне за доминированием на ИКТ-рынке ИТ-компании вкладывали средства в исследования и разработки операционных систем приложений, баз данных и аппаратного обеспечения для того, чтобы увеличить ценность сети. Телеком-компании инвестировали в инфраструктуру, обеспечивая всё более высокую пропускную способность в надежде на то, что, контролируя вход в Сеть, они смогут обеспечить себе доминирующее положение на рынке. Однако чем большую пропускную способность предоставляют телеком­провайдеры, тем более низкую цену им приходится назначать за единицу скачиваемого контента. Нельзя увеличить пропускную способность в тысячу раз и оставить ту же плату за скачиваемую информацию. Идея взимания платы пропорционально объему потребляемого контента потеряла смысл, когда пропускная способность выросла в тысячи раз.

У медийных компаний преимущество было в наличии подписчиков: их количество росло вместе с медийными брендами и постепенно они стали лояльны к той информации, которую данные бренды несут, — но для того, чтобы увеличить тиражи, эти фирмы вынуждены были сотрудничать с технологическими компаниями, такими как Nokia, Apple, Facebook, Salesforce и Google, а также с телекоммуникационными фирмами. При этом рост тиражей привел к снижению удельной цены.

Таким образом, большинство участников рынка пошло по пути диверсификации своего бизнеса, чтобы иметь возможность увеличить долю рынка по своему основному направлению за счет предложения дополнительной функциональности (рис. 5). Продавцы персональных устройств входа в Сеть привлекают клиентов дешевым контентом, владельцы сети готовы предоставить им устройства доступа к Сети в дополнение к контракту на длительное пользование Сетью.

 

Рисунок

Рис. 5. Диверсификация деятельности на уровне отдельных компаний
(источник: excapite.wordpress.com)

В результате конвергенция приводит к удешевлению и беспроводных устройств, и контента в них, и приложений, которые пользователи будут скачивать по сетям, а также к снижению платы за пользование этими сетями.

Конвергенция ИТ, телекома и медиа размывает границы между областями деятельности провайдеров услуг, сталкивает в конкурентной борьбе провайдеров услуг из не пересекавшихся ранее сфер рынка.

В область ИКТ-рынка вовлекаются всё новые типы провайдеров услуг (рис. 6). Победителями становятся те сервис-провайдеры, которые могут совместить возможности новых технологий с потребностями рынка, — те, кто сделал ставку на исследование и поиск новых сервисов, на построение новых альянсов с целью достижения конкурентных преимуществ в ключевых секторах рынка.

 

Рисунок

Рис. 6. Конвергенция услуг на инфоком-рынке (источник: Caneval Ventures)

Участниками ИКТ-рынка становятся не только ИТ-, телеком­ и медиакомпании, но и самые разные фирмы, предлагающие свой контент в цифровой форме: банки, турагентства и пр. (рис. 7).

 

Рисунок

Рис. 7. «Облачные» технологии открывают новые бизнес-ниши
для самых разных игроков ИТ-рынка (источник: IDC)

Конвергентные медиа в узком смысле слова — это использование ИТ, медиа­ и телеком­сетей по доставке цифрового контента. В широком смысле слова — это объединение всех поставщиков контента, переводящих свою информацию в цифровой вид и передающих ее по данным каналам через универсальные конвергирующие устройства.

С появлением «облачных» технологий конвергенция на рынке ИТ-услуг еще больше усилилась. Как показывает рис. 7, «облачные» технологии привлекают самых разных игроков — от поставщиков ИТ-оборудования до провайдеров телеком­услуг.

Рис. 4 интересно сравнить с рис. 8, на котором показана эволюция компьютеров с 1945-го до 1970-х годов. В качестве прародителя всех компьютеров указан компьютер ENIAC — проект, спонсированный армией США. Ветви древа представляют серийное производство моделей, которые разрабатывались для разных нужд — военных, научных, бизнес-задач и постепенно приобретали всё новые и новые качества и занимали новые ниши в сфере потребления вычислительных устройств. Дугообразные линии показывают количество ответвлений, достигнутых к определенному моменту времени.

