Многоликий краудсорсинг

Александр Беленький

Конкурсные платформы (сompetition platforms)

Микрозадачи (microtasks)

Краудсорсинг­агрегаторы (сrowdsourcing aggregators)

Добровольные вычисления (сycle sharing)

Справочные ресурсы (reference content)

Совместное использование данных (data sharing)

Рейтингование контента (content rating)

Платформы по сбору идей (idea platforms)

Краудфандинг (crowdfunding)

Коллективные инновации (distributed innovation)

Вопросы (questions)

Рынки контента (content markets)

Рынки предсказаний (prediction markets)

Рынки услуг (service market places)

Поощрение инноваций (innovation prizes)

 

Краудсорсинг (англ. crowdsourcing; crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов») — использование коллективного разума в решении разного рода задач. В классическом случае краудсорсинг — это схема, по которой задания посредством Интернета передаются заранее неизвестной группе исполнителей («толпе») в форме открытого конкурса. В классическом краудсорсинге «толпа» не только находит решение (или выполняет работу), но также сортирует результаты, выбирая лучшие решения или варианты исполнения, тестирует спрос на те или иные продукты. На практике краудсорсингом часто также называют схемы, которые только частично подпадают под данное определение. Авторы сайта crowdsourcingresults.com выделили целых 15 разновидностей краудсорсинга (см. рисунок). К сожалению, построив весьма полезную схему, они не дали толкования своим категориям — лишь привели в качестве примера их наиболее ярких представителей. Читателю, не знакомому с принципами работы упомянутых на схеме ресурсов, трудно разобраться в указанных категориях. Автор настоящей статьи попытался изучить работу данных сайтов, протестировать некоторые из них и объяснить назначение каждой из предложенных групп.

Конкурсные платформы (сompetition platforms)

Работа конкурсных платформ построена следующим образом: заказчик объявляет конкурс, размещая задание на сайте платформы; исполнители предлагают свои решения и оценивают предложения коллег; в результате отбирается лучшая работа, (или несколько первых мест) которая, как правило, вознаграждается. При этом усилия «толпы» по созданию альтернативных решений и их отсеву остаются неоплаченными.

 

Рисунок

Одним из наиболее известных примеров подобного ресурса является сайт Zooppa.com, который предлагает всем, кто умеет обращаться с видеокамерой, снять рекламный ролик и получить за это вознаграждение. Сайт назван по имени его создателя — Mr. Big Zooppa из Бруклина. Схема работы сайта представляет собой типичный конкурс: на сайте появляется задание, участники сообщества выкладывают свои ролики, а затем голосованием продвигают лучшую работу. Zooppa предлагает участвовать в конкурсах не только по созданию рекламных роликов, но и на написание сценариев и создание музыкальных композиций.

Еще один пример подобной платформы — сайт 99designs, где дизайнеры со всего мира встречаются с клиентами, которым нужны услуги графического дизайна. На момент написания данной статьи на сайте уже состоялось 93 885 конкурсов, в сообществе 99designs зарегистрировано всего 118 789 дизайнеров, сумма всех вознаграждений, которые получили дизайнеры, составляет 23 793 276 долл.

«Обычный» и синтеллектуальный краудсорсинг — почувствуйте разницу!

Как лучше классифицировать краудсорсинговые ресурсы и сервисы — вопрос интересный, но, по-моему, далеко не самый важный. Например, приведенная в статье классификация типов краудсорсинговых ресурсов определяется их назначением, то есть тем, для каких целей они используются: для проведения конкурсов, решения микрозадач, объединения добровольцев распределенных вычислений и т.д. Цели применения краудсорсинга могут быть самые разные, и помимо 15 указанных в статье можно -быстро назвать столько же, а подумав — еще столько же и т.д. Есть на эту тему и списки (например, http://crowdsourcingexamples.pbworks.com/w/page/16668404/FrontPage), и обзоры (например, http://www.onedegree.ca/2008/02/by-monica-hambu.html).

На мой взгляд, существует иной, куда более важный вопрос: меняется ли краудсорсинг в своей основе по мере развития способов его применения? Чтобы ответить на него, сначала определимся, что такое краудсорсинг в принципе и откуда он взялся. Это проще всего понять, сравнив краудсорсинг с его историческим предшественником — аутсорсингом.

 

Сергей Карелов

Сергей Карелов, соучредитель
и СТО компании Witology http://witology.com/

Для выполнения всякой работы нужны трудовые ресурсы. А у конкретной компании они всегда ограничены штатом сотрудников. Данная проблема актуальна даже для таких больших компаний, как «Сбербанк» или «Газпром». В сумме там работают сотни тысяч человек, но все они территориально распределены на сотни офисов и дочерних компаний, в которых они, в свою очередь, разделены по десяткам функциональных отделов. Поэтому при выполнении конкретной задачи доступные ресурсы редко превышают несколько десятков. Так что проблема ограничения трудовых ресурсов исполнителей одинаково актуальна для всех. И решить ее пытаются давно и по-разному. Причем сказанное одинаково справедливо как для бизнеса, так и для государственных или общественных организаций.

Если аутсорсинг (outsourcing) был придуман, чтобы задействовать трудовые ресурсы людей, работающих в других компаниях, то краудсорсинг (crowdsourcing) — для привлечения трудовых ресурсов из Глобальной сети. Основной принцип краудсорсинга прост и интуитивно понятен. Если цель — поиск нового решения какой­либо задачи, то шансы найти оригинальное решение куда выше при задействовании в процессе поиска 10 тыс., а не 20 человек. А если цель — получить выгоду от взаимодействия людей, то, опять же, чем больше пользователей участвуют в нем, тем лучше для дела. Ну а поскольку в Сети обитают миллионы людей, то теоретически здесь можно найти любое необходимое число исполнителей.

Практика передачи сторонним компаниям части непрофильных работ применялась и 50, и 100 лет назад, когда еще слова «аутсорсинг» не существовало. Но за последние 30 лет появилось не только это слово, но и технология аутсорсинга. Как и любая технология, она состоит из специальных процессов и процедур, имеющих конкретную цель — повысить эффективность аутсорсинга. Например, процесс оптимального управления поставщиками аутсорсинговых услуг (Sourcing Management), процедуры оптимального контроля результатов аутсорсинга (Service Level Agreement) и т.д.

То же самое должно произойти и с краудсорсингом — из способа получения трудовых ресурсов в Глобальной сети он должен превратиться в технологию. Вопрос лишь в том, на что должна быть направлена технология краудсорсинга, что в нем можно и нужно оптимизировать?

Мой ответ на этот вопрос таков: цель технологии — оптимизировать интеллектуальный потенциал краудсорсинга, используемого для решения самых разных задач. Краудсорсинг происходит в онлайне, а следовательно, для материального производства он не годится — руками здесь ничего не произведешь. Краудсорсинг работает с оцифрованной информацией, идеями, креативными процессами. А главное для этого — уровень интеллектуального потенциала исполнителей.

До тех пор пока краудсорсинг остается лишь новым способом получения трудовых ресурсов в Глобальной сети, его интеллектуальный потенциал будет невысоким. Например, при поиске инновационных решений (инженерных, дизайнерских и т.д.) итоговый интеллектуальный потенциал краудсорсинга не превышает интеллектуального уровня человека, предложившего лучшую идею. И это происходит потому, что при «обычном» краудсорсинге не происходит объединения интеллектов участников — каждый думает и предлагает решение в одиночку. Плюс такого процесса в том, что он легко масштабируется: чем больше людей в нем участвует, тем лучше может быть результат — просто за счет числа участников. Минус же в том, что интеллектуальный потенциал этого процесса не может, даже теоретически, превышать интеллектуальный уровень участника, предложившего идею, признанную лучшей.

Технология краудсорсинга должна предоставлять возможность объединения (синергии) интеллектуальных уровней участников, то есть обеспечивать синтеллектуальный краудсорсинг. Термин «синтеллектуальный» означает соборный разум, соразум, который образуется путем интеграции индивидуальных сознаний через сеть электронных коммуникаций. Обычный краудсорсинг основан на качественных механизмах, не гарантирующих улучшения результатов при увеличении числа участников. Образно говоря, коллективный IQ толпы, если ничего не предпринимать, легко может оказаться ниже IQ большинства ее участников.

Технология синтеллектуального краудсорсинга должна преодолеть принципиальные ограничения «обычного» краудсорсинга, а именно:

  • проблемы коммуникации и социальной психологии больших групп людей сводят на нет рост коллективного интеллектуального потенциала (порознь вроде все умные, а вместе — так один базар);
  • процесс решения задачи направляется самыми горластыми, а не самыми толковыми. Чем больше участников, тем выше шансы, что каждый будет занят не своим делом;
  • сложно найти ценную мысль (даже если она точно есть) в обширном потоке высказываний.

Без преодоления этих принципиальных ограничений «социальный шум» и активность «настоящих буйных» превратят большинство краудсорсинговых площадок в очередные «облака мусора», коими уже изобилует Интернет.

Преодолевать названные ограничения можно по-разному. Например, на платформе Witology мы решаем эти проблемы при помощи:

  • системы рейтингов участников (более двадцати), оценивающих динамику их репутации в ролях «болельщика», «игрока», «судьи» и «деятеля»;
  • динамического профайла каждого участника, содержащего о нем обширную информацию (несколько десятков полей): о его психотипе, компетенциях, результативности его работы в разных ролях и т.д.;
  • филиации идей — процесса, в ходе которого идеи проходят ряд эволюционных этапов видоизменения и отбора. Критерии отбора на каждом из этапов свои. Они основаны на оценке идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами. На отдельных этапах также задействованы рыночные механизмы оценки в форме биржи идей и рынков предсказаний. Кроме того, идеи борются за выживание против «идей-киллеров», называемых контридеями. Последовательность таких этапов формирует эволюционный отбор идей, «выживающих» в конкурентной борьбе за признание.

Возможно, кто­то предложит иные решения. Но принципиальный вывод один: для реализации качественного отбора идей и повышения КПД работы деятельных сообществ необходимо использование синтеллектуального краудсорсинга. «Обычный» краудсорсинг здесь не поможет. Предел его возможностей — найти одну идею (одного умника) из многих, тогда как синтеллектуальный краудсорсинг объединяет многих для поиска и коллективного развития лучших идей.

Микрозадачи (microtasks)

Наиболее известной платформой микрозадач является сайт Amazon Mechanical Turk (MTurk) — краудсорсинговый интернет-ресурс, который позволяет оформлять запросы на использование человеческого интеллекта для выполнения задач, которые нельзя формализовать и поручить компьютерам. Данные задачи носят название HITS (Human Intelligence Tasks — задачи для человеческого интеллекта), к ним, например, можно отнести выбор лучшей среди нескольких фотографий, описание продукции или оценку музыкальных композиций. Исполнители могут просматривать задания, выбирать наиболее подходящие для них, выполнять эти задачи и получать оплату, установленную заказчиками. Посетив данный ресурс, автор статьи не смог найти для себя интересной задачи: либо слишком дешево, либо, если цена привлекательна, нет необходимых знаний (например, знания одновременно арабского и английского языков, чтобы перевести абзац). Подавляющее большинство задач стоят меньше доллара, нет ни одной дороже 10 долларов — на то они и микрозадачи.

Сайт Microworkers по засмыслу похож на MTurk, но здесь исполнителям предлагаются примитивные задания полулегального характера типа «проголосуй за мое фото», «добавь себя как моего френда», «оцени мое видео», «добавь ссылку на мой сайт»... И хотя в названии присутствует такое понятие, как человеческий интеллект, труд на подобных сайтах можно сравнить скорее с прополкой километровой грядки.

Краудсорсинг­агрегаторы (сrowdsourcing aggregators)

Краудсорсинг­агрегаторы действуют по следующему принципу: принимают от клиента проект, разбивают его на отдельные задачи, которые можно предложить в виде микропроектов для краудсорсинговой рабочей силы, а затем агрегируют результаты. Такой подход позволяет решать крупномасштабные, трудно автоматизируемые задачи. Иногда распределение задания на микрозадачи позволяет взять барьеры, которые сложно преодолеть в рамках других подходов. Например, попробуйте позвонить в компанию X и запросить список фамилий всех сотрудников, работающих в ней более 5 лет с разбивкой по роду деятельности. Проблемно, правда? Рассылка вопроса по почте не поможет. Возьмите список видов деятельности и сгенерируйте десяток вопросов типа «приведите пример сотрудника компании X, должность которого такая-то, а стаж более 5 лет» и назначьте за ответ 100 руб. Вполне возможно, что из тысячи просмотревших это задание найдется нужное число людей, которые знают ответ на вопрос и с удовольствием на него ответят. Примерно по такому принципу (я не имею в виду конкретный пример с поиском данных о сотрудниках) построена работа CrowdFlower. Ресурс был запущен в 2007 году для создания инструментов для управления краудсорсингом. Площадка позволяет пользователям загружать свои задачи, которые будут выполняться пользователями Amazon Mechanical Turk или Samasource.

Добровольные вычисления (сycle sharing)

Площадки данного профиля реализуют идею использования компьютеров добровольцев для распределенных вычислений. Для упрощения процесса организации и управления распределенными вычислениями создано несколько платформ. Общая схема работы платформы выглядит следующим образом: участник загружает и запускает клиентскую часть ПО, которая периодически обращается к серверу проекта, запрашивает данные для обработки и отправляет результаты. При этом клиент выполняется с наименьшим приоритетом, не мешая основной работе участника проекта. Обычно участники привлекаются на бесплатной основе. Основным стимулом является участие в решении важной для человечества проблемы — например в разработке лекарств или поиске внеземного разума. Многие проекты создают среду для соревнования по объему проделанных вычислений на компьютере участника. Возможность обсуждения проекта на сайте формирует социальную сеть для общения единомышленников, что, в свою очередь, привлекает новых участников. Некоторые проекты предлагают участникам денежное вознаграждение при достижении определенных результатов, как правило — на конкурсной основе.

В январе 1996 года был запущен проект GIMPS по поиску простых чисел Мерсенна. В 1997 году стартовал конкурс RSA Data Security на решение задачи взлома методом простого перебора 56-битного ключа шифрования информации RC5. Наиболее известным проектом добровольных вычислений является SETI@home (от англ. Search for Extra-Terrestrial Intelligence at Home — поиск внеземного разума на дому). Проект стартовал в конце 90-х годов. Он обладал вычислительной мощностью, сравнимой с современными мощнейшими суперкомпьютерами. Критикуя добровольные вычисления, отмечают, что, поскольку исходные тексты клиентских программ большинства проектов не открыты, участник проекта не имеет возможности проанализировать, какими именно вычислениями на самом деле занимается клиентское ПО.

Справочные ресурсы (reference content)

Коллективные справочные ресурсы построены по принципу «каждый, кто знает больше, может улучшить справочный ресурс». Платформа призвана организовать коллективную деятельность, задать формат, отсечь акты вандализма. Наиболее популярным справочным краудсорсинг-ресурсом в Интернете является Википедия. Запущенный в 2001 году проект сегодня стал самым крупным справочником в Интернете. Владелец сайта — американская некоммерческая организация «Фонд Викимедиа», имеющая 19 региональных представительств. Википедия создается добровольцами со всего мира на 282 языках и содержит более 19 млн статей.

Еще один справочник — WikiHow — является веб­ресурсом, основанным на вики-платформе, и состоит из обширной базы данных по how-to-руководствам (руководствам по тому, как что­либо сделать). WikiHow насчитывает более 20 млн читателей из более чем 200 стран. Сайт использует модифицированную версию MediaWiki 1.12, которая является открытым исходным кодом. Содержание сайта создается на основе лицензии Creative Commons.

Совместное использование данных (data sharing)

Под совместным использованием данных подразумевается краудсорсинговое выполнение проекта и предоставление данных для коллективного просмотра. Например, речь может идти о коллективном построении карт добровольцами, когда каждый из участников уточняет карту своими сведениями о некотором ее участке. Примером подобного ресурса является площадка Root Wireless, где ведется уточнение карты покрытия местности сигналом мобильной связи. Компания-организатор использует мобильные приложения, которые доступны для различных видов смартфонов и предоставляются пользователям для сбора данных о наличии и качестве сигнала. Полученные сведения передаются на серверы проекта и визуализируются. Потребители могут просматривать собранные краудсорсерами данные в Интернете в виде цветных карт, которые помогают принять решение о покупке, показав объективные сравнительные данные о беспроводном покрытии.

Другой ресурс похожего профиля — Deadcellzones.com. Здесь строится и уточняется карта покрытия местности сигналом мобильной связи от различных компаний, включая AT & T, Verizon, Sprint, T-Mobile, MetroPCS и Tracfone. Карта посвящена выявлению зданий, жилых домов, парков и других общественных мест, где звонки по сотовому телефону часто пропадают или где сигнал мобильного телефона недоступен. Картографическая база данных была основана в 2001 году и стала краудсорсинговой платформой для объединения информации от миллионов пользователей с целью определения «мертвых» зон приема.

Рейтингование контента (content rating)

Назначение сайтов данного типа — это коллективное создание и рейтингование контента с тем, чтобы наверху (в поле лучшей видимости посетителей) оказывались наиболее популярные произведения. Самый известный сайт подобного профиля — это ресурс Digg, новостной социальный сайт, контент которого создается и оценивается пользователями. Его популярность привела к созданию большого числа социальных сайтов с подобной моделью. Сайт Digg был запущен в 2004 году и оказался весьма популярным. К 2006 году была выпущена уже третья его версия, в которой появились отдельные категории, такие как технологии, наука, мир и бизнес, видео, развлечения и игры. К этому времени посещаемость Digg выросла настолько, что возник термин «Digg-эффект» — мощный всплеск посещаемости небольшого сайта после того, как ссылка на него появлялась на главной странице Digg. В 2008 году Google рассматривала возможность приобретения Digg, однако сделка не состоялась. Позднее Digg получила 28,7 млн долл. от ряда инвесторов, включая Highland Capital Partners.

Платформы по сбору идей (idea platforms)

Платформа по сбору идей может быть не привязана к задачам конкретной организации, как в случае с IdeaScale, которая собирает идеи на разные темы и позволяет посетителям обсуждать их и рейтинговать. Популярные идеи поднимаются наверх, а непопулярные опускаются, так же как и в модели Digg.

Платформа по сбору идей может быть организована конкретной корпорацией и нацелена на сбор идей по ее развитию. Например, сайт IdeaStorm был запущен компанией Dell в 2007 году как способ напрямую пообщаться с клиентами и собрать их идеи по развитию продуктов компании. IdeaStorm был создан для предоставления прямого канала и платформы брейнсторминга для клиентов Dell. На данной площадке они могут обмениваться идеями, взаимодействовать друг с другом и с компанией Dell. Площадка призвана помочь Dell узнать, какие новые продукты или услуги хотят видеть клиенты Dell, как они представляют дальнейшее развитие компании. Платформа позволяет пользователям проверить, не является ли их идея дублированием или развитием идей, которые уже были выдвинуты ранее. Ресурс оказался весьма продуктивным. Число клиентов IdeaStorm давно перевалило за 10 тыс., в результате активности пользователей ресурса было внедрено почти 400 идей! Dell не только полагается на свободное творчество масс, но и направляет данный процесс — проводит тематические сессии, в рамках которых выдвигаются темы, по которым Dell надеется получить идеи от своих поклонников и почитателей.

Краудфандинг (crowdfunding)

Краудфандинг — это коллективное сотрудничество, основанное на доверии людей, которые объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать проекты, начатые по инициативе других людей или организаций. Краудфандинг может быть направлен на достижение различных целей, например на проведение политических кампаний, финансирование запуска новой компании или бизнеса.

Стартапы, которые созданы на средства людей, вдохновленных собственной идеей, часто терпят неудачу просто потому, что они создают продукт или услугу, на которую нет массового спроса. Для снижения вероятности неудачи вы можете проверить свои идеи на Kickstarter — там можно не только протестировать интерес к вашей идее, но и получить краудсорс­финансирование.

Наиболее распространены ресурсы, помогающие получить деньги на развитие творческих проектов. Например, ArtistShare (http://www.artistshare.com) позволяет публиковать свою музыку и собирать деньги на нее посредством микроплатежей, которые предлагается пожертвовать либо просто так, либо в обмен на доступ к дополнительным материалам.

Для сбора денег на производство фильмов существуют такие сайты, как FilmRiot (http://www.filmriot.com/) и A Swarm Of Angels (http://aswarmofangels.com/). Статистика, которую можно почерпнуть на подобных сайтах, позволяет лучше понять потребности пользователей.

Еще один ресурс такого профиля — сайт Kiva.com. Здесь вы можете предоставить кредит (минимум 25 долл.) для участников, которые предлагают бизнес-идею. Объединив технологии микрофинансирования и Интернета, сайт Kiva.com стал создателем глобального сообщества людей, связанных через кредитование.

Коллективные инновации (distributed innovation)

О назначении ресурсов группы «Коллективные инновации» можно судить по таким сервисам, как Chaordix и InnoCentive.

Chaordix — это программная платформа для построения краудсорсинговых решений, которая включает такие элементы, как стимулирование генерации идей, оценка вклада участников, объективный выбор генерируемых в толпе идей, стимулирование участия, аналитическая обработка ответов, модерирование толпы.

InnoCentive — это проект, который позволяет организациям решать свои задачи, подключая их к различным источникам генерирования инноваций на базе краудсорсинговых технологий и с опорой на разные аудитории, включая сообщества сотрудников, клиентов, партнеров, а также других краудсорсинговых ресурсов. Клиентами InnoCentive являются ведущие коммерческие, государственные и некоммерческие организации, такие как Eli Lilly, Life Technologies, НАСА, nature.com, Popular Science, Procter & Gamble, Roche, Фонд Рокфеллера, и др.

Вопросы (questions)

Сервисы вопросов работают по принципу конференций, в которых одни пользователи задают вопросы, а другие пытаются на них ответить. Вопросы распределены по категориям. Автор вопроса может оценить качество ответа и выделить лучший. Набранная статистика показывает наиболее адекватные ответы на поднятые вопросы. Идея подобных сервисов состоит в том, чтобы аккумулировать экспертное мнение сообщества. Наиболее популярный сервис вопросов и ответов — Yahoo! Answers компании Yahoo! — был запущен в 2005 году. Он дает пользователям возможность задавать вопросы сообществу и отвечать на них. В 2008 году сервис был самым популярным сайтом вопросов и ответов в США и насчитывал более 150 млн уникальных посетителей в месяц.

Помимо сервиса Yahoo автор данной статьи протестировал ресурс Cha Cha. Выяснилось, что база ответов в нем невелика. Например, на вопрос, что такое SaaS, ответ был: «Saas is not a word in the English language». На вопрос, кто является президентом России, ответ был: «Дмитрий Медведев». Тут же на страничке появился вопрос о том, действительно ли в России девять часовых зон. Из чего можно заключить, что на сайте реализована следующая схема работы: посетителю предлагается ответить на вопросы по той тематике, которой он сам интересовался или которую как­то затронул. Вопросы выдаются в виде тестов. Посетитель, который решил протестировать свою эрудицию, видимо, одновременно отвечает на те вопросы, которые задал кто­то из посетителей.

Рынки контента (content markets)

Пожалуй, самая массовая группа краудсорсинг-ресурсов — это рынки контента. Суть работы площадок данного типа заключается в том, что посетители размещают и рейтингуют некоторый контент, а владельцы сайта пускают в производство его лучшие образцы. Например, выбирают наиболее популярные у пользователей картинки, а потом на их базе печатают открытки.

Примерно так построен ресурс RedBubble. Это витрина, с которой каждый пользователь может продать свою работу, приложив минимум усилий. Авторам предлагается прислать цифровой файл, а владельцы сайта обязуются взять на себя организацию производства, доставки и обслуживания клиентов. Владельцы сайта занимаются производством разных изделий, включая открытки, футболки, стикеры, календари, картины, плакаты и т.д.

«I vote for art» — это онлайн-галерея, где можно выставить свое произведение искусства, проголосовать за понравившуюся чужую работу и при желании купить ее. Проект был запущен в мае 2008 года, и в нем постоянно появляются новые художественные работы. Пользователи отдают свои голоса понравившимся произведениям, и работа, набравшая большее количество голосов, перемещается на первую страницу, где ее могут увидеть миллионы людей. Купить произведение искусства можно через систему PayPal. Товар доставляется до двери покупателя, что гарантирует его хорошее состояние.

Рынки предсказаний (prediction markets)

Рынки предсказаний (предикативные рынки) — разновидность спекулятивных рынков, нацеленных на создание прогнозов. Подобные рынки позволяют создавать активы, конечная денежная стоимость которых связана с определенным событием или параметром. Участники, покупающие по низкой цене, а продающие по высокой, получают премии за улучшение прогнозов рынка, а те, кто проигрывает, напротив, наказываются за ухудшение прогнозов рынка. Игрок отвечает своим кошельком за точность прогноза.

Ярким примером биржи предсказаний является сайт Intrade, основанный еще в 2001 году. Его участники могут спекулировать на предсказании исхода событий, не связанных со спортивными достижениями. Это могут быть политические или финансовые прогнозы.

Рынки услуг (service market places)

Что подразумевали авторы схемы под термином service market places, то есть «рынки услуг», можно понять, рассмотрев принципы работы проектов ScriptLance и Elance.

ScriptLance приглашает работодателей, предлагая им передать на аутсорсинг проекты по программированию, дизайну, написанию текстов, и фрилансеров, готовых эти проекты выполнить. Среди предложений есть проекты для программистов, работающих с PHP, MySQL, Joomla, JavaScript, XML, Social Networking и т.п. Приглашаются также технические писатели для поддержки блогов, создания статей и контента сайтов, дизайнеры сайтов, логотипов и графических элементов дизайна, специалисты по HTML-верстке и в области SEO.

Сайт Elance выполняет схожую задачу по сведению на своей площадке работодателей и исполнителей и при этом берет комиссию как с тех, кто выполняет работу, так и с тех, кто ее предлагает.

Подобные функции также характерны для сайта Guru. На нем можно создать свой профайл, выложить резюме и привести примеры своих работ. Guru выполняет еще одну функцию — принимает платежи от работодателя и выплачивает вознаграждение исполнителю после того, как заказчик подтверждает, что он удовлетворен выполненной работой.

Поощрение инноваций (innovation prizes)

К данной категории авторы схемы отнесли различные фонды, которые устраивают конкурсы инноваций. Например, на ресурсе Netflix можно получить премию открытого конкурса на лучший алгоритм, способный предсказывать пользовательский рейтинг фильмов, основанный на предыдущих рейтингах. Тот, кому удастся усовершенствовать алгоритм и улучшить точность прогнозов на определенную величину, получает приз.

Другой ресурс — Фонд X-Prize (англ. X-Prize Foundation) — базируется в городе Сент­Луис (шт. Миссури, США). Он учреждает премии с целью способствовать совершению научных прорывов в самых разных областях и использует в своей работе краудсорсинг-технологии.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2011