 

Рисунок

Рис. 8. Древо эволюции компьютеров (источник: http://www.digibarn.com/)

Интересно отметить, что проект, представляющий визуализацию эволюции животного мира, описывается очень похожим графом (рис. 9). Как видно из рис. 8 и 9, оба графа имеют фрактальную структуру, то есть элементы графа самоподобны. Так же как на рис. 8, дугообразные линии на рис. 9 показывают количество ответвлений, достигнутых к определенному моменту времени.

 

Рисунок

Рис. 9. Great Tree of Life — большое древо жизни (источник: superoceras.blogspot.com)

Если посмотреть на эволюцию продуктов какой­либо отдельной фирмы, например Apple (рис. 10), и построить граф развития моделей, то можно убедиться что полученный граф будет иметь вид древовидного фрактала.

 

Рисунок

Рис. 10. Эволюция продуктовой линейки Apple (источник: www.i-ekb.ru)

То же самое справедливо для моделей мобильных телефонов (рис. 11).

 

Рисунок

Рис. 11. Эволюция мобильных телефонов фирмы Nokia
(источник: http://www.goodcellphonereviews.com)

Противоречия в том, что эволюцию технологий на рис. 1-8 показывают в виде то конвергентной, то дивергентной схемы, нет. Дивергенция и конвергенция — процессы параллельные. Это хорошо видно на рисунке с сайта www.adkorea.com (рис. 12). Параллельно с процессом сращивания телекома и ИТ-технологий в пользовательских устройствах на эволюцию действуют дивергентные факторы, которые определяют необходимость в разных по сложности (а следовательно, и по стоимости) и месту потребления устройствах. Сложные устройства с совмещенными функциями хотя и будут иметь преимущества, но одновременно в чем­то будут проигрывать устройствам, специально «заточенным» под конкретную задачу. Поэтому, например, наряду со встроенным в телефон фотоаппаратом будут множиться модели фотоаппаратов как таковых.

 

Рисунок

Рис. 12. Конвергенция персональных компьютеров и телефонов
(источник: www.adkorea.com)

К дивергентным факторам можно отнести также моду на гаджеты, предпочтения разных слоев населения, а кроме того, играет роль половая, гендерная специфика и т.д. и т.п. Разработчики и маркетологи постоянно анализируют, не появилась ли новая, еще не занятая ниша, новый спрос на ту или иную комбинацию свойств устройств.

В статье «Шесть причин, по которым Apple выбрала правильную iPad-стратегию, опередив конкурентов» Алок Сабу (Alok Saboo) приводит интересную схему (рис. 13). Данный рисунок показывает, что Apple с устройством iPad нашла новую нишу, выбрав оригинальный эволюционный путь в развитии линейки своих продуктов. Прародителем iPad можно считать iPhone, в то время как большинство конкурентов Apple выбрали для своих tablet-устройств именно эволюционный ряд ноутбуков.

 

Рисунок

Рис. 13. Эволюционный путь, приведший
к появлению iPad (источник: http://truvoipbuzz.com)

Пожалуй, наиболее диалектически верное изображение процесса эволюции дал в своей схеме (рис. 14) Стивен Хубер (Steven Hoober) [3].

 

Рисунок

Рис. 14. Конвергенция различных технологий на платформе мобильного телефона
(источник: www.littlespringsdesign.com)

Здесь прослеживается конвергенция различных технологий преимущественно на платформе мобильного телефона. Несмотря на то что Хубер назвал свою модель схемой конвергенции, она отражает и конвергенцию и дивергенцию — слияние и разделение отдельных технологических потоков.

В завершение хотелось бы отметить, что древний символ древа жизни, изображаемого с корнями и ветвями, является универсальным символом эволюции и может рассматриваться как схема двух эволюционных процессов: конвергентного — соединение частей в целое (при движении от корней к стволу), и дивергентного — деление целого на части (при движении от ствола к ветвям).

 

Использованная литература

  1. Конвергенция в телекоммуникациях// http://www.asterisk.by/node/811.
  2. Дивергенция и конвергенция// http://www.chronos.msu.ru/TERMS/razumovsky_divergencia.html.
  3. Хубер С. Конвергенция мобильных устройств// http://shoobe01.blogspot.com/2010/10/f8-and-be-there-what-mobile-convergence.html.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 06'2011

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует